Планируем поездку
В современных крупных городах трафик настолько сильный, что выбрать оптимальный маршрут для поездки не так-то и трудно. И здесь полезно обратиться к опыту развитых капиталистических стран, где уже давно используются навигационные компьютеры, содержащие карту и опирающиеся на систему GPS (Global Positioning System) для навигации. Если сделать неправильный поворот, то компьютер сразу же сообщит об этом, и мы вернёмся на нужный путь.
В нашу лабораторию попал автомобильный навигатор Mobile Crossing WayPoint 200. Он представляет собой КПК на Microsoft Pocket PC с GPS-модулем. КПК связывается с GPS-модулем через беспроводную связь Bluetooth, а в комплект поставки входит столь много разных аксессуаров, что любой фанат гаджетов будет доволен.
Во время тестирования мы с лёгкостью прокладывали путь между двумя местоположениями. Конечно, были определённые заминки, но навигатор всегда провожал машину до нужной цели, даже когда я съезжал с рекомендованного курса. К сожалению, карт российских городов в навигаторе нет, поэтому мы проводили тестирование во время командировки в Лос-Анджелес. Будем надеяться, что вскоре услуги подобного качества появятся и в России.
КПК с большим количеством аксессуаров
Что касается КПК, то WayPoint 200 является стандартным устройством с Microsoft Windows Pocket PC 2003, которое можно использовать для повседневных функций: органайзера, электронной почты, заметок и т.д. Здесь мы не обнаружили чего-либо принципиально нового, так что сразу перейдём к функциям GPS.
Взяв в руки коробку WayPoint 200, я был поражён. На ней изображён КПК, окружённый различными аксессуарами, включая GPS-приёмник, аккумулятор, кабели, рамки для монтажа, блок питания, руководство и программное обеспечение. Рядом присутствовала надпись, которая в переводе на русский означает: “Мы хотели, чтобы в комплект поставки вошло всё, что только может понадобиться. Чтобы ничего не нужно было покупать отдельно. И мы это сделали!” Да, действительно сделали.
На коробке WayPoint 200 изображён КПК/GPS со всеми аксессуарами.
А вот и аксессуары.
После просмотра содержимого мы обнаружили зарядное устройство для WayPoint и GPS-приёмника. Оно подключается к розетке электрической сети, а два других конца – к разъёмам питания КПК и GPS-приёмника. Всё вполне логично, но на первых порах в аксессуарах легко запутаться.
Зарядное устройство WayPoint 200 для КПК и GPS-приёмника.
Настраиваем WayPoint 200 для поездки
После того, как мы зарядили КПК и GPS-приёмник, можно было приступать к испытаниям. В КПК предустановлена программа WayPoint и загружен набор карт. GPS-приёмник и КПК связываются между собой через Bluetooth. В приёмник модуль Bluetooth уже встроен, а в КПК вам придётся вставить карточку в формате CF, которая входит в комплект поставки.
Когда мы запустили программу WayPoint, КПК запросил, хотим ли мы провести поиск приёмника GPS среди окружающих устройств Bluetooth. Убедившись, что GPS-приёмник включён, мы ответили утвердительно. Операционная система КПК затем запросила ввести параметры Bluetooth, чтобы два устройства смогли автоматически связываться при загрузке КПК. Так и произошло: каждый раз, когда мы включали WayPoint, КПК и GPS-приёмник автоматически устанавливали связь между собой.
Главное окно WayPoint 200.
После настройки WayPoint можно приступать к прокладыванию перового маршрута. Мы решили прокатиться с западного конца Лос-Анджелеса до городка Малибу, находящегося на расстоянии около 25 км. Мы запланировали обед с друзьями в ресторане на Pacific Coast Highway (PCH). Сначала пришлось загрузить карты для планируемого маршрута. После выбора территории WayPoint откроет и загрузит и все прилегающие области, так что мы не “упадём с края Земли”. В КПК уже установлены прекрасные карты от NAVTEQ. При покупке навигатор вместе с картами региона стоит $700 (WayPoint 200), но за $750 можно купить навигатор с картой всех Штатов (WayPoint 205).
После загрузки карт следует указать начало и конец маршрута. В качестве точки старта можно использовать текущие GPS-координаты, либо указать улицу и адрес (можно даже брать адрес из списка контактов КПК), перекрёсток, место или организацию, а также задать точку с помощью традиционных координат (широты и долготы). Часто используемые маршруты можно сохранить в памяти. В качестве точки старта мы использовали текущие координаты GPS, а в качестве места назначения мы ввели адрес ресторана.
Выбор точек начала и конца поездки на WayPoint 200.
Едем в Малибу с WayPoint 200
После завершения установки маршрута мы сели в BMW и поехали в ресторан, закрыв окна и включив кондиционер. Как обычно, навигатор спланировал поездку до ресторана по-своему. И сразу же начался спор, кого слушать: товарища-водителя или навигатор. Оба желали поехать по шоссе Santa Monica Freeway (Route 10). Но GPS-навигатор решил добраться до шоссе по определённым улицам. Водитель, который ездит в этом районе уже много лет, полагал, что на этих улицах могут быть пробки в обед, поэтому он хотел доехать до шоссе другим маршрутом. Вполне понятно, что он не пожелал слушать какую-то электронную игрушку. По мере движения GPS-навигатор стал громко возмущаться голосом о том, что мы отклонились, и требовал вернуться на маршрут.
Но водитель оставался непреклонен. Мы успешно объехали все пробки и задумались, смогли бы мы вообще добраться вовремя, если бы послушались GPS-навигатора.
Вскоре мы добрались до шоссе, и GPS-навигатор обрадовался тому, что мы вернулись на предполагаемый маршрут. Программное обеспечение WayPoint отображало предполагаемое время прибытия. Мы должны были приехать в ресторан как раз вовремя. Вообще, мы были несколько удивлены подобной уверенностью WayPoint, поскольку подобно всем американским (но не европейским) GPS-навигатором, наша модель не получает данные о пробках в реальном времени. Похоже, программное обеспечение просчитывает время прибытия на основе собственных предположений.
Мы успешно съехали с шоссе Route 10 на северное направление PCH. Вскоре мы остановились у светофора. Перед нами открылся прекрасный вид на Тихий океан.
Вот как WayPoint отображает сегмент Pacific Coast Highway.
К сожалению, по разным причинам, которые к самому навигатору WayPoint 200 отношения не имеют (см. раздел “Аккуратность GPS ” ниже), WayPoint 200 подумал, что мы остановились на светофоре до развилки на PCH. Поэтому навигатор настаивал, что нам нужно повернуть налево. Конечно, если бы мы это сделали, то заехали бы на разделительное ограждение.
GPS-приёмник продолжал настаивать на смене курса. Но мы его проигнорировали и продолжали двигаться на север по PCH. Примерно через километр GPS-приёмник решил, что мы всё-таки находимся на Pacific Coast Highway и перестал доставать нас своими советами.
Время обедать
В целом, поездка прошла совершенно обыденно, если не считать привычно встречавшихся красивых девочек и не менее красивых и дорогих машин. Но ситуация быстро изменилась, когда мы стали подъезжать к ресторану. GPS-навигатор начал обратный отчёт расстояния в футах, которое осталось до поворота на парковку ресторана.
Когда GPS-навигатор досчитал до нуля, мы дружно залились смехом. Дело в том, что навигатор просил нас повернуть в огромную стеклянную витрину дорогого магазина по продаже катеров и яхт. Мы, все ещё смеясь, проехали мимо магазина и чуть не пропустили заезд на парковку – он оказался где-то через 15 метров после магазина. Когда мы стали поворачивать на парковку, GPS-приёмник начал убеждать нас развернуться, считая, что мы проехали нужный поворот. Если бы мы его не выключили, GPS-приёмник наверняка бы доставал нас своим голосом на протяжении всего обеда. Впрочем, есть и хорошие новости: мы приехали в ресторан точно вовремя, как и предсказывал GPS-приёмник.
Заключение
Мы ещё несколько раз проверяли работу GPS-навигатора Mobile Crossing WayPoint 200 PDA. В целом, навигатор оказался полезным устройством для проезда в то или иное место, конечно, с определёнными оговорками. Во время тестирования GPS-приёмник всегда определял не меньше трёх спутников системы GPS, причём даже в металлическом гараже. Во время вождения мы поняли, что самое важное у GPS-навигатора – это не экран, а голосовые команды. Дисплей прекрасно подходит для прокладки маршрута, но во время езды им пользоваться неудобно, да и небезопасно. Как мы уже упомянули раньше, при закрытых окнах автомобиля голос WayPoint 200 достаточно разборчивый и громкий. Если открыть окна, то голосу будет мешать шум дороги и ветра.
После тестирования WayPoint 200 компания Mobile Crossing уже успела обновить прошивку. Улучшения весьма существенны и включают лучшую работу с GPS-данными, улучшение графического интерфейса и возможность скачивать при необходимости карты через Интернет.
Будем ли мы пользоваться WayPoint 200 на постоянной основе? Конечно. Но настроить скачивание информации о пробках не так-то легко. Нужно иметь телефон с поддержкой Bluetooth и настроить GPS-навигатор на его использование. Кроме того, информация о пробках в Штатах не такая распространённая, как в Европе. Ну, а без информации о пробках польза от WayPoint 200 уменьшается где-то вдвое.
Наконец, мы с нетерпением ждём, когда подобные устройства и сервис в полной мере появятся в России. Наша страна огромна, и проблема доступности карт стоит достаточно остро. Если же у вас есть, что рассказать по этому поводу или вы желаете предоставить навигатор на тестирование – пишите в нашу редакцию.
Аккуратность GPS
Проблемы, которые мы испытали с Mobile Crossing PDA/GPS, отнюдь не относятся именно к этой модели. На аккуратность расчёта GPS влияют не меньше трёх ограничений системы GPS. Ниже мы их вкратце рассмотрим.
1 мая 2000 года президент США Клинтон объявил о снятии ограничения Selective Availability (SA) в системе глобального позиционирования и навигации Global Positioning System (GPS). GPS использует сигналы спутников, позволяющих определить координаты в любом месте Земли. Ограничение SA специально снижало точность определения координат GPS в гражданском GPS-оборудовании. Подобная мера предотвращала использование GPS-сигналов врагами США для точного нацеливания ракет и бомб на цели. Белый дом оставляет за собой право включить SA снова, но на данный момент ограничение выключено.
Выключение SA улучшает точность определения координат GPS со 120 метров (400 футов) до 10 метров (33 фута) с вероятностью 95%. То есть для каждой сотни полученных значений 95 окажутся в пределах 10 метров. А 50 значений из 100 будут точными в пределах 1,5-3 метров. Но точность позиционирования – только лишь одно ограничение системы GPS.
Правительственные учреждения картографии традиционно работают с бумажными картами. Эти карты, особенно дорожные, часто на первое место ставят удобство восприятия, а не точность. Если несколько дорог накладываются друг на друга, что часто встречается на развязках в современных городах (возьмите, скажем, третье транспортное кольцо Москвы), картограф часто творчески разносит дороги между собой, чтобы лучше их показать, да и сделать развязки более понятными. И понимать карты при этом становится легче. За последние годы эти небольшие отклонения перешли в цифровые карты. В общем, карты автодорог часто сильно отличаются от реальности. Так что GPS-навигатор даёт 95% аккуратность позиционирования внутри 10-метрового круга на карте, которую тоже нельзя назвать точной.
Кроме того, свой вклад вносит и служба, отвечающая за нумерацию домов (в Штатах это федеральная почтовая служба). Как известно, почтовые адреса даются по улицам диапазонами – для каждого квартала улицы. К примеру, по информации службы, в данном квартале улицы располагаются дома с 1101 по 1200, а в следующем квартале – дома 1201-1300.
Допустим, длина квартала с домами 1101-1200 составляет 300 метров. Когда мы будем планировать маршрут по этой улице до дома 1105, мы будем знать, что он находится в данном квартале. Но мы не знаем реальные координаты этого дома. Однако мы можем математически их рассчитать, зная диапазон домов и длину квартала. Но что, если строения расположены как попало? Или в центре квартала находится громадная автостоянка? Так что предположение является именно предположением. А нанесение на карту домов, как вы понимаете, значительно увеличивает её объём.
Так что GPS-навигатор никогда не может точно сказать координаты из-за ограничений системы GPS, неточных карт и математического предположения адреса. Но даже с учётом всего сказанного GPS-навигатор сегодня позволяет ориентироваться намного лучше, чем любой другой инструмент навигации.