Введение
Мы начали с утверждения: игры требуют более мощных процессоров и видеоускорителей, но все они стоят приличную сумму. За мощный процессор или графическую карту придётся заплатить не одну сотню долларов – вряд ли подобные траты может себе позволить каждый. Как же улучшить производительность и, желательно, – подешевле? Этот вопрос ежедневно задают себе многие пользователи. Как оказалось, на производительность компьютера влияет ещё один компонент, который часто не замечают, – звуковая карта!
Встроенные аудио решения
Уже несколько лет на материнские платы встраиваются аудио чипы. Существует множество различных чипов, и все они обеспечивают разные уровни производительности. Некоторые чипы используют для обработки звука процессор, что, конечно же, влияет на общую производительность компьютера, особенно в играх. Другие чипы пытаются обработать звук самостоятельно, освобождая ресурсы процессора для выполнения других важных задач, увеличивая, таким образом, производительность.
Звуковые карты
В большинстве случаев звуковые карты содержат специально разработанные аудио процессоры. Их основная задача заключается в обработке звука, причём в силу оптимизации чип пытается максимум работы выполнить самостоятельно. В результате ресурсы процессора переключаются на другие задачи, вроде трёхмерной графики, искусственного интеллекта и обработки физики мира в играх.
Аудио чипы и звуковые карты
Мы решили оценить влияние выбора аудио решения на игровую производительность. Перед тестированием давайте познакомимся с нашими номинантами:
Чип Realtek ALC650
Чип Realtek ALC650 устанавливается на многие материнские платы. Он поддерживает стандарт AC’97 и обеспечивает программные аудио и модемные функции. Чип также может создавать 3D-эффекты и выводить звук на шесть каналов, поддерживая Direct Sound 3D.
Чип C-Media CMI8738
Подобно чипу Realtek, C-MEDIA CMI8738 также представляет популярное встроенное решение, но у него есть и несколько отличий от ALC650. Чип CMI8738 может эмулировать SoundBlaster Pro и синтезатор FM, а также поддерживает, при необходимости, волновой синтез. Чип воспроизводит 3D-звук и совместим со стандартами Direct Sound и EAX 1.
Карта Creative Audigy 2
Карта Creative Audigy 2 обладает богатой функциональностью. Она поддерживает, благодаря совместимости с Direct Sound 3D, EAX 1 и 2, большинство стандартов трёхмерного звука. Не следует забывать и о поддержке Advanced HD, чем могут похвастаться только лишь карты Creative, хотя этот стандарт пока мало используется в играх. Advanced HD позволяет эмулировать различные звуковые окружения в реальном времени и накладывать аудио эффекты. Качество звука впечатляет (24 бита/ 96 кГц), но сегодня мы тестируем не его. Если вас интересует качество, можете ознакомиться с нашим
Карта Hercules Fortissimo 3
Карта Hercules Fortissimo III обладает множеством функций. Она базируется на чипе Crystal CS4624 и может выводить 3D-звук вплоть до системы 7.1. Карта поддерживает стандарты Direct Sound 3D, EAX 1 и 2, а также A3D 1.X. Игрокам понравится интерфейс управляющей программы карты, который выполнен очень удачно. Да и цена – карта стоит всего $49,99. Неплохо, учитывая функциональность Fortissimo III. Если вы заинтересовались, можете прочитать наш
nForce 2 APU
nVidia снабдила чипсет nForce2 множеством аудио функций. На сегодня их перечень можно признать одним из наиболее полных. Звук обрабатывается в аудио процессоре APU (Audio Processing Unit), который поддерживает все основные возможности (MIDI, волновой синтез и 3D-звук). APU может также производить кодирование Dolby Digital в реальном времени, хотя для игр это пока что несущественно. Чип совместим со стандартами Direct Sound 3D, EAX 1 и 2. Подобно раздельным звуковым картам, большую часть нагрузки по обработке звука чип берет на себя.
Тестовая конфигурация
Чтобы протестировать наших номинантов, мы использовали конфигурацию, представляющую собой хороший баланс между ценой и производительностью.
Аппаратное обеспечение | |
Процессор | AMD Athlon XP 2100+ |
Память | 256 Мб DDR PC2100 |
Жесткий диск | 60 Гб 7200 об/мин |
Видеокарта | MSI GeForce4 Ti 4200 |
Драйверы | |
Realtek ALC650 | Версия A.3401 |
C-MEDIA CMI8738 | Версия 0639 |
NVIDIA nForce2 APU | Версия 5.10.2917.0 |
Hercules Fortissimo 3 | Версия 6.07 |
Creative Labs Audigy 2 | Версия 5.10.0205 |
Для тестирования мы взяли следующие игры: Quake 3, Comanche 4 и новый тест Splinter Cell. Последние две игры использую стандарт Direct Sound 3D, а Quake 3 – EAX 1, конечно, если аудио процессор его поддерживает. Методика тестирования была такой: сначала мы запускали игру с выключенным звуком. Затем мы повторяли запуск с включённым 3D-звуком. Чтобы добиться максимальной точности, мы повторяли тест три раза и брали среднее значение результата. Все три теста проводились при разрешении 1024 x 768 в 32-битном цвете.
Quake 3
В Quake 3 результаты мало отличаются друг от друга, однако лидирует здесь nVidia nForce2. Падение производительности на встроенных чипах Realtek и C-Media достигает 13 и 15 процентов, в то время как карты Audigy 2 и Fortissimo III отнимают 8 процентов.
Comanche 4
В Comanche 4 опять лидирует замечательный звуковой процессор nForce2 – падение производительности составляет всего 5 процентов. Realtek и C-Media заметно отстают – их потери достигли 15 процентов.
Демо Splinter Cell
Ситуация немного изменилась в новейшем тесте Splinter Cell. В лидеры выходят Audigy 2 и nForce2 APU с потерями 4 и 3 процента. Потеря производительности в 11 процентов на Fortissimo III немного огорчает, скорее всего, игра плохо поддерживается драйверами. Чипы Realtek и C-media вновь замедляют систему, соответственно, на 14 и 13 процентов.
Заключение
Неудивительно, что современные звуковые карты прекрасно себя показывают. Они оптимизированы под обработку звука и освобождают ресурсы центрального процессора на более важные задачи. Нас очень порадовали результаты звукового процессора nForce2 во всех трёх играх.
В то же время, встроенные чипы Realtek ALC650 и C-MEDIA CMI8738 для обработки звука используют центральный процессор компьютера, что приводит к заметному падению производительности. В среднем оно составляет от 14 до 15 процентов. Такая же ситуация наблюдается и в Rally Sport Challenge, где переключение на раздельную звуковую карту существенно увеличивает производительность.
Вернёмся к вопросу, который мы задали в начале этой статьи – вам отнюдь не обязательно тратить астрономические суммы для увеличения производительности. Избежать падения производительности на 15 процентов вы можете не только покупкой более скоростного процессора и быстрой видеокарты (в сумме это легко достигает $250).
Наши тесты наглядно демонстрируют, что даже переход на звуковую карту типа Hercules Fortissimo III ($49,99) определенно способен повысить производительность компьютера. Для любителей продукции AMD мы смело рекомендуем великолепный и производительный чипсет nForce2, который содержит звуковой процессор. Но будьте осторожны – некоторые производители предпочитают не использовать звуковой процессор nForce2 и устанавливают более медленные обычные аудио чипы. Audigy 2 тоже является великолепным выбором, однако цена в $129 заставит вас сначала хорошенько подумать.
Одно можно сказать точно: использование встроенных аудио решений негативно сказывается на производительности, и, как не парадоксально, заставляет вас тратить больше денег. Некоторые в это могут не поверить, но факт есть факт. Вот и решайте.