Введение
В образовательную лабораторию THG.ru поступило новое пособие “Русский язык. Справочник школьника. 5-11 классы” от издательства “Новый Диск”. Авторы выделяют следующие особенности программы.
- Все определения, понятия и правила русского языка, изучаемые в 5-11 классах.
- Изучение теоретического материала в интерактивной форме.
- Информация систематизирована в соответствии со школьной программой.
- Возможность распечатывать шпаргалки
По словам авторов, “В справочник вошли основные определения, понятия и правила русского языка, систематизированные в рамках школьной программы. Лексика, морфология и орфография, синтаксис и пунктуация, культура речи, особенности текста и его построения – в этом интерактивном пособии школьники смогут быстро найти краткую, чётко изложенную информацию по этим темам. Все правила сопровождаются понятными примерами и перекрёстными ссылками, что значительно облегчает поиск и поможет повторить пройденный материал”.
Нашим экспертом выступила учитель русского языка и литературы Вятской гуманитарной гимназии Татьяна Геннадьевна Зубарева.
Установка и работа с программой
Установка пособия осуществляется в двух вариантах: минимальная (1,1 Мбайт), когда на жёсткий диск будут скопированы только запускаемые файлы, и полная (322,2 Мбайт), когда пособие будет установлено полностью.
После запуска пособия мы попадаем на главную страницу. В левой части расположен каталог тем, разбитых по классам. В правой части выводится непосредственно содержание той или иной темы/параграфа. При желании, нужный пункт можно отметить, после чего он появляется в папке “Отмеченные”.
Содержание богато снабжено гиперссылками, которые позволяют перейти к определению того или иного понятия, либо к соответствующему параграфу.
Окно программы можно масштабировать на любое разрешение, что тоже весьма хорошо.
Можно перейти к алфавитному указателю, в котором термины и темы перечислены в алфавитном порядке.
Есть и функция поиска, причём можно вести поиск по всем статьям, либо выбрать определённый класс.
К сожалению, разработчики заблокировали функцию копирования текста, так что использовать материалы пособия в текстовом виде не получится.
Наконец, отметим возможность печати, а также изменение типа и размера шрифта.
Сейчас же позвольте перейти к оценке нашего эксперта, Татьяны Геннадьевны Зубаревой.
Мнение эксперта
Предлагаемый “Справочник школьника” адресован ученикам 5-11 классов и учителям русского языка.
Так как справочник предназначен для формирования, развития и углубления теоретических знаний, не ориентирован на контроль качества усвоения материала, нет необходимости в пароле. С программой могут работать несколько пользователей, ученик и учитель работают в одном режиме.
Как считает эксперт, имеет смысл продумать возможность внесения изменений, дополнений в содержание отдельных статей, чтобы справочный материал соответствовал тем задачам, которые ставит учитель перед конкретным уроком.
Предлагаемые справочные статьи чётко структурированы (по классам, по изучаемым темам, по подтемам), что облегчает поиск необходимого материала. Возникают сложности с копированием материалов.
Возможности использования предлагаемого справочника школьником и учителем разнообразны: пособие может быть использовано на уроках для изучения нового материала, систематизации и обобщения знаний, контроля знаний; оно станет помощником в выполнении домашнего задания, при подготовке сообщения на лингвистическую тему или к экзамену по русскому языку.
Предлагаемые материалы, без сомнения, могут быть использованы как в процессе самоподготовки, так и во время уроков русского языка (в том числе – развития речи), на факультативных занятиях, в рамках программы элективных курсов, однако нельзя не заметить существенных недоработок.
- Авторы пособия не сообщают, как предлагаемые материалы соотносятся с теми учебниками русского языка, которые рекомендованы для изучения курса русского языка в средней школе. Например, авторы сообщают семиклассникам, что причастие и деепричастие – “самостоятельные части речи”, но авторы учебников, за исключением Бабайцевой В.В., придерживаются (как и преподаватели высшей школы, ведущие лингвисты) иной точки зрения: причастие и деепричастие – особые глагольные формы. Таким образом, было бы логичным предложить ученику варианты статей с учётом особенностей изложения материала в конкретном учебнике.
- Любая статья справочника должна быть сопровождена достаточным количеством примеров, чётко, однозначно, ёмко иллюстрирующих её содержание. Предлагаемый справочник лишь отчасти снабжён примерами (это касается разделов “Орфография” “Словообразование”, встречаются примеры в разделе “Синтаксис” для 9-11 классов). Однако задача справочного пособия не сводится к обеспечению ученика “голыми” теоретическими сведениями, которые он не соотносит с языковыми фактами. Так, в 5 классе ученики знакомятся с понятием “фразеологизм”. Это языковое явление более широко распространено в литературном языке (в силу того, что, как правильно указывают авторы, основной источник пополнения запаса фразеологизмов – художественная литература). Поэтому особенно важно не только дать определение (“Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению слову либо целому выражению”), но и привести достаточное количество примеров употребления фразеологизмов в речи, ведь язык – средство общения, и ученику важно видеть образцы грамотной речи, которая является одним из условий эффективного общения.
- На наш взгляд, статья справочника должна не только давать правильное, полное, точное, наукообразное, соответствующее теме толкование понятия (термин “словосочетание” авторы трактуют так: “словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой”), но и называть его отличительные особенности, “особые приметы”, помогающие обнаружить то или иное языковое явление в тексте. Ученики и учителя были бы благодарны также и за практические рекомендации в стиле “чтобы отличить… от…”, “разграничить… и… можно следующим способом…”. В этом случае статья “Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные” (по мнению авторов, неодушевлённые существительные – те, которые отвечают на вопрос “что?”, а одушевлённые – те, которые отвечают на вопрос “кто?”) не только сообщала бы, что логика языка – иная, не такая, как логика жизни, но и давала бы чёткие инструкции.
- Образуйте формы родительного падежа множественного числа и винительного падежа множественного числа.
- Сравните окончания этих форм. Если они совпадают (Р.п. мн.ч – кукол, девочек, мертвецов; В.п. мн.ч. – кукол, девочек, мертвецов), то перед нами – одушевлённое существительное, даже если в обычной жизни куклу принято считать неживым предметом. Если же окончания не совпадают (Р.п. мн.ч – карандашей, сумок, деревьев; В.п. мн.ч. – карандаши, сумки, деревья), то перед нами – неодушевлённое существительное, хотя многие согласятся, что дерево – живое существо.
Заключение
Предлагаемый “Справочник школьника” адресован ученикам 5-11 классов и учителям русского языка. Обладая несомненными достоинствами (разнообразие освещаемых тем и чёткая структура пособия), справочник нуждается в некоторой доработке с точки зрения соответствия его содержания принципам построения различных учебников русского языка, рекомендованных к изучению в школах России; правильности, наукообразности, подробности изложения материала, его ориентированности на формирование навыков владения устной и письменной речью. Следует также предусмотреть возможность не только использовать предложенные сведения, но и изменять их, уточнять, дополнять по усмотрению учителя или ученика.
Редакция благодарит компанию “Новый Диск” за предоставленную программу.
Редакция благодарит Вятскую гуманитарную гимназию, а также Департамент образования Кировской области за помощь в проведении тестирования.
Купить программу можно в интернет-магазине компании “Новый Диск”.