Введение
Представляем нашим читателям издание компании “ДиректМедиа Паблишинг” “Два града: Москва и Санкт-Петербург”. Автор рецензии В. Л. Булдакова, эксперты: Е. Л. Беляева, искусствовед; В. А. Коршунков, кандидат исторических наук, доцент Вятского государственного гуманитарного университета.
Нажмите на картинку для увеличения.
Системные требования | |
ОС | Windows 95/98/МЕ/NT/2000/XP |
ПК | IBM PC 486 и выше, 16 МB RAM, CD-ROM, SVGA. |
Нажмите на картинку для увеличения.
Вступительное слово
Два города, которые особенно много значат для жителя России. И на обложке издания две площади: Красная и Дворцовая. И та и другая великолепны и известны во всём мире. Только очень разные. И у городов разная история и разные судьбы. Москва собрала вокруг себя русские земли и соединила; Петербург приблизил страну к границе, и этот мощный рывок к западному миру означал конец обособленности и домашней автономности.
А. Мартынов. Фонтан “Самсон” в Петергофе. Нажмите на картинку для увеличения.
Эта двойственность характерна для жителей страны, которую многие в мире до сих пор считают странной и малопонятной. Да мы и сами-то себя понимаем ли? Так, спасаемся до сих пор на самых разных уровнях тютчевским: “Умом Россию не понять…”. Там ещё дальше: “Аршином общим не измерить…”. Как будто в какой-то пробирной палатке лежит этот общий аршин, которым всех меряют. А он у всех “не общий”!
Приём в масонскую ложу вновь поступающего члена. Со старинной гравюры. Нажмите на картинку для увеличения.
Почитаем “преданья старины глубокой”, может быть, что-нибудь и просветлеет. “Рассказы из былой жизни”, как бабушкины или мамины воспоминания оживляют прошлое лучше, чем исторические труды.
Вот, например, из материалов диска о выполнении указа Петра I о мощении московских улиц, знаменитый “каменный налог”:
“…с десяти дворов один камень, мерою в аршин, с другого десятка – в четверть, с третьего – два камня, по полуаршину, наконец, с четвертого десятка – мелкого камня, чтобы не было меньше гусиного яйца, мерою квадратный аршин. С гостей и вообще торговых людей эта повинность была разложена по их промыслам. Все же крестьяне, в извозе или так приезжавшие в Москву, должны были в городских воротах представлять по три камня ручных, но чтоб меньше гусиного яйца не было.”
[Старая Москва: Глава 1. Два града: Москва и Санкт-Петербургъ, S. 12 (vgl. Пыляев: Старая Москва, S. 18)]
А. Рябушкин. Московская улица XVII века в праздничный день. Нажмите на картинку для увеличения.
Общая характеристика
Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей не совсем обычный диск. Это одновременно библиотека изображений и тексты двух книг одного автора. Интересна идея издания: воспроизводятся книги знаменитого бытописателя, театрального и художественного критика XIX века Михаила Ивановича Пыляева, а в разделе “Галереи” подобраны гравюры (среди которых есть очень редкие!)
Грелка перед Зимним Дворцом, устроенная по приказанию Екатерины II. С акварели Гейслера XVIII столетия. Нажмите на картинку для увеличения.
и живописные произведения гравёров и художников XVIII – XX веков.
Б. Кустодиев. Московский трактир. Нажмите на картинку для увеличения.
Тема – Москва и Санкт-Петербург. Издание “ДиректМедиа Паблишинг” в прямом смысле поэтическое, потому что книги Михаила Ивановича сопровождают подборки стихов русских поэтов на тему Москвы и Петербурга, двух столиц, прекрасных соперниц, чьё единство и противостояние так много даёт русской культуре.
К. Беггров. Набережная Невы у Летнего сада. Нажмите на картинку для увеличения.
К содержанию диска
Имя Михаила Ивановича Пыляева (1842 – 1899) заслуженно стоит в ряду знаменитых писателей и публицистов, работавших в редком ныне жанре бытописания. Вот некоторые представители этого ряда: Иван Егорович Забелин (1820 – 1908/09), описавший домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях, фактический руководитель исторического музея Москвы. Владимир Алексеевич Гиляровский (1853 – 1935), посвятивший немало правдивых и талантливых строк Москве и москвичам, открывший мир московского дна, между прочим, он помог артистам Станиславского при постановке горьковской пьесы “На дне” познакомиться с прозой жизни, скрытой от посторонних глаз. Если И. Е. Забелин больше историк и учёный, публицистический талант которого стал залогом популярности его книг не только среди учёных, то Гиляровский и Пыляев лёгкостью слога, занимательностью описания, точностью характеристик и особой человеческой теплотой напоминают “Описание путешествия в Московию” Адама Олеария. Это oral history – устная история.
Екатерина II в домашнем платье. С весьма редкой гравюры XVIII столетия, сделанной с наброска с натуры членом английского посольства в Петербурге Уйенсоном. Нажмите на картинку для увеличения.
В книгах Пыляева нет места равнодушной констатации фактов и сухой назидательности, автор пристрастен в лучшем смысле этого слова: он любит места, о которых рассказывает, ему интересны судьбы людей, городов; Москва и Петербург для него – средоточие особенной русской “восточности” и “западности” одновременно.
Крестный ход в Москве. “Шествие на осляти”. Со старинной голландской гравюры. Нажмите на картинку для увеличения.
“Пречудна в древней красоте” (с.1066)
Это Ломоносов о Москве. Как всё-таки выразительны были поэты в “старые” времена! Не правда ли, как точно? В трёх словах выражено национальное ощущение столицы. Вряд ли существует такой город на самом деле, это уже скорее миф о Москве, но какой родной, как греет душу.
А. Куинджи. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья. Нажмите на картинку для увеличения.
Книга Пыляева рассказывает о Москве XVIII – XIX вв. В предисловии автор оговаривает источники: это сочинения русских и иностранных авторов и “устные сказания Современников”, то есть это своего рода авторская компиляция, талантливо и живо сделанная.
Л. Бишебуа, П. Руссель. Вид Лубянской площади. Нажмите на картинку для увеличения.
Правда, сначала, судя по предисловию автора, была написана книга о Петербурге, а потом о Москве, но составители поставили их наоборот, руководствуясь видимо тем, что статус столицы сегодня принадлежит Москве. Это забавно.
Но как бы то ни было, достоинств сочинений Пыляева это не умаляет. Много любопытного найдёт читатель: как выглядела Москва при Екатерине II,
Ф. Дюрфельдт. Русские народные игры на улице. Нажмите на картинку для увеличения.
знаменитую и трагическую историю о чумной эпидемии 1771 года и убийстве архиепископа Амвросия.
Архиепископ Амвросий Зентис-Каменский в гробу. Нажмите на картинку для увеличения.
В главе XV вы найдёте объяснение слова “архаровец”, глава II поведает несколько анекдотов из жизни графа Орлова.
Графиня А. А Орлова-Чесменская, дочь Алексея Орлова. Нажмите на картинку для увеличения.
К содержанию диска, продолжение
Чудесный и увлекательный жанр – исторический анекдот. Читатели постарше помнят, как такие исторические анекдоты талантливо были использованы режиссёром Бекмамбетовым в рекламе банка “Империал”. Вот что значит точное совпадение слова и визуального образа, основанное на социальной памяти и обычном для человека умилении перед “стариной”! Брэнд живёт самостоятельной жизнью.
Это свидетельство интереса к занимательной истории, но ведь интереса неподдельного.
К. Беггров. В Летнем саду. Нажмите на картинку для увеличения.
Забавных, трагических, любопытных эпизодов в “рассказах о былой жизни” предостаточно. При этом подкупает отсутствие откровенной сплетни, злопыхательства, вот уж чего совершенно не свойственно автору. Есть просто уникальные сведения, по стилю ясно, из устных свидетельств, например, о модных московских лавках,
Моды в России в 1791 году. Рисунок в модном журнале. Нажмите на картинку для увеличения.
“модном молодом человеке”. А хотите узнать “новоманерныя петербургския слова” и “великосветский жаргон” при Екатерине II? Пожалуйте – глава I книги “Старая Москва”.
Московские франты в конце 18 века. Рис. Делабарта. Нажмите на картинку для увеличения.
Как, должно быть, сердились благородные отцы семейств на отпрысков-недорослей за этакий язык! Что-то знакомое, верно?
А вот и стихотворение Дмитрия Минаева “Гражданин Невского проспекта” (с. 2220), созвучное гоголевской повести об улице, которая для россиянина всё равно, что Елисейские поля для француза. Впрочем, это ведь уже Петербург?
Нажмите на картинку для увеличения.
“Петром основанный, преславный ныне град,” (с. 2126), сказал Ипполит Богданович.
Нажмите на картинку для увеличения.
Михаил Иванович Пыляев начинает с рассказа о том, что было на месте нового города, уникального в мировой истории XVIII века, построенного по единому замыслу на пустом месте. ” И невозможное возможно”, говорил Блок в стихотворении “Россия”. Вера в реальность задуманного поистине творит чудеса.
Нажмите на картинку для увеличения.
Есть и драматические страницы. Смерть Екатерины II произвела впечатление тяжёлой потери для людей разных сословий, это описывается словами простыми и потому искренность переживаний современников не вызывает сомнений. И рядом – знаменитый рассказ о появлении лаконичной эпитафии над могилой Суворова: “Здесь лежит Суворов”, – он отозвался о ней: “Помилуй бог, как хорошо!”
И.-Г. Майр. Марсово поле с обелиском “Румянцева победам”. Нажмите на картинку для увеличения.
Домашняя жизнь “Елисаветы”, исторические пожары в Петербурге, анекдоты из жизни Екатерины, приказ Павла I о высылке всех извозчиков из Петербурга, а также состояние мостовых и загородных дорог, рядом рассказ о Сенной площади и сенновских евреях – многое найдёт для себя пытливый читатель!
А. Орловский. У дровяного склада. Нажмите на картинку для увеличения.
Особенно интересны главы о московских и петербургских театрах, как вы понимаете, это рассказ специалиста, профессионального театрального критика.
Ф. Алексеев. 7 ноября 1824 года на площади у Большого театра. Нажмите на картинку для увеличения.
Из книги немало можно узнать об истории архитектурных сооружений и ансамблей. История Таврического дворца связана с историей жизни знаменитого князя Потёмкина-Таврического, детальное описание последнего бала, устроенного для Екатерины II бывшим фаворитом с невероятной роскошью – одна из самых трагически-романтических страниц истории их отношений. Почти поэзия. А дальше вы читаете, что было с самим Потёмкиным, с его дворцом после ухода со сцены главных действующих лиц этого почти “служебного романа”.
А. Мартынов. Таврический дворец со стороны сада. Литография. Нажмите на картинку для увеличения.
Интересные находки
В одном виртуальном пространстве собрана поэзия, вдохновлённая дорогими сердцу россиянина городами. Их история читается, как история человека, жизнь которого наполнена взлётами и падениями. Обретение и потеря статуса столицы, расцвет и пожары, наводнения, француз, ведущий лошадей в кафедральный Успенский собор Кремля,
Ж. М. Риддер. Вид части руин, образовавшихся из-за взрыва бомбы в Московском Кремле при отступлении французов вечером 18 октября. Нажмите на картинку для увеличения.
невероятное мужество Петербурга в блокаду в XX веке (Пыляев не знал, какие испытания предстоят городу на Неве!). Всё это нашло отражение в поэтическом творчестве. Собранные в одном месте, стихи вдруг складываются в грандиозную мозаичную поэму о Москве и Петербурге, созданную неизвестным сверхпоэтом. Картины и гравюры добавляют этой мозаике подлинности. И в поэзии история Санкт-Петербурга более трагична и торжественна, а в истории Москвы героичность сочетается с почти родственной теплотой.
Возможности использования
Программная оболочка издания – знакомая нашим читателям “ЭлБи 4”. Позволяет увеличивать текст, изображение просматривать в режиме альбома, копировать, импортировать в другие редакторы. Как всегда, всё атрибутировано, можно копировать и цитировать с указанием источника. Хорошие возможности для составления художественных презентаций с музыкальным (из других источников) и стихотворным сопровождением.
Н. Крымов. Московский пейзаж. Радуга. Нажмите на картинку для увеличения.
Система поиска позволяет использовать книги как справочное издание. Интересен и полезен будет диск студентам, школьникам, преподавателям истории, литературы, истории культуры, искусств, культурологам. А если профессионально вы не связаны с этой темой, то просто читайте, смотрите, узнаете много интересного, смотрите и читайте вместе с детьми, будет что обсудить.
Н. Крымов. Московский пейзаж. Радуга. Нажмите на картинку для увеличения.
Недостатки
Нет, просто пожелание, изображение сохраняется без подписи, а хотелось бы по необходимости, сохранять с подписью или без неё.
Н. Крымов. Московский пейзаж. Радуга. Нажмите на картинку для увеличения.
Заключение
Говорят, Пушкин рассказы и сказки няни Арины Родионовны начал слушать лет в 25, когда уже много чего понимал. Михаила Ивановича Пыляева можно и раньше читать, эта живая история, как рассказы о родственниках, с которыми вы связаны кровными узами, вы их можете любить, не любить, сплетничать о них и критиковать, но разорвать эти связи не в ваших силах. Такое замечательное издание!
Н. Крымов. Московский пейзаж. Радуга. Нажмите на картинку для увеличения.
А у М. И. Пыляева есть ещё книги.
- “Забытое прошлое окрестностей Петербурга” (Санкт-Петербург, 1889);
- “Старое житье” (2-е изд., Санкт-Петербург, 1897);
- “Замечательные чудаки и оригиналы” (1898);
- “Драгоценные камни” (1877; 3-е илл. изд., 1896).
На момент публикации цена дисков составляла 220 руб. в подарочной упаковке.
Купить диск “Два града: Москва и Санкт-Петербург” в интернет-магазине “ДиректМедиа”.
Учебное пособие тестировалось на аппаратной двуядерной платформе AMD. Редакция благодарит компанию AMD за платформу, предоставленную образовательной лаборатории THG.ru.