Введение
Представляем нашим читателям издание компании “АстраМедиа”, не менее интересное, чем “Италия: страна городов, страна Ренессанса”. Автором рецензии является В.Л. Булдакова, эксперты: Е.Л. Беляева, искусствовед; В.А. Коршунков, кандидат исторических наук, доцент Вятского государственного гуманитарного университета.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Системные требования | |
ОС | Windows 98/2000/XP, процессор Intel/AMD 550 МГц, оперативная память 128 Мбайт, звуковая карта, браузер Internet Explorer 5.0 и выше. |
Рекомендуемое разрешение экрана | 1 024 х 768 или 1 280 х 1 024 (*) |
Если у вас установлено разрешение 800 х 600, вы увидите картинки, но целиком в экран они не помещаются, их придётся передвигать.
Нажмите на картинку для увеличения.
Вступительное слово
Очень стильно сделан диск, с большим вкусом и пониманием особенностей эпохи, оставляет цельное впечатление. Тексты написаны хорошим литературным языком. Украшает диск подборка фотографий Родченко, это был беспроигрышный ход. Ясна эстетическая и моральная позиция авторов, мы с экспертами абсолютно разделяем эту позицию.
Общая характеристика
К сожалению, на этот раз не удалось найти никаких сведений об авторском коллективе, просто представим его: автор-составитель Д.Д. Харман, кандидат искусствоведения, авторы статей: З. Гафурова, М. Пастернак, А. Иванова, А. Марголис. Редактор А. Литвина. Сборка, дизайн-коррекция iLUNGA. Вёрстка, корректура Н. Петрова, А. Бутурлина. Эскиз-дизайн интерфейса – С. Киреев. Фотографии – Н. Калашников (раздел “Утопия”, галерея “Современное состояние конструктивистских зданий Москвы”). Результат работы коллектива заставляет меня, например, запомнить эти имена и обратить самое серьёзное внимание на другие работы названных авторов.
С точки зрения функциональности и дизайна интерфейса – нет претензий, очень удобно пользоваться диском. Комплементарный интерфейс, удобно устроен поиск, есть возможность переходить из одного раздела в другой из главного меню и обратно. Общий поиск эффективен.
Нажмите на картинку для увеличения.
И дополнен возможностями поиска в каждом разделе. Можно искать фразу или слово, или название, имя и т.д.
Нажмите на картинку для увеличения.
Раздел “Помощь” представляет собой простое и ясное руководство для пользователя.
Нажмите на картинку для увеличения.
Очень хорошо, что можно пользоваться клавиатурой, листая альбомы; включать или выключать комментарии. О комментариях и подписях к картинкам надо сказать отдельно: их отличает та тщательность, не боюсь сказать, занудство, которые свидетельствуют о высоком уровне редакторской работы и ответственности авторов. Это тем более замечательно, что далеко не в каждом издании так обстоит дело, и нам уже приходилось писать о таких недостатках в работах других авторов.
Нажмите на картинку для увеличения.
Титульная страница оформлена как ряд книжных корешков разного цвета и стиля соответственно заявленным темам. Каждый раздел открывает страница, на которой указано содержание раздела, дизайн точно соответствует именно этому содержанию. Сравните раздел “Утопия” и “Империя”.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
“После Ленинграда хаотичность Москвы особенно заметна. Она даже подавляет и угнетает вас. Здания, за редкими исключениями, безобразны (и не только современные), не сочетаются друг с другом. Я знаю, что Москва преображается, город растет. Свидетельства этому повсюду. Всё устремлено к будущему. Но боюсь, что делать это начали плохо. Строят, ломают, копают, сносят, перестраивают – и всё это как бы случайно, без общего замысла. Но всё равно Москва остаётся самым привлекательным городом – она живет могучей жизнью. Но не будем вглядываться в дома – толпа меня интересует больше”.
Андре Жид “Возвращение из СССР”, глава вторая.
Когда это написано, правда? Не вчера? Нет, 30-е годы. Вот и потрясающие документы времени, фото этого раздела.
Нажмите на картинку для увеличения.
Вступительная статья рассказывает о перипетиях разрушения действительно целого мира с точными датами, фактами, причём, это не просто перечисления, это рассказ о драме, достигающей масштабов национальной, если мы только представим себе, как кругами ширился процесс разрушения от столицы нашей Родины, что называется, по городам и весям. И точнее Андре Жида не скажешь.
Его цитату я взяла из текста, приведённого в разделе “Москва в литературе 20-30 годов”. Авторы соединили разные виды искусства, создавая атмосферу живого времени. Как здорово, что не обошли искусство слова! Тексты подобраны настолько удачно, что при небольшом их количестве удалось создать объективную картину свидетельств современников.
Нажмите на картинку для увеличения.
Оценили состав авторов? Как будто Андре Жид в живом разговоре с Михаилом Кольцовым. При сопоставлении свидетельств, не важно, выраженных в публицистике или художественном тексте, не возникает ощущения горячей полемики, а просто раскрываются разные грани жизни людей. Сегодня очевидны заблуждения, они вызывают не усмешку “умного” потомка, а горячее сочувствие и ощущение бессилия, ведь исправить ничего нельзя. Это качество текстов и их авторов – они человеческие.
К содержанию диска
Фотографии Родченко можно рассматривать часами. Бесконечные кубы, перпендикуляры, холодный блеск стекла, жёсткость металлических рёбер, практически ни одного тёплого живого изгиба, кривые циркульны, это вам не какой-нибудь Гауди, стремящийся к текучести и изменчивости природы. Холодно, неуютно, даже страшит этот масштаб “выпрямления”, эта беспощадная ясность, блеск; но какой говорящий памятник эпохе, какова грандиозность проекта!
Нажмите на картинку для увеличения.
Особенно интересно сравнивать проекты мавзолея Ленина архитекторов Ф. Шехтеля и А. Щусева. Слов не надо, понятно, почему победил один и не мог победить другой.
Нажмите на картинку для увеличения.
Посмотрите, какая-то странная пальма возле деревянного ещё мавзолея Щусева.
Нажмите на картинку для увеличения.
Общее место: художественная элита чувствует, формулирует, предлагает язык эпохи, его выбирает или не выбирает правящая элита. Конструктивизм мощно заявил о себе и победил мерцающий модерн с его мистической символикой и тонкими, сложно уловимыми чувствованиями. Как Замятин победил Соллогуба или Мережковского.
Победа была недолгой. Надвинулся и задавил всё имперский стиль сталинской эпохи. Диск помогает понять очевидность процесса в прямом смысле. Вот плакат сталинских времён,..
…его нет на диске, а идея высказана через зримые образы.
Знаменитая ВДНХ. Грандиозно, ничего не скажешь!
Нажмите на картинку для увеличения.
Это новые люди, новый быт, студенты делают зарядку на крыше общего дома (общежития, там, на крыше, кстати, и бассейн есть!).
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Метро Москвы, известное всему миру: смешение искусства и смелости архитектурной мысли с безвкусицей имперской грандиозности, выпячивающей себя с назойливостью тирана, тыкающего прямо в тебя указующим перстом. Твоя очередь! Тебя выбрали! И слово “очередь” вкуса лязгающего железом затвора. Смотрите, мёртвая волюта.
Нажмите на картинку для увеличения.
А тут снова эти пальмы, не от Мавзолея принесли для съёмки?
Нажмите на картинку для увеличения.
Интересные находки
Их немало. Например, приложение “Песни о Москве”: их можно слушать, представлены записи тех лет, когда их пели.
Нажмите на картинку для увеличения.
Приведены тексты, некоторые в двух вариантах, например, “Друзья, люблю я Ленинские горы”. Сохранены шорохи граммофонного звучания, в одной из песен “заедает” звук, т.е. создаётся полная иллюзия присутствия во времени. Послушайте Леонида Утёсова, поющего “Азербайджанскую песню о Москве”, открыв текст: вот он, документ времени, ничего даже пояснять не надо, ясен и заказчик, и роль Баку в истории Советской страны.
Нажмите на картинку для увеличения.
Эксперты отметили: принцип отбора иллюстраций заключается не в “красоте” картинки, а в эксклюзивной информативности изображения, его ценности, что можно только приветствовать. Включено большое количество схем, планов, проектов.
Нажмите на картинку для увеличения.
А вот план трамвайных путей воспринимается как произведение графики, хочется в рамочку и на стенку, красиво!
Нажмите на картинку для увеличения.
Казалось бы, при чём тут трамвай? Зачем этот раздел?
Нажмите на картинку для увеличения.
И только когда вы открываете вступительную статью, одну из самых интересных на диске (другие не хуже, конечно, но мне эта очень понравилась), вы понимаете, как через трамвай раскрывается история города. Почему москвичи так трепетно, можно сказать, относятся к этому виду городского транспорта, вдобавок стихи Мандельштама в разделе текстов, почти трамвайный цикл. Помните?
Жили в парке два трамвая:
Клик и Трам.
Выходили они вместе
По утрам.
Нажмите на картинку для увеличения.
И среди изысканной графики вдруг заоблачная синь и слепящие огни проекта Наркомтяжпрома!
Нажмите на картинку для увеличения.
И ещё о достоинствах. Принцип вписывания факта в контекст эпохи, стиля делает ткань издания плотной, эпоха не вырывается из течения времени, образует живой поток.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
К сожалению, многие здания требуют немедленной реставрации, иначе мы рискуем потерять это наше национальное достояние.
Нажмите на картинку для увеличения.
Без лишних многословных рассуждений, через факт, картинку, принципы отбора и расположения материала сформулированы важнейшие проблемы не только искусства, человеческой жизни. В 30-летней истории столицы отражена сложная, драматичная история страны, жители которой так хотели шагнуть в будущее, светлое и прекрасное. Где-то мы теперь?..
Возможности использования
Конечно, это издание не учебное пособие в том виде, к какому мы привыкли. Но это замечательное учебное пособие. Оно в полном смысле слова авторское. Оно будит мысль и воображение, и “чувства добрые”, что не менее важно, чем усвоение какой-либо суммы фактов. Однако здесь и фактов немало! Так что можно использовать как энциклопедическое издание. Обилие фотографического материала сразу заинтересовало преподавателей фото- видеоспециальностей. Понятно, что без такого диска нельзя преподавать “Москвоведение”, без него нельзя обойтись и преподавателю истории искусств, культурологии, истории. Содержание диска даёт возможность предложить студентам, например, составить историческую экскурсию по Москве 20-30 годов с поэтическим и музыкальным сопровождением. Простор для творческого освоения учебного материала!
Недостатки
Это даже не совсем недостатки, а, пожалуй, замечание избалованного пользователя. Жаль, что не открываются картинки из общего списка иллюстраций.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нет возможности варьировать их показ в разделах, можно листать только по заявленному порядку, который нельзя отследить во время просмотра. Для использования на занятиях это не очень удобно. С другой стороны, как отмечают эксперты, здесь можно говорить о праве автора задать тот порядок расположения картинок, какой он считает необходимым.
Заключение
Честно говоря, не припомню такого цельного с точки зрения содержания и оформления мультимедийного издания. Авторы предупреждают в предисловии, что не претендуют на абсолютно полное отражение темы, но это и не является задачей такого издания. Да и вряд ли возможно. Однако представленные материалы, принципы и логика изложения темы, отбор иллюстраций оставляют впечатление компетентности авторов, уважительного отношения к национальному достоянию. Кроме вышесказанного, диск даёт возможность составить общее представление о сложности, переменчивости представленной эпохи. В печатном издании такого эффекта достичь невозможно. Эксперты единодушны в рекомендациях самого широкого использования диска как в самообразовании, так и в преподавании.
И ещё, я бы сказала спасибо авторам за доставленное эстетическое удовольствие, несмотря на, в общем, довольно тяжёлую тему.
На момент публикации цена диска составляла 399 руб. в подарочной упаковке.
Купить диск “Советская Москва 1920-50-х годов: от Утопии к Империи” в интернет-магазине “Новый Диск”.
Учебное пособие тестировалось на аппаратной двуядерной платформе AMD. Редакция благодарит компанию AMD за платформу, предоставленную образовательной лаборатории THG.ru.