Введение
Как обычно бывает на большинстве конференций, нам что-то нравится, а какие-то вещи досаждают. В силу обстоятельств работникам Tom’s Hardware приходится полжизни проводить в дороге, чтобы вы получили самую свежую и горячую информацию из первых рук. На подобных конференциях происходит масса мероприятий, поэтому очень трудно отделить зерна от плевел и выбрать самые интересные из них. Приходится очень быстро бегать от одного стенда к другому – так что даже не успеваешь по-нормальному поговорить с людьми. Обмениваешься визитками, обещаешь подойти чуть позже, но долго не задерживаешься – нет времени. На GDC ситуация иная.
Конференция разработчиков игр GDC 2003 напоминает вечеринку в игровом клубе, поскольку люди здесь очень общительны. Каждый норовит поймать за руку и полчаса рассказывать о своем продукте или о разработках. Конечно же, большинство разговоров касаются разработки игр или технологий/инструментария для разработки игр. Поскольку я уже некоторое время публикую статьи в разделе “Игры и развлечения”, мне приходится постоянно держать руку на пульсе игровой индустрии. Огромное количество технологий, вплетающихся разработчиками в современные игры, просто ошеломляет. На выставке присутствовали технологии и инструментарий для создания любой игры, а также толпы разработчиков, готовых слушать и общаться практически по любому вопросу.
Как мы уже предположили в нашем первом репортаже с GDC, где мы описывали запуск продуктов ATi и nVidia, DirectX 9 и программы-шейдеры сегодня находятся у всех на слуху, но для создания игры вам потребуются инструменты. Различные технологии и инструментарий конкурируют друг с другом за право использования в следующих “горячих” играх.
Спокойствие и неторопливость GDC позволили нам узнать много нового и интересного, практически по любой теме. Сейчас мы с вами поделимся.
Россия может стать Меккой разработки игр!
Что касается игр, то мы достигли стабилизации их числа для приставок. Как мы уже предполагали раньше, Microsoft привлекла большое число разработчиков и компаний для долговременного сотрудничества по созданию игр для Xbox.
Что интересно, мир приставок сужается, и мы снова наблюдаем разработку большого числа игр для ПК. Если вы играете на компьютере, то вас подобная новость обрадует. Во время путешествия по GDC нас заинтересовали три игры, и вы должны обязательно с ними ознакомиться в ближайшие месяцы.
Начнем с главного сюрприза на GDC 2003 – “Периметра (Perimeter)”. Разработчиком игры стали наши соотечественники – K-D Lab. Игра потрясающа! По сравнению с обычной стратегией реального времени игра далеко продвинулась вперед. В “Периметре” содержится превосходная сюжетная линия и великолепный графический движок. И хотя нынешнее состояние игры можно описать как альфа-версию, в ней уже используются программы-шейдерры 2.0, то есть игра стала одним из первых полностью DX9 продуктов. Кроме того, в игре применяются “объемные взрывы”, которые очень красивы. “Периметр” построен на базе динамического движка, то есть вы всегда будете видеть на экране столько полигонов, сколько может выдержать ваше “железо”. Игра использует реалистичные тени, их реализация стала возможной благодаря высокой точности вычислений с плавающей запятой у DirectX 9 карт. Анатолий Субботин пообещал нам, что на E3 мы сможем ближе познакомиться с игрой, а в продажу “Периметр” выйдет в третьем квартале этого года. Так что не забывайте регулярно читать наши новости – “Периметр” вполне может получить звание “Игра года”.
На стенде ATi тоже демонстрировался “Периметр”.
Скриншот из “Периметра”.
Скриншот из “Периметра”.
Россия может стать Меккой разработки игр!, продолжение
Затем мы перешли к “Ударной силе” (английское название – “Fair Strike”), разработанной G5 Software, и, верите вы в это или нет, она тоже из России! В “Ударной силе” вы пилотируете супер-реалистичную модель боевого вертолета и планомерно уничтожаете террористов. В игре присутствует более 40 миссий во всех регионах мира. Две вещи в игре нас наиболее заинтересовали – комбинация динамического действия и захватывающая симуляция вертолета, а также нелинейная структура миссий, в которых вы можете выполнять задания в любом порядке. Графика хороша и от игры остаются самые приятные впечатления. G5 работала напрямую с консультантами, занимающимися проектированием и конструкцией военных вертолетов. В результате “Ударная сила” получила очень реалистичный, практически “военный” уровень симуляции. Если традиционные игры-авиасимуляторы не сильно вас увлекают, “Ударная сила” содержит три различных режима, включая многопользовательский бой, который наверняка многих заинтересует. В игре можно выбрать как аркадный стиль, так и режим симуляции – что позволяет максимально гибко подойти под предпочтения игрока. Движок в “Ударной силе” выполнен на современном уровне – в нем повсюду используются вершинные и пиксельные программы. В игре вы увидите великолепные тени и воду, красоту которых очень трудно описать словами. Каждый кадр “Ударной силы” содержит более 300 000 полигонов. По слухам игра выйдет также в третьем квартале. Не пропустите!
Скриншот из “Ударной силы”.
Обратите внимание на отражения в воде. Скриншот из “Ударной силы”.
Россия может стать Меккой разработки игр!, продолжение
Наконец, третья игра – S.T.A.L.K.E.R. Oblivion Lost, которая представляет собой новую командную 3D стрелялку. В S.T.A.L.K.E.R. Oblivion Lost мы обнаружили один из самых лучших графических движков. Число полигонов в кадре достигает 100 000, что приводит, в среднем, к 60 fps. Мощная скелетная анимация позволила использовать технологию “захвата движения” (motion capture), в результате чего движение персонажей отработано максимально правдоподобно, причем на каждую модель используется 500 – 10 000 полигонов. Разработчик GSC Game World выполнил прекрасную работу, представив нам еще одну замечательную игру. Выпуск ожидается очень скоро, и подобно двум другим играм, эта игра тоже родом из России!
Скриншот из STALKER.
На этом скриншоте из STALKER вы можете получить представление о детализации растений.
Конечно, на выставке присутствовали и другие многообещающие игры. И хотя некоторые из них лишь только начали разрабатываться, этот год станет знаменательным для всей игровой индустрии на ПК. Ко всем трем перечисленным играм приложили руку наши соотечественники, так что наша страна становится своеобразной Меккой разработчиков игр. Геннадий Ригуер (Guennadi Riguer) из ATi поведал нам: “В данный момент российские разработчики проявлять очень высокую активность, причем они увлечены созданием крайне интересных, революционных продуктов”. Однако российским разработчикам, независимо от качества создаваемых игр, очень трудно найти издателей и распространителей в Северной Америке. Но, как видим, наши соотечественники не унывают, в результате чего на рынке должны появиться новые многообещающие игры. Мы с нетерпением ждем их выпуска и к этому моменту постараемся представить вашему вниманию подробные обзоры.
Конференция GDC играет еще одну роль – она помогает независимым разработчикам игр продемонстрировать свои продукты и найти издателя. Мы смогли увидеть множество подобных игр на GDC, причем у многих игр существуют свободно распространяемые демо-версии. Среди них можно найти исключительно приятные вещи! Вы можете сами с ними ознакомиться и скачать игры здесь.
Знакомство с играми на GDC.
ATi: образование и не только
Предлагаем вам познакомиться с радиоуправляемой машиной ATi Dodge Viper RC. Согласитесь, здесь есть чему отвлечь ваше внимание от компьютерных игр. На GDC вы могли бы выиграть такую прелесть.
Помимо привычной демонстрации новинок, ATi произнесла множество речей образовательного характера. Обучение и тренировка – вот основная цель представителей ATi на выставке. Ведь разработчики должны знать, как они могут применить новые технологий.
Геннадий Ригуер (Guennadi Riguer) готовится к небольшой презентации Render Monkey на GDC.
Еще одна популярная вещь, которая находилась у всех на слуху – демо ATi Chimp (шимпанзе). На примере обезьянки компания демонстрирует технологию создания трехмерного меха в сложной среде. Для этого используются пиксельные и вершинные DirectX 9 программы – благодаря им создаются мех, вода, тени и великолепные эффекты освещения.
Демо Chimp на стенде ATi.
Скриншот из демо Chimp.
На стенде nVidia было не менее интересно
Стенд nVidia тоже приготовил для нас несколько сюрпризов. Там мы увидели предварительную версию игры S.T.A.L.K.E.R. Oblivion Lost, о которой мы уже говорили чуть раньше. Также нам удалось познакомиться с любопытным широкоэкранным ноутбуком Dell 8500. nVidia немало внимания уделила мобильным продуктам, что не может не радовать, поскольку потребители все больше начинают интересоваться графической мощью своих ноутбуков. Конечно же, все игры демонстрировались на самых последних продуктах компании.
На стенде nVidia все было по-деловому.
Нам посчастливилось познакомиться с только что анонсированным ноутбуком Dell Inspiron 8500. 8500 использует 15,4” UXGA экран, весит около 3,5 кг и основан на процессоре 2,4 ГГц Pentium 4-M. По вашему выбору ноутбук оснащается видеокартой ATi Radeon Mobility 9000 или nVidia GeForce 4 4200 Go.
Logitech: контроллеры способны на большее
На стенде Logitech присутствовало несколько новых продуктов. Среди них нас привлекла новая клавиатура для PlayStation 2 и новый улучшенный руль для ПК. Также мы узнали, что беспроводный геймпад для Xbox будет выпущен довольно скоро. Не так давно мы поместили обзор этого геймпада и уже получили множество отзывов читателей, которым не терпится заполучить геймпад в свои руки.
А вот и он – беспроводный геймпад Logitech для Xbox. Вскоре он поступит в продажу.
Новая клавиатура Logitech для Playstation 2. Почему бы ни выпускать подобные модели для ПК или для Xbox?
Новый руль Momo для ПК. Компания показала еще одну новую модель для Game Cube.
Другие продукты на GDC
Во время просмотра снятых на GDC фотографий мы обнаружили множество интересных вещей, о которых мы вряд ли будем отдельно писать. Но ваше внимание на них обратить стоит.
Nokia впервые появилась на GDC, демонстрируя новый N-Gage – комбинацию сотового телефона и игрового устройства. И хотя мы ничего не знаем об удобстве работы этой штуки в качестве сотового телефона, играть на N-Gage весьма интересно. Nokia приложила много усилий, чтобы привлечь разработчиков к платформе N-Gage. Компания достигла в этом определенного успеха, но один вопрос остается открытым: насколько широко распространятся подобные игрушки? По этому поводу Nokia хранила молчание, к тому же дата выпуска пока неизвестна.
На GDC была представлена и Palm Source, привлекавшая разработчиков к платформе Palm. На стенде компании было довольно пустынно, но наверняка после выпуска Palm OS нового поколения нас ждет оживление этого рынка. Компании понадобится множество разработчиков, чтобы создать различные мультимедийные приложения под платформу Palm.
Другие продукты на GDC, продолжение
Следующая наша остановка – стенд DTS, где мы поговорили о появлении технологии DTS в играх. Действительно, это совершенно новый рынок для DTS. Нам посчастливилось поиграть в SSX Tricky на PlayStation 2 с включенным DTS, и звук нас приятно удивил. DTS будет продолжать поддерживать технологию в играх на Playstation 2, но у компании пока нет планов насчет DTS игр для других платформ.
Sony тоже присутствовала на GDC, но о Playstation 3 мы ничего нового не узнали. Вместо PS3 нам продемонстрировали новые раскрашенные приставки компании – великолепная идея. К сожалению, мы так и не получили ответ от Sony насчет того, являются ли показанные экземпляры просто демонстрацией или компания готовит их к массовому выпуску. Sony провела множество встреч с разработчикам за закрытыми дверями, и мы не нашли никого, кто бы смог поделиться с нами содержанием этих дискуссий.
Sony работает над интерактивной камерой, которая позволит Playstation 2 распознавать движения вашего тела и переносить их в игру. Пока мы не знаем, насколько результативной и эффективной окажется эта идея.
Другие продукты на GDC, продолжение
Посмотрите на эту иллюстрацию. Хватит ли у вас терпения стоять перед экраном и играть в подобную игру? Впрочем, технология пока находится в состоянии разработки. Возможно, ее ждет успех. Кто знает?
Важной частью GDC является общение разработчиков с издателями. Некоторые из них желают продать свой проект, другие просто ищут работу. Бизнес играет немалую роль на конференции.
“Motion Base” – еще один продукт, привлекший наше внимание. Симулятор дает вам уникальное ощущение присутствия. Хорошая вещь, но безумно дорогая.
Другие продукты на GDC, продолжение
Intel не пропустила мероприятия – у компании на конференции был огромный стенд. На нем Intel знакомила разработчиков с полной линейкой своих продуктов. Ничего особо нового мы не узнали – конечно, интересных вещей было много, но мы все это уже видели на IDF.
AMD была намного скромнее. Единственная интересная новинка – Barton XP 3200+ с 333 МГц FSB внутри белого компьютера.
Dolby размещалась на стенде приличных размеров, демонстрируя игры с звуком Dolby для различных платформ.
Другие продукты на GDC, продолжение
Maya провела демонстрации расширенных возможностей своих продуктов. Представители компании объясняли, как разработчики могут ускорить процесс создания игры.
Renderware – еще одно имя, которое наверняка вам знакомо. Компания предлагает программы по рендерингу, снискавшие немалую популярность среди разработчиков.
Во время проведения GDC мы смогли поближе познакомиться с клавиатурой Zboard. Раньше мы сомневались в удобстве подобной технологии, однако наши сомнения несколько пошатнулись. Мы очень скоро представим вам обзор клавиатуры.
Другие продукты на GDC, продолжение
Обычно мы не уделяем внимание рабочим станциям или настольным компьютерам, но Anthro продемонстрировала нам интересные новинки. Компания предлагает полную линейку продуктов, с которыми действительно стоит ознакомиться. Конечно, если вы желаете найти что-то более приятное, нежели белые коробки в соседнем магазине.
Еще один компьютер от Anthro. Очень интересная концепция с любопытными находками – такой компьютер больше нацелен на опытных пользователей.
Заключение: эффективное мероприятие для разработчиков игр
Если вы желаете заняться разработкой игр, то GDC является именно тем местом, где можно завести новые контакты и ознакомиться со всеми особенностями этого нелегкого дела. На GDC можно многое узнать об играх и об игровой технологии. Игры становятся большим рынком, и это доказывается высокой посещаемостью GDC. Конференция поражает огромным списком лабораторий и учебных классов, которые вы могли посетить за время ее проведения.
Не у всех есть возможность посетить GDC, однако мы не пожалели о потраченном времени и мы очень многое узнали. Нам, потребителям, стоит радоваться видимым улучшениям в области разработки игр – множество людей пытается дать нам более полные игровые впечатления, настроение, энтузиазм.