Введение
Предлагаем вашему вниманию рецензию на издание компании “ДиректМедиа Паблишинг” “Витязь на распутье: интерактивный задачник по истории России IX-XIX веков”, авторы рецензии и эксперты В. Л. Булдакова, преподаватель истории мировой культуры Кировского областного колледжа культуры, И. В. Сморкалова, учитель истории и обществоведения МОУ СОШ с УИОП № 28 г. Кирова.
Нажмите на картинку для увеличения.
Системные требования | |
Процессор | Сeleron 600 МГЦ и выше |
Память | 64 Мбайт ОЗУ |
Жёсткий диск | 440 Мбайт свободного места |
Нажмите на картинку для увеличения.
На обложке диска пользователям сообщается.
- “Если вы работаете под OS Windows Vista и шрифты в Задачнике отображаются некорректно, для решения проблемы запустите с компакт-диска файл fix_Vista.reg. затем перезагрузите компьютер”,
- диск при работе с Задачником должен находиться в дисководе,
- “Задачник оптимизирован для использования на интерактивной SMART-ДОСКЕ”.
Нажмите на картинку для увеличения.
Вступительное слово
Авторы задачника в методических рекомендациях к диску определяют его жанр как мини-исследование. Жанр, который “подразумевает самостоятельную (полностью или частично) поисковую деятельность учащихся”. Это заявление, прежде всего, привлекло внимание экспертов к изданию. Современный учитель (преподаватель) сегодня решает проблему оптимального сочетания репродуктивных и исследовательских методов обучения, имея в виду, что учебное заведение должно подготовить выпускника, обладающего прочными знаниями и способностью думать, анализировать и критически оценивать полученную в процессе сознательного поиска информацию.
Именно изучение гуманитарных предметов предоставляет обширное поле работы по изменению принципов и методов обучения, в этой точке лежит начало реформирования всей системы образования, отсюда начинается один из путей преодоления её глобального кризиса.
Задачник, который мы представляем сегодня, эксперты рассматривают как новый тип учебного пособия, потому что, в составлении его принимали участие школьники, студенты, учителя, учёные, журналисты. Такое возможно только при использовании информационных технологий: учебное пособие стало таковым ещё во время замысла и в процессе создания. Совместная творческая работа – наилучший способ “добывания” и усваивания знаний.
Нажмите на картинку для увеличения.
Общая характеристика
Круг пользователей обозначен очень широко: школьники, преподаватели и все, кто интересуется историей.
80 задач предлагают авторы диска, начиная с Киевской Руси (IX век), и заканчивая реформами и контрреформами конца XIX века.
Нажмите на картинку для увеличения.
Каждый раздел содержит 10 заданий разной степени сложности и разного типа.
Нажмите на картинку для увеличения.
Это могут быть репродуктивные задания,
Нажмите на картинку для увеличения.
задания, содержащие аналитическое начало,
Нажмите на картинку для увеличения.
выбор соответствия элементов.
Нажмите на картинку для увеличения.
Следует отметить удачный дизайн диска, фото на страницах разделов атрибутированы, кроме одного – представляющего раздел “Русь удельная”.
Нажмите на картинку для увеличения.
Выполнять задания интересно, увлекает и сам процесс, очень похожий на игру, и возможность вспомнить забытое ещё в школе, или уточнить факты, события.
Авторами придуман хороший способ погружения школьника, студента или взрослого человека в атмосферу времени: вопросы, иллюстрации и документы, которые помогут на них ответить.
Здесь вы не встретите скучного сухого изложения материала, как в учебнике. Вам предлагается делать выводы на основании текстов исторических документов, то есть вы чувствуете себя исследователем-историком.
Нажмите на картинку для увеличения.
Эксперты считают очень важным приучать школьников (и не только школьников) к работе с документами, понимать, что первичная информация – это исторический документ, а не его толкования. Следующий этап: научить пользоваться не одним источником, сравнивать, критически подходить к оценке и документов и толкующих текстов.
К содержанию диска
В общем и целом – полезная и хорошая программа, так оценивает диск Сморкалова И.В., учитель истории и обществоведения МОУ СОШ с УИОП № 28 г. Кирова.
Задачник содержит много наглядного материала, задания разработаны с опорой на иллюстративный ряд,
Нажмите на картинку для увеличения.
При изучении истории необходимо научиться работе с картами,
Нажмите на картинку для увеличения.
с помощью диска хорошо отрабатываются навыки работы с контурной картой, картой-схемой, что способствует лучшему запоминанию и умению сочетать практические умения с теоретическими знаниями.
Нажмите на картинку для увеличения.
Авторы дают возможность сопоставлять иллюстрации памятников архитектуры с местами их постройки, архитекторами, а также времени создания с именами высокопоставленных заказчиков, историческими событиями.
Нажмите на картинку для увеличения.
Таким образом, устраняется один из главных недостатков школьного обучения истории: формального запоминания дат и названий. Историческое пространство оживает, ученик входит в это пространство и легче его осваивает, будится интерес к событиям и личностям.
Одновременно задачник позволяет отработать знание фактов истории, хронологии.
Нажмите на картинку для увеличения.
При работе с документами ученик нацелен на умение выделить главное, использовать общие знания при выделении отдельного события, умение сопоставить описание в источнике с вопросами в задании, что соответствует современным подходам и требованиям в историческом образовании.
Особенно ценны задания, расширяющие кругозор, активизирующие познавательный интерес учащихся. Авторы учебного пособия делают контроль интересным и увлекательным. Убирается элемент страха, неизбежный при репродуктивном обучении (не успею, не отвечу, получу плохую оценку), пользователь всегда может вернуться назад, попробовать ещё раз, внимательнее прочитать документ, что тоже способствует осознанному усвоению материала.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Задачник охватывает большой исторический период, что позволяет использовать его в разных классах при изучении определенного периода отечественной истории. Многие задания предполагают глубокие знания по курсу, и в отличие от тестового контроля, заставляют думать, сопоставлять, использовать документы и наглядность.
Очень хорошо, что при подводе курсора к номеру задачи, высвечивается её содержание и сразу видно, какая задача и о чем она, какому ученику она лучше подойдет, это удобно, не надо тратить время на поиски.
Нажмите на картинку для увеличения.
Интересные находки
Смутное время – интереснейшая тема, задача сформулирована таким образом:
Нажмите на картинку для увеличения.
дальше придётся разбираться: внимательно читать документы, сверяться с учебником или другими источниками,
Нажмите на картинку для увеличения.
в результате весь процесс выхода из Смутного времени прочно уложится в голове ученика.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Замечательное задание в разделе “Киевская Русь”: на интерактивной схеме храма указать его элементы.
Нажмите на картинку для увеличения.
С успехом можно использовать эту схему и на занятиях по истории религии, и в темах русской культуры на истории мировой культуры. Правда, не все элементы указаны на схеме внутреннего устройства храма: не обозначены клирос, аналой, амвон, солея, – это приходится дополнять.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Очень понравилась студентам колледжа культуры задача №5 раздела “Русь удельная”, на примере Галицко-Волынского княжества интересно рассуждать о проблемах феодальной раздробленности, материал задачи пригодился даже на предмете “История вятского края”.
Нажмите на galicko_volynskoe_resize
Интерес вызвала работа с картой сражения Куликовской битвы. К ней можно выйти через поиск, поисковая система работает качественно и проста в управлении.
Нажмите на galicko_volynskoe_resize
Нажмите на galicko_volynskoe_resize
Нажмите на galicko_volynskoe_resize
Очень полезны задачи, в которых принятие важных государственных решений соотносится со временем правления монархов, особенно важно это в послепетровское время, когда они менялись довольно часто.
Нажмите на galicko_volynskoe_resize
Вообще, в каждом разделе можно отметить оригинальные и интересно построенные задания.
Возможности использования
Задачник очень полезный с точки зрения применения на практике. Даёт возможность индивидуальной работы. Материал адаптирован под учебную программу. В методических указаниях авторов на диске учитель найдёт таблицу “Включение заданий в учебный процесс”, в ней задачи диска соотнесены с темами школьной программы по истории России.
Важно, что отрабатываются умения и навыки работы с картой, развивается познавательный интерес. Уроки становятся насыщенными, интересными, эмоциональными.
Задачник можно рассматривать как дополнительный материал, хорошо иллюстрированный, структурированный для дифференцированной работы. Полезен диск и для сетевых уроков.
Кстати, если вы выполнили все задания один раз на вашем ПК, то потом на этом ПК уже не требуется диск в дисководе. Итоги решения задач можно узнать из меню “Результат”:
Нажмите на galicko_volynskoe_resize
Итак, здесь есть материалы, необходимые для организации изучения истории методом исследования: изложение интересных исторических фактов, многочисленные иллюстрации, исторические документы. Всё вместе даёт возможность анализа, сопоставления, самостоятельных выводов, совместной работы учеников и учителя. Можно работать всем классом (группой), мини-группами, парами, автономно.
Задачник можно использовать в качестве дополнительного материала к уроку, особенно если ваш кабинет оснащён интерактивной SMART-ДОСКОЙ. Очень хорош задачник для повторения материала, подготовки к экзаменам, поскольку отражает ключевые моменты русской истории.
По мнению экспертов, нет никаких возрастных препятствий для работы с задачами. Всё зависит от уровня развития вашего ребёнка: отвечайте на вопросы вместе с ним, ищите книги, читайте дополнительно. Изучение истории России превращается в увлекательное занятие.
Недостатки
При наличии заданий, где идёт опора на документы, например, по фрагментам документа определить что-то, или решение задания требует работу с текстом документа, предлагаемым по теме (в этом примере, кстати, нам тоже пришлось попробовать несколько вариантов, пока мы сообразили, как соотносится счёт бюстов и документов!),
Нажмите на galicko_volynskoe_resize
то нет смысла устанавливать время выполнения задания 3 или 4 минуты. Не все учащиеся имеют навык быстрой ориентации в электронном пособии, пока они смотрят “помощь”, как это рекомендуют авторы, пока читают документ-задание, соображают, что, да как, 3 минут чаще не хватает. Кроме того, нужно учитывать разный тип восприятия и скорость мышления, т.к. главное – выполнить задание, активизировать познавательный интерес. И.В. Сморкалова считает временной контроль в 3 минуты не нужным. Пусть кто-то делает за минуту, а кому-то – за 5.
Пожелание учителя: хорошо бы поместить задания с аудио и видео фрагментами, особенно по XVIII-XIX вв.
Заключение
Итак, перед нами качественное, интересное, многофункциональное учебное пособие нового типа, ориентированное на исследовательское, проблемное изучение истории России. Поскольку задачник основан на исторических документах, технологически удобен в использовании, то, вероятно, долго не устареет.
Нажмите на galicko_volynskoe_resize
Принцип совместного создания учителем и учеником такого пособия (фрагмента, например, задач по какой-либо теме) можно использовать учителю, владеющему современными компьютерными технологиями. Может получиться прекрасный и очень полезный проект.
Постижение отечественной истории требует осмысленного, исследовательского и уважительного отношения к этому процессу, что реализовано в представленном учебном пособии.
На момент публикации цена диска составляла 250 руб. в подарочной упаковке.
Купить диск “Витязь на распутье: интерактивный задачник по истории России IX-XIX” в интернет-магазине “ДиректМедиа”.
Учебное пособие тестировалось на аппаратной четырёхъядерной платформе AMD. Редакция благодарит компанию AMD за платформу, предоставленную образовательной лаборатории THG.ru.