Введение
Представляем нашим читателям издание компании “ДиректМедиа Паблишинг”, совсем свеженькое – 2008 года издания: “Искусство средних веков. Часть вторая. Искусство готики XII-XVI вв.”, автор рецензии В. Л. Булдакова, эксперты: Е. Л. Беляева, искусствовед; В. А. Коршунков, кандидат исторических наук, доцент Вятского государственного гуманитарного университета.
Системные требования | |
ОС | Windows 95/98/МЕ/NT/2000/XP |
ПК | Процессор Pentium 100 МГц, 64 Мбайт оперативной памяти, разрешение экрана 800х600 с глубиной цвета 16 бит, устройство для чтения компакт-дисков |
Подношение манускрипта в дар Филиппу Доброму. Воклен, Жан. Ms. 9042 fol. 1 r. Геннегауские хроники.1448. Королевская библиотека. Брюссель. Бургундия. Нажмите на картинку для увеличения.
Вступительное слово
Не так давно, в июне, мы писали о первой части издания: ““Искусство Средних веков: часть первая. II – XII вв.”“, автор текстов здесь тот же – это Анна Пожидаева, её имя указано в конце предисловия и этим же именем подписана статья “Что такое готика?”. Первая часть издания была посвящена искусству раннего христианства, охватывала территорию Западной Римской империи, а затем варварских королевств, возникших позднее на этом пространстве; а также северной Европы и Византии.
Вторая часть посвящена готике, что понятно из названия диска, здесь речь идёт в основном об искусстве католическом, сформировавшемся в странах Западной Европы.
История детства Христа. Конец 12 – начало 13 века. Собор. Шартр. Живопись: витраж. Нажмите на картинку для увеличения.
Общая характеристика
Как и первая часть (““Искусство Средних веков: часть первая. II – XII вв.”“), диск носит ярко выраженный образовательный характер, он построен несколько иначе, что обусловлено его темой. Стилевая специфика готики, её выразительных средств потребовали специальных разъяснений, они сформулированы во вступлении.
Нажмите на картинку для увеличения.
Кроме статьи, специально посвящённой готике, авторы диска совершенно оправданно, на мой взгляд (с этим согласны эксперты), первый раздел диска посвятили элементам готической конструкции в архитектуре, поскольку именно в архитектуре произошла революция, определившая пути развития практически всех видов искусства эпохи готики.
Что касается программной оболочки, позволю себе отослать читателя к первой части, характеристику новой версии программы “ЭлБи 4″мы давали неоднократно. С этой точки зрения здесь ничего неожиданного не добавилось.
Диск представляет собой библиотеку изображений, организованных согласно общепринятой структуре готического искусства, содержит 3899 электронных страниц.
К содержанию диска
В нём шесть основных разделов, соответствующих видам искусства.
Нажмите на картинку для увеличения.
Внутри разделов принята географическая классификация, по странам Западной Европы. Следующий уровень структуры – хронологически-стилевой. В разделе архитектура, например, во Франции, выделяются ранняя (цветущая); классическая; зрелая (лучистая); поздняя (пламенеющая) готика, с указанием примерных хронологических границ. Тот же принцип применён в разделе “Готическая скульптура”.
Нажмите на картинку для увеличения.
Раздел живописи делится на монументальную и станковую.
Нажмите на картинку для увеличения.
Монументальная в свою очередь на витраж и стенную живопись, внутри этих подразделов по странам, потом по городам, а далее произведения искусства группируются по архитектурным объектам, в которых находятся.
Нажмите на картинку для увеличения.
В разделе станковой живописи представлены в большинстве своём триптихи, алтари; редко, но встречается и светская живопись
Влюбленные из Готы.Неизвестный фламандский мастер, около 1480 – 1485, 118 x 82, дерево, масло, музей замка Гота. Нажмите на картинку для увеличения.
Книжная миниатюра готики делится на раннюю, зрелую и позднюю; внутри по странам Западной Европы, далее по книгам, в которых размещается. К сожалению, некоторые из представленных миниатюр чёрно-белые, видимо, это связано с тем, какие источники могли использовать составители диска
Трёхликая голова. MS Royal 1.B. XXII, Библия Вильгельма Галльского, 1254, 308 х 197 мм Британская Библиотека. Лондон. Готическая миниатюра: Англия. Нажмите на картинку для увеличения.
Почти вся ранняя миниатюра (особенно богато представленная английская) чёрно-белая, так что можно судить только о сюжетах и манере рисунка, а живописные достоинства, к сожалению, скрыты от нашего глаза.
Корова, MS Bodley 764, Бестиарий, 1240 – 1250 (?), 294 х 195 мм, Бодлеянская библиотека, Оксфорд. Готическая миниатюра: Англия. Нажмите на картинку для увеличения.
Мы можем отослать наших читателей к изданию, которое рецензировалось ранее: “Книжная миниатюра”. Диски эти в чём-то дополняют друг друга, а иногда пересекаются.
В разделе зрелой готики представлены не только богословские издания, например, есть миниатюра из Великих французских хроник
Император Карл IV и король Карл V Французский смотрят представление о крестовых походах. Ms. fr. 2813, fol. 474 v, Великие французские хроники, около 1380, 35 x 24, Национальная Библиотека, Париж. Готическая миниатюра: Франция. Нажмите на картинку для увеличения.
Представлена, правда, лаконично, в двух миниатюрах, Богемская школа.
История Лота. Богемская школа, Ms. XXIII C 124, fol. 22 v. Библия Велислава. Около 1340, Библиотека университета, Прага. Готическая миниатюра: Чехия. Нажмите на картинку для увеличения.
В целом собрание миниатюр обширное, более девятисот иллюстраций, особенно хороши часословы поздней готики.
Вернёмся к предисловию. Оно составлено лаконично, при этом все основные характеристики стиля названы, есть ссылки на средневековых авторов, например, на аббата Сугерия, вдохновителя и инициатора перестройки церкви аббатства Сен-Дени, его считают “отцом” готического стиля: “…Сугерий идет дальше, и, говоря о своем замысле, цитирует первую главу евангелия от Иоанна: “Я хотел создать храм, где свет во тьме светит, и тьма не объяла его”, уподобляя свету Христову материальный свет, заливающий его новый храм”.[Предисловие: Искусство Средних веков: часть вторая. Искусство готики, S. 11]
Аббатство Сен Дени. Центральный неф и хор.1137 – 1144 Франция. Нажмите на картинку для увеличения.
Далее популярно рассказывается, как возникло название стиля, каковы житейские, богословско-мистические и эстетические причины формирования стиля именно в таких формах. Правда, заключительная часть предисловия, где автор объясняет, почему готика – это великий стиль, называются причины формальные: “Черты “большого стиля” в истории искусства – это, прежде всего, значительный временной период, во-вторых, большой географический ареал, и, наконец, главное – объединение всех видов искусства – от архитектуры до декоративно-прикладного – общими стилевыми чертами”. [Предисловие: Искусство Средних веков: часть вторая. Искусство готики, S. 20]. На самом деле, даже при всех названных особенностях великим стиль становится тогда, когда в нём выражается мировоззрение целой эпохи. Ранее Анна Пожидаева говорит о связи стиля и мировоззрения, но, завершая предисловие рассуждением о величии стиля, связь эту теряет.
Нажмите на картинку для увеличения.
За предисловием следует статья “Что такое готика”. Если в начале в ней повторяются некоторые положения предисловия, то затем очень ясно, толково и доказательно говорится о специфике развития стиля, о том, что вкладывается в понятие “архитектурная революция в готике”. Особенно ценны приведённые свидетельства взаимовлияния архитектуры, скульптуры, живописи. Автор даёт достаточно полные характеристики периодам развития стиля.
Нажмите на картинку для увеличения.
И в предисловии и в статье о готике приводятся гиперссылки на иллюстрации, это позволяет убедиться в справедливости утверждений автора и даёт возможность пользователю выйти на соответствующие разделы иллюстраций, самостоятельно расширить круг иллюстративных примеров, практически не отрываясь от текста.
Пьета. Начало 15 века. Собор во Фрайбурге. Нажмите на картинку для увеличения.
В текстах не совсем внятно используется выделение текста с помощью курсива. Иногда это цитата, а иногда имя или термин. Ясно использование жирного шрифта: им выделены названия периодов развития готики.
Заключая разговор о предисловии и статье о готике, следует сказать, что этот материал может быть использован в полной мере в учебном процессе как преподавателями, так и студентами, гимназистами или школьниками.
К содержанию диска, продолжение
Собрание фотографий архитектурных сооружений издания очевидно в прямом смысле слова доказывает, насколько разнообразна готика. Вот необычная приходская церковь в швейцарском Грайфензее (близ Цюриха). Следующая картинка – план храма позволяет судить об особенностях конструкции здания.
Вид с востока. Завершение работ 1350, Швейцария [Готическая архитектура: Зрелая готика. Нажмите на картинку для увеличения.
План. Завершение работ 1350, Швейцария. Нажмите на картинку для увеличения.
Восточное влияние выделяет испанскую и португальскую готику. Посмотрите на клуатр Лиссабонского монастыря Святого Иеронима.
Клуатр. Ботак, Диогу; Каштилью, Жуан ди, 1517, Португалия Готическая архитектура: Поздняя готика: после 1400 г. Нажмите на картинку для увеличения.
Или деталь колокольни церкви Сан Мартин, Теруэль, Испания. Почти восточная декоративность!
Деталь колокольни. 1315, Испания.Готическая архитектура: Зрелая готика: 14 в. Нажмите на картинку для увеличения.
Странные формы принимали испанские светские постройки, в очертаниях замка де Кока очевидны истоки образов Гауди, это в Кастилье.
Замок де Кока. 15 век, Испания. Готическая архитектура: Поздняя готика: после 1400 г. Нажмите на картинку для увеличения.
А это Гауди, картинка из электронного учебника МХК для 11 класса. Сравните.
Витые колонны в испанских храмах – как их полюбит барокко, можно составить учебную презентацию: поперечный разрез витой колонны,
Нажмите на картинку для увеличения.
колонна в интерьере,
Оливенса. Церковь Св. Марии Магдалины. Интерьер. 16 век, Испания. Готическая архитектура: Поздняя готика: после 1400 г. Нажмите на картинку для увеличения.
витая колонна барокко (алтарь церкви Дома инвалидов, Париж, фото из электронного учебника МХК для 11 класса).
Собрание готической скульптуры не менее разнообразно и интересно. Например, польская готическая скульптура – это почти живопись, или театральная мизансцена.
Заалтарный образ, деталь центральной секции. Штос, Фейт. 1477 – 1489. Высота общая: 1395; фигуры высотой – 280, ширина – 1068, дерево; роспись. Церковь Св. Марии, Краков. Нажмите на картинку для увеличения.
А это почти принц из сказки, только что-то очень суров, настоящий, средневековый.
Всадник. Фрагмент. 1241 – 1250-е годы. Музей истории культуры, Магдебург. Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Интересные находки
Раздел “Элементы готической конструкции” – это просто подарок для преподавателя. В обычной общеобразовательной школе практически отсутствует обучение пространственному творчеству, хотя у некоторой части педагогического сообщества есть понимание важности такого образования, есть учебники, рекомендованные Минобразования РФ, например:
Метленков Н Ф., Степанов А.В. Архитектура: Учеб. пособие для общеобразовательных школ.- 2-е изд., перераб. и доп. – М., Архитектура-С, 2004.- 176 с.:ил.
Проблема в том, что учебного времени на изучение такого предмета в школе не выделено. Поэтому к нам, в колледж культуры вчерашние школьники приходят примерно на 90% художественно “слепые”. Приходится иногда использовать бумагу, другие подручные средства в качестве строительного материала, чтобы объяснить особенности архитектурных конструкций. Разрезы, планы, изометрические проекции в удобном для учебного использования виде найти крайне сложно. Здесь всё это есть, с названиями, цветным обозначением, видами сверху, сбоку. Замечательно! Приводятся здания разной конструкции: базилика,
Нажмите на картинку для увеличения.
зальная церковь,
Нажмите на картинку для увеличения.
церковь центрического типа,
Нажмите на картинку для увеличения.
светские строения;
декоративные элементы,
Нажмите на картинку для увеличения.
формы крыш и фасадов.
Нажмите на картинку для увеличения.
Картинки можно увеличить, рассмотреть детали, распечатать, вывести в любой внешний редактор, убрать подписи и использовать как тренажёр или задание контрольной или проверочной работы. За это создателям диска отдельное спасибо!
Отбор иллюстративного материала помогает эмоциональному восприятию материала, вот вид знаменитого собора Святого Вита в Праге,
Нажмите на картинку для увеличения.
его план,
Нажмите на картинку для увеличения.
пинакль, как будто прорастающий через карниз и здание оживает,
Нажмите на картинку для увеличения.
и рядом портрет Петра Парлера, главного мастера, строившего собор и, кстати, знаменитый Карлов мост в Праге.
Трифорий, портрет главного мастера Петра Парлера. Около 1370, Чехия. Нажмите на картинку для увеличения.
Возможности использования
Диски “Искусство Средних веков: часть первая. II – XII вв.” и “Искусство Средних веков. Часть вторая. Искусство готики XII-XVI вв.” – хорошие учебное пособия для учебного заведения любого уровня: школ, гимназий, средних специальных и высших учебных заведений. Назначение этих дисков не узкоспециальное, их можно использовать в преподавании многих гуманитарных дисциплин: истории Средних веков, культурологии, истории культуры, истории искусств, изобразительного искусства, истории архитектуры, истории книги, истории религии, зарубежной литературы.
Издания хороши для самообразования, так как содержат довольно краткую текстовую часть, которая помогает ориентироваться в иллюстративном материале. Здесь есть список литературы русской и иностранной, правда не очень длинный, но неплохой.
Нажмите на картинку для увеличения.
Возможности программной оболочки позволяют из материалов дисков легко составлять собственные варианты иллюстративного материала для занятий как лекционного, так и практического характера.
Структура второй части поможет студентам разобраться в вопросах, которые на практике представляют трудности: отличить раннюю готику от зрелой и поздней, французскую от испанской, германской или английской. Сравнение иллюстраций поможет студенту или школьнику понять, что такое “лучистая” готика и чем она отличается от “пламенеющей”, а ещё, “кирпичная”, “перпендикулярная”, “ланцетовидная”.
Хор Сент-Хью. Свод центрального нефа (“безумные своды”), Джеффри из Нуайе.1192 – около 1210. Англия. Нажмите на картинку для увеличения.
Пинакли, табернакли, фиалы, краббы, горгульи, изученные сначала на схемах и рисунках, а потом “в жизни”, легче войдут в активный словарь и образный багаж студента.
Хорошо было бы
Если бы выделенные курсивом в тексте предисловия и статье о готике термины были связаны гиперссылками с небольшим словариком, его явно здесь не хватает.
На схемах, проекциях обозначения оторваны от картинки, это не очень удобно в использовании иллюстраций.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Заключение
В библиотеке “ДиректМедиа Паблишинг” издано целое собрание дисков, посвящённых средневековой культуре. Они дополняют друг друга, создавая виртуальное пространство Средневековья. Тексты, архитектура, скульптура, музыка, живопись, книжная миниатюра – преподаватель, имеющий эти издания, может чувствовать себя вполне обеспеченным дидактическим материалом для организации учебного процесса. Позволим себе ещё раз напомнить те, о которых мы рассказывали нашим читателям.
- ““Искусство Средних веков: часть первая. II – XII вв.”“;
- ““Книжная миниатюра”“;
- ““Европейская литература XIV – XVIII вв.”. “;
- ““Византийское искусство”“;
- ““Путь к Леонардо”“;
- “Электронная библиотека “Древнерусская культура: литература и искусство” от DirectMedia“.
На момент публикации цена дисков составляла 350 руб. в подарочной упаковке.
Купить диск “Искусство средних веков. Часть вторая. Искусство готики XII-XVI вв.” в интернет-магазине “ДиректМедиа”.
Учебное пособие тестировалось на аппаратной двуядерной платформе AMD. Редакция благодарит компанию AMD за платформу, предоставленную образовательной лаборатории THG.ru.