Введение
В нашу образовательную лабораторию поступило новое учебное пособие по русскому языку с довольно длинным названием: “Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Версия 2.0. Часть 1. Гласные и безгласные”. Сами разработчики называют страну “Лингвин&Я”. Издателем пособия является компания “Новый Диск”. Вот, что говорят об “Орфографическом диктанте” сами разработчики.
“Грамотность – обязательное условие не только отличных отметок, но и жизненного успеха. Научиться писать без ошибок и повысить орфографическую зоркость поможет уникальное пособие “Лингвин&Я”. Программа создана на основе алгоритмов орфографических правил. Использование программы “Лингвин&Я” позволит ученику не только повысить грамотность, но и развить навыки аналитического мышления, а педагогам поможет на деле реализовать индивидуальный подход в обучении. Программа сочетает качества учебника, тренажёра, тестера и словаря. Адресована школьникам 2-11 классов, абитуриентам, учителям русского языка, а также всем, кто хочет быстро и эффективно повысить уровень орфографической грамотности”.
Особенности программы:
- 630 тренингов (с программными подсказками) и 370 контрольных диктантов (без подсказок);
- более 3000 слов в четырёх электронных словарях, два из которых не имеют бумажных аналогов;
- более 6000 словосочетаний и предложений в базе программы;
- оценивание диктантов в соответствии со школьными критериями;
- расширенные возможности работы в режимах “Учитель” и “Ученик”;
- возможность использования программы в локальной (школьной) сети;
- учёт успеваемости в электронном журнале с возможностью просматривать и распечатывать протокол каждой выполненной работы.
Нашим экспертом выступила учитель русского языка и литературы Вятской гуманитарной гимназии Татьяна Геннадьевна Зубарева.
Установка, настройка и регистрация
Для пособия “Орфографический диктант” требуются операционная система Microsoft Windows 98/Me/NT/2000/XP, процессор не ниже Pentium 133 МГц, не менее 32 Мбайт оперативной памяти, а также разрешение экрана не меньше 800×600 с 16-битной глубиной цвета. Конечно, и оптический привод. Надо сказать, программа очень маленькая – занимает на диске всего около 10 Мбайт. Но на жёстком диске для установки требуется 30 Мбайт.
Как можно видеть на иллюстрации выше, разработчики выбрали для программы символ попугая. Нам кажется, что лучше было бы выбрать более умную птицу, скажем, сову, поскольку попугай всё же ассоциируется с бездумным повторением слов.
После установки пользователю предлагается краткое введение, знакомящее с программой. Затем мы попадаем в главное меню.
Здесь возникли первые сложности. Поля “Словосочетание (предложение)” и “Варианты ответа” не работают. Если выбрать пункты меню “Диктант” (“Тренинг” и “Контроль”), то пользователю будет предложено ввести “Логин” и “Пароль”.
То есть сначала пособие требует регистрации. Почему разработчики не активировали по умолчанию гостевой вход, для нас так и осталось загадкой. В других электронных пособиях для начала работы, в самом уж худшем случае, требуется подтвердить гостевую запись клавишей “ОК”. Система обязательной регистрации запутывает пользователей, не слишком опытных в работе с компьютером. Тем более что сделана она далеко не лучшим образом. Попробуем зарегистрироваться. Для этого нужно вызвать в меню “Режим”, затем “Регистрацию” и выбрать группу “Гости”.
После этого найти и выбрать своё имя “Дорогой гость”
Казалось бы, на этом всё закончится. Нет. Придётся придумать и указать учётную запись и пароль. Причём пустой пароль не проходит.
На наш взгляд, разработчикам всё же следует отделить установку программы “для простых смертных” без всяких логинов и паролей. Подобную трёхступенчатую систему регистрации нельзя считать удобной.
Разработчики объясняют обязательную систему регистрации следующим образом. “Эффективная работа над повышением грамотности предполагает возможность сравнивать результаты диктантов, выполнявшихся в разное время. Чтобы пользователь имел возможность после диктанта познакомиться с протоколом работы, чтобы родители или учитель (автор продолжает надеяться на школьное будущее программы) могли проанализировать результаты работы нескольких учеников, необходима регистрация. В любой школе с интрасетью любая попытка войти в систему начинается с предъявления логина и пароля. В школе, где работал автор, с этим справлялись даже завсегдатаи начальных классов”.
Работа с пособием
По своей сути пособие представляет базу тестовых заданий, из которых составляются диктанты (выборка из базы). В режиме учителя можно редактировать базу заданий и создавать собственные диктанты. Разработчики отмечают, что “редактирование базы заслуживает более пристального внимания, поскольку одна неверная установка на панели алгоритма, сделанная пользователем, пополняющим базу, приведёт к печальным последствиям”. Рассмотрим режим ученика.
Основная работа с пособием осуществляется через меню “Диктант”. Там есть два пункта, которые понятны по названию: “Тренинг” и “Контроль”. Выбираем “Тренинг”. И сразу же встречаем следующий “ляп” разработчиков.
Как мы указывали выше, пособие рассчитано на учеников 2-11 классов. Обязан ли ученик второго класса знать, что скрывается под словом “Mix”? Почему в пособии по русскому языку употребляются английские(!) слова, которые имеют вполне нормальные русские аналоги? Да и посмотрите на пункты. Что вам говорит, например, диктант “mix-1-5-100-1”? Чем он отличается от “mix-6-10-100-1”?
В верхнем выпадающем списке можно выбрать правило, по которому будет предложен диктант. На этот раз разработчики решили не переводить названия правил на английский язык.
Выбираем любой диктант. Попадаем в меню выбора ответа.
В нижней части окна можно узнать, сколько в диктанте заданий всего и сколько из них осталось. Следует из выпадающего списка выбрать ответ и нажать клавишу “Ввод”.
Если ответ правильный, то программа выдаст соответствующее подтверждение. Нужно нажать клавишу “ОК”. И так 50 раз. Опять же, на наш взгляд, разработчики перемудрили с интерфейсом. Для выбора любого ответа нужно три раза нажимать мышью. При этом нельзя ни перейти к нужному вопросу, ни вернуться. Даже в тренировочном режиме.
Если ответ будет дан неверный, то программа выдаст алгоритм. Но сначала вам придётся вновь нажимать клавишу “ОК” в появившемся окне.
В алгоритме нужно правильно расставить галочки для того, чтобы найти нужный ответ. Кроме того, разработчики вынуждают выбрать “Орфографическое правило”. (Комментарий разработчика: “Потому что далеко не каждый ребёнок понимает, на какое именно правило допустил ошибку, а надо бы, чтобы понимал!”) Наверное, для смешанных диктантов (на жаргоне разработчиков “Mix”) имеет смысл смотреть алгоритмы других правил, но для тематического диктанта лишнее поле вряд ли требуется.
Ещё одно важное замечание: как-то завершить диктант или перейти к другому программа не даёт. Приходится нажимать на знакомый “крестик” и перезапускать пособие. Почему разработчики оказались столь суровы даже в обучающем режиме – нам не понятно.
На этом позвольте перейти от рассмотрения общих моментов работы с программой с точки зрения редактора к мнению нашего эксперта.
Мнение эксперта и комментарии разработчиков
Вашему вниманию предлагается программа “Лингвин&Я. Орфографический диктант” – универсальное учебное и развивающее пособие диалогового типа, адресованное широкой аудитории: школьникам 2-11 классов, абитуриентам и студентам, учителям словесности и всем желающим усовершенствовать свои навыки грамотного письма. Авторы программы нашли оригинальный и эффективный вариант повышения орфографической грамотности: на основе правил русского правописания ими разработаны алгоритмы, работа с которыми позволяет развивать навыки аналитического мышления, изучать логику языка, не запоминать правильные варианты написания, а понимать причины их возникновения. Остановимся подробнее на некоторых, на наш взгляд, наиболее существенных особенностях предлагаемого продукта.
Пособие содержит подробную инструкцию по установке и использованию, однако, на наш взгляд, удобнее более простой алгоритм. Необходимость введения пароля объясняется особой структурой пособия: оно рассчитано на два режима эксплуатации (школьник имеет возможность тренировать свои навыки, а учитель – отслеживать его успехи), при этом ученик не имеет доступа к сведениям педагога. Если ученик выступает только в роли пользователя, то учитель может вносить изменения в дидактические материалы (дифференцировать по сложности, уменьшать или увеличивать объём заданий, вносить свои примеры в уже имеющиеся тренинги и т.д.).
Интерфейс программы не вызывает особого восторга: изображение не “разворачивается”, возникают пространственные неудобства; орфограммы, которые в школьной практике имеют привычные, устоявшиеся названия (“Непроверяемые гласные в корне слова”), обозначены кодами, что усложняет задачи как учителя, так и самостоятельно работающего школьника. Периодически “выскакивающий” попугай помогает пользователю отслеживать своё продвижение, но, на наш взгляд, статистика успехов-неуспехов может быть оформлена иначе (вывесить окно с балами, счётом). Кроме того, постоянное подтверждение (“продолжать?”) отнимает время. Временное ограничение или отслеживание затраченного времени поможет ученику работать более собранно, но расположено окно неудобно (далеко, мелко). Сложности вызывает также процесс перехода от одного задания к другому и выхода из программы в том случае, когда работа выполнена частично.
Приведём комментарии разработчиков.
“Если обратить внимание, как разворачиваются окна известных программ, легко заметить, что размеры программных инструментов при этом не меняются – становится большим только окно, занимаемое тем или иным файлом. В данном случае разворот означал бы не только увеличение размера шрифта, но и появление неплановых пробелов, искажение рисунков, смещение элементов алгоритма. Напомню: в стандартных программах Microsoft используется достаточно мелкий шрифт, к которому пользователи-дети уже адаптированы. Среда (язык программирования), в которой создана программа, как и другие подобные, имеет ограниченные возможности, и с этим приходится мириться.
Увеличить изображение позволяет изменение разрешения экрана. При разрешении 800х600, которое рекомендовано для детей, интерфейс программы в режиме исправления ошибки и режиме “Учитель” занимает практически весь экран.
Орфограммы закодированы только в перечне диктантов. Прежде чем выбрать диктант, пользователь выбирает правило (оно сохраняется над списком), которое, если и названо иначе, чем в школьных учебниках, то всё-таки узнаваемо. Алгоритмы требуют некоторого перераспределения учебного материала, его перекодировки. Например, в школьной практике отсутствует правило, именуемое в программе “Обозначение на письме звукосочетания [ЙО]”, что не освобождает пишущих по-русски от необходимости грамотно писать слова, внесённые в базу этого правила. Во второй части программы появится, например, выделенное в самостоятельный алгоритм “Обозначение на письме долгих согласных”. Правила с таким именем нет и в вузовских учебниках. Однако этой тонкости внимание уделено как в них, так и в академическом орфоэпическом словаре. Усвоение правописания сомнительных (парных по звонкости/глухости) согласных значительно облегчается за счёт выделения долгих согласных в отдельную логическую группу. Словом, автор надеется, что пользователи испытают временные неудобства, которые окупятся прочными знаниями.
Почему речь идёт о сложностях при выходе из программы или переходе к другому заданию – загадка. Ведь предупреждение о последствиях досрочного выхода не является приговором о смертной казни. Что же касается перехода к другому заданию, то он заблокирован намеренно. Если мы собрались учиться, то к чему прыгать из диктанта в диктант, так и не узнав, за какое время и насколько успешно способны одолеть дистанцию? Вторая версия программы ориентирована на предъявление объективной оценки и протокола событий. Программный журнал, в отличие от бумажного классного, реагирует только на работу, а не на отбывание срока урока. Когда грамотный пользователь знакомится с программой, его может раздражать невозможность выполнить упомянутые действия. Но когда дело дойдёт до систематической учебной работы ребёнка дома и тем более в классе, преимущества решения разработчиков станут очевидны.”
Пользователю предлагается систематически изложенный курс русской орфографии, позволяющий осуществлять индивидуальную и групповую, тренинговую и итоговую работу. Дидактические материалы включают 6 360 словосочетаний и предложений, в случае затруднений можно обратиться к толковому и орфографическому словарям, словарю проверочных слов и словоформ (они содержат около 4 000 слов), работа с которыми также способствует повышению уровня грамотности. Однако толковый словарь не даёт примеров употребления тех или иных слов в контексте.
Приведём комментарий разработчиков.
“Да, но, с точки зрения автора, в этом нет острой нужды. Ведь в программный словарь включены только те слова, которые уже появились в контексте – в одной или нескольких контрольных единицах”.
В процессе прохождения через уроки пользователь работает с богатым дидактическим материалом. Примеры не только позволяют отрабатывать навыки грамотного письма (Марианна закрыла дверь: раздался щ…лк), но и отсылают к произведениям русской классики (Правили Глуповым многие град…начальники.), знакомят с устаревшей или диалектной лексикой (От мерёж… одни обручи уцелели), напоминают значение терминов (Алл…гория – это иносказание), расширяют словарный запас (Итальянский дворец-особняк – палаццо), сообщают новые сведения (Для изготовления керамики необходим ц…ркон), говорят о правилах этикета (Каши принято есть д…сертной ложкой). Целесообразно, на наш взгляд, более активно привлекать классические тексты, может быть – высказывания “великих” с указанием автора. Тогда вместе с грамотностью будет развиваться и словарный запас, и кругозор.
Каждый тренинг нацелен на отработку разных орфограмм, что делает задачу обучающегося более сложной. Примеры располагаются в таком порядке, чтобы пользователь “не терял бдительности” (предЫюньский, подЫграть, безЫмянный, взИмать, подЫмет). Однако школьная дидактика предполагает продвижение по принципу “слово – словосочетание – предложение”, который в пособии не учтён. Не выполняется и рекомендация менять вид деятельности: задача пользователя каждый раз состоит в том, чтобы выбрать один из предложенных вариантов, посредством однотипных многочисленных операций его ввести и перейти к такому же заданию. Поэтому мы рекомендуем разнообразить систему заданий (распределите слова по группам с учётом выбора буквы; выберите только те слова, которые являются исключениями из правил; напишите слово, лексическое значение которого раскрыто в словарной статье…).
Учитель-практик отметит также и соответствие системы оценивания, предложенной авторами, школьным нормам оценки орфографической грамотности.
Приведём комментарий разработчиков.
“Страна Лингвиния” – это не одна программа, а большой проект. Разнообразные упражнения-игры есть в мультимедийной книжке “Страна Лингвиния”, другие – появятся в интерактивном учебнике “Учим правила по алгоритму”. А программа преследует иные – лапидарные – цели: тренировать, расширять кругозор, пополнять словарный запас и т.п. – об этом уже не раз сказано.”
Заключение
По мнению эксперта, “Программа “Лингвин&Я. Орфографический диктант” как универсальное учебное и развивающее пособие будет полезна людям разных возрастов, на разном уровне владеющих навыками правописания. Несомненным достоинством пособия являются систематичность и логичность подачи материала, позволяющие эффективно повышать орфографическую грамотность, развивать навыки аналитического мышления. Разработчики создали доступный, удобный в использовании продукт.
Но если бы алгоритмы правил русского языка были доступны в ходе выполнения задания, а не только при возникновении ошибки, то программу можно было бы использовать и для изучения нового материала, а не только для контроля. Возможно, разработчикам следует добавить режим обучения.
Наконец, как нам кажется, разработчикам нужно привести стандарты эргономики и интерфейса к современному уровню качества.
Приведём комментарий разработчиков.
“Алгоритмы правил доступны: они содержатся во вкладыше. В перспективе автор хотел бы видеть алгоритмы всех трёх частей программы объединёнными в книжечку – сборник алгоритмов. На данном этапе режим обучения – это и есть режим “Ученик”. Обучение возможно в разных формах. В обсуждаемом продукте автор выбрал эту”.
Редакция благодарит компанию “Новый Диск” за предоставленную программу.
Редакция благодарит Вятскую гуманитарную гимназию, а также Департамент образования Кировской области за помощь в проведении тестирования.
Купить программу можно в интернет-магазине компании “Новый Диск”.