Введение
Жанр | Глобальная космическая пошаговая симуляция будущего |
Издатель | 1С |
Разработчик | Elemental Games |
Требуется | P-233, 64 Mb RAM |
Рекомендуется | PIII-733+, 256 Mb RAM |
Мультиплеер | Отсутствует |
Чтобы вести войну, нужны три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги. Людовик XII
Очень хотелось бы начать этот обзор словами “перед нами типичная русская игра”… однако, это была бы просто кощунственная ложь: “Космические рейнджеры” – далеко не “типичная” и абсолютно не “типично русская” игра. В мире уже давно прекратили делать такие вещи – фантастически комплексные внутри и безыскусные снаружи, а в России – так и не начали, несмотря на кичливое самомнение о “самых лучших программистах, древних традициях игроделанья (в этот момент обычно воинственно размахивают “Тетрисом”) и генетически присущего всем нам выдающегося вкуса к хорошим компьютерным играм”.
Нет уж. Лучше начать так: нам снова повезло, граждане. Более того, нам повезло дважды: первый раз – когда “Космические рейнджеры” вышли, второй – когда они оказались отечественной разработкой…
Преамбула
Бездонная пропасть геймплея вкупе с игровой вселенной детальнейшей проработки смотрит в глаза беззащитного рецензента так монументально, что разум невольно пасует в тщетных попытках охватить всю суть сразу, без пошлого дробления на блоки, и с языка (читай – с пальцев) течет совершенно маразматический поток сознания…
…поэтому не стоит растекаться по древу в пустых попытках отразить неотразимое особо изогнутым предложением, метафорой или фразеологизмом. Поступим проще, формалистично пересказав краткое содержание…
3000 Anno Domini
2999 год. В родной галактике воцарились мир и спокойствие, лишь одинокие вылазки космической шпаны омрачают быт пяти дружественных рас. Все идет по накатанной, прогресс преподносит сюрприз за сюрпризом… вдруг, откуда не возьмись, появляются клисаны и с улыбками на своих кибер-органических физиономиях вырезают население одной из звездных систем.
Потом еще одной.
И еще…
Объединенные космофлоты Альянса вылетают на передовую, чтобы дать зарвавшемуся противнику достойный отпор. Завязывается бой – и все отчаянные смельчаки бесславно гибнут. Остальные успевают ускользнуть, чтобы передать в Центр важнейшую информацию: клисаны – особая неорганическая раса, использующая корабли, способные к… РАЗМНОЖЕНИЮ. Мелких порождают средние, средний – крупные, крупных – гигантские, гигантских порождает некий сверхкорабль Махпелла.
Проходит еще немного времени, за которое Альянс выясняет, что противник практически неуязвим для стандартного армейского вооружения боевых космолинкоров. Даже самые сжатые сроки переоснащения всей армады новейшими образцами оказываются неприемлемыми, и в головах генералитета вызревает “гениальный” план: использовать для борьбы с агрессором наемников-рейнджеров, выдав им полный карт-бланш в плане тактических действий. Хочешь – летай и торгуй, хочешь – воюй, хочешь – иди секретным порученцем к местным (планетарным) чиновникам. Помни только одно: однажды клисаны окажутся и у твоего родного порога…
Элитное 2D
Свобода действий в “Космических Рейнджерах” (далее – КР) способна испугать любого, кто не был до этого знаком с легендарной Elite, фантастической Star Control 2 или, хотя бы, с близнецами X-Beyond the Frontier X-Tension: в магазине полно товаров, на складе – запчастей, планеты наматывают годы по своим орбитам, вокруг суетятся десятки и сотни живых существ верхом на совершенно невообразимых космических колымагах, а в телевизоре в который раз рассказывают о поимке знаменитого наркобарона из системы Орион – короче, всем, абсолютно всем нет до тебя НИКАКОГО ДЕЛА. Единственным утешением остаются несколько жалких тысяч в кармане и неуемная вера в собственную исключительность…
Геймплей КР, как, собственно, и наша с вами реальность, базируется на товарно-денежных отношениях: хочешь жить красиво – крутись. Любые средства хороши, выбирай на вкус.
Можно, не вкладывая ни единой копейки, заделаться в охотники за метеоритами – догоняй, расстреливай, подбирай получившиеся минералы и сдавай в ближайшую заготконтору по сходной, но невысокой, цене.
Можно стать банальным купцом, играя на разнице цен. Тут главное – не прогадать, вложив больше, нежели получишь.
Можно превратится в пирата и терроризировать пролетающих сквозь сектор мирных обитателей незамысловатым ультиматумом “кошелек или жизнь”. Нюанс в том, что к ультиматуму желательно прилагать нечто весомое; желательно – многоствольное, стоящее порядочную сумму.
Наконец, можно летать в разные концы галактики, выполняя за определенное вознаграждение многочисленные задания, которыми исправно снабжают жители большинства планет и, даже, некоторые астронавты.
Моделист-конструктор
Главная сложность самоопределения – в необходимости строго следовать максимальной функциональности своего космического корабля; по крайней мере, на первых порах. Тут на авторов, видимо, снизошло озарение, ибо система реконфигурации любимой посудины гениальна…
Начнем с того, что любой корпус любого корабля имеет определенный объем, выражаемый в условных единицах (эти же единицы параллельно являются мерилом его стойкости). Вполне логично, что сумма объемов узлов корабля и перевозимого груза не может быть больше объема корпуса. А поскольку объем каждого узла может варьироваться очень широко — в зависимости от его ТТХ (цена – не самый последний параметр!) – получается довольно своеобразная задачка на сообразительность.
Пример из жизни: корабль “водоизмещением” в 340 единиц. От 50 до 100 единиц “отъедают” необходимые двигатель и топливный бак. Оставшееся полезное пространство для перевозки товара равно 240-290 единицам. Так?
Нет, не так: стремительно богатеющего гражданина вскоре возьмут на заметку пираты, которым он не сможет адекватно ответить. Добавление оружия (один слот из пяти) и, гулять так гулять, щита отнимет еще 50-70 единиц. Стоит ли овчинка выделки?
Сложно сказать: купецкий промысел не особенно доходен во вселенной КР, поэтому вполне логичным следующим шагом может стать создание быстрого и маневренного корабля особого порученца или летающей крепости полицейского пирата…
А теперь буду сказать без бумажки
Графика в КР невероятно уютна и… неназойлива благодаря стилистически безупречным дизайнерским решениям с использованием мягких цветов и округлых форм (WinXP?). Лишь аркадный режим явно выбивается из общего визуального ряда, да мелкие модели кораблей напоминают не многотонные звездные крейсеры и фрегаты, а банальных насекомых.
Зато интерфейс безупречен: понятные иконки, эргономичные меню с “драг-энд-дропом” и “горячими клавишами”, информативные подсказки в разделе купли-продажи, постоянно напоминающие о степени выгодности сделки, встроенная поисковая система и гвоздь программы – скрепки-ссылки.
Скрепки-ссылки – это нечто! Нажав на значок “скрепка канцелярская” в конце торгового меню или новости, мы выводим на местную панель задач прямую ссылку на данный документ, доступную в любой момент игры. Отныне незачем класть рядом с клавиатурой общую тетрадку, кропотливо вписывая туда для памяти цены той или иной планеты. Ткнул на скрепку – и все!
А сечку жрите, мусора, сами!
Возможно, и без аркадного режима КР стала бы отличной игрой. Как, кстати, и без специальных заданий. А что: вполне достойный получился бы пошаговый экономический симулятор с уклоном в ролевую стратегию: летаешь, торгуешь, воюешь, прокачиваешься; летаешь, торгуешь воюешь, прокачиваешься; летаешь, торгуешь, воюешь, прокачиваешься… Мда, этак и спятить недолго…
Конечно, если судить с точки зрения аркадных боев из Star Control 2, то сражения в подпространстве из КР, что называется, не дотягивают. Но с другой стороны! Весело? Весело! Расслабляет? Однозначно, расслабляет. Вводит в игру элементы авантюризма? Вводит! При этом что характерно, свято соблюдаются два основных принципа – “watch your six” и “у мастера и палка стреляет”.
А вот с заданиями не все так пригоже и умильно. Факт, большинство из них невероятно увлекательны и забавны (да хотя бы тот же “Сдача экзамена” или “Икебана”), но один… Да, друзья, речь идет о трижды разнесчастном задании “Тюрьма”, ломающем даже совершенно отмороженных паладинов и светлых джедаев. Это ж надо: безбедное существование пирата на воле и запредельно доходная жизнь за решеткой в качестве “наказания” – о каком вообще пути Добра и Справедливости после этого может идти речь? Единственное правдоподобное объяснение – авторы просто незнакомы с пенитенциарной системой (слава богу!), особенно в той ее части, которая касается отношения администрации к азартным играм (включая пресловутую красную полосу на Дело).
Per aspera ad astra
Чего уж там: изъяны баланса в конце-концов подправят исправлениями. Да и баланс тут – вещь абсолютно эфемерная, отвечающая лишь за наиболее адекватное и справедливое заполнение таблицы рекордсменов на сайте разработчиков. Если же попадание туда не является для вас самоцелью – можете смело считать КР игрой без недостатков.
Графика | 85% |
Звук и музыка | 90% |
Управление/Дизайн | 96% |
Сюжет | А ты записался в добровольцы?! |
Игровой интерес | 93% |
Сложность | Настраиваемая |
Знание английского | Не нужно |