Введение
Раздел “Образование” THG.ru не первый раз выступает информационным партнёром образовательных мероприятий в России и Украине. Две недели назад мы выпустили репортаж с пятнадцатого Всеукраинского турнира юных химиков, который проходил во Львове. В начале ноября в России состоялось не менее интересное мероприятие – первый Всероссийский турнир юных биологов, который проходил в Кирове. Почему именно в этом городе? Дело в том, что организатором турнира выступил Центр дополнительного образования одарённых школьников (ЦДООШ), который был основан в начале 90-х в Кирове группой энтузиастов во главе с И.С. Рубановым. Центр занимается не только проведением городских и областных олимпиад по основным учебным предметам, но также курирует ряд мероприятий всероссийского и международного уровней. К наиболее известным из них принадлежат Летняя многопредметная школа (ЛМШ), ежегодные Уральские турниры юных математиков (для школьников с 6 по 8 класс), Кубок памяти Колмогорова (математическое соревнование для старших школьников) и Международная игра-конкурс “Русский медвежонок”.
В составе Центра работают опытные специалисты в области биологии, ведущие активную образовательную деятельность и подготовившие многих победителей международных олимпиад. Идея организовать Турнир биологов зрела очень давно, но “критическая масса” для её реализации появилась только после того, как Центр стал сотрудничать с организаторами Всеукраинского турнира юных химиков. Принципы и идеи этого соревнования были положены в основу зарождающегося в России Турнира юных биологов, который сами организаторы и дети ласково называют “ТЮБик”. Надо сказать, что, несмотря на довольно солидный оргвзнос, в первом турнире приняли участие 13 команд, в том числе 10 иногородних (г. Заречный Пензенской области, Казань, г. Качканар Свердловской области, Кострома, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск, г. Раменское Московское области, Уфа, Череповец).
Турнир юных биологов проходил с 7 по 14 ноября на базе Кировского лицея естественных наук (КЛЕН). Этот лицей известен традиционно высоким уровнем биологического и химического образования, в числе его выпускников много победителей олимпиад и различных научных конкурсов всероссийского и международного уровней. Лицеисты встретили турнир очень гостеприимно: во время торжественного открытия выступали вокальный ансамбль и танцевальные коллективы лицея.
Особенности Турнира юных биологов
Важно сразу отметить, что турнир очень сильно отличается от ставших уже традиционными биологических олимпиад. Во-первых, Турнир юных биологов – соревнование командное, в состав команды может входить от трёх до пяти школьников (с 8 по 11 класс). Во-вторых, задания турнира публикуются за полгода до его начала – это 18 задач открытого типа, как правило, не имеющих окончательного и однозначного ответа, подразумевающих наличие большого количества различных подходов и решений. Условия задач сформулированы достаточно кратко и часто не содержат всех необходимых данных, поэтому для их решения необходимо сделать определённые допущения, самостоятельно выбрать и ограничить модель для построения ответа. В-третьих, на турнире важно не только привести свои решения предложенных задач, но и отстоять их в дискуссии с другими командами и жюри. Поэтому турнир – очень захватывающее и зрелищное мероприятие, на котором всегда найдётся место как просто зрителям, так и активным болельщикам.
Основной формой проведения турнира является научная дискуссия (биологический бой) в котором участвуют три команды. Каждая из команд выступает попеременно в роли докладчика, оппонента и рецензента. Представитель команды докладчика предлагает решение обсуждаемой задачи в виде достаточно короткого сообщения, часто иллюстрированного презентацией. В обязанности оппонента входит дать общую оценку представленному решению, разобрать хорошие и плохие стороны доклада, а также в полемике с докладчиком обсудить все неясные и “скользкие” моменты. Рецензент должен подвести итог и дать общую оценку работы как докладчика, так и оппонента. Важно отметить, что оппонент и рецензент должны строить свои выступления в рамках представленного доклада и не могут приводить свои собственные решения обсуждаемой задачи. Работа докладчика, оппонента и рецензента оценивается членами жюри, которые, в свою очередь, могут принимать участие в полемике, задавая вопросы участникам боя.
В составе жюри турнира работали специалисты-биологи, преподаватели, доценты и профессора вузов г. Кирова, студенты и аспиранты МГУ им. В.И. Ломоносова, кроме того, к работе в жюри привлекались руководители и наставники команд. Жюри Турнира юных биологов очень обширно (34 человека), ведь одновременно проходит четыре боя, а каждый такой бой должны оценивать, минимум, шесть членов жюри. Председателем жюри был профессор Вятского Государственного гуманитарного университета – Вадим Алексеевич Копысов.
Председатель жюри турнира В.А. Копысов выступил с приветственным словом. Нажмите на картинку для увеличения.
На открытии Турнира юных биологов он поприветствовал его участников и призвал их решать научные проблемы в диспутах, пытаться найти общее решение. Вадим Алексеевич отметил, что современная наука – продукт совместной работы многих учёных, а не гениев-одиночек. Поэтому нужно осваивать навыки совместной работы, чему как раз подобные турниры и учат. Участники турнира получили в его ходе опыт ведения научных споров, что немаловажно.
Жеребьёвка
Начало боёв турнира предваряла жеребьёвка команд, целью которой было разбить команды на группы, в которых они будут играть отборочные бои (четверть финал). Жеребьёвка состояла из пяти заданий, которые поочередно выполнялись командами и оценивались жюри. Поскольку задания, предложенные на жеребьёвку, были сделаны достаточно интересно и рассчитаны на творческий подход, то мы решили привести их в нашем репортаже. В конце статьи можно найти правильные ответы.
Команда на жеребьёвке. Нажмите на картинку для увеличения.
Первое задание
Приведена схема строения клетки животного. Участникам необходимо для каждой из указанных клеточных структур назвать определённую характеристику.
- P – функция;
- N – название;
- K – ученый;
- Е – авторы модели строения;
- L – что внутри;
- C – виды;
- М – место синтеза (чего?);
- F – основная функция.
Второе задание
Приведены картинки, на которых изображены различные животные. Картинки объединены попарно. Участникам необходимо указать, к какой наименьшей общей систематической категории (название семейства, отряда или типа) можно отнести обоих животных.
Нажмите на картинку для увеличения.
Третье задание
Участникам был представлен фрагмент из фильма Люка Бессона “Пятый элемент”. После просмотра необходимо было указать, какие биохимические, анатомические и физиологические ошибки допущены в этом фрагменте, и кратко обосновать своё мнение.
Вы можете посмотреть ролик и попытаться самостоятельно найти ошибки.
Четвёртое задание
Участникам поочерёдно показывают 10 рисунков, на которых изображены различные процессы и структуры на клеточном уровне. Каждый из этих рисунков выглядит достаточно красиво и фантастично, поэтому участникам необходимо время, чтобы догадаться, что изображено на таких картинках. После этого для каждой картинки необходимо привести название структуры или клеточного процесса, обведённого красным кружком.
Нажмите на картинку для увеличения.
Пятое задание
Участникам поочерёдно показывают рисунки, которые иллюстрируют разные биологические закономерности: правила, законы, принципы. Нужно указать, какому правилу соответствует каждый рисунок. Все правила имеют своих авторов, поэтому необходимо указать также и фамилии учёных, впервые их сформулировавших.
Нажмите на картинку для увеличения.
Наибольшие баллы в жеребьёвке получили команды “Dum spiro, spero” (Качканар) и “Макроэрги” (Раменское), не сильно от них отстали команды “Душечка и Ко” (Казань) и “Совушки” (Нижний Новгород).
По окончании жеребьёвки команд на Турнире юных биологов был проведён показательный бой, в котором в роли докладчика, оппонента и рецензента выступали наиболее опытные в турнирных боях члены жюри. Эти вполне взрослые и серьёзные люди не на шутку сошлись в дискуссии о том, зачем муравьи строят огромные купола муравейников, если на самом деле они живут под землёй.
Отборочные и полуфинальные бои
В следующие несколько дней команды участвовали в биологических боях. Сначала все команды должны были пройти четыре отборочных (четвертьфинальных) боя, по итогам которых наиболее сильные команды получали право на участие в полуфинале. Однако оставшиеся команды не “вылетали” из соревнований, а участвовали в “рейтинговом” полуфинале. Таким образом, за три дня Турнира юных биологов каждая команда поучаствовала в шести боях.
Конечно, в течение двух первых отборочных боёв команды только учились искусству биологического боя, но, набравшись опыта, они показали настоящий класс подготовки – бои были яркими и захватывающими, а перед жюри часто вставала сложная дилемма – кого же выбрать победителем. Таким образом, к концу третьего дня турнира определился состав команд, прошедших в полуфинал.
В полемике боя: у доски находятся докладчик, рецензент и оппонент. Нажмите на картинку для увеличения.
Жюри оценивает выступление. Нажмите на картинку для увеличения.
В полуфинал вышли следующие команды.
- “Совушки” (Нижний Новгород);
- “Dum spiro, spero” (Качканар);
- “ФыМыШата” (Новосибирск);
- “Veni! Vidi! Vici!” (Киров – ВГГ);
- “КЛЕН” (Киров – ЛЕН);
- “Малая академия” (Краснодар);
- “Макроэрги” (Раменское).
Перед полуфинальными боями у участников был день отдыха. Для команд были проведены интересные экскурсии по городу. Участники Турнира юных биологов побывали в знаменитой Дымковской слободе, которая славится искусством изготовления необычной глиняной игрушки. Прямо в присутствии участников турнира мастерицы изготовили из глины, обожгли в печи и разукрасили несколько таких игрушек.
Полуфинальные бои, пожалуй, стали наиболее интересным и зрелищным событием Турнира юных биологов, ведь в них за право выхода в финал сражались самые опытные и сильные команды. Однако в “рейтинговом” полуфинале накал страстей был не меньше, команды показали очень сильную и интересную игру. По-мнению многих членов жюри, большинство команд имели очень высокий уровень подготовки и проявили глубокие знания предмета, поэтому для победы в турнире большую роль играло умение правильно определить стратегию боя.
Финальный бой
По итогам двух полуфинальных боёв в финал вышли команды “ФыМыШата” (Новосибирск), “Совушки” (Нижний Новгород), “Veni! Vidi! Vici!” (Киров – ВГГ). Интересно, что финальный бой проводился по вновь составленным и ранее неизвестным командам задачам, которые члены жюри подготовили и отобрали вечером накануне финала. Ранним утром, команды-финалисты получили шесть задач и приступили к подготовке, на которую им отводилось около шести часов. В течение этого времени команды были полностью изолированы друг от друга, от внешнего мира и своих наставников, им был предоставлен большой выбор специальной биологической литературы для подготовки ответов.
Конкурс капитанов на финальном бое. Нажмите на картинку для увеличения.
Финальный бой состоялся вечером в большом зале Лицея естественных наук. В начале боя был проведён конкурс капитанов для определения ролей в первом действии. Он проходил в форме популярного интеллектуального состязания – “Своей игры”. Вопросы были интересные, часто даже в стихах. Однако некоторые из них остались неприступны для капитанов команд и были переадресованы в зрительный зал. В “Своей игре” победу одержала капитан команды “Совушки” – Мармий Наталья.
В ходе финального боя было сыграно три задачи: “Ихтиандр”, в которой участникам предлагалось обсудить возможность дыхания человека под водой и привести соображения, почему у водных млекопитающих не развились жабры; “Безволосые животные” – необходимо было высказать предположения, какие адаптивные преимущества имеют млекопитающие, лишённые волосяного покрова (человек в их числе) и каким образом подобная “безволосость” могла возникнуть; “Минимальный вирус” – участникам предлагалось создать (разумеется, на бумаге) проект вируса, который обладал бы наименьшим возможным количеством генов.
Конечно, команды не успели подготовить очень полные доклады по представленным задачам, но этот недостаток легко компенсировался умением участников думать, что называется, “на ходу” и искусством правильно вести полемику с соперниками.
Абсолютным победителем турнира по итогам финального боя стала команда “Совушки” (Нижний Новгород), с чем мы её и поздравляем.
Количество членов жюри на финальном бое было внушительным. Нажмите на картинку для увеличения.
Докладывает победитель турнира – команда “Совушки”. Нажмите на картинку для увеличения.
Команда “Совушки” в игре. Нажмите на картинку для увеличения.
Председатель жюри Копысов В.А. награждает команду-победителя. Нажмите на картинку для увеличения.
Фотогалерея команд
Команда “Тестостерон” (Кострома). Нажмите на картинку для увеличения.
Команда “ИНТЕРЕС” (Уфа). Нажмите на картинку для увеличения.
Команда “Могучие педипальпы” (г. Заречный Пензенской области). Нажмите на картинку для увеличения.
Команда “Котёнки” (Киров – школа № 21). Нажмите на картинку для увеличения.
Команда “Душечка и Ко” (г. Казань). Нажмите на картинку для увеличения.
Команда “Отбой” (Череповец Вологодской области). Нажмите на картинку для увеличения.
Команда “КЛЕН” (Киров – Лицей естественных наук) – диплом III степени. Нажмите на картинку для увеличения.
Команда “Макроэрги” (Раменское Московской области) – диплом III степени. Нажмите на картинку для увеличения.
Команда “Малая академия” (Краснодар) – диплом III степени. Нажмите на картинку для увеличения.
Команда “Dum spiro, spero” (Качканар Свердловской области) – диплом III степени. Нажмите на картинку для увеличения.
Команда “Veni! Vidi! Vici!” (Киров – Вятская гуманитарная гимназия) – диплом II степени. Нажмите на картинку для увеличения.
Команда “ФыМыШата” (Новосибирск) – диплом II степени. Нажмите на картинку для увеличения.
Заключение
Важно, что первый Турнир юных биологов удался! Турнир прошёл в дружественной атмосфере, а участники получили много незабываемых впечатлений. Конечно же, мы рады за победителей турнира, но и остальным командам желаем совершенствовать свои знания, участвовать и побеждать! Надеемся, что турнирное движение будет набирать силу, с каждым годом привлекая всё новых и новых участников.
Если вы хотите создать команду и принять участие в следующем Турнире юных биологов, то всю информацию можно найти на официальном сайте Турнира юных биологов.
Будем ждать следующего года и нового Турнира юных биологов!
Первое задание
P – функция | Сборка рибосом (засчитывать также “синтез рибосомальной (рРНК) РНК”, “синтез рибосом”) |
N – название | Клеточный центр (засчитывать также “центриоли”, “центр организации микротрубочек”) |
K – ученый | Гольджи |
Е – авторы модели строения | Сенгер, Николсон (либо кто-то один из них) |
L – что внутри | Кариоплазма (засчитывать также “хроматин”, “нуклеоплазма”, но не засчитывать “ядрышко”) |
C – виды | Гладкий и шероховатый (засчитывать также “гранулярный и агранулярный”, “трубчатый и пластинчатый”) |
М – место синтеза | Липидов (засчитывать также “стероиды”, “холестерин”) |
F – основная функция | Энергетическая (засчитывать так же “синтез АТР”, “биологическое окисление”, “окислительное фосфорилирование”) |
Второе задание
КАРТИНКА | НАЗВАНИЕ ТАКСОНА |
А | ОТРЯД БЕСХВОСТЫЕ |
Б | ОТРЯД ЧЕШУЙЧАТЫЕ |
В | ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ (ЗАСЧИТЫВАТЬ ТАК ЖЕ “МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ”) |
Г | КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ |
Четвёртое задание
КАРТИНКА | НАЗВАНИЕ СТРУКТУРЫ ИЛИ КЛЕТКИ |
1 | В-лимфоцит (засчитывать так же “лимфоцит”) |
2 | Лимфатический узел |
3 | Нуклеосома |
4 | Макрофаг (засчитывать также “фагоцит”, “нейтрофилл”, “моноцит”) |
5 | Синапс |
6 | Перехват Ранвье |
7 | Теломера |
8 | Апоптоз (засчитывать также “клеточная смерть”, “запрограммированная клеточная смерть”) |
9 | Антитело |
10 | Бактериофаг |
Задание пятое
КАРТИНКА | НАЗВАНИЕ ПРАВИЛА, ЗАКОНА ИЛИ ПРИНЦИПА | АВТОР ЗАКОНОМЕРНОСТИ |
1 | Принцип комплементарности | Уотсон, Крик |
2 | Правило трофической пирамиды | Линдеман |
3 | Биогенетический закон | Геккель, Мюллер |
4 | Аллен | |
5 | Закон гомологических рядов наследственной изменчивости | Вавилов |
6 | Закон независимого наследования признаков | Мендель |
7 | Правило Либиха (лимитирующего фактора) | Либих |
8 | Правило распределения частоты аллелей в популяции | Харди, Вайнберг |