|
Введение
Интерактивная энциклопедия
Что же нам предлагают? "Отправьтесь в поразительное, захватывающее интерактивное путешествие в мир анатомии! Эта программа позволяет в буквальном смысле слова заглянуть внутрь человеческого тела, подробно изучить его строение, основные системы и их функции, химический состав.
Вы сможете рассмотреть модели внутренних органов с любого ракурса, изучить скелет под рентгеновскими лучами, а также совершить увлекательную экскурсию по основным системам организма".
Особенности программы:
- мультимедийная энциклопедия анатомии и физиологии человека;
- 3D-лаборатория: устройство человеческого тела, 3D-сканер, рентген;
- цветные анатомические диаграммы;
- сотни видеороликов, фотографий, анимаций;
- глоссарий с возможностью поиска по статьям, 3D-моделям, анимациям и видеороликам;
- интерактивный тест-викторина.
Минимальные требования невелики: Windows 2000/XP, процессор Pentium с частотой 133 МГц, 32 Мбайт ОЗУ, 15 Мбайт свободного места на жёстком диске, привод CD-ROM.
Более подробную информацию можно получить на
Нашими экспертами выступили:
- Мария Л. Сазанова, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры медико-биологических дисциплин ВятГГУ;
- Александр В. Сазанов, кандидат биологических наук.
Мнение экспертов
На диске содержится основной и дополнительный теоретический материал по курсу анатомии человека. Программа предназначена для учащихся средней общеобразовательной школы, также она может быть полезна студентам небиологических специальностей вузов при изучении таких дисциплин, как, например, "Возрастная анатомия и физиология".
После запуска программы на экране появляется общее меню "Лаборатория", в котором представлены четыре основных раздела энциклопедии.
Находясь в любом разделе всегда можно воспользоваться системой навигации, панель которой постоянно находится в правом верхнем углу экрана.
Несомненным достоинством панели навигации является "Алфавитный указатель", с помощью которого можно быстро найти рисунок, информацию, 3D-модель, видеоролик или анимацию интересующего органа, системы органов или процесса.
"Настройки" позволяют изменять настройки энциклопедии (копирование, печать, звук и т.д.). Неприятным моментом является однообразие и заунывность фоновых звуков энциклопедии; хорошо то, что авторы предусмотрели возможность их отключения.
"Помощь" панели навигации позволяет с меньшей долей ошибок путешествовать по организму человека. И ещё одна кнопка панели навигации позволяет вернуться к предыдущему экрану энциклопедии.
Мнение экспертов, продолжение
В разделе "Сканер систем" представлены основные системы организма человека, а также органы различных полостей и механизмы работы организма.
Необходимо отметить, что в большинстве своём рисунки различных систем организма человека выполнены с достаточной степенью точности. Кроме того, можно увидеть сначала схему строения системы (основные органы), а увеличив рисунок, более подробно изучить строение данной системы органов.
Выбрав пункт "Просмотр" в правом нижнем углу, можно более подробно изучить строение одной из систем органов.
Можно выбрать одну из нескольких тем и послушать голосовой рассказ, сопровождающийся анимацией.
Однако есть неточности, которые могут ввести в заблуждение. Например, на схематичном рисунке мужской половой системы неточно обозначена предстательная железа.
Но на увеличенном рисунке она обозначена верно.
Другой пример: в анимации сокращения сердца (раздел "Как работает организм", вкладка "Как часто бьется сердце") камеры сердца названы "верхняя" и "нижняя".
В то же время, на вкладке "Анатомия сердца" они названы "предсердия" и "желудочки".
Более подробно узнать о строении и функционировании того или иного органа можно, нажав кнопку "Узнай больше", расположенную в левом верхнем углу экрана. Так, в этом разделе представлена дополнительная информация о методах исследования строения и функционирования отдельных органов и систем органов,
а также о системах органов, связанных с данной системой.
Неточности есть в рисунках, обозначениях к ним и гиперссылках. Например, на экране информации "Головной мозг. Вид сверху" определения терминов "борозда" и "извилина" звучат одинаково.
На этом же экране при нажатии гиперссылки "Левое полушарие головного мозга" возникает вкладка "Правое полушарие головного мозга" и наоборот. Рисунок "Как работает нервная система" создаёт впечатление, что вставочные нейроны отличаются по своему строению от чувствительных и двигательных, хотя это не так, они отличаются только местоположением.
Мнение экспертов, продолжение
Раздел "3D Сканер" содержит трёхмерные модели тела и основных его органов. Это позволяет оценить взаимное расположение внутренних органов, а также их расположение относительно костей скелета (топографию).
Можно увидеть со всех сторон отдельные органы, а нажав, соответствующую ссылку, изучить их строение и особенности работы, вернувшись при этом в раздел "Сканер систем". Не совсем понятно, однако, для чего на общем рисунке изображены сосуды, так как на них нигде нет ссылок, их названия не проявляются при подведении к их изображению курсора.
Видимо этот раздел "сочинялся" впопыхах, поскольку он изобилует не просто неточностями, а грубыми ошибками и недоделками. Так, абсолютно недопустимо название "Органы грудной клетки", поскольку грудная клетка - это отдел скелета, а органы, в частности, сердце и легкие, находятся в грудной полости.
Некоторые видеоролики этого раздела вызывают, мягко говоря, удивление. Например, абсолютно непонятен клип "Строение сердца (сердце изнутри)", в котором ничего из особенностей внутреннего строения сердца не отражено.
Грубые ошибки содержатся в подразделе "Виды соединений костей". У человека нет "атлантового сустава", есть "атланто-затылочный сустав" и "атланто-осевое сочленение", состоящее, в свою очередь, из срединного и латеральных атланто-осевых суставов.
Также неточно название "фаланговый сустав", поскольку между фалангами пальцев много таких соединений; более точное их название "межфаланговые суставы". Кроме того, в видеоролике "Фаланговый сустав" показано движение не в межфаланговом суставе, а в запястно-пястном суставе первого пальца кисти. Эти суставы отличаются по форме суставных поверхностей, и, соответственно, движения в них также будут различны. Видеоролик "Коленный сустав" создаёт впечатление, что суставные поверхности большеберцовой и бедренной костей при движении отходят друг от друга на 90?, чего не происходит на самом деле.
В разделе "Рентгеновский сканер" представлен 3D-рентгеновский снимок скелета, что позволяет изучить расположение костей, задав разную глубину сканирования. Наличие этого раздела в данной энциклопедии тоже не совсем понятно, поскольку он не даёт никакой дополнительной информации. Рентгенограмма скелета, на наш взгляд вполне вписывается в первый раздел.
Раздел "Викторина" позволяет проверить знания, полученные при изучении анатомии. В ней представлено 30 вопросов с выбором одного варианта ответа из трёх. На наш взгляд, вопросы слишком однообразны и просты.
Заключение
Представленная интерактивная энциклопедия
К предложениям по совершенствованию данной программы следует отнести, в первую очередь, исправление фактических ошибок, поскольку анатомия - наука точная и не прощает вольностей в терминологии. Можно также порекомендовать составить несколько вариантов викторины, в которой будут использованы вопросы разного уровня (с выбором одного или нескольких вариантов ответа; выбрать правильную последовательность ответов; разбить ответы на несколько групп; вопросы в сопровождении рисунков и т.п.); т.е. составить своеобразный аналог ЕГЭ (по анатомии). Это потребует от учащихся более продуманной работы над теоретическим материалом.
В целом, энциклопедия
Перейти на
Редакция благодарит компанию
Учебное пособие тестировалось на аппаратной двуядерной платформе AMD. Редакция благодарит компанию AMD за платформу, предоставленную образовательной лаборатории THG.ru.