Размер – средство выживания
Потихоньку на рынок подтягиваются и отстающие игроки. Даже те, кто не смог вовремя предугадать направление развития рынка и решил выбрать выжидающую позицию, показали на CeBIT 2003 в Ганновере свои создания. Но так было не всегда. До последнего времени многие хорошо известные производители весьма сдержанно говорили о перспективах мини-компьютеров. Что-то типа “они слишком специализированны” или “мы не будем этим заниматься”. Дар предвидения позволил Shuttle – без сомнения, одному из крупных игроков на рынке материнских плат – стать производителем номер один по мини компьютерам. И все это случилось во времена продолжающей популярности форм-фактора ATX. Впрочем, неудивительно. Высокооплачиваемым менеджерам в компьютерной индустрии всегда не хватает как творчества, так и сообразительности. Чаще всего они предпочитают поднимать свои продажи с помощью старых проверенных продуктов. При этом, всегда жалуясь на “трудные условия”. Мини компьютеры смогут изменить ситуацию, поскольку они открывают новый рынок.
Передняя панель: базовая система Soltek.
Что еще более удивительно: небольшой производитель Soltek решил выпустить свою систему-основу для мини-компьютера – линейку Qbic. Знакомые с индустрией люди наверняка задают себе вопрос: а где же Asus, Gigabyte и все остальные? В этом обзоре мы постараемся еще раз взглянуть на знакомый вам мини-компьютер SP51G от Shuttle и сравнить его с новым Soltek Qbic EQ3000.
Размер – средство выживания, продолжение
Напомним, что в последнем сравнении мини-компьютеров мы сравнили производительность моделей от Shuttle для процессоров AMD и Intel с традиционными компьютерами.
Потрясающе: мини-компьютер от Soltek использует зеркальную переднюю панель.
А вот и наш герой: Qbic EQ3000 по размеру чуть превышает известную линейку мини-компьютеров XTC от Shuttle.
Сравнение дизайна: Qbic EQ3000 против SB51G/ SN41G2
Shuttle слева и Soltek справа: EQ 3000 находится несколько ближе к мини-башне.
Обе системы спереди.
Подобно своему сопернику от Shuttle, мини-компьютер от Soltek поставляется с множеством аксессуаров. Помимо корпуса, внутри которого находится материнская плата на чипсете Intel 845 GE и небольшой блок питания, в комплекте поставки содержатся крепления для установки двух жестких дисков и двух CD-ROM/ RW/ DVD приводов. С двумя 5,25″ отсеками Qbic EQ3000 обеспечивает больше места, чем Shuttle. Soltek решила выбрать традиционное охлаждение вместо тепловых трубок на моделях SP51G или SN41G2. Покупатель должен сам установить Intel P4 кулер или любой другой кулер, купленный отдельно. В результате у Soltek не возникают проблемы с охлаждением, если только вы не установите бутерброд из двух жестких дисков.
Soltek рекомендует использовать стандартный кулер Intel.
Сравнение дизайна: Qbic EQ3000 против SB51G/ SN41G2, продолжение
Большой размер корпуса также помогает значительно улучшить охлаждение при работе системы на пиковых уровнях нагрузки. К сожалению, Soltek не назовешь бесшумным в работе. Корпус в общей сложности оснащен пятью вентиляторами: для процессора, чипсета, корпуса, блока питания и графической карты. Все они в сумме дают уровень шума не меньше 50 дБ(А) на расстоянии метр. То есть Qbic оказывается значительно громче своих прямых конкурентов, SB51G и SN41G2. Очевидно, что инженерам Soltek пришлось решать непростую задачу: сделать термически безопасный и громкий корпус, или тихий и менее надежный.
Базовая система Soltek без комплектующих.
Аксессуары в комплекте: кабели, драйверы и инструкции по установке.
Материнская плата Soltek на чипсете Intel 845GE.
Начинка корпуса: все аналогично
Прямое сравнение Soltek EQ3000 и Shuttle SB51G (на платформе Intel) сразу же показывает: обе системы имеют встроенное видеоядро чипсета Intel 845GE и слот AGP для установки опциональной видеокарты. Простой встроенной графики будет вполне достаточно для ряда задач, но если вы желаете получить больше, вам следует установить производительное графическое решение типа GeForce4 Ti 4600 или ATi Radeon 9700 Pro. Вы не сможете поместить в корпус монстра GeForce FX, поскольку свободный PCI слот находится с другой стороны.
Все слоты заполнены: Soltek с картой GeForce 4 Ti 4600, 512 Мб DDR333 (CL2) и ТВ тюнером для приема цифрового вещания DVB. Все остальное уже встроено.
Обе системы поддерживают быструю DDR333 память (CL2), причем их производительность практически одинакова, несмотря на едва заметные отличия в некоторых отдельных тестах. Поддержка виртуальной многопроцессорности HyperThreading не нова, она позволяет увеличить производительность процессора Pentium 4 в некоторых ситуациях (в отличие от процессоров без функциональности HT).
P4/ 3066 гарантирует высокую производительность Soltek.
Сферы использования мини-компьютеров
И снова мы решили привести вам примеры использования мини-компьютеров, чтобы продемонстрировать, что такие малютки не отличаются от “больших” систем по своей функциональности. Единственное что вы не сможете сделать – реализовать RAID массив.
- Все офисные и интернет-приложения;
- Запись CD и DVD;
- Редактирование видео (с помощью FireWire и соответствующих программ);
- Работа с более чем одним монитором (Shuttle SN41G2);
- Подключение современной периферии (USB 2.0);
- Опциональный RAID массив невозможен в связи с сильно повышающейся температурой внутри корпуса(!);
- ТВ тюнер и цифровой видеомагнитофон (плата DVB);
- “Тяжелые” 3D игры (Doom III, Aquanox 2);
- Кодирование DivX (MPEG 4) DVD фильмов;
- 3D рендеринг (Cinema 4d, 3D Studio Max).
Интерфейсы: от передних USB 2.0 до SP/DIF
Если посмотреть на список функций, то мы видим, что Soltek и Shuttle оснастили свои системы практически всеми возможными интерфейсами. Среди них присутствуют FireWire (IEEE 1394), USB 2.0, цифровые (SP/DIF) и аналоговые входы и выходы звука, которые, в случае Soltek, даже вынесены на переднюю панель. На задней панели вы обнаружите FireWire (только Shuttle) и USB 2.0, равно как сетевой интерфейс и VGA выход. Soltek Qbic EQ3000 не имеет ТВ выхода как у Shuttle SN41G2 (только на платформе AMD). Вряд ли стоит упоминать о двух привычных PS/2 портах для мыши и клавиатуры и последовательных COM портах (на Soltek).
Корпус спереди: что вам еще нужно? Корпус содержит все важные интерфейсы.
Вид системы сзади.
Энергопотребление: 200 Вт полной нагрузки
Обе системы используют небольшой Flex-ATX блок питания от тайваньского производителя Achme. Идентификационная наклейка гласит о максимальной выдаваемой мощности 200 Вт. В соответствии с документацией на блок питания AM630B, комбинированная нагрузка 5 В и 3,3 В цепей не должна превышать 120 Вт. Не так хороша эффективность этого миниатюрного преобразователя напряжения – производитель указывает 65 процентов, что мы смогли подтвердить в нашей лаборатории. И хотя эффективность импульсного блока питания повышается при нагрузке, высокая нагрузка приводит к выделению большого количества тепла. Не вдаваясь в подробности будущего теста блоков питания, скажем: нам очень понравился маленький блок питания. Даже при высокой нагрузке (максимальная нагрузка 200 Вт по цепям 3,3 В, 5 В и 12 В), блок питания отлично работал, пока не отключился в связи с перегревом. После небольшого времени охлаждения мы запустили блок питания с высокой, но не максимальной нагрузкой – никаких проблем не возникло.
Миниатюрный блок питания от Achme.
Вторая сторона медали: нагрузка 200 Вт
Недостаток: очень шумный
Во время тестов в нашей лаборатории, которые продолжались более 14 дней, мы быстро обнаружили, что система Soltek громче Shuttle при высокой нагрузке. Вряд ли этот мини компьютер можно рекомендовать для тихих офисных окружений.
Наш дорогой измерительный прибор не ошибся: уровень шума Soltek превышает 50 дБ(А) при вращении вентиляторов на полной скорости.
Анализ производительности: Soltek против Shuttle – результаты тестов
Тестовая конфигурация
Платформа Intel (Socket 478) | |
Процессоры | Pentium 4 3,06 ГГц (3066 МГц) с HT 133 МГц FSB – 533 МГц шина памяти |
Материнские платы и память | Gigabyte GA-8GE667 Pro (чипсет Intel 845 GE) Версия: 1.01 Shuttle FB51 (чипсет Intel 845 GE) Версия: 1.3 2 x 256 Мб DDR 333, Infineon, CL 2.0, PC 2700 |
Драйвер | Драйвер Intel 845 GE V 6.13.01.3317 Драйвер Intel IAA |
Платформа AMD (Socket 462) | |
Процессоры | Athlon XP 2700+ (2166 МГц) 166 МГц FSB – 166 МГц шина памяти |
Материнские платы и память | Asus A7N8X (чипсет nVidia nForce 2) Версия: 1.02 Shuttle FN41 (чипсет nVidia nForce 2) Версия: 1.4 2 x 256 Мб DDR 333, Infineon, CL 2.0, PC 2700 |
Драйверы | nForce2 Driver Версия: 2.77 Package |
Общее аппаратное обеспечение | |
Видеокарта | nVidia GeForce 4 Ti 4600 Память: 128 Мб DDR-SDRAM Частота памяти: 325 МГц Частота чипа: 300 МГц |
Жесткий диск | 40 Гб,6L040J2 , Maxtor UDMA100, 7200 об/мин, 2 Мб кэш |
Сеть | D-Link DFE-530TX (10/100 Мбит/с) |
CDROM | Asus 52x |
DirectX | Версия: 8.1 |
ОС | Windows XP, Build 2600 SP1 |
Тесты и настройки | |
Bapco Sysmark 2002 | Version 1.0 |
Quake III Arena, Patch V1.16 | 640×480 – 16 бит/ 1024 x 768 – 32 бит Timedemo1 / demo demo001 / nv15demo command line = +set cd_nocd 1 +set s_initsound 0 Graphics detail = Normal |
3DMark 2001 SE, версия 1.1 | Build 340 – Patch Build 330 1024 x 786 – 32 bit Default Benchmark |
PC Mark 2002 Pro Pack – Build 100 | CPU and Memory Tests |
SiSoftware Sandra 2003 | CPU MultiMedia / CPU Arithmetic / Memory Bandwidth Benchmark |
Winrar – Version 3.1 | 178 MB Wave file, Compression = Best, Dictionary = 4096 KB |
magix – mp3 maker platinum – Version 3.04 D | 178 MB Wave file, 44100 Hz, VBR = on and Quality |
Main Concept MPEG-2 Encoder | DV to MPEG-2 file encoding Video + Audio, 1,2 GB source file |
Unreal Tournament 2003 – Patch 1 1080 | 1024 x 768 / 32 bit / Audio = off benchmark.exe Texture Detail = Normal, Character Detail = Normal World Detail = Highest, Physics Detail = High all = on, Decal Stay = High |
Тесты на других системах
Производительность OpenGL | Quake 3 Arena “Demo 1” |
DirectX8 игры | 3D Mark 2001 SE (Version 1.1) Unreal Tournament 2003 |
Кодирование MP3 звука | mp3 Maker Platinum 3.04 |
Кодирование MPEG-2 видео | Main Concept MPEG-Encoder |
Офисная производительность | Sysmark 2002 |
Архивация файлов | Winrar 3.1 |
Тестирование процессора и мультимедиа | PC Mark 2002 SiSoft Sandra 2003 |
Мы использовали различные тесты для получения полной и сбалансированной картины производительности всех трех компьютеров. Результаты тестов позволили нам сравнить производительность ATX плат на основе идентичного Shuttle чипсета.
Мы измеряли OpenGL производительность двумя тестами Quake 3; Direct3D производительность под DirectX измерялась с помощью 3D Mark 2001 Pro (на основе DirectX 8). Мы проводили различные тесты по MPEG кодированию. Мы преобразовывали 178 Мб WAV файл в “MPEG-1 Layer 3 format” с помощью mp3 Maker Platinum. В тестировании использовался новый MPEG-2 тест. Здесь мы взяли кодер Main Concept для преобразования файла DV (1,2 Гбайт) в формат MPEG-2 (аудио и видео). Сжатие файлов сегодня является очень актуальной задачей – для этого мы использовали WinRAR 3.1. Для измерения офисной производительности использовался тест Sysmark 2002. И, наконец, мы не забыли SiSoft Sandra 2003 и хорошо известный PC Mark 2002.
Производительность OpenGL: “Quake 3 Arena”
Два запуска Quake 3 Arena показали, что система Shuttle на процессоре Intel и видеокарте GeForce4 достигла самой высокой частоты кадров. Только лишь плата Gigabyte с теми же компонентами смогла показать чуть большие результаты, выйдя вперед на 2 fps. В обоих тестах производительность встроенной графики на платформе AMD (SN41G2) впечатляет – 250 и120 кадров в секунду. К сожалению, встроенное ядро чипсета Intel 845GE смогло дать лишь 140 и 50 кадров в секунду. И это еще не все: качество изображения на последнем оставляло желать лучшего. В любом случае, все мини компьютеры обеспечивают идентичную своим ATX собратьям производительность.
Кодирование звука: mp3 Maker Platinum
С помощью mp3 Maker Platinum мы преобразовывали 178 Мб WAV файл в формат MPEG-1 Layer 3 под Windows XP.
Архивация: WinRAR 3.1 – лучший результат среди мини систем
Архивация файлов – немаловажная на сегодняшний день задача. С помощью новой программы WinRAR 3.1 мы сжимали 178 Мб WAV файл под Windows XP и замеряли время. Shuttle SB51G справился с задачей за 63 секунды – при использовании AGP видеокарты. Soltek тоже находится близко – 64 секунды.
Кодирование MPEG-2 видео: Main Concept
Система Soltek с P4/3066 обеспечила лучшую производительность в этой категории, хотя отрыв от Shuttle SB51G можно признать незначительным.
DirectX 8 игры: 3D Mark 2001 SE
3D Mark 2001 измеряет Direct3D производительность DirectX 8 в Windows XP. Тест показывает примерное равенство систем Soltek и Shuttle. Встроенная графика значительно проигрывает AGP решениям.
Тестирование SiSoft Sandra 2003: процессор и мультимедиа
По результатам теста SiSoft Sandra 2003 нельзя сказать ничего определенного. Единственное очевидно: система Athlon XP (Shuttle SN41G2) с двухканальной DDR333 (CL2) демонстрирует прекрасную производительность памяти. Но и Soltek на P4 тоже неплох.
Мультимедиа производительность: PC Mark 2002
Здесь спорить нечего. Оба теста показывают, что мини компьютеры находятся на уровне своих ATX собратьев. Soltek немного отстал от Shuttle.
Офисная/ Интернет производительность: Sysmark 2002
Тест Sysmark 2002 демонстрирует незначительные различия между мини компьютерами.
DirectX 8 игры: Unreal Tournament 2003
Системы показали больше 170 кадров в секунду в тесте UT 2003, конечно, если использовать внешнее AGP решение.
Заключение: хорошая производительность, высокий уровень шума
Базовая система для сборки мини-компьютера Soltek Qbic является прямым конкурентом линейки XPC от Shuttle, причем она существует в двух версиях: меньший вариант EQ 2000, и система, протестированная нами – EQ 3000. У последней размер корпуса практически достигает ATX мини башни. EQ 3000, на наш взгляд, станет лучшим выбором, поскольку увеличенный объем корпуса позволяет эффективнее охлаждать внутренние компоненты. Мини система Soltek имеет в этом отношении явные преимущества по сравнению со старыми системами Shuttle, которые сильно нагревались в нашей лаборатории. Для охлаждения Soltek использует вентилятор корпуса, хотя он создает много шума в сочетании с еще четырьмя вентиляторами (процессор, чипсет, блок питания и опциональная видеокарта GeForce4 Ti 4600). Включение “тихого режима” в BIOS помогает очень незначительно. Вывод таков: система имеет лучшее, по сравнению со старыми Shuttle, охлаждение, но и уровень шума оказывается выше.
Качество сборки системы Soltek не так высоко, как у известных систем Shuttle. На нашем компьютере постоянно заклинивало клавишу сброса, а выключатель питания выглядит слишком дешево. Даже зеркальная передняя панель не всегда является преимуществом: в скором времени она покроется отпечатками пальцев и пылью, притягиваемой электростатикой.
Нас очень порадовала производительность компьютера Soltek. Снабженный 3 ГГц P4, 512 Мб DDR333 и графической картой GeForce4 Ti 4600, он обеспечивает более высокую производительность, чем многие современные готовые системы. Как показывают результаты, производительность Soltek и Shuttle SB51G (также на чипсете Intel 845G) практически идентична. Покупатель системы должен сам решить, какое оборудование он будет устанавливать. Стоит отметить, что последнее творение nVidia – GeForce FX, не сможет работать на системе Soltek, поскольку свободный PCI слот здесь находится по другую сторону AGP. Мы настоятельно не рекомендуем устанавливать в систему два жестких диска. Тепло, выделяемое быстрыми 7200 об/мин моделями наверняка вызовет проблемы.
Революция уже началась. В скором времени обычные безликие настольные системы исчезнут с рынка, их заменят высокопроизводительные ноутбуки и мини компьютеры с новыми форм-факторами.
Уже в производстве: новые мини компьютеры от Jetway прибыли в нашу мюнхенскую лабораторию.
Soltek сегодня вышла на рынок, которым раньше полностью владела Shuttle. Но потребителям следует только приветствовать конкуренцию, поскольку она приводит к увеличению доступного ассортимента и к снижению цен.