Введение
Представляем нашим читателям издание компании “АстраМедиа”. “История живописи в шедеврах” Том I, II. Автор рецензии В. Л. Булдакова, эксперт: Е. Л. Беляева, искусствовед. В оценке дисков участвовали студенты третьего курса Кировского областного колледжа культуры.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Системные требования | |
ОС | Windows 98/2000/XP |
ПК | Процессор Intel/AMD 550 МГц, оперативная память 128 Мб, звуковая карта, браузер Internet Explorer 5.0 и выше |
Рекомендуемое разрешение экрана | 1024х768 или 1280х1024. Если у вас установлено разрешение 800х600, вы увидите картинки, но их придётся передвигать с помощью мышки. |
Нажмите на картинку для увеличения.
Предупреждаем, что качество изображений, их количество требуют оперативной памяти большего размера, чем указано в минимальных требованиях. То есть, конечно, с дисками можно работать и с памятью 128 Мб, но вы будете испытывать неудобства: время перехода от раздела к разделу, от одной картинки к следующей увеличивается, задерживается выполнение ваших команд (об этом сообщают студенты и преподаватели). Дело не в качестве диска, а в вашей машине.
Нажмите на картинку для увеличения.
Вступительное слово
Диски представляют собой два тома очень хорошего качественного мультимедийного учебного пособия, в котором уравновешены содержание и технические возможности, они одинаково высокого качества.
Стартовая страница первого диска:
Нажмите на картинку для увеличения.
Иначе и быть не может: проект создан сотрудниками факультета истории искусств РГГУ. Честно говоря, для меня лично рецензию на этих словах можно закончить, потому что РГГУ – знак качества, то, что создано под эгидой университета, безусловно, заслуживает самого пристального внимания.
Однако хочется рассказать нашим читателям, каково содержание и технические возможности издания. Стартовая страница второго диска:
Нажмите на картинку для увеличения.
К содержанию дисков
Авторы первого диска уже знакомы нам по изданиям, о которых мы уже рассказывали: “Искусство Средних веков: Часть первая. II-XII вв.”, три диска об архитектуре Москвы и Подмосковья и другие издания “АстраМедиа”.
Первый диск содержит три раздела:
Нажмите на картинку для увеличения.
Каждый раздел начинается со вступительной статьи, очень содержательной, но лаконичной, что очень хорошо для электронного учебного пособия. Посмотрите, страница делится пополам: слева гиперссылки, ведущие к разным периодам Возрождения, там открываются галереи изображений для просмотра.
Нажмите на картинку для увеличения.
Гиперссылки справа помогают передвигаться по тексту.
Нажмите на картинку для увеличения.
Прекрасно оформлены и одновременно функционально устроены страницы с содержанием разделов: указаны период развития живописи, области и художники, работавшие там, их имена – это гиперссылки, ведущие к странице с текстом и картинкой, оттуда можно выйти в окно просмотра изображения.
Нажмите на картинку для увеличения.
На титульной странице есть выход на раздел “Поиск. Помощь”. Краткий и ясный текст поможет пользователю быстро разобраться с особенностями программной оболочки, научит пользоваться техническими возможностями издания. Даже если вы человек, искушённый в работе с электронными учебниками, не поленитесь, загляните в этот раздел, времени это займёт немного, рекомендации кратки и точны. Управление диском очень простое и приятное, что свидетельствует о хорошей работе программистов.
Нажмите на картинку для увеличения.
Дизайн обоих дисков безупречен, всё сделано с большим вкусом, впрочем, об этом достоинстве образовательных дисков “АстраМедиа” мы уже не раз говорили.
Нажмите на картинку для увеличения.
Очень важный раздел “Темы и жанры” на первом диске.
Нажмите на картинку для увеличения.
Формирование жанров, особенный подход художников Возрождения к темам – интереснейший вопрос. Очень сложная система знаков и символов находит отражение в комментариях к картинам. В каком-то смысле эта система труднее для понимания, чем система средневековых знаков и символов, поскольку Возрождение использует ещё античные и наполняет их личным толкованием художника.
Сандро Боттичелли. Весна. Нажмите на картинку для увеличения.
Конечно, пояснения не исчерпывают всё содержание произведения, но в этом их цель: они открывают студенту направление познания, путь поиска.
Просто рассматривая картину Джованни Беллини “Священная аллегория”, ею можно бесконечно любоваться, так завораживает этот замедленный ритм, чудесный колорит, но хочется понять содержание! Пожалуйста, как будто говорят авторы, начнём вместе, а дальше ищите, и найдёте ещё много интересного, чудесного и занимательного.
Нажмите на картинку для увеличения.
Кстати, такой приём очень эффективен, разбудите интерес, студенты такое могут найти, увидеть, открыть, только ахнешь! Они же заново мир открывают, а вы с ними, обоюдный процесс в обучении доставляет самое большое удовольствие в нашей работе.
Нажмите на картинку для увеличения.
К содержанию дисков, продолжение
Второй диск посвящён живописи XVII и XVIII веков.
Как видно из содержания, авторы рассматривают стили и жанры живописи.
Нажмите на картинку для увеличения.
На этой странице представлены авторы диска.
Нажмите на картинку для увеличения.
Поиск и навигация осуществляются так же, как на первом диске.
Нажмите на картинку для увеличения.
Тот и другой диск снабжены списком иллюстраций, структурированных в соответствии с содержанием диска, из него легко выйти на любое изображение, что создаёт дополнительные удобства в использовании материалов издания. Во втором томе в списке иллюстраций случайно закралась опечатка: Голландия в списке оказалась с одной “л”.
Нажмите на картинку для увеличения.
Большое достоинство комментариев к картинам в том, что при всей их лаконичности они содержат ответы на вопросы, которые студенты задают чаще всего, а в печатных и справочных изданиях по искусству, доступных студентам, их найти бывает нелегко.
Вот, например, рассматривая картину Тициана “Любовь земная и небесная”, спрашивают: “А кто из них какая?”. Здесь даётся ответ на этот вопрос, да ещё в такой форме, что появляется тема для обсуждения на занятии.
Нажмите на картинку для увеличения.
Самое важное и ценное в “Истории живописи в шедеврах” – организация текстового и изобразительного материала, стимулирующая познавательный интерес студентов и их мыслительную деятельность.
Название издания определяет отбор иллюстраций: самые известные, хрестоматийные с точки зрения образования, вещи. Но ведь их исторический отбор совсем не случаен, именно такие произведения ярче всего показывают ход и развитие художественного процесса.
Никола Пуссен. Царство Флоры. Нажмите на картинку для увеличения.
Ясность структуры, возможность показать формирование и эволюцию жанров живописи делают диски просто незаменимыми для образовательного процесса.
Интересные находки
На странице диска с изображением есть окно с текстом, над ним 4 гиперактивные ссылки: “сюжет”, “фрагменты”, “история”, “автор”.
Нажмите на картинку для увеличения.
В зависимости от вашего выбора в окне открывается текст разного содержания. Например, “фрагменты” к картине Андреа Мантенья “Мёртвый Христос”:
Нажмите на картинку для увеличения.
Вам коротко расскажут об авторе, а через гиперссылку вы можете выйти в окно просмотра изображений и увидеть его предполагаемый автопортрет.
Нажмите на картинку для увеличения.
Картинку на странице можно увеличить, щёлкнув по ней мышкой:
Обратили внимание на два значка зелёных экранчиков на странице Чимабуэ? Кликнув мышкой, откроете дополнительные изображения, с которыми можно сравнить рассматриваемое. Как, например, не сравнить “Мёртвого Христа” Мантеньи и Ганса Гольбейна Младшего?
Нажмите на картинку для увеличения.
Устроено очень удобно: окно просмотра изображений можно двигать по экрану мышкой, и не надо переключаться! Таким образом, гиперссылками связаны между собой разные периоды и пространства, что рождает эффект единого художественного пространства диска, это недостижимо в печатном варианте.
Жаль, что на втором диске в окне просмотра изображений отсутствуют подписи, при этом, они, конечно, есть на странице с комментариями. Например, картина Бернардо Белотто. Вид на Вену с Бельведерского дворца.
Нажмите на картинку для увеличения.
Возможности использования
Для преподавателя истории искусства на уроке просто необходимы. История искусств, история живописи, история культуры, история зарубежных стран, литература – вот только несколько учебных дисциплин, в преподавании которых диски можно использовать.
Нажмите на картинку для увеличения.
В процессе подготовки к занятиям студент или школьник может использовать иллюстративный и справочный материал для выполнения аналитических и творческих заданий. Для самообразования диски рекомендуем тем, кто проявляет интерес к искусству: прекрасная возможность войти в мир шедевров живописи. Кроме того, если вы любите и можете путешествовать, подписи к картинам укажут вам их местонахождение, я уж не говорю о том, что указаны размеры, материал, техника живописи.
Нажмите на картинку для увеличения.
Студенты оценили лаконичность и содержательность текстов, с удовольствием рассматривали картины, обсуждали комментарии, а полученные знания пытались проецировать на другие произведения живописи.
Нажмите на картинку для увеличения.
Заключение
Ещё раз повторюсь: мы говорили о полноценном электронном учебном издании. Его содержание, структура, возможности программной оболочки нацелены на сознательное познание, они пробуждают интерес, эмоции, стимулируют мыслительную деятельность. Не первую, но такую же искреннюю благодарность автор рецензии, эксперт, студенты приносят издательству “АстраМедиа” и, конечно, сотрудникам РГГУ.
Нажмите на картинку для увеличения.
На момент публикации цена дисков составляла 350 руб. в подарочной упаковке.
Купить диск “История живописи в шедеврах”. Том I в интернет-магазине “ДиректМедиа”.
Купить диск “История живописи в шедеврах”. Том II в интернет-магазине “ДиректМедиа”.
Учебное пособие тестировалось на аппаратной двуядерной платформе AMD. Редакция благодарит компанию AMD за платформу, предоставленную образовательной лаборатории THG.ru.