Введение
В образовательную лабораторию THG.ru поступил весьма интересный диск под названием “3D-инструктор. Вождение по Москве”. Название любопытное. Действительно, разработчики обещают дать нам реалистичный симулятор автомобиля на московских улицах, который, к тому же, ещё и обучает правилам дорожного движения. Давайте посмотрим, что мы получим на самом деле.
Как утверждают разработчики, “Эта программа вам просто необходима, если вы собираетесь освоить вождение автомобиля. Только представьте себе: скопление транспорта на улицах в часы пик, нехватка мест для парковок, неадекватная дорожная информация и другие “прелести” российского мегаполиса. Зачастую всё это становится фактором серьёзного стресса для людей, лишь недавно севших за руль. С другой стороны, жизненно важный опыт вождения накапливается только при регулярной практической езде. Именно такой опыт вы сможете приобрести с помощью учебного симулятора “3D-инструктор. Вождение по Москве”.
Эта уникальная программа разработана для того, чтобы помочь подготовиться к сдаче практического экзамена в ГИБДД и почувствовать себя увереннее на перегруженных столичных магистралях. Вы доведёте до автоматизма навыки, полученные за время обучения в автошколе, и устроите себе на экзамен по вождению без риска пересдачи и потери времени и денег.
Программа предоставит вам широчайший спектр возможностей: водить автомобиль в режиме экзамена, кататься по реалистично воссозданным улицам Москвы, отрабатывая вождение в непростых дорожных ситуациях, задавать различную интенсивность движения – от пустых улиц до глухих пробок, регулировать загруженность дорог или приобретать первые водительские навыки на специально оборудованном автодроме.
И приятная деталь: на выбор пользователя предоставляются машины разных моделей – от недорогих легковушек до комфортабельного джипа.
Особенности продукта:
- графически достоверно воссозданные улицы Москвы: 9 районов и автодром;
- 100 км реальных улиц с детально проработанным ландшафтом и прорисовкой каждого здания;
- 6 учебных машин: реалистичные физические модели автомобилей;
- режим настройки интенсивности движения;
- виртуальный GPS-навигатор;
- контроль соблюдения “Правил дорожного движения”;
- поддержка руля и педалей;
- полный текст ПДД последней редакции в формате удобного электронного справочника.
Минимальные системные требования:
- операционная система Microsoft Windows XP SP1/2;
- процессор Pentium 4 1,5 ГГц или Athlon;
- 256 Мбайт оперативной памяти;
- видеокарта GeForce MX 440, Radeon 9200;
- DirectX 9.0;
- 8-скоростное устройство для чтения компакт-дисков.
“Вождение по Москве”: первое знакомство
При тестировании программы использовалась как клавиатура, так и комплект “руль и педали”. Сразу хотелось бы рекомендовать пользователям использование руля и педалей. Использование клавиатуры абсолютно не адаптирует водителя к условиям настоящего автомобиля (в реальной ситуации педали газа и тормоза руками не нажимают) и не позволяет регулировать чувствительность автомобиля на дороге, особенно при прохождении поворотов и соблюдении установленных ПДД ограничений скоростного режима.
Особенно ощущается необходимость руля при вождении автомобиля на автодроме. При попытке параллельной парковки (знаменитый “тёщин карман”), имея реальный 12 летний водительский стаж, я, тем не менее, постоянно сшибал задним бампером крайнюю левую стойку, ошибаясь в расчёте радиуса поворота. При включении функции зеркала заднего вида выполнять фигуры стало чуть проще.
Нажмите на картинку для увеличения.
Подобные трудности возникали и при заезде задним ходом в бокс.
Нажмите на картинку для увеличения.
Программа “Вождение по Москве” является компьютерным симулятором, разработанным для обучения начинающих водителей основным навыкам управления автомобилем в условиях крупного населённого пункта. В данной программе достаточно чётко прорисованы основные автомобильные маршруты девяти административных округов нашей столицы.
Нажмите на картинку для увеличения.
“Вождение по Москве”: первое знакомство, продолжение
На мой взгляд, основной задачей программы являлось оказание методической помощи водителям, имеющим права, но не имеющим опыта вождения, так как для новичка, не знающего ПДД (разметки, знаков и дорожных развязок), эта программа будет несколько сложна. “Вождение по Москве” позволит водителю приобрести уверенность и теоретический опыт в условиях интенсивного дорожного движения.
Для тех, кто имеет большой опыт вождения, не секрет, что теоретических знаний ПДД для управления машиной недостаточно, поэтому для овладения навыками водительского мастерства необходимо как можно больше водить машину, нужен бесценный опыт, который можно получить только за рулём реального автомобиля. К недостатку данной программы можно отнести отсутствие редактора карт и схем движения по другим крупным городам России.
Необходимо отметить стремление разработчиков программы к воссозданию реальной картины различных дорожных ситуаций, а также к реальному поведению на дороге автомобилей разных классов (передний, задний привод и категория SUV; управление автомобилем с МКПП и АКПП).
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Однако в программе есть некоторые несоответствия графического изображения объектов (домов, разделительных полос, тротуаров и т.д.). На мой взгляд, это связано с оптимизацией системных требований компьютерного “железа” и желанием разработчиков сделать продукт максимально доступным для потребителя.
Нажмите на картинку для увеличения.
“Вождение по Москве”: установка
При установке программы проблем не возникло, после диагностики компьютера на соответствие системным требованиям пользователю было предложено установить новую версию DirectX из соответствующей папки.
После установки программы на экране появляется чёткое и ясное меню, не содержащее какой-либо излишней информации.
Нажмите на картинку для увеличения.
Очень положительным (необходимым) для начинающего автолюбителя моментом программы является наличие официальной современной версии правил дорожного движения, содержащих комментарии законодательства и пояснения нестандартных ситуаций, возникающих при движении и ДТП. На мой взгляд, дополнительно к ПДД в программу необходимо включить раздел оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП, так как неопытные водители не знают даже способов остановки кровотечения и наложения временного жгута. Технически задача обращения к ПДД решена грамотно. После установки программы, на “рабочем столе” появляется соответствующий ярлык.
Нажмите на картинку для увеличения.
После запуска программы появляется соответствующее меню, с помощью которого можно отрегулировать оптимальное быстродействие системы (качество графики, разрешение дисплея, громкость звука и т.д.) – раздел настройки.
Нажмите на картинку для увеличения.
“Вождение по Москве”: оценка эксперта
Очень хорошо с точки зрения адаптивных возможностей для пользователя выглядит раздел “Вождение”.
Нажмите на картинку для увеличения.
Здесь можно выбрать соответствующий административный округ Москвы, тип и марку тренировочного автомобиля, спрогнозировать оптимальный маршрут движения. Предусмотрена возможность тренировки на автодроме.
Нажмите на картинку для увеличения.
После нажатия кнопки “СТАРТ” на экране появляется исходная точка старта автомобиля, а в верхнем левом углу комбинация приборов. Сразу необходимо отметить, что комбинация приборов (особенно в отечественных автомобилях) не совсем совпадает с настоящей. Некоторые функции, например, сигнализатор пристёгнутого ремня безопасности, в реальности на классических моделях ВАЗ отсутствует.
Нажмите на картинку для увеличения.
Хотя, желание разработчиков утвердить это действие на уровне привычки у начинающего водителя заслуживает только уважения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Начав движение без пристёгнутого ремня безопасности, вы сразу набираете штрафной балл.
Нажмите на картинку для увеличения.
В дальнейших версиях программы хотелось бы увидеть от разработчиков решение проблемы перевозки детей (особенно в возрасте до 1,5 лет), так как в соответствии с поправками в ПДД от 1.01.2007 года для их перевозки требуются специальные детские кресла.
“Вождение по Москве”: оценка эксперта, продолжение
Ещё хочется отметить ограниченную по умолчанию скорость тренировочных автомобилей в 120 км/ч. Мне этот порог не понятен, так как в соответствии с пунктом 10.2 правил дорожного движения максимально разрешённая скорость в населённом пункте не превышает 60 км/ч.
Нажмите на картинку для увеличения.
Превысив это значение, вы сразу получаете штрафные баллы. В симуляторе девять административных округов Москвы, я проехал их все, и как только стрелка спидометра запрыгивала за отметку в 60 – 80 км/ч, сразу получал +3 балла.
Нажмите на картинку для увеличения.
Если у вас всё же возникнет желание посильней нажать на педаль акселератора и прокатиться с ветерком, то назойливую панель с указанием нарушений ПДД и начислением штрафных баллов можно отключить (клавиша “R”), перейдя в режим свободного вождения.
Нажмите на картинку для увеличения.
При движении в учебном и свободном режимах необходимо соблюдать некоторую осторожность, так как попутные и встречные автомобили очень часто не соблюдают ПДД и становятся причинами аварийных ситуаций и ДТП. К великому сожалению, то же происходит и реальной жизни.
Нажмите на картинку для увеличения.
При движении в учебном режиме, особенно для начинающих автолюбителей, полезны рекомендации, связанные с техникой управления автомобилем. Они учат и помогают отработать навык последовательности действий при управлении транспортным средством.
Нажмите на картинку для увеличения.
По окончании прохождения маршрута будет выведен отчёт о нарушениях, допущенных в процессе вождения, с итоговым количеством штрафных баллов.
Нажмите на картинку для увеличения.
Если говорить в целом, то программа “Движение по Москве” достаточно удачный проект, предназначенный для начинающих автолюбителей.
Редакция благодарит компанию “Новый Диск” за предоставленную программу.
Купить диск можно в интернет-магазине DirectMedia.
Учебное пособие тестировалось на аппаратной двуядерной платформе AMD. Редакция благодарит компанию AMD за платформу, предоставленную образовательной лаборатории THG.ru.