Введение
Представляем нашим читателям издание компании “ДиректМедиа Паблишинг” “Византийское искусство”. Автор рецензии В.Л. Булдакова, эксперты: Е.Л. Беляева, искусствовед; В.А. Коршунков, кандидат исторических наук, доцент Вятского государственного гуманитарного университета. В оценке диска путём просмотра и выполнения практических заданий участвовали 42 студента третьего курса Кировского областного колледжа культуры.
Нажмите на картинку для увеличения.
Системные требования | |
Windows 95/98/МЕ/NT/2000/XP, IBM PC 486 и выше, 16 Мб RAM, CD-ROM, SVGA |
Вступительное слово
“Я видел человеческий образ Бога, и моя душа спасена была”, – автор и составитель М. Бутырский во вступительной статье цитирует Иоанна Дамаскина. [От составителя: Византийское искусство, S. 17].
Нажмите на картинку для увеличения.
Исследование художественных средств воплощения божественного образа – одна из главных целей изучения византийского искусства, она воплощается в представленном издании.
Нажмите на картинку для увеличения.
Общая характеристика
Вид издания – электронная библиотека, в ней использована новая версия программы “ЭлБи 4” с улучшенным интерфейсом и новыми функциями, которые будут рассмотрены ниже. Как работает программа, расскажет справка.
Нажмите на картинку для увеличения.
Среди создателей диска
Нажмите на картинку для увеличения.
обратим внимание на знакомое по “московским дискам” имя редактора – Д. Харман. (См. ““Подмосковные города: архитектура XX века”“, ““Москва за Садовым кольцом: архитектурные прогулки”“, ““Советская Москва 1920-50-х годов: от Утопии к Империи”“).
Содержание диска, программные возможности
Диск представляет собой собрание изображений (более 2 200) от V до XV вв. Вы встретите здесь простые и прекрасные в первозданной наивности храмы
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
и сложные росписи палеологовского ренессанса.
Нажмите на картинку для увеличения.
Текст не претендует на полноту изложения истории Византийской культуры, однако, на взгляд экспертов, является очень важной познавательно-систематизирующей составляющей, необходимой для работы с изображениями, представленными в издании.
В разделе “От составителя” содержится чёткое изложение целей и задач составления электронной библиотеки, характеризуется тип византийского художественного творчества, в частности, излагается принцип первичности богословской идеи перед образом.
Нажмите на картинку для увеличения.
Отдельная глава посвящена хронологии и периодам византийского искусства.
Нажмите на картинку для увеличения.
Лаконичное, но точное описание особенностей отдельных периодов византийской культуры позволяет систематизировать полученные ранее знания по этому предмету, или заложить основу формирования таких знаний.
Третья глава раздела “От составителя” знакомит нас с видами художественной деятельности, которые выделяет составитель в каждом разделе иллюстраций:
- архитектура;
- монументальная храмовая живопись;
- иконы;
- миниатюра;
- реликварии;
- императорское и светское искусство;
- церковная утварь и литургические ткани.
Нажмите на картинку для увеличения.
“В выборе рубрикаций мы стремились отразить как художественную, так и функциональную специфику византийских памятников, сознательно отдавая предпочтение последней. Роль и назначение того или иного вида художественного творчества определяет набор типологических признаков конкретных памятников, характеризующих их содержание и формообразование”.
[От составителя: 1. Архитектура. Византийское искусство, S. 34]
Цитата скопирована и вставлена благодаря функциональности нового интерфейса программы “ЭлБи 4”.
Нажмите на картинку для увеличения.
Таким образом, 112 страниц текста от составителя М. Бутырского, хорошо ориентируют читателя в материале библиотеки и могут быть использованы как полноправный источник знаний наряду с той литературой, которая указана в конце раздела.
Что замечательно, ссылки на книги по византиноведению даны с оценками источников, это даёт возможность целенаправленного обращения к ним, таким образом, проявляется уважение не только к представленным материалам, но и к читателю-пользователю, например.
Нажмите на картинку для увеличения.
На список источников есть гиперссылки в тексте, есть гиперссылки и на изображения, иллюстрирующие факты, положения, утверждения, изложенные автором. Так текст связывается с иллюстрациями, составляя с ними единое целое. Если выйти через гиперссылку из текста к иллюстрации, можно просмотреть те, которые находятся рядом с указанной. То есть расширить изобразительный ряд, прежде чем вернуться к продолжению чтения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Как обещано в разделе “От редакции”, издатели тщательно отнеслись к вопросу происхождения и авторства произведений искусства. Размеры, материалы, место нахождения, комментарии и примечания есть к каждой иллюстрации. Это очень ценно.
Нажмите на картинку для увеличения.
Программа просмотра позволяет просматривать одну или две страницы, перемещаться с помощью содержания “кликом” мышки, прокручивать колёсиком или пользоваться кнопками “Page Up”, “Page Down”. Открывать картинку в новом окне, возвращаться к перелистыванию, закрыв окно или нажав кнопку “Esc”.
Содержание диска, программные возможности, продолжение
В окне просмотра действуют игровая кнопка, позволяющая поиграть в пятнашки
Нажмите на картинку для увеличения.
или пазлы.
Нажмите на картинку для увеличения.
Поиграть можно на занятиях, чтобы дать отдохнуть студентам занятно и с пользой для дела. Иллюстрацию можно загрузить любую, не только из тех, что есть на диске. Понятно, что сакральные изображения никто не собирается изучать с помощью таких игр, но электронная библиотека предлагает и светские произведения, например, мозаику на полу большого императорского дворца “Мальчик с гусями”.
Нажмите на картинку для увеличения.
Или картинку врачевания.
Нажмите на картинку для увеличения.
Если в меню “Том” выбрать “Настройки” и в закладке “Предпросмотр изображений” выбрать “Более медленно, но лучше”,
то вы сможете с большим удобством работать с иллюстрациями, особенно когда выберете значок “Страница целиком” (то же можно проделать через меню “Вид”). Это, например, поможет составить более полное впечатление о соборе Святой Софии, экстерьер и интерьер которого представлен на 139 страницах, это замечательно для детального просмотра, но общий образ дробится как мозаика.
Нажмите на картинку для увеличения.
Вообще, те, кто знаком с более ранними изданиями “ДиректМедиа Паблишинг”, заметят, что интерфейс библиотеки, оставшись простым в обращении и дружественным по отношению к пользователю, стал более удобным и функциональным. Улучшилось качество картинок, что сказалось на возможностях детального увеличения и просмотра, особенно важно это для рассматривания техники мозаик.
Нажмите на картинку для увеличения.
Удобнее стало листать страницы, возвращаться на предыдущую с помощью кнопок-стрелок синих и зелёной.
Нажмите на картинку для увеличения.
Сразу из просмотра можно выйти во внешнюю программу-редактор и обработать изображение, как вам требуется, прежде чем сохранить его.
Нажмите на картинку для увеличения.
С такой же лёгкостью можно сразу распечатать текст или картинку, предварительно выполнив нужные вам настройки печати.
Причём количество страниц подряд или в разбивку можно задать в настройках, тут же указать параметры страницы.
Нажмите на картинку для увеличения.
Хорошо работает на диске поиск, как в тексте, так и в иллюстрациях.
Нажмите на картинку для увеличения.
Как и в ранее изданных “ДиректМедиа Паблишинг” электронных библиотеках, сделанные во время работы с материалом заметки, можно сохранять и открывать в нужный момент.
Нажмите на картинку для увеличения.
Интересные находки
География центров византийского искусства простирается не только до границ Византийской империи, которые, как известно, менялись в связи с событиями истории, но включает, например, Киев, Софийский собор, там работали византийские мастера, Новгород, церковь Спаса на Ильине, где работал Феофан Грек.
М. Бутырский в разделе “От составителя” указывает на взаимосвязи византийской западноевропейской культуры, особенно в периоды иконоборчества и палеологовского ренессанса.
Нажмите на картинку для увеличения.
Так преодолевается ложное впечатление полной изоляции и автономности Византии, как культурного центра средневековья. Кстати, это не ускользнуло от внимания некоторых студентов.
Возможности использования
Вступительная статья и содержание – прекрасный способ структурирования знаний по предмету. Учиться работать с оглавлением учебника мы со студентами начинаем на самых первых занятиях. Студент должен научиться извлекать максимум знаний из минимума информации.
Такого полного собрания иллюстраций просто больше нет. Карту Константинополя, составленную при Сулеймане, не так легко найти в других источниках и рассмотреть в деталях.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Теперь книги В. Лихачёвой или Л.А. Успенского, указанные в списке источников, можно читать с гораздо большей пользой и удовольствием. Например, Вера Дмитриевна Лихачёва много внимания уделяет миниатюрам. Здесь их можно рассматривать с комментариями.
Нажмите на картинку для увеличения.
Вот текст: “Ты владычествуешь над яростью моря; когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их”. Укрощение бури на море. Ладья с парусом, кормчий с двумя веслами, апостолы, обращающиеся к Христу. Слева – олицетворение ветра в виде юноши, который прекратил дуть в трубу и закрывает рот рукой. Сидящая женская фигура – олицетворение моря. [Период иконоборчества: Миниатюра. Византийское искусство, S. 920]
Карты позволяют определиться в пространстве, что не менее важно, чем определение во времени. Как с первым, так и со вторым у сегодняшних студентов большие проблемы.
Нажмите на картинку для увеличения.
Схемы храмов упрощают восприятие интерьеров, проясняют архитектурные особенности культовых сооружений. Без них сложно объяснять, что такое базилика,
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
или мартириум, а с помощью схем студенты учатся сами изображать схематически архитектурные сооружения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Художественно-музыкальная композиция не только помогает создать атмосферу времени, при просмотре студенты определяли типы иконографических изображений Христа и Богородицы, называли уже знакомые произведения, определяли технику живописи.
Нажмите на картинку для увеличения.
Тема “Искусство Византии” по программе изучается на втором курсе, у меня не было возможности показать нынешним третьекурсникам в таком объёме, как представлено на диске, Святую Софию и монастырь Хора, а говорили об этом много. Не преувеличивая (мы, преподаватели можем грешить этим!), могу сказать: виды Св. Софии вызвали восхищение, (на древней карте Константинополя можно найти храм),
Нажмите на картинку для увеличения.
а интерьеры Кахрие Джами привели зрителей в восторг. Вот два момента из подробнейшего повествования о жизни Девы Марии: “Ласкание Марии родителями” и “Первые семь шагов”.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Недостатки
Очень сильно мне, например, недостаёт словаря терминов. Сам принцип построения диска просто диктует его необходимость. Можно, конечно, сделать вид, что диском будут пользоваться люди хорошо знакомые с античным, византийским, христианским искусством, но тогда количество читателей резко сократится. Можно сказать, что отсутствие словаря подвигнет пользователя расширить кругозор в поиске нужных ответов в других источниках. Но если человек первый раз прочитал слово “парекклесион”, у него почти нет шансов найти его значение в Интернете, в словарях, потому что там используется форма “пареклесий”.
Нажмите на картинку для увеличения.
Или, например, не очень простой путь надо пройти, чтобы узнать, что такое аниконический декор в росписи храмов, каково значение слова “аконический”,
Нажмите на картинку для увеличения.
когда, как и где такой стиль сформировался. Проверено на студентах. Хотя, с другой стороны, отсутствие словаря даст возможность обучения поиску информации.
Заключение
С полной ответственностью и я, и эксперты, и студенты можем сказать – сегодня диск “Византийское искусство” незаменим при знакомстве с византийской культурой.
Интересен материал диска путешественникам, отправляющимся в Турцию, Болгарию, Грузию, Грецию,
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Македонию, Сербию,
Нажмите на картинку для увеличения.
Италию.
Нажмите на картинку для увеличения.
Электронная библиотека поможет изучать христианскую культуру, особенности искусства, развивавшегося в традиции православной церкви.
Позволю себе закончить словами М. Бутырского:
“Византийское искусство – плод христианской культуры, привитой к мощному и никогда не умиравшему корню античного наследия”.
[От составителя: Византийское искусство, S. 17]
На момент публикации цена диска составляла 350 руб. в подарочной упаковке.
Купить диск “Византийское искусство” в интернет-магазине “Новый Диск”.
Учебное пособие тестировалось на аппаратной двуядерной платформе AMD. Редакция благодарит компанию AMD за платформу, предоставленную образовательной лаборатории THG.ru.