|
"Биология 8 кл. Человек" | Мнение эксперта
Данное пособие создано на основе учебно-методического комплекса под редакцией профессора И.Н. Пономарёвой. Однако его вполне можно использовать для изучения раздела "Человек" и для других линий как под редакцией авторского коллектива В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина, Р.Д. Маш, так и для первого учебно-методического комплекса под редакцией Н.И. Сонина В.И. Сивоглазова и В.Б. Захарова.
В Вятской гуманитарной гимназии данный образовательный комплекс для гимназистов 6-9 классов с этого учебного года рекомендован как сопровождение изучения курса биологии в основной школе. В составе образовательного комплекса присутствует богатый фактический материал: схемы, таблицы, видеофрагменты, анимационные и интерактивные рисунки, которые содержат информацию о строении органов, клеток и тканей организма человека, а также правила гигиены и приёмы оказания первой помощи при повреждениях и травмах. Всё это поможет учащимся при подготовке домашних заданий, рефератов, презентаций.
Учебные материалы образовательного комплекса "Биология, 8 кл. Человек" охватывают всю программу восьмого класса по биологии. Содержание текста учебника в основном соответствует требованиям образовательного стандарта для основных школ. В процессе изучения биологии в восьмом классе школьники должны усвоить определённый круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии. В содержание ОК включаются следующие важнейшие понятия: место человека в живой природе; влияние природной и социокультурной среды на становление человека; многоуровневая организация его организма (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем; обмен веществ; иммунная защита организма; связь организма со средой; экологические взаимосвязи абиогенного, биогенного и антропогенного происхождения.
В образовательный комплекс включены 34 анимации, демонстрирующие работу различных органов человека и их взаимодействие, как правило, не доступные непосредственному наблюдению учащихся, а также сложные к восприятию. Например, всегда вызывает затруднение механизм выработки условных рефлексов. Несколько прекрасно выполненных по данной теме анимаций позволят ученикам легче освоить материал по физиологии нервной системы. Однако к одной анимации есть некоторые замечания. У человека кровеносная система замкнутая, а исходя из рисунка, видим, что капилляры разомкнуты на клетках.
В образовательном комплексе имеются различные типы интерактивных рисунков. Первый тип интерактивных рисунков позволяет работать в двух режимах: демонстрационном и тестовом. Демонстрационный режим направлен на облегчение и разнообразие процесса запоминания новых терминов и понятий, вводимых в курсе биологии.
Некоторые интерактивные рисунки совмещены с анимацией. Используя их, можно наглядно продемонстрировать не только строение частей организма, но и динамические процессы, проходящие в них. Часть интерактивных рисунков позволяет рассмотреть изучаемый орган на разных уровнях, т.е. показать детальное строение биологического объекта.
Второй тип рисунков направлен на демонстрацию движения частей организма.
Третий тип при наведении на активные зоны отображает подписи и комментарии к рисунку.
Значительным достоинством ОК являются статичные и интерактивные таблицы, которые помогают систематизировать информацию, представить её в сравнении, вычленить главное, что не всегда удаётся при чтении текста учебника.
Возможно, покажется спорным мнение, что содержание "Текста учебника" зачастую крайне упрощено. Однако при таком упрощении неизбежно возникают фактические ошибки. Например, в главе 1, параграфе 3 в тексте учебника читаем: "Около каждой молекулы ДНК образуется её двойник. К началу деления число хромосом в клетке удваивается. Вместо 46 их становится 92." На самом деле, действительно в интерфазе, т.е. к началу деления, количество нитей ДНК удваивается, однако разделение хромосом на две дочерние (92) происходит только в конце метафазы - второй фазы деления, а не перед делением.
Следующий пример, из этой же главы (параграф 4): "Возможно, вы обращали внимание, когда ели куриные ножки, что они состоят из различного материала. Кости - твердые, мышцы (мясо) - мягкие. Мышцы прикреплены к костям с помощью прочных тяжей - сухожилий, нога покрыта кожей. Все это различные виды тканей, которые есть и у человека". Во-первых, кожа не является "видом ткани", это орган, также как и органами являются кости и мышцы. Костная, мышечная ткань - это типы тканей, а сухожилие - вид плотно оформленной соединительной ткани.
Далее в тексте учебника написано, что "тканей в организме много, но все они подразделяются на 4 вида: эпителиальные, соединительные, мышечные и нервную". Это типы, а не виды тканей, согласно Международной гистологической номенклатуре.
В этом же параграфе читаем: "Внутренняя поверхность сердца (см. также параграф 17) и кровеносных сосудов (см. также параграф 17), дыхательных путей (см. также параграф 23), пищеварительных и выделительных органов и желёз также выстлана эпителиальной тканью, точнее, эндотелием".
Внутреннюю поверхность сердца, точнее, полость сердца и кровеносных сосудов выстилает действительно эндотелий, дыхательные пути выстилает однослойный, многорядный реснитчатый эпителий, пищеварительный тракт выстилает многослойный неороговевающий плоский эпителий (в переднем отделе) и цилиндрический эпителий (в среднем отделе). Мочевыводящие пути выстланы переходным эпителием, железы же образованы железистым эпителием, а их выводные протоки выстланы как кубическим и цилиндрическим однослойными эпителиями, так и многослойными.
Далее в этом же параграфе читаем: "Мышечная ткань сердца состоит из поперечно-полосатых волокон, соединённых между собой". Это грубейшая ошибка. Сердечная мышца образована клетками - кардиомиоцитами, которые соединены в функциональные волокна.
"Продолговатый мозг, являясь продолжением спинного, по строению и функциям не отличается от него" - продолжением, конечно, является, но отличается и по строению, и по функциям.
"Продолговатый мозг, мост и мозжечок образуют задний мозг" - задний мозг формируют мост и мозжечок.
Однако, все перечисленные неточности никоим образом не умаляют достоинства содержательного компонента образовательного комплекса.
Значительное внимание в образовательном комплексе уделяется организации домашних лабораторных работ. Тщательно описаны все методики антропометрических измерений, определений активности ферментов и т.д. При необходимости можно обратиться к видеофрагментам, на которых показаны этапы выполнения домашних лабораторных работ.
Образовательный комплекс содержит не только богатейший обучающий, но и контрольный материал. Это вопросы к тексту и "тренажёр" после каждого параграфа, проверочные работы по каждой теме и итоговая контрольная работа.
"Биология 8 кл. Человек" | Заключение
Образовательная серия от "1С" улучшается постоянно и этого нельзя не заметить. "Биология 8 класс. Человек" является отличным тому подтверждением. И это не только наше мнение - эксперт, несмотря на найденные неточности и ошибки, придерживается такой же точки зрения. Приятный, удобный многопользовательский интерфейс, красочные картинки, интерактивные средства обучения, видео - всё способствует простому пониманию излагаемого материала. Тестовый контроль также весьма хорош. Данный образовательный комплекс, без сомнения, понравится учителям - удобный журнал, план ведения занятий, лёгкость преподнесения материала ученикам присущи этому продукту.
Ждём следующих продуктов от "1С".
Редакция благодарит компанию
Учебное пособие тестировалось на аппаратной двуядерной платформе AMD. Редакция благодарит компанию AMD за платформу, предоставленную образовательной лаборатории THG.ru.