Образование с Intel | Введение
Корпорация Intel на специальной пресс-конференции 13 октября подвела итоги второго конкурса проектов среди преподавателей общеобразовательных учреждений России по использованию “персональных мобильных компьютеров ученика” в средней школе по программе “один ученик – один компьютер”. В прошлом году мы уже писали о первом конкурсе Intel, а теперь предлагаем вашему внимание полный отчет о результатах второго конкурса, с фотографиями всех участников.
Конкурс проводился в рамках проекта Intel World Ahead (“Мир будущего начинается здесь”) в поддержку Федеральной программы развития образования 2006 – 2010 гг. Главная цель Intel World Ahead состоит в увеличении количества пользователей персональных компьютеров и интернета в мире, а внедрение образовательной среды “каждому ученику – по своему компьютеру” является ее неотъемлемой частью. Конкурс, проводимый летом и осенью этого года в российских образовательных учреждениях, должен лишний раз подтвердить, что эта концепция образования может быть реализована в различных условиях.
Руководитель программ среднего образования Intel в России и СНГ Виктория Прохорова сказала, что мир стремительно меняется, Россия (и другие страны) переходит от индустриальной экономики к экономике знаний. Поэтому корпорация Intel придает такое большое значение технологической поддержке российского образования. Этому посвящена и программа “Мир будущего начинается здесь”.
Образование с Intel | Основные программы
Программа Intel “Обучение для будущего” ставит перед собой цель помочь педагогам освоить новейшие информационные и педагогические технологии, расширить их использование в повседневной работе с учащимися и при подготовке учебных материалов к урокам, в проектной работе и самостоятельных исследованиях школьников. В рамках этой программы было обучено восемь миллионов учителей в 60 странах. В России с 2001 года обучено порядка 650 тысяч учителей.
Программа “Учимся с Intel” направлена на решение глобальной проблемы выравнивания стартовых возможностей для детей, ограниченных в доступе к информационным технологиям, и развития у них навыков, необходимых для успешной жизни в условиях наукоемкой экономики ХХI века. За 7 лет реализации программы более одного миллиона учащихся из тринадцати стран прошли обучение по курсам “Учимся с Intel”; среди них и сто тысяч российских школьников.
Международный смотр научно-технического творчества старшеклассников Intel ISEF (International Science and Engineering Fair) открывает перед молодыми учеными двери в мир большой науки. Наградой за достижения для полутора тысяч участников со всего мира становятся не только признание мирового научного сообщества и сотни различных премий. Уникальная возможность окунуться в праздничную атмосферу Intel ISEF – лишний шанс убедиться в том, что наука – это, действительно, интересно, престижно и очень увлекательно.
Программа “один ученик – один компьютер”, основной задачей которой является стимулирование творческой мысли преподавателей и создание новых учебных программ с применением новейших информационных технологий. Победители конкурсов в рамках программы получают возможность реализации своих проектов и техническую поддержку в виде СMPC – персональных мобильных компьютеров школьника. По программе “один ученик – один компьютер” с 2007 года российским школам подарено более шести тысяч школьных нетбуков в пятнадцати регионах России. Есть и специальная программа Intel “Компьютер для учителя”, которая идет в 81 городе в пяти регионах России.
Корпорация Intel инвестировала более одного миллиарда долларов в образовательные программы по всему миру и продолжает свои инвестиции. В России за последние десять лет инвестировано более пятнадцати миллионов долларов в образовательные программы.
Образование с Intel | Условия конкурса
Сергей Жуков, руководитель программы Intel World Ahead в России и СНГ, рассказал, что всего на конкурс поступило более восьмисот заявок из всех регионов России, из которых было отобрано для участия в конкурсе 530. Интересная статистика: практически в равных долях приняли участие преподаватели из городов – миллионников (36% заявок), остальных городов (33%), поселков и деревень (31%). В этом году было организовано “Народное Голосование” в социальной сети “В Контакте.ru”, в котором приняли участие более двадцати тысяч учеников и трёх тысяч учителей. Победителем народного голосования стала средняя общеобразовательная школа № 6 города Сегежа (Республика Карелия).
Условия конкурса были достаточно строгими. Учебные классы, в которых предполагается использовать Classmate PC, должны быть подключены к сети интернет на скорости не ниже 128 кбит/с и оборудованы беспроводной точкой доступа Wi-Fi, способной объединить все компьютеры класса в единую локальную сеть. Имеющийся у школы опыт дает организаторам конкурса определенную уверенность в осуществимости конкретного проекта, а дополнительные гарантии успеха должно предоставить местное региональное ведомство по управлению образованием, поддержка которого – еще одно обязательное условие участия в конкурсе. Включение в конкурс только тех заявок, которые обеспечены административной и материальной поддержкой на местах, позволит рассчитывать на положительные практические итоги внедрения программы “один ученик – один компьютер”. Кроме того, критериями при выборе победителей стали осознание ими проектного метода обучения, практический опыт в его использовании и креативность.
Господин Жуков, напомнил, что уже не первый год Intel поддерживает программу поставки нетбуков в российские школы, где реально идет широкомасшабная трансформация образования. Один из наиболее ярких примеров – проект Фонда “Вольное дело” “Школьный компьютер”.
Сергей Жуков особенно подчеркнул, что современные школьники готовы к использованию самых современных компьютерных технологий. Им просто надо дать к ним доступ, а также подготовить образовательные программы и учителей. Именно в этом направлении и работают эксперты Intel.
Ольга Федорова из “Лаборатории Касперского” сказала, что ее компания всегда стремилась поддерживать российское школьное образование, поэтому с удовольствием поддержала и этот конкурс. По ее словам, надежная защита компьютера сегодня не менее важный элемент, чем его функциональность.
Образование с Intel | Победители
Теперь – о результатах. Победителями конкурса объявлены:
Маркевич Наталья Вениаминовна (МОУ СОШ № 6 г. Сегежа). Проект “Школа будущего вместе с Intel”.
Копосов Денис Геннадьевич (МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического направления” г. Архангельск). Проект “Мобильная лаборатория робототехники”.
Медведева Наталья Петровна (МОУ СОШ № 52 г. Уфа). Проект “Технология индивидуализированного обучения посредством компьютеризации учебного процесса”.
Черток Елена Владимировна (МОУ Комаровская СОШ, Богородский р-н Нижегородской области). Проект “Мобильные технологии для развития и сотрудничества”.
Гудзь Светлана Владимировна (МОУ “Гимназия № 39” г. Петропавловск-Камчатский). “Проект Обучение, открытия, общение”.
Есипенко Татьяна Николаевна и Касатонов Владимир Вячеславович (МОУ СОШ № 10 станицы Павловской Краснодарского края). Проект “Инкубатор образовательных технологий и методик по модели “1 ученик : 1 компьютер”.
Козырева Елена Анатольевна, Носиков Сергей Васильевич и Рогачев Матвей Александрович (ГОУ Центр образования №1601 г. Москва). Проект “Учение с увлечением”.
Савина Нина Васильевна (МОУ “Темниковская средняя общеобразовательная школа №2” г. Темников). Проект “Улучшение уровня преподавания предметов естественно-математического цикла”.
Шушакова Галина Васильевна (МОУ “СОШ № 13” г. Омск). Проект “Организация школьной учебно-исследовательской “Лаборатории открытия талантов” для обучающихся средней школы”.
Новикова Анна Петровна (ГОУ Центр образования №2006 г. Москва). Проект “Каждому учащемуся – школьный ноутбук”.
Михайлова Елена Александровна (МБОУ Гимназия №5 г. Новосибирск). Проект “Использование персональных компьютеров в урочной, исследовательской и проектной деятельности в 8 специализированном математическом классе”.
Шустов Сергей Борисович (МОУ СОШ №44 г. Нижний Новгород). Проект “Открытая цифровая школьная экологическая экспедиция”.
Раднаева Лариса Баировна (МОУ “Аргадинская СОШ” с. Аргада). Проект “Сетевая интерактивная медиа- студия”.
Конышева Ирина Викторовна (МОУ СОШ №9 г. Можга). Проект “Школьный логопункт”.
Белоусова Наталья Николаевна (МОУ СОШ № 70 г. Челябинск). Проект “Создание среды коллективного творчества школы 21 века на основе проектно-исследовательского метода с применением ИКТ”.
Шуклина Ольга Васильевна (ГОУ АО “СКОШ №5” г. Новодвинск). Проект “Социальная адаптации детей с ограничнными возможностями здоровья в современном мире с помощью компьютерных технологий”.
Шутова Надежда Александровна (МОУ СОШ№9 г. Канаш). Проект “Рука об руку”.
Киселева Елена Александровна (Омская областная станция юных техников, г. Омск). Проект “Будем вместе”.
Общеобразовательным учреждениям, в которых работают победители конкурса, корпорация Intel безвозмездно передаст персональные мобильные компьютеры, ибо суть конкурса состоит в поддержке перспективных инноваций, то полученные от Intel компьютеры после завершения проекта школа-победитель сможет использовать по собственному усмотрению.
Каждый ноутбук будет оснащен лицензионным ПО: корпорация Microsoft предоставляет Windows XP PRO и Microsoft Office 2003, “Лаборатории Касперского” – “Антивирус Касперского 6.0 for Windows Workstations Release 2”.
Компания “Полимедиа” учредила специальный приз за наиболее удачное сочетание использования ПО и оборудования – интерактивная доска SMART Board V280 и ПО для создания и проведения уроков SMART Notebook 10. Победителем в этой номинации стал Гавриленко Николай Алексеевич (МОУ Александровская СОШ, г. Морозовск).
Как это часто бывает на таких мероприятиях, наиболее интересными и яркими стали выступления победителей конкурса.
Наталья Маркевич из школы №6 г. Сегежа (республика Карелия) рассказала, что одна из важнейших задач школы в этом небольшом городке – увести детей с улицы, занять их в самых разных клубах или школьных кружках по интересам. И раньше такие клубы были в школе и успешно работали, но с появлением целого класса нетбуков, перед ними открываются совершенно новые возможности. Госпожа Маркевич назвала лишь несколько таких клубов. Участники биолого-экологического клуба “Медведь” получили возможность выезжать в экспедиции в национальные парки Карелии и там обрабатывать собранную информацию на месте. Члены литературного клуба, делающего школьную газету, получают возможность делать ее оперативнее и разнообразнее. Расширяются возможности для “Школьного портала” и клуба компьютерной графики. Но самое важное – в эти клубы придёт еще больше детей, которые смогут гармонично развиваться и избегнут дурного влияния улицы.
Шустов Сергей Борисович (МОУ СОШ №44 г. Нижний Новгород) сказал, что особенность их проекта заключается в вынесении активности их экологической экспедиции за пределы стен школы. Мобильный класс позволяет школьникам активно работать в загороднем полевом стационаре школы летом (120 км от города). Заряжаются нетбуки с помощью солнечных батарей. Таким образом, учебно-воспитательный процесс продолжается и летом. Дети изучают природу практически непрерывно, для чего в этом лагере есть самое разное оборудование и даже телескоп. Через единственный телефон в ближайшей деревне дети получают доступ к интернету, могут общаться с родителями и делиться с ними своими достижениями. Родители и сами с удовольствием становятся активными участниками процесса. Мало того, у нас есть возможность обмениваться информацией с учениками других школ и нашими партнерами. Вокруг сайта школы возникает некое сетевое сообщество, которое быстро разрастается. По словам господина Шустова, всё это способствует развитию детей в самом широком смысле этого слова, раскрытию их возможностей, созданию атмфосферы доброты и позитивного общения.