Введение
В образовательную лабораторию поступил мультимедийный диск “Атлас Древнего мира”, издателем которого выступает компания “Новый Диск”, а разработчиком – Maris Multimedia Ltd. Несмотря на почтенный возраст (датой выпуска значится 1998 год), диск определённо представляет интерес для наших читателей. Почему? Постараемся объяснить, пусть даже в несколько необычном стиле.
Обращение к читателю
О, достопочтенный читатель, услади мой слух своею речью и ответь, был ли ты в Египте? Был? Ну да, ну да, Хургада, Долина царей, Каирский базар, Абу-Симбел… Понимаю. А в ДРЕВНЕМ Египте? Или в Индии? Я имею в виду – в Древней Индии, а не в той, где недавно на совместных учениях “показывал класс” наш десант. Или в Греции? Причём тут тур за шубами, да простят мне боги мой гнев?! Я опять-таки имею в виду Древнюю Грецию! Нет? Как? Неужели у достопочтенного читателя до сих пор нет диска “Атлас Древнего мира”, созданного фирмой “Марис Мультимедиа” по программе Европейского сообщества по развитию средств массовой информации под общей редакцией достопочтенного Криса Скарре из Кембриджского университета? Ага, значит, всё-таки есть! Так в чём же дело? Ещё не пробовал? Ну, так смелее!
“Атлас Древнего мира”
Инсталляция программы проходит очень легко и вполне понятна даже для неподготовленного пользователя. Программа предлагает два варианта установки: типовую (для неё требуется 19 Мбайт) и компактную установку (всего 0,6 Мбайт). Достопочтенный читатель, конечно же, догадался, что и в том, и в другом случае программа работает только при условии, что в лазерном приводе находится диск с программой. Что ещё потребуется “Атласу” для нормальной работы, так это Apple QuickTime. Если на компьютере его нет, то инсталлятор установит программу с исходного диска. Правда, при этом устанавливается довольно “древняя” версия – 2.1.2. С одной стороны оно и понятно – ведь это же атлас ДРЕВНЕГО мира. А с другой стороны, наличие на компьютере более новой версии QuickTime ровным счётом ни на что не влияет при работе с “Атласом”.
После инсталляции перед нами возникает главная панель программы.
И пусть достопочтенный читатель не удивляется тому, что окно программы не удаётся распахнуть на весь экран. Здесь необходимо вспомнить о более чем почтенном возрасте программы (как-никак, ровесник 98-х “окошек”). Поэтому программа жёстко создана под разрешение 800х600 точек и не более. Надеюсь, достопочтенный читатель успел это прочитать прежде, чем “свернул голову” своему монитору, пытаясь распахнуть “Атлас” на 1200 и более точек. Увы, достопочтенный читатель, это невозможно! И на века останется загадкой, почему создатели программы, тем не менее, расположили надписи на главной панели так, что они временами перекрывают друг друга. Вероятно, можно было во избежание этого длинные надписи расположить, к примеру, в две строки.
Но нет, ряд надписей читаются не полностью. Весь текст виден лишь при наведении на них курсора. Ну, это и понятно: любой древний мир имеет свои загадки и причуды, а далеко не всё очевидно с первого взгляда. А тут целый “Атлас” Древних миров! Так что все в традициях Индианы Джонса и Лары Крофт. Немного добавляет неразберихи сходство пиктограмм в главной панели программы с имитацией пиктограмм или наскальной живописи на заголовках активных окон. Неискушённый пользователь может вообразить, что это тоже какие-то элементы управления. Но нет, достопочтенный читатель, нет! Это путь, никуда не ведущий! Это просто узоры, и ничего более! И есть ещё одна хитрость, о которой я должен предупредить тебя, о, достопочтенный! И хитрость эта в том, что в правой верхней части активных окон, на заголовках, есть знак, известный всем “окошковедам”, как символ открытия окна на весь экран. Не попадись же на эту хитрость! Здесь, в “Атласе Древнего мира” данный символ означает закрытие окна!
В остальном же, практически всё в программе подчинено одной идее: донести её огромное содержимое до пользователя. При этом программа проста и доброжелательна к любому, даже малоопытному археоло… Прошу прощения, я хотел сказать пользователю, о, достойнейший! Хотя, если я и оговорился, то, вероятно, совсем чуть-чуть. Учитывая все те знания, которые “Атлас” готов смиренно сложить у ног своего пользователя, его вполне можно рекомендовать начинающим археологам-любителям.
К примеру, развитие Древнего мира вполне понятно показано в виде структурной схемы. Указав курсором на любой фрагмент схемы, достопочтенный пользователь получит вводную информацию по интересующему его разделу. При этом пользователь может эту информацию прочитать с экрана сам, а может, удобно откинувшись на подушки, послушать, как эту информацию прочитает ему диктор программы.
Но основную информацию необходимо читать и смотреть самому. “Диванная археология” создателями “Атласа” не очень-то поощряется. Да и то сказать, тут есть что посмотреть, и есть, что почитать. К стыду своему должен признаться, о достойнейший, что меня всегда влекли мирские блага. И потому, быстро уверившись в могуществе программы, твой жаждущий звона монет собеседник первым делом открыл раздел “Деньги”. Узнав, что первые монеты изобретены в 635 году до нашей эры в Лидии, независимом государстве в Малой Азии, полюбовавшись на столь реалистичное изображение золотой монеты на экране, я поспешил нажать на кнопку “Печать”, расположенную под изображением монеты и пояснительным текстом. Но моя надежда, что чудесная программа тут же насладит мой слух и взор видом и звоном монет, посыпавшихся на пол из принтера, не оправдалась! Увы, чуда не произошло!
Но с другой стороны, каким золотом можно измерить ценность полученных знаний, не так ли, о достойнейший? Придя к такому выводу, я решил посмотреть, какие же духовные ценности были в ходу в Древнем мире? Чем жило искусство в те времена? И тут же убедился, что и в те далёкие незатейливые времена одним из главных вдохновителей искусства была “Ваше величество Женщина”, как когда-то пел Окуджава.
Фигурки Венеры вместе с пещерной живописью являются наиболее известными произведениями искусства верхнего палеолита. В то время, когда во Франции и Испании расписывались пещеры, в Центральной Европе изготовляли разнообразные миниатюрные фигурки из камня, слоновой кости и обожженной глины.
Воистину, без женщин жить нельзя на свете, нет! Хозяйку в доме хотел иметь каждый. И если предки французов наслаждались картинками, то Центральная Европа, и наши предки в том числе, предпочитали более реальные понятия. Не потому ли Париж и Мадрид славятся Лувром и Прадо, а Россия – настоящими Женщинами. Коня на скаку и всё такое…
“Атлас Древнего мира”, продолжение
Кстати, о пещерной живописи в “Атласе” тоже сказано не мало. И я подумал: не отсюда ли пошёл обычай некоторых современных троглодитов украшать свои пещеры, то бишь подъезды, наскальной живописью? А для полного сходства с пещерой заодно и бить лампочки? Да-а-а, что ни говорите, а живучи традиции предков!
Но вернёмся к прекрасному, то есть к искусству. “Атлас Древнего мира” даёт возможность не только посмотреть, но и послушать. К услугам любознательного исследователя раздел “Музыка в древности”. Здесь можно не только узнать о развитии музыки у разных народов, прочитать об устройстве тех или иных музыкальных инструментов и увидеть их на картинках, но и услышать, как они звучали! Да-да, о любознательнейший, программа и покажет, и расскажет, и музыку исполнит! Жаль, как я уже сказал, пощупать нельзя!
А может и хорошо, что нельзя. Ибо есть в программе раздел “Виртуальные сцены”, где можно посмотреть, как выглядят сегодня те или иные постройки Древнего мира, дошедшие до наших времён. Вот, например, Латинская Америка, Бонампак.
Около 791 г. н.э. был построен храм в Бонампаке. Спустя сто лет после гибели цивилизации майя об этом заброшенном в тропическом лесу храме знала только группа индейцев-майя из племени лакандон. Они и показали этот памятник двум американским исследователям, после чего и началось изучение самого храма и его рисунков.
И вот он храм перед нами на экране. Можно подойти поближе, рассмотреть его во всех ракурсах, зайти внутрь и полюбоваться на роспись храмовых стен и потолков, получить справку о тех или иных фрагментах изображения, об их сюжетах. Так и кажется, что за дверью храма слышны вопли обезьян и крики всяких тропических птиц. Эх, жаль, потрогать нельзя, ощутить нагретые солнцем камни! Полностью насладиться эффектом присутствия мешает только небольшой размер экрана – как через амбразуру всматриваешься. А потом вспомнились “научно-популярные” фильмы про Индиану Джонса и Лару Крофт, а также эпическая сага о Крутом Сэме. И сразу подумалось: а может и хорошо, что нельзя потрогать? А то зайдёшь в храм, а там тебя в лучших традициях всех этих фильмов тоже кто-нибудь или что-нибудь “потрогает”?
Так что дома за компьютером – оно как-то спокойнее, надёжнее. Опять же, и не мешает никто. Но всё равно, исследовав с помощью “Атласа” всякие храмы и гробницы, находящиеся в разных частях света, преимущественно в странах жаркого климата, ощущаешь себя, ну, если не Индианой Джонсом, то хотя бы кем-то из его помощников.
Заключение
Подводя итоги нашему виртуальному путешествию, можно с полной уверенностью утверждать, что разработчиками и создателями программы “Атлас Древнего мира” проделана огромная работа и с потрясающим результатом. Программу можно рекомендовать как для самостоятельного изучения этой темы в школе или вузе, так и для использования на уроках или при подготовке рефератов и школьных докладов. Те незначительные проблемы, упоминавшиеся в начале статьи, с лихвой компенсируются объёмом и способом подачи материала. И если бы возникла необходимость оценить эту программу по пятибалльной системе, думаю, что ей без колебаний можно было бы поставить твердую “пятёрку”!
Редакция благодарит компанию “Новый Диск” за предоставленную программу.
Купить программу можно в интернет-магазине компании “Новый Диск”.