Введение
Мы впервые представляем нашим читателям издание компании “АстраМедиа”, с нашей точки зрения оно заслуживает самого серьёзного внимания. Автором рецензии является В.Л. Булдакова, эксперты: Е.Л.Беляева, искусствовед; В.А. Коршунков, кандидат исторических наук, доцент Вятского государственного гуманитарного университета.
Нажмите на картинку для увеличения.
Системные требования | |
ОС | Windows 98/2000/XP, процессор Intel/AMD 550 МГц, оперативная память 128 Мбайт, звуковая карта, браузер Internet Explorer 5.0 и выше. |
Рекомендуемое разрешение экрана | 1 024 х 768 или 1 280 х 1 024 (*) |
Если у вас установлено разрешение 800 х 600, вы увидите картинки, но целиком в экран они не помещаются, их придётся передвигать.
Общая характеристика
Перед нами проект компании “АстраМедиа”, право распространения которого принадлежит ЗАО “Новый диск”. Автором текстов и составителем является Н.А. Селунская, дизайнер Ю. Завалишина, редактор А. Литвина, корректор Н. Петрова.
Нажмите на картинку для увеличения.
Первое впечатление самое благоприятное. Диск очень красиво открывается. Художественный вкус дизайнера (Ю. Завалишина) безупречен.
Нажмите на картинку для увеличения.
Качество картинок очень хорошее. Вы получите эстетическое удовольствие, производя любые операции при работе с диском.
Нажмите на картинку для увеличения.
Вступительное слово
Дискуссионный вопрос для русской культуры: так была ли в нашей истории эпоха Возрождения или всё ограничилось “предвозрождением”? Или вообще из средневековья сразу перескочили в Новое время? Откуда и куда (в смысле времени) скачет Пётр I Фальконе в одеяниях античного героя? Не надо только напоминать мне о приверженности скульпторов-классицистов античным образцам.
Что считать русской античностью? Было ли нам чего возрождать, к чему возвращаться? Леонид Парфёнов недавно высказал мысль о том, что для современного жителя России нет другой древности и нет другой истории, кроме советской. В поисках антиков мы оборачиваемся в сторону Европы, и европейская античность с лёгкой руки царя Петра ощущается как своя. Разгульная девка Венус вкупе со своим в доску всепьянейшим Бахусом-Дионисом более знакомы, чем Синеус и Трувор.
К содержанию диска
Пережитый Европой Ренессанс, идеи самоценности человека, понимание значения и мощности творческой личности разбились о стену автономности русской культуры. Вообразите себе судьбу Микеланджело Буонаротти в “Московии” XVI века, непростую и в собственной стране!
Зачем же столь длинным вступлением предварять новое электронное издание компании “АстраМедиа”? Открытие мира для жителя одной шестой части суши только началось с открытия границ лет 15-20 назад. Количество людей, посетивших Италию, такую желанную и незнакомую, пока ничтожно по сравнению со всем населением страны. Но и посетившие, что увидели там? Многие ли, как Стендаль, упали в обморок во Флоренции от грандиозности и количества артефактов на квадратный метр?
Нажмите на картинку для увеличения.
Почему сегодня, беззвучно распялив рот, лишённые голоса, российские искусствоведы, архитекторы, просто люди, наделённые хоть малой толикой эстетического чувства, кричат о грозящей гибели единственного нашего города-музея – Питера, а их никто не слышит? А у них там, в Италии, каждый город – музей под открытым небом.
Представляете на ЭТОЙ площади каток? Нажмите на картинку для увеличения.
Понимание сложности своего собственного пути начинается с осознания, что ты не один такой. Евгений Гришковец в беседе с Владимиром Познером в телепрограмме “Времена”, заметил: сегодня он ищет универсальное, что есть в людях независимо от отличий разного толка. Причём тут итальянский Ренессанс? Но это ведь и есть поиск человеческого в божьем творении, т.е. универсального. Авторы диска в аннотации рекомендуют его “широкому кругу читателей, увлекающихся историей и искусством”. Не так уж он широк, этот круг, процентов пять населения! А я бы рекомендовала диск всем, кто получает образование (любое! особенно техническое), всем, кто уже побывал в Италии, и всем, кто собирается. И всем, кто по разным причинам туда приехать не сможет.
Может быть, и своё захочется сохранить, и показать, и сравнить.
Нажмите на картинку для увеличения.
Узнаёте мерлоны – ласточкины хвосты – у гиббелинов, приверженцев имперской власти? Это Верона, а не московский Кремль. Хотите узнать или припомнить из школьной истории, какой формы зубцы крепостей у гвельфов, пожалуйте, “Энциклопедия” диска готова всё объяснить и показать.
Нажмите на картинку для увеличения.
А это, как вы догадались, не Грановитая палата, это – Палаццо деи Диаманти в городе Феррара.
Нажмите на картинку для увеличения.
Автор текстов энциклопедии – Надежда Андреевна Селунская, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института всемирной истории РАН (см. список изданий). Написаны статьи языком ясным, лаконичным, образным; много интересных подробностей. Приводятся пространные цитаты из других источников, например, из поэтической книги “Образы Италии” знаменитого искусствоведа П.П. Муратова, или Генри В. Мортона “Музей под открытым небом”, его можно и послушать, есть звуковой файл.
Нажмите на картинку для увеличения.
К содержанию диска, продолжение
Стихами А.Блока открывается статья о Равенне:
Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках…
Знаменитая базилика Сан Витале в Равенне. Нажмите на картинку для увеличения.
Что особенно привлекает, так это объективность изложения фактов и суждений. Разбиваются весьма устойчивые мифы. Автор, опытный и глубоко знающий предмет медиевист, рисует сложный образ Фра Джироламо Савонаролы. Да, всем известно, под его влиянием Боттичелли уничтожает картины, он неистов и суров. Но он и богослов, и философ, роль Савонаролы в религиозной, моральной, социальной сферах значительна и интересна.
Нажмите на картинку для увеличения.
Системная организация энциклопедии помогает понять проблемы и сущность эпохи Возрождения. Уже содержание обращает ваше внимание на важнейшие ключевые моменты, без понимания которых невозможно составить яркую и цельную картину итальянского Ренессанса. Рассредоточенность по городам-коммунам династий “Властителей Ренессанса”, художников, философов; новая городская религиозность и деятельность нищенствующих орденов – это и есть та материальная и духовная ткань эпохи, в которую помогают пристально вглядеться составители диска.
Вводная статья “Возрождение” логически открывает тему, а глоссарий, кратко объясняя, что такое непотизм и пьяцца, даёт представление о системе светского образования, периодах треченто, кватроченто, чинквеченто и завершает энциклопедию.
Нажмите на картинку для увеличения.
Каждый город в Италии Ренессанса – музей под открытым небом. В этом легко убедиться, знакомясь с разделом “Образы городов”. Название раздела не просто красивое словосочетание, оно абсолютно соответствует содержанию.
Нажмите на картинку для увеличения.
В разделе “Панорама Ренессанса” собраны все слайд-шоу диска. Позволю себе выразить восхищение их собранием, подборкой тем, несколькими просто поэтическими заголовками. Все очень интересны, сопровождаются точно подобранными музыкальными произведениями, но особенно мне хотелось бы отметить слайд-шоу “Францисканская духовность”, “Ранние флорентийские мастера”, “Лица и костюмы современников”, “Идеальный город. Архитектура в живописи”.
Нажмите на картинку для увеличения.
Раздел “DA CAMERA E DA CHIESA” даёт возможность слушать музыку Возрождения. Здесь есть примеры духовной музыки, светской и студенческой.
Нажмите на картинку для увеличения.
Интересные находки
Все статьи имеют ссылки на источники, гиперссылки на галереи картинок, видеоролики, понятия, имена. Энциклопедия буквально пронизана перекрёстными ссылками, связывающими отдельные тексты в единое целое. Это возможно только в мультимедийном издании. Вы можете выйти из энциклопедии на любое изображение, толкование понятия, биографию, слайд-шоу, видеофрагмент. Из раздела “Образы городов” – на картинки и слайд-шоу.
Вообще работать с диском очень удобно. Переходить из раздела в раздел легко. Надо сказать, что здесь преодолён недостаток, отмеченный нами в очень хорошем диске “Путь к Леонардо”, состоящем из слайд-шоу. Сложность их использования в работе в заданности ритма, который вы не можете изменить и которому вынуждены подчиняться. Здесь же можно отключить звук и, используя кнопки клавиатуры “Page Up” и “Page Down”, листать в удобном для вас ритме, сопровождая показ собственным комментарием.
Возможности использования
Диск представляет собой очень хорошее и функциональное мультимедийное учебное пособие. Прежде всего, его удобно использовать для самообразования, и в этом случае аудитория не ограничена ни возрастом, ни какими-то другими критериями.
Чрезвычайно полезно издание для школьников и студентов, для преподавателей. Ещё раз замечу, что язык текстов и их содержание таковы, что могут с интересом и пользой читаться и пятиклассником, и студентом, и преподавателем. Это встречается не так уж часто.
Материалы диска могут быть использованы для самостоятельной работы: поиска информации, составления текста к любому слайд-шоу. На занятиях преподаватель, как уже сказано выше, может использовать иллюстративный материал, обращаться за справкой к материалам энциклопедии.
Можно с лёгкостью, используя диск, подготовить цикл разнообразных занятий по теме “Итальянское Возрождение”.
Нажмите на картинку для увеличения.
Недостатки
Видеоролики открываются в мини-экране, не разворачиваются во весь экран, звук отсутствует. Их можно открыть через другой плеер, имеющийся на вашей машине, во весь экран, качество изображения неплохое, но звука нет. Досадно, тем более что видеофрагменты взяты, например, из “Ромео и Джульетты” Ф. Дзефирелли, “Имени розы” Ж. Ж. Анно и т.д. Создатели диска, указав минимальные технические требования, о такого рода затруднениях ничего не сообщили. Человек, купивший диск, не обязан гадать, в чём причина: в отсутствии необходимых кодеков или в чём-то ещё.
Вообще, жаль, что нет файла типа “ReadMe”, правда, “Краткое руководство к диску” открывается при автозапуске.
Нажмите на картинку для увеличения.
Заключение
Таким образом, издание “Италия: страна городов, страна Ренессанса” заслуживает вашего внимания и нашего одобрения. Думаю, стоит адресовать читателя к изданиям Надежды Андреевны Селунской. Судя по качеству рецензируемого издания, это интересно.
На момент публикации цена диска составляла 350 руб. в подарочной упаковке.
Купить диск “Италия: страна городов, страна Ренессанса” в интернет-магазине “Новый Диск”.
Список изданий автора текстов и составителя диска.
- Селунская, Надежда Андреевна. CASTRUM Римской Провинции XIII-XIV веков: социально-правовые аспекты : автореферат дис. … кандидата исторических наук : 07.00.03 / Ин-т всеобщей истории. – Москва, 1994
- Колпаков, Сергей Владимирович. История древнего мира : Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений / С.В. Колпаков, Н.А. Селунская – М. : Новый учеб. [и др.], 2001
- Власть, право, религия: взаимосвязь светского и сакрального в средневековом мире : [Сб. ст.] / Рос. акад. наук. Ин-т всеобщ. истории; [Ред. и сост.: Н.А. Селунская]. – М. : Ин-т всеобщ. истории РАН, 2001
- Колпаков, Сергей Владимирович. История древнего мира : Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений, 5 кл. / С.В. Колпаков, Н.А. Селунская. – М. : Дрофа : Веди-принт, 2002
- Колпаков, Сергей Владимирович. История Древнего мира. 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / С. В. Колпаков, Н. А. Селунская ; под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина. – Москва : Дрофа, 2007
- Селунская, Надежда Андреевна. Коммуна в “вотчине Св. Петра”: история концептов и средневековая история Италии : [монография] / Селунская Н. А. ; Российская акад. наук, Ин-т всеобщей истории. – Москва : Ин-т всеобщей истории РАН, 2007
Учебное пособие тестировалось на аппаратной двуядерной платформе AMD. Редакция благодарит компанию AMD за платформу, предоставленную образовательной лаборатории THG.ru.