Chaser
Chaser – это научно-фантастический шутер от первого лица, чьё действие разворачивается в 50-е годы XXI века. Не такое уж и далёкое будущее, судя по тем довольно знакомым предметам, которые сопровождают нас во время игры. На первый взгляд Chaser ничем не отличается от прочих игр своего жанра, наделённых модным многопользовательским режимом. Однако, поиграв соло, вы обнаружите тут довольно самобытный и логичный сюжет. Достаточно продолжительная история жизни нашего героя провоцирует на столь же длительное прохождение, что в наше время является большой редкостью (сейчас принято ориентироваться на многопользовательские качества проекта). Что особенно приятно, игровой процесс в Chaser нелинеен. И хотя большинство заданий довольно стандартны, разработчики умело разбавили их такими популярными “аттракционами”, как операции по скрытному проникновению в тыл врага, защита оружейных складов, конвоирование автоколонны и даже подводные приключения.
Меня зовут “Никто”…
Издатель в России: “Руссобит-М”
Платформа: PC
Количество игроков: от 1 до 126
Рейтинг: 7/10
Чейзер (Chaser) – так зовут главного героя игры, потерявшего, согласно сценарию, память и теперь не ведающего – кто он и где он. Входной точкой сюжета является прибытие раненного Чейзера в лазарет космической орбитальной (околоземная орбита) станции “HMS Majestic”. И всё бы хорошо, но кому-то выздоровление героя явно не выгодно… Тут всё и начинается: несколько бравого вида парней врываются на “Majestic”, устроив пальбу по всему, что только может самостоятельно двигаться. Всем своим видом неизвестные показывают, что они явно кого-то ищут и когда найдут, у этого “кого-то” начнутся большие проблемы. Безоружный Чейзер вынужден спешно бежать на поиски эвакуационного модуля, чтобы успеть вырваться из станции прежде, чем она взорвётся. Бег сломя голову по коридорам “Majestic” мимо неприятельских засад, подбор валяющихся то тут, то там нужных штукенций, канонада взрывов за спиной – таков первый эпизод игры Chaser, типичной погони с закрученным сюжетом и зубодробительным действием.
Кто такой мистер Чейзер? И почему геймеру доверили управлять именно им? Загадок – море!
Потерянная память
По мере прохождения игры память нашего героя медленно восстанавливается. Толчком к этому служит не слишком мягкая посадка спасательного модуля около города Монтек-сити (Montack City), как две капли воды похожего на знаменитый Нью-Йорк Джона Карпентера (в его киноприключениях легендарного Змея Плискена). Чейзер, никогда ранее не использовавший для собственного спасения столь экстремальных способов, начинает бредить наяву. Сначала это просто размытые образы, потом – целые картины. От уровня к уровню герой собирает всё больше и больше информации, как через воспоминания, так и через встречи с разнообразными персонажами игры. Головоломка, кусочек за кусочком, начинает превращаться в нечто полноценное и осмысленное.
По мере развития сюжета, память медленно возвращается к Чэйзеру. Но… кто же эти встревоженные бойцы в бронекостюмах?
Монтек-сити – неплохое местечко для первых заданий. Потом будут Сибирь и Марс. Не раскрывая козырных карт, попробуем рассказать о сюжете немного больше. По ходу дела Чейзер волей-неволей, оказывается втянут в бандитские разборки между Якудзой, Коза-нострой, террористической организацией и другими подоночным “образованьями”. Игровой процесс регулярно прерывается видео-вставками, ангажирующими новые его элементы. Действие последовательно развёртывается в дюжине мест, где вы встречаетесь (как в плане разговоров, так и в плане противоборств) с целой плеядой разнообразных персонажей. Однако на протяжении всех двадцати (с лишним) часов игры вам так и не будет ясно: кто же такой мистер Чейзер?
После побега с уничтоженной космической станции вы попадаете на Землю – в круговорот войны между группировками (включая Якудзу).
Космос, земля и вода…
Лучшее, что есть в Chaser, – качество и разнообразие игрового процесса. Хотя большинство заданий довольно стандартны, некоторые из них всё же способны по-настоящему увлечь. Например, однажды вам прикажут проникнуть в некое здание, где намечена встреча Якудзы. Вооружившись одним лишь дистанционным микрофоном, Чейзер должен обнаружить точное местоположение собрания и записать разговор. Полное отсутствие оружия, предполагает абсолютно бесшумное и незаметное проникновение. Однако и это не всё. У вас не будет плана здания, поэтому роль персонального штурмана будет играть голос вашего помощника в наушнике. Другая миссия посвящена помощи бандитам, захотевшим освободить водоочистительный завод от террористов. Пока доблестные моджахеды отбивают штурм ваших “друзей”, вы должны проникнуть в здание завода и ударить с тыла. В прочих заданиях нашего героя ожидают встречи с грузовиком, который надо всенепременно защитить от шквального огня противника, со снайперской винтовкой, с помощью которой придется имитировать руку Божью, с глубоководным погружением, наконец, – ведь только под водой можно пройти через кладбище затонувших кораблей…
Задания в Chaser весьма необычны. Например, сейчас вам надо пробраться на затонувший корабль, охраняемый роботами.
И при сольном прохождении, и в многопользовательском режиме геймера ждут около 15 различных видов вооружения, большинство из которых имеют реальные прототипы. Незаменимые Sig Sauer P226, Ingram M10 и Colt M16, комбинированный с H&K G11 или с гранатометом Famas, дробовик, снайперская винтовка и оружие будущего армии США – штурмовая винтовка OICW. Фантастические “стволы” в игре представлены GDL 2B – 60-миллиметровым гранатометом и TAFF 20 – 4-ствольной 20-миллиметровой портативной пушкой. Единственное, чего нет в Chaser, – пусковой ракетной установки (rocket launcher), таковы, уж извините, требования “реализма”. Зато здесь вы можете смело крушить окна зданий и уничтожать разномастные баррикады, стоящие на пути героя. С “мародёрской” точки зрения, не все “пушки” равноценны – некоторые встречаются чаще, другие – реже. Так что экономьте патроны – ведь нередко ваш калибр и калибр трофейных пуль катастрофически не совпадает.
Огромный арсенал в Chaser, в основном, соответствует реальным образцам оружия. Для каждого найдётся нужный “ствол”.
Многопользовательский режим и эффективность
Вполне стандартный многопользовательский режим в игре ориентирован на три вида массовых увеселений через локальную сеть или Интернет. Во-первых, это Deathmatch – как командный, так и одиночный (каждый сам за себя). Во-вторых, Capture The Flag: борьба двух команд, защищающих своё знамя и старающихся захватить знамя противника. Наконец, в-третьих, особый режим “Shocktroops”, крайне похожий по игровому процессу на знаменитый Counter-Strike с его двумя командами и их противоположными по смыслу заданиями террористско-антитеррористической направленности. В “Shocktroops” геймеры получают баллы за убитых противников и выполнение целей миссии и теряют их за стрельбу в спины своих товарищей. За баллы, которые конвертируются в “деньги”, на протяжении игры можно покупать (в специально отведённых местах) новое вооружение и боеприпасы.
В многопользовательском режиме геймер может посоревноваться в Deathmatch (обычном и групповом), в Capture The Flag и в командном режиме “Shocktroops”, весьма похожем на игру Counter-Strike.
В целом, Chaser оказывается очень качественной игрой. Неплохой графический движок в некоторых случаях демонстрирует феноменальные результаты. Виртуальная среда также достойна похвалы – вы можете бить окна, разрушать баррикады, создавать новые проходы… Встав за каким-либо архитектурным художеством, вы всегда рискуете тем, что противник просто размолотит его своими пулями, прикончив под конец и вас. Данную особенность физической модели, кстати, очень приятно использовать в домах Якудзы, стены и двери которых по старинной японской традиции сделаны из бумаги. Встречи с искусственным интеллектом противника носят противоречивый характер: враги искусно прячутся, неплохо берут след и настигают вас врасплох, но при лобовом столкновении (особенно в миссиях, где Чейзеру надо что-то защитить) вдруг начинают суетиться, путаются в трёх соснах и теряют всякую солидность. Зато радует звук, кроме прямой эстетической функции, помогающий геймеру ориентироваться в происходящем. Подводя итоги, хочется сказать что Chaser – традиционный (в смысле – не революционный) качественный шутер от первого лица, за которым приятно провести некоторое время, играя как в сольном, так и в многопользовательском режимах.
И в сольном, и в многопользовательском режимах Chase предстает как хороший, но стандартный шутер от первого лица с элементами некоторой новизны.
Starsky & Hutch
Непростое дело – превратить сериал типа “Старского и Хатча” в игру. Однако фирма Empire отлично отработала свой контракт на лицензирование легенды: не сотворив шедевра, авторы не опустились и до беспардонного выколачивания денег из фанатов. Похожая на Driver или старинную Chase HQ игра приведет в восторг поклонников сериала, в тридцать-затёртый раз пересматривающих любимые эпизоды “Старского и Хатча” воскресными вечерами. Кстати, в России всё удовольствие от игры вам обойдётся в сто рублей на совершенно законных основаниях – спасибо компании “Акелла”!
Издатель в России: “Акелла”
Платформа: PC, Xbox, PS 2
Количество игроков: 2
Рейтинг: 7/10
Они всегда побеждают в конце?
Мода на переделку кинофильмов и сериалов в игры переживает тяжёлые времена. И правда, забыть кошмарные “гоночные симуляторы” по мотивам “Рыцаря дорог” (английское название сериала – Knight Rider) и “Такси 3” невозможно при всем желании. Именно поэтому первые пресс-релизы и скриншоты игры по мотивам сериала “Старский и Хатч” от Empire Interactive ни в ком не вызвали не то чтобы восторга, но даже оптимизма. Однако показанная в ходе Е3-2003 демоверсия (на стенде издателя) всё же дала повод надеяться на появление в проекте хоть какого-то качественного игрового процесса… Короче, встречайте: Starsky & Hutch – полный провал или приятная неожиданность?
Автомобильная погоня – обычно лучшее, что происходит в конце каждого эпизода очередной серии. Кто откажется прокатиться на знаменитой “Зебра-3” (Zebrathree) под ритмы диско?
Гонки с препятствиями
Во главу угла в игре Starsky & Hutch поставлена автомобильная погоня, занимавшая не последнее место и в сериале. Впрочем, хотим обрадовать поклонников этой культовой полицейской эпопеи 70-х годов: все основные персонажи фильма перенесены в виртуальные декорации максимально точно. И парочка главных героев, патрулирующая родной Бэй-сити (Bay City, дословно Бухтоград) на легендарном “Форде Торино” красного цвета, и их начальник, харизматичный капитан Доби (Dobey), и добровольный информатор из криминальных кругов Хагги Беэр (Huggy Bear, приблизительно “Мишка Косолапый”), и ещё много, много второстепенных персонажей, участников погонь. Основная идея игрового процесса проста: геймер патрулирует город на “Зебре-3” (Zebrathree, боевая кличка нашего “Форда Торино”) в поисках (всегда успешных!) нарушителей законности. Разыскав подозреваемого, Старский и Хатч преследуют его и, в конце концов, задерживают (невзирая на то, что отдельные уголовные элементы ездят на гораздо более мощных машинах). В целом игра напоминает этакую смесь из элементов недавней Crazy Taxi и старинной Chase HQ (ветераны помнят!). Как и в последней, в Starsky & Hutch необходимо остановить преступника путем планомерного тарана его машины своей (другой вариант – Хатч высовывается из окна и пытается попасть в гадину из табельного пистолета).
Starsky & Hutch. Несмотря на реалистичную графику, игра позволяет себе вводить в картинку небольшую дозу “мультяшных” персонажей. Ничего не поделаешь – такова мода 70-х.
Как видите, всё просто, но гениально. За графику в новинке отвечает заслуженный движок Renderware, обеспечивающий машине друзей-полицейских достойный внешний вид и лоск, а персонажам – приличную анимацию. Изюминкой же внешнего оформления игры является легендарная песенка сериала, звучащая во время демонстрации списка авторов. Игровой процесс Starsky & Hutch предполагает одновременное участие в игре сразу двух геймеров. Поэтому, взяв руль “Форда” (в виде геймпада) в свои руки, вы можете подключить ко второму порту приставки световой пистолет (совместимый с форматом GunCon-2 для PS2-версии) и вооружить им своего друга. Если же вы играете в гордом одиночестве, то наводкой на цель будет заведовать искусственный интеллект виртуального Хатча. Помимо стрельбы по бандитской машине, Хатч может расстреливать пролетающие мимо ландшафты для, например, дистанционного переключения светофоров. Короче говоря, идея сольного прохождения с полуавтоматической стрельбой и “многопользовательский” кооперативный режим весьма хороша!
В погоне за несколькими подозреваемыми сразу случаются весьма “горячие” эпизоды. Тут главное – оставаться хладнокровным и не навредить случайно оказавшимся на вашем пути прохожим и непричастным к делу машинам.
…Гений автомобильной погони!
Сюжет Starsky & Hutch поделен на 3 “сезона” (чисто телевизионное понятие), состоящих на круг из 25 уровней (эпизодов). Сложность прохождения игры отлично сбалансирована: первый “сезон” обычно не доставляет геймеру никаких хлопот, чего не скажешь о втором. Система начисления очков в игре сделана очень хитро, заменяя собой набившие оскомину полоски “жизни” или временные лимиты на прохождение: за каждый верный выстрел, удар по машине бандитов или акробатический трюк (автомобильный) очки плюсуются, за каждый же таран вашей машины и за каждый промах при стрельбе очки отнимаются. В итоге вы можете наслаждаться игрой до тех пор, пока на счетчике очков не загорятся нули. Не правда ли, намного изящнее, нежели отсчитывающий время секундомер? Безусловно, авторы сделали всё возможное, чтобы их проект был интересен как закалённым геймерам, так и зелёным новичкам. Для последних (да и для первых тоже) организован игровой режим “walkabout”, в котором можно не торопясь обследовать город, попутно высматривая и собирая так называемые “police stars” (некоторые из них запрятаны с зубодробительным коварством!). Наконец, в Starsky & Hutch присутствуют столь любимые авторами “лицензионных” игр премиальные сюрпризы, (наподобие фотографий, интервью с создателями и актерами сериала…). Есть мнение, что подобные штуки заставляют людей проходить игру раз за разом в попытке овладеть очередным “лицензионным” фетишем.
Не слишком замысловатый сценарий игры “озвучивается” видеовставками на движке или “мультяшными” картинками. Модели персонажей, кстати, весьма корявые.
На этом, пожалуй, закончим. Starsky & Hutch получилась вполне приличной игрой, не зависящей на сто процентов от своей звёздной лицензии. Впрочем, для упёртых фанатов все тонкости сериала, включая оригинальную звуковую дорожку, соблюдены. Российская версия, локализованная и изданная в нашей стране компанией “Акелла”, отличается высоким качеством перевода и традиционно низкой ценой диска в экономичной упаковке (jewel). Что касается сравнения версий игры с различных приставок, то нам показалось, что проект для Xbox обладает лучшей анимацией, а проект для PS2 – худшей визуализацией. Впрочем, к ПК-версии это не имеет никакого отношения – свою цену в 100 рублей эта гоночная аркада с элементами погони оправдывает на все 100 процентов!
Во время прыжков нередко включается замедленный повтор действия, на котором хорошо видны качество исполнения модели “Форда” в игре и “плоды” работы игровой системы повреждений.
Grand Theft Auto: Vice City
После игры в Vice City очень тяжело сказать что-то осмысленное, помимо забронзовевших от частого употребления штампов “самый необычный проект”, “восхитительный игровой процесс” или “мгновенное привыкание и бесконечное разнообразие”… Геймеры, влюблённые в предыдущую GTA III, могут смело покупать новинку – она подарит им ещё больше “бандюганских” приключений во всем их разнообразии. Для новичков же Vice City будет великолепным способом проникнуть в игровую вселенную Grand Theft Auto – лучшую игровую вселенную на сегодняшний день для ПК. Да, сделав блестящую “карьеру” на PlayStation 2, этот проект, наконец-то, обзавёлся не менее превосходной ПК-версией!
Издатель: Take 2 Interactive
Платформа: PC
Количество игроков: 1
Рейтинг: 9/10
GTA III под пальмами
Как? Вы до сих пор стираете пыль с любимых виниловых пластинок с хитами 80-х? Или, может, перебираете кассеты с записью эпизодов культовых некогда сериалов, наподобие “Майами Вайс”, “Рыцарь Дорог” или “Частный детектив Магнум”? Если так, то – радуйтесь: RockStar услышала ваши ностальгические молитвы и выпустила новый эпизод из серии Grand Theft Auto, посвящённый как раз 80-м. Забудьте мокрый асфальт Либерти-сити (Liberty City, город из GTA III), загоните в гараж любимый спорткар 2003 года выпуска, натяните цветастые гавайские шорты и купите, наконец, авиабилет в солнечный Вайс-сити (Vice City, дословно – “Город порока”)!
Аэропорт города Вайс-сити “Эскобар”. Прилетел Томми, и веселье началось!
Ворьё вроде нас…
До своей отсидки Томми Верцетти (Tommy Vercetti) считался далеко не последним человеком среди братвы Либерти-сити (место действия GTA III). Вот и теперь, едва выйдя по окончании срока за ворота тюрьмы, наш “авторитетный” герой спешит занять в криминальной иерархии города достойное место. В этом ему готов помочь старинный кореш – Сонни Форелли, будущий крёстный отец из всё той же GTA III (тут необходимо пояснить, что действие GTA III происходит через десяток лет после действий игры GTA: Vice City). Крепко оседлав нелегальный бизнес в Либерти-сити, Сонни планирует получить влияние в Вайс-сити, курортном городке на Восточном побережье США (взяв за основу Либерти-сити легендарный Нью-Йорк, шотландские разработчики из RockStar теперь обратили свой взор на Майами – именно он показан в новинке под именем Вайс-сити). К сожалению для Томми, сделка с вайсовскими парнями срывается, и на нашем герое повисает крупный должок. Чтобы вернуть деньги, Томми приходится идти в “услужение” к местным паханам, параллельно захватывая лакомые куски нелегального бизнеса этого солнечного местечка.
Все признаки 80-х сведены воедино.
Новая Vice City очень похожа на недавнюю GTA III с небольшими изменениями и добавками. Абсолютным новичкам, наверное, следует объяснить, что серия Grand Theft Auto зародилась в 1997 году и представляла собой аркаду с видом сверху. Однако, уже в те времена в игре был минимальный набор особенностей, которые впоследствии объединили все эпизоды: полное презрение к моральным устоям общества и множество заданий откровенно криминального толка. В GTA III серия перешла в полное 3D с видом от третьего лица, которое сохранено и в Vice City. Новый проект по-прежнему твёрдо стоит на позициях неограниченной свободы действий (в рамках игрового процесса) и максимальной реалистичности происходящего (с учётом аркадного прошлого эпопеи). Проще говоря, главный герой день за днем (это не метафора – дни действительно идут, а солнце заходит и восходит) поднимается по ступенькам заданий, чтобы, в конце концов, стать неформальным “отцом города”. Своё название Grand Theft Auto получила по причине того, что большая часть приключений происходит за баранкой очередной машины (а их в Вайс-сити великое множество: легковушки, грузовики, мотоциклы, вертолёты… Даже самолёты!). Сами “приключения” не отличаются большой изысканностью и законностью – убийства, торговля запрещёнными товарами, “крышевание” малого бизнеса и так далее – именно поэтому значки на коробке с дисками недвусмысленно рекомендуют оградить от Vice City граждан, не достигших 18 лет. Кстати, игра может произвести крайне негативное впечатление и на чересчур законопослушных людей – поэтому подумайте ещё раз перед её приобретением.
Расслабьтесь, пацаны!
Чисто машина времени!
Нельзя выделить что-то одно: бескрайнюю свободу действий, колоритные персонажи или бесподобный игровой процесс – успех Vice City в умелой комбинации этих составляющих. Данная игра – словно наркотик, “подсаживающий” нас на ощущения от безмятежной жизни старых добрых 80-х, гениальная иллюстрация к любимым многими криминальным сериалам того периода или кинофильмам той поры (например, “Лицо со шрамом”, с Аль Пачино в главной роли, разработчиками из RockStar чуть ли не цитируется). Впрочем, возвращаться в Вайс-сити вновь и вновь хочется не только из-за ностальгической атмосферы. Успешно примененная концепция GTA III нашла в Vice City своё достойное продолжение, выраженное в ещё большей свободе, ещё более захватывающих и разнообразных миссиях, каждую из которых можно пройти десятком различных способов. Скажем так: нам было очень непросто вернуться к GTA III после того, как мы попробовали Vice City. Уверены, что пройдя новинку, большинство из вас тут же сядет за неё снова – пробуя всё новые и новые стратегии победы. Имеющаяся линейность прохождения (куда ж без неё!) Vice City заключена в небольшом количестве (по отношению к остальным) обязательных к выполнению заданий, но даже они не пытаются взять геймера за шкирку и грубо протащить его к финишу по кратчайшему пути. Короче, вы, надеемся, поняли, что Vice City – полностью открытый мир, готовый принять к себе геймеров всех стилей и направлений. Не хотите стрелять? Давите конкурентов колёсами! Не нравятся спорткары? Гоняйте по набережным на мотоцикле! Корабле! Самолёте! Проще говоря – делайте всё, что вам заблагорассудится.
Красная спортивная тачка и шикарный особняк – типичные признаки небедной жизни в этом районе Вайс-сити.
GTA III обладала весьма своеобразной звуковой дорожкой, по качеству не уступавшей самой игре. В Vice City звуковая дорожка совершенно новая, включающая в себя композиции таких знаковых фигур 80-х годов, как Майкл Джексон, Simple Minds, INXS, Blondie, Talk Talk и Lionel Richie – в целом более 9 часов музыки! Впрочем, дорожка ценна не только с антикварной точки зрения, она прекрасно дополняет, например, пафосную езду на новеньком белом Ferrari Testarossa! Персонажи Vice City озвучены такими легендарными личностями, как Рэй Лиотта (Ray Liotta), Филипп Майкл Томас (Philipp Michael Thomas) и Ли Мейджорс (Lee Majors). Благодаря труду этих людей, все герои бандитской саги получились по-настоящему живыми и самобытными. Ещё одно отличие Vice City от GTA III кроется непосредственно в игровом процессе. Как вы, возможно, помните, суть GTA III состояла в последовательном (с ответвлениями) выполнении заданий. В новинке всё намного сложнее: например, деньги теперь можно заработать не только в виде гонораров за успешное окончание миссии, но и за счёт покупки городской недвижимости. Личный ресторан приносит ежедневный доход в ваш карман, а в личном особняке можно поставить машину в гараж, переодеться и сделать “сохранение” игры. В целом, повторимся, формула феноменального успеха GTA III в новом творении RockStar закреплена, доработана и расширена. Причём, расширена настолько, что можно говорить уже о качественной эволюции проекта и его новых, ещё более грандиозных перспективах. Например, о переходе в он-лайн.
Пиковый момент игрового процесса – получение геймером в своё пользование мобильного, быстрого вертолёта, способного переносить своего владельца в любую точку города в самое кратчайшее время. Кроме того, вертолёт используется и при выполнении некоторых заданий.
Ломовая адаптация!
Что ни говори, а проигнорировать в нашем обзоре PS2-версию Vice City, вышедшую в конце 2002 года, просто невозможно. Как-никак это лучшая (по продажам) современная игра для приставки от Sony! Перенос консольной игры на ПК в случае с Vice City произошёл максимально качественно и даже – с явными улучшениями. И без того яркая графика на компьютере выглядит ещё сочнее, модели персонажей получили хорошую порцию дополнительных полигонов, анимация стала плавной, и при этом игра совсем не требует от вашей конфигурации каких-то немыслимых технологических чудес – короче говоря, ошибки адаптации, имевшие место быть в GTA III, полностью исправлены. Проблема управления (не у каждого ПК есть геймпад, равный такому, что идёт вместе с приставкой) блестяще решена с помощью традиционной связки мышь+клавиатура (никаких неудобств, мгновенное привыкание), годной даже для управления норовистым спортбайком или мощным “Харлеем”. Уникальными особенностями адаптации стали возможность просмотра 30 последних секунд игры с помощью функции “replay” и функция импорта самодельных текстур одежды героев. Как и в случае с компьютерной версией GTA III, RockStar внедрила в Vice City MP3-плеер, проигрывающий музыкальные файлы из специально создаваемой для этого поддиректории. Приятно, знаете ли, промчаться с ветерком под звуки “Behind the Wheel” от неувядаемой Depeche Mode!
По ПК-версии видно, насколько оптимизирован движок по сравнению с прошлогодней GTA III. Звуки “Born to be Wild” в портативном MP3-плеере вашего “Харлея” – лучшее, что произошло в игровой индустрии в этом сезоне.