Введение
Участники собираются в зале совещаний.
3-4 декабря 2009 года в Учебно-методическом центре “Голицыно” прошла международная конференция “Чему и как учиться и учить в XXI веке”. В работе второй ежегодной конференции приняли участие российские и зарубежные эксперты в области среднего образования и высшего педагогического образования.
Школьные учителя, преподаватели колледжей и вузов, работники институтов образования и повышения квалификации педагогических кадров обсуждали важнейшие вопросы информатизации образования на всех ступенях, начиная с детского сада и начальной школы, заканчивая системой переподготовки работников образования.
Организатор конференции компания Intel известна, прежде всего, производством широкого спектра электронных устройств и компьютерных компонентов, включая полупроводники, микропроцессоры, наборы системной логики (чипсеты) и др. Однако Intel проводит большую работу и в сфере образования с целью повышения квалификации преподавателей в области научных исследований, а также в области технологического предпринимательства. В целом, деятельность корпорации в области образования направлена на повышение уровня институтов, заинтересованных в разработке и продвижении высоких технологий.
Ежегодно корпорация Intel проводит конференции по программам “Обучение для будущего”, “Путь к успеху”, модели обучения “1 ученик – 1 компьютер”.
Цель таких конференций – обзор развития компьютерных технологий от Intel, обсуждение эффективности их внедрения в образовательную практику, представление новых образовательных программ и курсов Intel на следующий год.
Особенность нынешней конференции – обсуждение проблемы корреляции программ Intel с новыми образовательными стандартами 2010 года для начальной школы.
На конференции неоднократно подчёркивалось представителями корпорации необходимость сотрудничества с государственными структурами сферы образования.
В выступлениях представителей Intel Веры Баклашовой, Ярослава Быховского основной темой стала тема влияния технологий на организацию образования в XXI веке.
Политика Intel понятна и разумна: вкладывать деньги в образование потенциальных пользователей, сотрудничая с российской государственной системой образования. Технологии XXI века требуют адекватной подготовки новых поколений.
Три кита, три принципа в основе образовательных инициатив Intel:
- каждый следующий шаг – новое достижение в сфере образования;
- в центре деятельности – интересы человека и общества в целом;
- обучение в процессе практической деятельности (в системе Intel не практикуются бесполезные для практической деятельности человека упражнения).
Юлия Владимировна Фёдорова (Московский институт открытого образования) рассказала о том, что образовательный стандарт нового поколения учитывает ИКТ. Рабочие программы и календарно-тематическое планирование, следовательно, тоже будут строиться с учётом возможностей ИКТ. Кстати, в “Квалификационные характеристики должностей работников образования” 2009 года включена информационная компетентность. Юлия Владимировна отметила важность готовности учителя осваивать работу в новой технологической среде.
Она подчеркнула, что дело администрации – создать условия: оснастить техникой, обеспечить выход в Интернет, создать возможность обучения учителей и преподавателей. Институтам образования необходимо сосредоточить усилия на создании учебных ресурсов и свободного доступа к этим ресурсам.
Елена Игоревна Булин-Соколова (Москва, Центр образования “Технология обучения”), сообщила о проекте “Школьное информационное пространство”, о том, что сегодня созданы ресурсы для 1-11 классов и для дополнительного образования по всем предметам.
В новых стандартах есть две надпредметные программы, это свидетельство понимания, что ИКТ не просто ещё одна методика обучения, это технологическая среда, в которой невозможно использовать прежние методики обучения.
Практически все выступающие не обошли ключевую проблему современного образования: классно-урочная система, введённая в 16 веке, потом много раз усовершенствованная, но принципиально не изменяющаяся, вступает в непримиримое противоречие со средой ИКТ. Репродуктивный метод обучения, утвердившийся в средние века в христианском мире, сегодня не даёт и не может дать эффективных результатов.
Неслучайно на ток-шоу с провокационным названием “ИКТ и школа – вместе или врозь?” участники конференции сразу вышли на эту ключевую проблему и горячо обсуждали необходимость изменения принципа образования. Существующий сегодня принцип “делай как я” должен смениться принципом “сотрудничество в образовании”. Первый безнадёжно устарел, хотя и учителя, и прошедшие суровую школу обучения в этих условиях школьники и студенты расстаются с ним не очень охотно. Актуальность совместного труда в образовании сегодня глупо подвергать сомнению. На уровне лозунга и направления деятельности даже самые консервативные педагоги ничего не возразят против педагогики сотрудничества. Другое дело, что именно среда ИКТ позволяет реализовать возможности такой педагогики на практике. Как заметила Е.И. Булин-Соколова, это свободная методика, в которой учитель становится организатором деятельности, а ученики – сотрудниками, а не пассивными слушателями.
Ефим Лазаревич Рачевский, директор школы № 548 (ОЦ “Царицыно”), отметил, что ИКТ, особенно SMART–доска изменили способ преподавания, и заставили решать новую проблему: формирования портфолио студента или учащегося. ИКТ-среда объединяет не только учителя и ученика, она привлекает и родителей, создавая сообщества с моментальным распространением информации. В такой системе, подчеркнул Е.И. Рачевский, не работает старая оценочная система, даже если пятибалльная оценка сменится, например, стобалльной.
Татьяна Геннадьевна Пирог (Intel, программа “Обучение для будущего”) сформулировала проблему медленно меняющейся традиционной модели обучения, когда следующее поколение учителей воспроизводит на практике не новые методики, а те, по которым их учили в школе. Татьяна Геннадьевна тоже остановилась на проблеме оценивания. Intel практикует новые подходы к оцениванию результатов, это формирующее оценивание в процессе деятельности.
О международном опыте реализации образовательных программ Intel в Украине, Азербайджане, Казахстане рассказала менеджер Intel в СНГ Татьяна Нанаева и представители этих стран.
Региональная экспертиза проекта “1 ученик – 1 компьютер” была освещена в выступлениях С.М. Авдеевой (НФПК), Е.Г. Калинкиной и Л.А. Швецовой (Нижний Новгород). Участникам конференции была представлена коллективная монография “Чему и как учиться и учить в XXI веке: из опыта реализации программ Intel в Нижегородской области”. В монографии рассмотрен опыт проектирования информационно-образовательной среды и существования в этой среде учителя и ученика. (Чему и как учиться и учить в XXI веке: из опыта реализации программ Intel в Нижегородской области.- Нижний Новгород: НРЛ, 2009.-118 с.)
Пленарное заседание конференции закончилось выступлением Ларса Йонстена (EasyBits), который представил программное обеспечение Inspirus, позволяющее учителю и родителям направлять учебную деятельность школьника и создать безопасную сетевую среду для общения.
Работа по секциям
После насыщенного пленарного совещания прошла работа по секциям:
- “IT-инфраструктура для образовательной среды и управления школой”;
- “Цифровые образовательные ресурсы, интернет-технологии и сетевое взаимодействие”;
- “Новые образовательные и информационные технологии в обучении”.
Темы работы по секциям обозначают направления развития информационно-образовательной среды и проблемы её формирования.
IT-инфраструктура в школе позволяет использовать в полной мере новые образовательные и информационные технологии в обучении, а это готовит учителя и ученика к жизни и деятельности в информационной среде через взаимодействие в виртуальном пространстве.
На секции “Цифровые образовательные ресурсы, интернет-технологии и сетевое взаимодействие” Е.Г. Тимохина (Мурманск) показала новые осуществлённые проекты в Letopisi.Ru.
И.В. Вылегжанина (Киров) рассказала об исследовании дидактических возможностей сетевой формы обучения.
Ярослав Быховский, Инна Вылегжанина в перерыве.
Е. Патаракин (Нижний Новгород), один из инициаторов проекта Letopisi.Ru, говорил о том, что чужие идеи важно использовать для коллективного продвижения вперёд. Сегодня знания о мире формируются в процессе коллективной деятельности, и весь объём информации по праву принадлежит человечеству, а значит и каждому человеку. Е. Патаракин предлагает прямо сегодня начать работу над коллективными документами здесь. Ресурс называется “Образовательные интернет практики”. Это тестовый полигон не для детей, а для учителей, преподавателей и руководителей сферы образования.
Конференция вообще носила деятельный, практический характер. Всё, что здесь рассказывали, предлагали, всё, чем щедро делились с коллегами, можно было увидеть, вступить в сообщества, попробовать начать свой проект. Кроме очень насыщенного пленарного совещания, работы по секциям 3 декабря, целый день 4 декабря был отдан под рабочие совещания по итогам работы Intel в 2009 году и планам на 2010 год.
Произвели впечатление выступления участников конференции: минимум обращения к тезисам, живые рассказы об интересной работе с проблемами и сложностями, в центре внимания – человек. Уважение к интересам учителя, школьника, студента, стремление не тратить впустую время (а значит, жизнь!) – это стиль работы сотрудников корпорации Intel.
Итак, в ходе конференции были выявлены основные направления работы:
- Влияние современных технологий на принципиальные изменения в образовании XXI века.
- Развитие образовательных инициатив Intel, их направленность на работу с учителями и младшими школьниками.
- Создание IT-инфраструктуры для образовательной среды в образовательном учреждении.
- Развитие дистанционного образования и создание образовательных ресурсов.
Участниками конференции были сформулированы важные проблемы в использовании современных технологий в образовании в XXI веке:
- Преодоление с помощью информационных технологий традиций репрессивного обучения и переход к совместной образовательной деятельности ученика и учителя.
- Формирующее оценивание в течение работы над проектом.
- Подготовка и экспертная оценка цифровых образовательных ресурсов: кто это должен делать?
- Вовлечение родителей в информационно-образовательную среду.
- Беспроводной широкополосный Интернет для информационно-образовательной среды.
Заканчивая обзор работы конференции, отметим практическую пользу совместной работы весьма продвинутой части педагогического сообщества для реализации новых идей, новых технологий и методик обучения в образовательную практику.
Руководители секции обсуждают результаты работы.
Участники конференции и в перерыве на связи.