Введение
Представляем нашим читателям издание компании “ДиректМедиа Паблишинг”, выпущенное совместно с ЗАО “Новый диск”: диск “Российские мемуары конца 19 – начала 20 века” из серии “Литература. Искусство. Повседневность”, автор рецензии В.Л. Булдакова.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Системные требования | |
ОС | Windows 98/2000/XP |
ПК | Процессор Pentium II 700 МГц, оперативная память 128 Мб, рекомендуемое разрешение экрана 800 х 600, 1 024 х 768 или 1 280 х 1 024 |
Вступительное слово
Во вступительном слове к диску редактор Анаит Барагамян рассказывает о структуре издания, о ценности материала; его на самом деле переоценить невозможно. Воспоминания охватывают время переломное для России, определившее на много лет вперёд тот крестный путь, который пришлось пройти всем, не разбирая ни сословия, ни занятий, ни возраста. Кончен он, этот путь, или предстоят ещё более жестокие испытания, к чему он приведёт, никому не известно.
Одновременно, об этом говорит Анаит Барагамян, это было время, когда русская культура достигла небывалых высот интеллектуальных, эстетических, время, когда были поставлены наиболее мучительные нравственные проблемы, а их разрешение стоило жизни огромному числу людей, и эта катастрофа не делила их ни по интеллекту, ни по занятиям.
Мы все заплатили за это и продолжаем платить. Может быть, потому, что не смогли до сих пор осмыслить и понять те невыносимо трудные поиски пути, которые прошла интеллектуальная элита народа. Главным признаком их тяжелейшего труда для потомков было то, что во главу угла они ставили разрешение “проклятых” моральных вопросов. Без преувеличения можно сказать, что эти удивительные люди совершили святой подвиг во имя будущего, трагедия же состоит в том, что нам не хватает ни сил, ни времени, а больше всего готовности к духовной работе, чтобы стать наследниками этого подвига.
Общая характеристика
Почему так интересны воспоминания художника? Вероятно потому, что творческому человеку дано другое, глубинное зрение, и то, мимо чего пройдёт обычный человек, зацепится внимание поэта и философа (признанная особенность русской культуры: у нас философы – поэты, а поэты – философы), разглядит суть вещей в малых деталях, так раскроет её, что только удивишься: надо же, а ты и не заметил бы!
Такая замечательная библиотека, здесь открытия ждут любого читателя, и того, кто впервые встретится с этими книгами, и того, кто в разной степени знаком с материалом. Слово настоящего художника живёт во времени, меняется вместе с ним, если читатель личность развивающаяся, текст становится гиперактивным, и открытия неизбежны. Что может быть интереснее!
Нажмите на картинку для увеличения.
В библиотеке представлены факсимиле изданий разных лет, то есть создаётся иллюзия чтения настоящей книги. Трудно сказать, хорошо это или нет, кажется, это отголосок споров филологов и библиотекарей, о противопоставлении бумажной книги и электронного текста много говорили на Всероссийском библиотечном конгрессе 18-22 мая 2008 года в Ульяновске.
Мне эти споры кажутся беспредметными и бессмысленными. Книга в бумажном виде не умрёт никогда, хотя бы потому, что её приятнее читать в мягком кресле или на диване, находясь в горизонтальном положении, или перед сном, любители будут всегда. Книга в Интернете или электронном варианте полезна в других ситуациях. Поэтому не очень удобным мне показалось факсимильное воспроизведение бумажной книги в электронном варианте: страница текста открывается во весь экран, если выйти на неё с помощью поиска, алгоритмы манипуляций со страницами и их сменой сложноваты. Листать можно только с помощью мышки, это не всем нравится, хотя в руководстве говорится о возможностях использования клавиатуры. По мере перелистывания шрифт может самопроизвольно меняться, мне не удалось установить, почему это происходит.
Нажмите на картинку для увеличения.
С другой стороны, можно понять и позицию авторов: создаётся впечатление подлинности, ссылки при цитировании можно делать на бумажную книгу с указанием страниц издания.
К содержанию диска
На диске четыре раздела:
- литературные воспоминания;
- воспоминания о театре;
- воспоминания живописцев;
- воспоминания о современниках.
Самый обширный раздел – “Литературные воспоминания”
Нажмите на картинку для увеличения.
Здесь вы найдёте интереснейшие воспоминания Ф. Степуна, “Роман без вранья” А. Мариенгофа, воспоминания В. Полонской о Маяковском… Совсем недавно, каких-нибудь двадцать лет назад, всё это имело невероятную ценность. Тогда читали всё и очень торопились, так хотелось быстрее впитать горьковатый аромат прекрасного и трагического в своей обречённости “серебряного” века.
Нажмите на картинку для увеличения.
В раздел “Воспоминания о театре” вошли книга К. С. Станиславского “Моя жизнь в искусстве”, дневники А. Н. Островского, они явно писались не для печати, тем и интересны; мемуары В. И. Немировича-Данченко, Ф. И. Шаляпина.
“С жадной радостью вдыхал я воздух Европы. После нищенской и печальной жизни русских столиц все представлялось мне богатым и прекрасным. По улице ходили, как мне казалось, счастливые люди – беззаботные и хорошо одетые. Меня изумляли обыкновенные витрины магазинов, в которых можно было без усилий и ордеров центральной власти достать любой товар. О том, что я оставил позади себя, не хотелось думать. Малейшее напоминание о пережитом вызывало мучительное чувство. Я, конечно, дал себе слово держаться за границей вдали от всякой политики, заниматься своим делом и избегать открытого выражения каких-нибудь моих опинионов* о советской власти. Не мое это актерское дело, думал я. Заявление Дзержинскому, что никаких политических интервью я давать не буду, было совершенно искренним. А между тем уже через некоторое время после выезда из Петербурга я невольно учинил весьма резкую демонстрацию против советской власти, и только потому, что глупый один человек грубо напомнил мне за границей то, от чего я убежал”.
Это цитата из третьей главы второй части книги Ф. Шаляпина “Маска и душа”.
Нажмите на картинку для увеличения.
Воспоминания живописцев А. Н. Бенуа и И. Е. Репина чрезвычайно любопытны. Бенуа рассказывает о парижских сезонах Дягилева, очень подробно о своей жизни, а в семействе Бенуа столько знаменитых талантливых людей, роль их в русской культуре нельзя переоценить, это тот случай, когда описание истории одного семейства даёт картину художественной жизни не одного поколения. Бенуа пишет:
В сущности, я западник. Мне в “настоящей”, на запад от России леAlpha
жащей, старой Европе все дорого, и несомненно, на свете нет места, коAlpha
торое было бы мне дороже Парижа, этого “гениального” города, в котоAlpha
ром вот уже сколько столетий не переводятся и бьющая ключом жизненAlpha
ная энергия, и удивительное чувство красоты, и всевозможные откровеAlpha
ния науки, и романтика общественных идеалов. И все же, затаивая где-
то на дне души досаду на готовившуюся победу “нагрянувших варваров”,
я чувствовал с первых же дней нашей работы в Париже, что русские
варвары, скифы, привезли на “генеральный экзамен в столицу мира” то,
что есть лучшего в искусстве в данный момент на свете.
Это первоначальный вид скопированного с диска текста. Не работает функция переносов, на месте дефиса стоит Alpha. На диске нет функции цитирования, когда сразу приводится источник цитаты, как это делает программа “ЭлБи 4” в других библиотеках “ДиректМедиа Паблишинг”. Скопированный текст нужно дополнительно обрабатывать. Если скопировать заголовок, получите следующую картину:
РУССКИЕ БАЛЕТЫ В ПАРИЖЕ
Название же самого источника придётся копировать дополнительно:
АЛЕКСАНДР
БЕНУА
m”
МОИ ВОСПОМИНАНИЯ
в пяти КНИГАХ
книги
ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ
Издание второе, дополненное
Издание подготовили
Н. И. АЛЕКСАНДРОВА, А. Л. ГРИШУНИН, А. Н. САВИНОВ,
Л. В. АНДРЕЕВА, Г. Г. ПОСПЕЛОВ, Г. Ю. СТЕРНИН
1990
ИЗДАТЕЛЬСТВО “НАУКА”
МОСКВА
И дальше вручную править.
Илья Ефимович Репин кроме биографических страниц, включает практически искусствоведческие статьи о художниках Крамском, Ге, Куинджи. Поразительная часть воспоминаний – “Казнь Каракозова”. Сегодня впечатления об этом ужасном, имеющем самые страшные последствия для русского общества событии, воспринимаются эмоционально тяжело.
Нажмите на картинку для увеличения.
Замечательный во многих отношениях раздел “Воспоминания о современниках” представляет читателю любопытнейшие источники. Чего стоят воспоминания сына сибирского купца Н. А. Белоголового о его учёбе в доме ссыльных декабристов Юшневских! Стороннее свидетельство того, что ссыльные декабристы заложили фундамент культурного развития Сибири, напоминают о сегодняшних чрезвычайно серьёзных проблемах развития этого региона России.
Нажмите на картинку для увеличения.
Четыре документа Павла Флоренского потрясают до глубины души. Физическое уничтожение уникального человека с мощным интеллектом и удивительно тонкой душой, совершенного нравственно, простится ли нации, не сумевшей сберечь истинное своё богатство и достояние?
Флоренский на Соловках размышлял над проблемами генеалогии, на рубеже веков интерес к генетике и евгенике был невероятно большой (вспомним хотя бы “Собачье сердце” М. Булгакова!). Например, он интересовался генеалогическим древом Пушкиных, других семей, в которых были поэты, художники, музыканты, философы, их родословные можно было проследить, материал для исследования роли генов и среды более чем благодатный!
Нажмите на картинку для увеличения.
Его интересовала роль суффиксов в фамилиях: если человека назвали Ясень, то сыновья его – Ясенчуки, внуки – Ясенки, если род попадал в шляхту – Ясинские. Тогда все остальные носили ту же фамилию.
В восточном варианте: “Шах – вассальный владетель, Хан – помещик, Бег – дворянин (приблизительно так), Задэ – судья, Муфти – из духовенства высшего ранга”. Если они стоят перед именем, то просто имя, если после имени, тогда означают происхождение из такого рода.
Забавно и очень интересно, пока в его соловецких письмах вы не натыкаетесь вот на это:
“Отсутствие питающих впечатлений, при невозможности сосредоточиться в самом себе, ведет к опустошению, и чувствую, как глупею с каждым днем. Впрочем, задачи жизни переданы теперь вам, детям, собственные выполнить нет условий, так что, может быть, и лучше поглупеть совсем. Берегите себя. Целую Васю и желаю Вам всего хорошего”.
ИЗ ПИСЬМА П. А. ФЛОРЕНСКОГО СЕМЬЕ 17 ЯНВАРЯ 1936 г. [№?]ИЗ СОЛОВЕЦКИХ ПИСЕМ
П. А. ФЛОРЕНСКОГО СЕМЬЕ
Согласитесь, это невозможно спокойно читать.
Надо ли напоминать о его не только нравственных, но и физических мучениях?
Ещё одна трагедия 19 века, “горе от ума”, изложена в документе М. И. Жихарева, внучатого племянника Петра Чаадаева, с которым он был особенно близок в последний период жизни. Название замечательно сознательной сдержанностью. Автор утверждает: не статусом, умом Чаадаева заслужено внимание и память потомков:
<p“ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ПОТОМСТВУ О ПЕТРЕ ЯКОВЛЕВИЧЕ ЧААДАЕВЕ”
Загадка смерти Петра Чаадаева не разгадана и сегодня, с неё начинается своеобразный отчёт о философе, признанном в свете сумасшедшим.
Нажмите на картинку для увеличения.
Свои бумаги и библиотеку Чаадаев завещал М.И. Жихареву, тот предпринимал попытки публикаций в России, а потом за границей.
Для полноты картины в издание включены мемуары не только художников, но и политических деятелей крупного масштаба. Член Государственной Думы П. Н. Милюков оставил интереснейшие мемуары, с пользой и любопытством прочитает их филолог, историк, студент, любой читатель, просто испытывающий интерес к истории и современности своей страны.
Нажмите на картинку для увеличения.
Вообще этот диск – пример настоящего патриотического издания. Собрание источников свидетельствует о глубоком и неподдельном чувстве любви к России, и заботе о её будущем: книги, включённые в издание, должны читать дети. Благодаря замечательной идее составителей, целое собрание текстов теперь будет в вашем распоряжении. Собрать их в печатном варианте несравнимо сложнее по многим причинам.
Возможности использования
Материал на диске необходим для преподавателей всего гуманитарного цикла. Невозможно обойтись без него литератору, историку, историку культуры и многих других предметов. Очень удобен электронный носитель для исследовательских, курсовых, дипломных работ, школьники могут использовать материал для самообразования, подготовки проектных работ, докладов, рефератов, устных ответов на уроках литературы, истории, общественных дисциплин.
Программная оболочка позволяет распечатывать любой фрагмент текста, делать закладки,
Нажмите на картинку для увеличения.
осуществлять поиск.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Специальное программное обеспечение для факсимильных текстов позволит вам одновременно работать с разными частями книги.
Овладеть названными функциями несложно, с любой страницы через контекстное меню можно выйти в “Помощь”, там вы найдёте “Руководство пользователя”, достаточно простое и полное.
Нажмите на картинку для увеличения.
Заключение
Около 4 000 страниц текста включает в себя издание. Это история, рассказанная пристрастным голосом очевидца. Живая история. Её априори субъективный характер и есть самое ценное и замечательное для внимательного читателя. Такое издание необходимо и в библиотеке учебного заведения любого уровня, и в личной библиотеке.
На момент публикации цена диска “Российские мемуары конца 19 – начала 20 века” составляла 350 руб.
Купить диск “Российские мемуары конца 19 – начала 20 века” в интернет-магазине “Директмедиа”.
Учебное пособие тестировалось на аппаратной двуядерной платформе AMD. Редакция благодарит компанию AMD за платформу, предоставленную образовательной лаборатории THG.ru.
</p