Введение
Представляем нашим читателям издания компании “ДиректМедиа Паблишинг” из серии “Библиотека русской классики”, выпуски 6 и 7. Автор рецензии В.Л. Булдакова, преподаватель высшей категории Кировского областного колледжа культуры.
Нажмите на картинку для увеличения.
Системные требования | |
ОС | Windows 95/98/МЕ/NT/2000/XP |
ПК | IBM PC 486 и выше,16 МB RAM, CD-ROM, SVGA |
Вступительное слово
Представляемые сегодня диски – это входящие в серию “Библиотека русской классики” собрания текстов. В 6-м выпуске собрания сочинений А.Р. Беляева, А.С. Грина, А.И. Куприна, А.Н. Толстого; в 7-м – А.А. Ахматовой, Н.С. Гумилёва, О.Э. Мандельштама, В.И. Нарбута. Новая версия программы “ЭлБи 4” с улучшенным интерфейсом и новыми функциями позволит эффективно работать с материалом электронных библиотек.
Нажмите на картинку для увеличения.
Общая характеристика
Русские поэты и писатели конца XIX – начала XX вв. в полной мере разделили трагическую судьбу своей страны. Жизнь любого талантливого человека, гениального художника не может быть безмятежной по определению, поскольку его личность – звено в цепи времён, а время не бывает безмятежным. Голос певца можно воспринимать как транслятор высшей воли или как выразителя общих нужд и чаяний человечества, всё равно, творец не может делать это иначе, чем делает. Все попытки заставить поэта выполнять чужую волю или чужое предписание не приводят к успеху, какими бы они ни были: психологическими, идеологическими или физическими. Уничтожить можно, как Мандельштама, обречь на самые страшные муки, как Ахматову, заставить извернуться, как Алексея Толстого, но подчинить высший дар любому земному начальству нельзя.
Оба выпуска, о которых идёт речь, после радости встречи с прекрасными стихами и талантливой прозой оставляют чувство непреходящей горечи и непоправимости: есть вещи в этом материальном мире, которые невозможно исправить.
К содержанию дисков
Нажмите на картинку для увеличения.
В шестом выпуске собраны произведения А.Р. Беляева, А.С. Грина, А.И. Куприна, А.Н. Толстого, библиографические данные собраний сочинений приводятся на странице после биографии писателя.
Нажмите на картинку для увеличения.
Кроме романов, повестей и рассказов, вы найдёте здесь стихи и поэмы А. Грина и А. Толстого.
Стихо -творение наиболее интуитивный процесс, именно поэтому поэзия интересна ещё с точки зрения познания творческой личности. Александр Грин саркастичен в ненависти к буржуазной пошлости жизни
Нажмите на картинку для увеличения.
Его доверие к очистительной силе свежего морского ветра из стихов переходит во вполне фантастическую прозу, конечно связанную с романтической традицией рубежа XVIII – XIX веков; но как любая попытка возвращения, вряд ли его творчество может носить имя предшествующего стиля. Оторванность от любых корней, национальных или каких-то других, странные придуманные имена, времена и пространства, его проза как будто мираж между небом и землёй, несуществующий, но манящий и светящийся. Грин порождает целую плеяду вятских последователей, мечтающих о море, парусах, солёном ветре… Только подальше отсюда, от мрака и затхлости чулана провинции. (См. мою статью о вятской поэзии 90-х гг.).
Нажмите на картинку для увеличения.
К содержанию дисков, продолжение
Нелёгкая жизнь, трагическая смерть Грина, его одиночество, казалось бы, контрастируют с видимым благополучием жизни А.Н. Толстого.
Однако, суховатые биографические статьи из серии “родился, женился, написал, скончался” не дают представления о сложнейших связях творчества и жизни представленных на диске писателей. Видимо, такие цели и не ставились авторами диска. Сами тексты, избранные письма, публицистика приоткрывают завесу над отношениями художника и современников.
Нажмите на картинку для увеличения.
Но подробности жизненных событий, сыгравших заметную роль в поворотных моментах творчества, придётся искать в других источниках. А здесь можно прочитать повести и рассказы, которые редко в таком объёме встречаются в сборниках, прочитать “Золотой ключик” в прозе и драматургическом виде.
Нажмите на картинку для увеличения.
Познакомиться с талантливыми критическими статьями А. Толстого, например, о Блоке и его творчестве. Очень содержательно. Всегда интересно, что думают друг о друге современники, коллеги по цеху (в гумилёвском значении этого слова применительно к поэзии), сравнить это мнение с твоим сегодняшним.
Нажмите на картинку для увеличения.
Александр Иванович Куприн рассказывает о встрече со Львом Толстым.
Нажмите на картинку для увеличения.
Его заметки, письма, воспоминания не менее интересны, чем рассказы, повести, роман “Яма”, практически не публиковавшийся в советское время. Яркий, талантливый, литературный язык его необыкновенно красив в пересказе библейской “Песни песней” (повесть называется “Суламифь”); предельно достоверен в “Яме” и “Поединке”. Варианты и ранние редакции позволят проследить процесс работы Куприна над произведениями.
Портрет Александра Романовича Беляева скорее напоминает скромного служащего, а не писателя, человека с удивительной фантазией, которая и сегодня не устарела. Говорят, что человек не может выдумать ничего такого, чего нет в формах земной видимой жизни. Наверное, это так, но придумать бесчисленные варианты соединения и взаимодействия этих форм – это дело художника, чей талант устраняет в воображении любые пределы и препятствия.
В разделе произведений А.Р. Беляева не приводятся ни его публицистика, ни письма, однако интересно, например, прочитать его рассказ о Циолковском.
Нажмите на картинку для увеличения.
Всего на диске более 30 тысяч страниц текстов, позволяющих максимально полное их использование в образовательных и познавательных целях.
Нажмите на картинку для увеличения.
Когда из темной бездны жизни
Мой гордый дух летел, прозрев,
Звучал на похоронной тризне
Печально-сладостный напев.
[Гумилев Н.С.: Путь конквистадоров. Библиотека русской классики. Выпуск 7. А.А. Ахматова, Н.С. Гумилев, О. Мандельштам, В.И. Нарбут., S. 1536 (vgl. Гумилев: Соч. в 3-х т. Т.1, S. 44)]
Стихотворение “Высоты и бездны” из первого сборника лишний раз свидетельствует о пророческом даре Николая Гумилёва, нельзя сказать, что и сегодня в полной мере оценённого русского поэта. Времена не выбирают, ещё Пушкин сетовал на это. Гумилёв пришёлся на времена страшные, кровавые, скоро перешедшие в цинично привычно-жестокие. Умудрился погибнуть как воин и рыцарь и в такое время.
Нажмите на картинку для увеличения.
Сомнения мужественного человека производят большее впечатление, открытие бессмысленности существования сломает любого, кто не чувствует времени. Гумилёв – надёжное звено в цепи времён, не опускает взора и не боится открывшейся картины. Невероятное количество гениальных поэтов вместило в себя время-пространство – Россия рубежа XIX – XX веков.
Нажмите на картинку для увеличения.
К содержанию дисков, продолжение
Осип Мандельштам, Поэт, каких за все века существования мира немного, погиб совсем непоэтической смертью.
Нажмите на картинку для увеличения.
Не убит на дуэли, как Пушкин или Лермонтов, не погиб в открытом бою с врагами Родины… Судьба (или кто там?) жестоко обошлась с тем, чьё существо было – поэзия.
Но согласитесь, обыденно мрачные обстоятельства его гибели никак не влияют на то место, которое он занимает как Поэт. Головокружительно его видение мира, его стихи звучат музыкой сфер и так же завораживают, и так же загадочны, как понятны.
Нажмите на картинку для увеличения.
Он и в прозе, даже не “художественной” – поэт, точен и в бытовых деталях, картина времени возникает в записных книжках, например, о путешествии в Армению.
Нажмите на картинку для увеличения.
Можно ли вообразить тему интереснее, чем Мандельштам о Дарвине? Конечно, можно. Но ведь и эта уж очень интересна!
Нажмите на картинку для увеличения.
Ужасно, бесчеловечно задаваться вопросом, какие муки сильнее. Физические, когда человек превращается в истекающий болью кусок плоти, или длящееся всю жизнь чувство вины и боли за страдания близких, в которых виновата ты, только потому что ты – это ты. Спросите у Анны Ахматовой. Это её судьба.
Как, должно быть, доволен был тиран, понимая, что нашёл наилучший способ казни, не имеющей конца.
Нажмите на картинку для увеличения.
“Реквием” заслонил даже “Поэму без героя”, гениально воплотившую судьбу всего Серебряного века.
Нажмите на картинку для увеличения.
Царственная, даже когда ей было за шестьдесят, принимавшая любовь и поклонение интереснейших мужчин, вот только одно из писем любившего её человека.
Нажмите на картинку для увеличения.
На диске большая подборка писем Анны Андреевны близким, друзьям. “Лето ледяное…”, “Что это за мир такой?”, – пишет она Мандельштаму, говорит о конкретных событиях, а даёт характеристику всей эпохе.
Нажмите на картинку для увеличения.
Владимир Иванович Нарбут менее известен широким кругам читателей, так много талантов было в одном месте и в одно время! Тем более ценно представленное на диске его творчество.
Он видит мир иначе, говорит о нём непривычно “негладко”, образы и традиции отличны и от Ахматовой, и от Мандельштама, и от Гумилёва. Но так же, как и все они в прекрасном и трагическом Серебряном веке, – и русский, и принадлежит всему миру.
Нажмите на картинку для увеличения.
Возможности использования
Собрание текстов очень полезно для любой библиотеки, домашней или публичной. Программное обеспечение (см. рецензию на диск “Византийское искусство”) позволяет цитировать, распечатывать, копировать тексты. Делать закладки и заметки. Для преподавателя есть возможность распечатать необходимые для аналитических заданий любые тексты в любых количествах, либо, если позволяют технические возможности, использовать электронные версии. Библиотека, которую можно носить с собой, удобна для студентов филологических факультетов или для школьников, естественно, и для преподавателей.
На диске можно встретить такие факты, которые не сразу найдёшь в книжных томах, вот, например, очень любопытная история, рассказанная Анной Андреевной Ахматовой.
“В 1937 г. в юбилейные дни соответственная комиссия постановила снять памятник Пушкину в темноватом сквере, поставленный в той части города, которая еще не существовала в пушкинское время, на Пушкинской улице в Ленинграде. Послали грузовой кран – вообще всё, что полагается в таких случаях. Но произошло нечто беспримерное: дети, игравшие в сквере вокруг памятника, подняли такой рёв, что пришлось позвонить куда следует и спросить, как быть. Ответили: “Оставьте им памятник”, – грузовик уехал пустой”.
[Ахматова А. А.: Пушкин и дети. Библиотека русской классики. Выпуск 7. А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Мандельштам, В. И. Нарбут., S. 821].
Достаточно сделать закладку, в любой момент на занятии или лекции вы легко найдёте это место. Поиск на диске функционален и надёжен.
Недостатки
Жаль, что не датированы стихи Гумилёва в его сборниках. Видимо, это недостаток источника. Даты поставлены в разделе “Стихотворения, не включённые в прижизненные сборники” в треугольные скобки, возможно, примерные. У других авторов все стихи датированы.
Заключение
Замечательные издания. Трудно переоценить их необходимость для преподавателей, студентов гуманитарных дисциплин, не только литературоведов и критиков; такие издания необходимы школьникам. Написать письменные работы по соответствующим периодам русской литературы без электронной библиотеки весьма затруднительно и просто технически неудобно.
На момент публикации цена дисков составляла 319 руб. в подарочной упаковке.
Купить диск “Библиотека русской классики” в интернет-магазине “Новый Диск”.
Учебное пособие тестировалось на аппаратной двуядерной платформе AMD. Редакция благодарит компанию AMD за платформу, предоставленную образовательной лаборатории THG.ru.