Введение
Представляем нашим читателям издание компании “АстраМедиа” “Искусство Старых Нидерландов: от Лимбургов до Брейгелей”. Автором рецензии является В.Л. Булдакова, эксперт: Е.Л. Беляева, искусствовед.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Системные требования | |
ОС | Windows 98/2000/XP, процессор Intel/AMD 550 МГц, оперативная память 128 Мбайт, звуковая карта, браузер Internet Explorer 5.0 и выше. |
Рекомендуемое разрешение экрана | 1 024 х 768 или 1 280 х 1 024 (*) |
Если у вас установлено разрешение 800х600, вы увидите картинки, но целиком в экран они не помещаются, их придётся передвигать с помощью мыши.
Вступительное слово
Представьте себе, что вас долго ведут по лестницам и переходам замка Шантийи, что в 49-ти километрах от Парижа, шаги гулко раздаются под сводами, вас приводят в некую комнату, открывают сейф… И – вот он! Знаменитый на весь мир часослов герцога Беррийского, иллюстрированный миниатюрами братьев Лимбургов.
Нажмите на картинку для увеличения.
Вы не верите своему счастью: вам разрешают его листать, рассматривать чудесные, волшебные картинки невероятных, чистых красок…
Нажмите на картинку для увеличения.
Это невозможно, мы же понимаем, да и нельзя эту книгу брать в руки всем, кому хочется: жалко её, надо сохранить, что называется, для будущих поколений. Но всё равно, при одной мысли о такой возможности голова кружится и дух захватывает от восторга; и сердце замирает…
Нажмите на картинку для увеличения.
Посетить музей Конде в замке Шантийи (с 10 до 18 с марта по октябрь, 10.30 -12.45 , 14.00 – 17.00 с ноября по февраль, по вторникам закрыто) для некоторых граждан страны не вопрос, а только книжку эту знаменитую в руки всё равно не дадут. И правильно – смотрим диск “АстраМедиа”. Там представлен часослов: “Из 129 миниатюр рукописи 65 было выполнено в мастерской братьев Лимбургов (1412-1416 гг.). Вторая серия миниатюр, автором которой считается Жан Коломб, завершена в 1489 г.”
Общая характеристика
Миниатюры братьев Лимбургов – только один из разделов этого роскошного диска. Автор-составитель и автор статей А.Д. Пилипенко представляет историю Нидерландов XV-XVI веков в образах и звуках. К сожалению, пока ничего больше об авторе не можем сообщить, хотя в некоторых блогах в Интернете есть горячо одобрительные отзывы о его текстах.
“Издание… включает тексты, в которых подробно анализируются общие тенденции, творчество крупнейших мастеров и их отдельные произведения, и галереи изображений (более 2300); представлены работы 43 живописцев и скульпторов. Отдельные разделы посвящены Босху и Брейгелю Старшему” – это сообщает аннотация к диску.
Нажмите на картинку для увеличения.
К содержанию диска
Во вступлении автор лаконично и внятно излагает историю “исторических Нидерландов, т. е. области Западной Европы, лежащей вдоль побережья Северного моря, в низовьях Рейна и Мааса и в долине Шельды, занимающей территории современных государств Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, а также некоторую часть северо-восточной Франции”. Оговаривая, что “впредь термин “Нидерланды” будет употребляться… именно в этом значении”.
Нажмите на картинку для увеличения.
Важно, что автор рассказывает о процессе, а не просто комментирует собрание иллюстраций. Всё делается наоборот: вот процесс, события, а вот как это проявляется в произведениях искусства. Это даёт возможность в обучении перевернуть предложенный материал и после просмотра и обсуждения придти к выводам об особенностях развития художественной жизни Нидерландов “…от Лимбургов до Брейгелей”.
Нажмите на картинку для увеличения.
Однако, при этом даются интересные, глубокие, хотя и лаконичные замечания к отдельным произведениям. Например, о “Падении Икара” Питера Брейгеля Старшего: “Для века Брейгеля нетипично восторженное любование образом “первого авиатора”. Тогда историю Икара передавали из уст в уста как суровое предупреждение гордецам и недальновидным выскочкам. В Амстердаме картина на данный сюжет украшала специальный судебный зал для разбора дел несостоятельных должников”.
Нажмите на картинку для увеличения.
А вот характеристика Брейгеля Младшего: “По преимуществу он повторял композиции своего отца, придавая им “облагораживающие”, идиллические черты – “Притча о слепцах” (ок. 1630, Париж, Лувр)”. Можно сравнить.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
А это Ян Брейгель Бархатный.
Нажмите на картинку для увеличения.
Автор рассказывает об отношениях между разными областями и их властителями, упоминает подробности, которые сообщает не каждый учебник: “Торговые интересы объединяли Фландрию с проанглийски настроенными Брабантом и Голландией (английский король Эдуард III был зятем генегау-голландского графа Вильгельма III, а как имперский наместник он мог требовать повиновения и от владетелей Брабанта)”. (Помните, у Н. Гумилева, кружева “розоватых брабантских манжет”.) Всё вместе взятое вводит вас в сложный, интересный мир Северного Возрождения, музыка и иллюстрации делают впечатление полным эмоционально и интеллектуально.
Нажмите на картинку для увеличения.
Связывая церковный раскол XIV века, движение девотов, деятельность их школ, выпускником одной из которых был Эразм Роттердамский, развитие масляной живописи, А.Д. Пилипенко помогает понять феномен “старой” нидерландской живописи XV-XVI веков. Тут же через поиск можно найти портрет Эразма Роттердамского работы Квентина Метсейса, 1517.
Нажмите на картинку для увеличения.
Произведения искусства можно рассматривать в целом и в деталях, диск даёт такую возможность. Например, есть 59 картинок знаменитого Гентского алтаря: закрытые створки, открытые, детали.
Так представлены все иллюстрации, количество укрупнённых деталей может быть различным.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
К содержанию диска, продолжение
Интересно проследить, как меняется изображение весьма жестоких сцен средневековой жизни. В часослове герцогов Беррийских есть сцена самоубийства Иуды, весьма физиологично решённая, сам же Иуда маленький, жалкий и несчастный
Нажмите на картинку для увеличения.
А Дирк Боутс с большим любопытством относится к казням и пыткам – многовато у него таких сцен. Кишочки наматывают, раздирают на все четыре стороны Св. Ипполита.
Нажмите на картинку для увеличения.
Может быть, есть то, что называется моральным прогрессом? Слава Богу, посреди площади при стечении народа не происходят сегодня казни и пытки… Так утешает картина Герарда Давида, на ней Мадонна кормит сына молочным супом.
Нажмите на картинку для увеличения.
Рассуждая о творчестве Иеронима Босха, А.Д. Пилипенко сравнивает его восприятие современниками с изменением отношения к его творчеству в соответствии с течением времени и сменой идей в западноевропейской философии и мировоззрении. Это, на наш взгляд, чрезвычайно интересно, современно и важно. Автор исходит из особенностей эпохи, выстраивает пространство, в котором существовал Босх, исторически, идеологически и эстетически; касается тех фактов земной жизни художника, которые с его точки зрения делают картину более наполненной и точной, очищая оценку творчества Босха от выводов и догадок, спровоцированных временными и философскими особенностями мировоззрения критиков.
Нажмите на картинку для увеличения.
Очень ценна и, безусловно, актуальна для современного студента временная и пространственная определённость, которой добивается автор, соотнося жизнь и творчество художника с важнейшими событиями, во многом определяющими мировоззрение человека, развитие Европы и мира. Реформация, эпохи правления европейских королей, открытие Америки вписаны в искусствоведческий контекст. В результате вы понимаете (хотя бы в какой-то степени), каково мироощущение Кристуса, Боутса, Босха, Брейгеля.
Нажмите на картинку для увеличения.
Мир старых Нидерландов наполняется живыми людьми, даже если это гротеск,
Нажмите на картинку для увеличения.
образами, цветом,
Нажмите на картинку для увеличения.
предметами: очки, вазы, домашние туфли, зеркала, монеты,
Нажмите на картинку для увеличения.
лица людей, необыкновенно современные и одновременно отстоящие от нас в веках…
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
И вот перед вами это волшебство – ожившее время. Чудо приближения далёко отстоящего и путешествие во времени, эстетически преображённого.
Нажмите на картинку для увеличения.
Импонирует скрупулёзное отношение автора к источникам. Называются источники современных знаний об обстоятельствах жизни и творчества художников. Некоторые детали вряд ли известны большинству читателей, не специалистов в медиевистике: “По словам итальянского путешественника Лодовико Гвиччардини, около 1566 г. среди жителей Антверпена было 300 живописцев, скульпторов и гравёров – и только 169 хлебников, 78 мясников”. Не хлебом единым, удивительно! Но и изображение хлеба в виде жанровых натюрмортов так разнообразно, особенно в поздний период Северного Возрождения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Если в начале пути мир выступает фоном священной истории, то теперь сами события священной истории становятся фоном. “Мясная лавка с бегством в Египет” Питера Артсена.
Нажмите на картинку для увеличения.
Маньеризм был знаком и на этих северных просторах. Наслаждение радостями жизни вступает в противоречие с суровым протестантизмом и особенно кальвинизмом. Искусство Старых Нидерландов рассматривается в связи со всем европейским искусством.
Нажмите на картинку для увеличения.
Возможности использования
Содержание диска даёт широкую возможность проведения визуальных диктантов, викторин, цель которых – научить вглядываться в частности, рассматривать картину в подробностях, отличать стиль художника, научить любить рассматривать детали, определять цвета, их соотношение, вести разговор об иконографии, композиции, – полный простор для творческого постижения искусства и эпохи.
Нажмите на картинку для увеличения.
Здесь есть возможность множественности вариантов работы в компьютерном классе в локальной сети с группой. Материалы издания можно использовать в качестве справочных, для сообщений и докладов, а также для подготовки учебных презентаций. Вряд ли я смогу теперь без этого диска заниматься со студентами культурой Северного Возрождения. Да и не хочу. Это такой подарок для преподавателя!
Интересные находки
Хорошо, что прямо из текста можно выйти к иллюстрации. Например, в тексте о картине “Св. Элигий” кисти Петруса Кристуса через гиперссылку “городская улица и две мужские фигуры” выйдите посмотреть картинку и вернитесь обратно, нажав кнопку “Esc”.
В разделах после текста идёт перечень иллюстраций, снабжённый гиперссылками, это даёт возможность открыть именно ту, которая в данный момент необходима. Таким образом, вам оставляется свобода действий, которую не даёт, например, слайд-шоу. Кроме того, можно свободно использовать или не использовать музыкальное сопровождение, выбрать любой из 18 треков, прибавить, убавить звук, или вообще убрать тогда, когда это вам требуется. Проигрыватель может работать автономно.
Нажмите на картинку для увеличения.
Недостатки
Недостатки не имеют отношения к содержанию. На диске есть список всех иллюстраций с полными названиями, жаль только, что нельзя к иллюстрации выйти прямо из него.
Нажмите на картинку для увеличения.
В разделах не очень удобно всякий раз в режиме просмотра выходить на картинку и возвращаться обратно, а нельзя просто листать. Поэтому картинки, открывающиеся в просмотре, не подписаны.
Очень жаль, что нет никаких сведений о музыкальных треках, это выбивается из общего принципа диска – всё атрибутировать и точно называть источники. Какая музыка, кто исполняет, какие музыкальные инструменты, мне кажется, не лишние знания.
Жаль, что нет инструмента для увеличения любой нужной вам части произведения, а можно рассматривать только те детали, которые выбрал автор.
Заключение
Загадка очарования искусством Старых Нидерландов останется, несмотря на огромный объём аналитических, описательных, критических материалов на эту тему. Диск оставляет какое-то очень тёплое чувство причастности к искусству, для которого внимание к многочисленным слабостям человека – это проявление любви и жалости.
Нажмите на картинку для увеличения.
Вместе с тем, автору удалось расставить акценты так, чтобы, подчёркивая особенности XV-XVI веков, найти проявления общечеловеческих проблем, делающих это искусство современным и сегодня.
Отбор произведений скульптуры,
Нажмите на картинку для увеличения.
живописи, графики
Нажмите на картинку для увеличения.
даёт возможность составить представление об особенностях развития искусства Северного Возрождения.
Картинки хорошего качества, тексты очень хорошие, музыка соответствует эпохе. Качество работы “АстраМедиа” отмечалось нами неоднократно, этот диск ещё раз подтвердил: это не случайность, а принцип работы, мы с интересом ждём другие издания.
На момент публикации цена диска составляла 420 руб. в подарочной упаковке.
Купить диск “Искусство Старых Нидерландов: от Лимбургов до Брейгелей” в интернет-магазине “Новый Диск”.
Учебное пособие тестировалось на аппаратной двуядерной платформе AMD. Редакция благодарит компанию AMD за платформу, предоставленную образовательной лаборатории THG.ru.