Здравствуйте.
Удивительно, насколько эта неделя была богата на юбилеи и общественно-значимые события, и насколько малочисленными и малозначимыми были новости игровой индустрии.
Начнем с юбилеев. На этой неделе исполнилось:
125 лет со дня основания Российской Академии Театрального Искусства (РАТИ, бывш. ГИТИС),
85 лет со дня рождения последнего классика русской литературы А.И. Солженицына,
75 лет со дня рождения советского и киргизского писателя Ч.Т. Айтматова (самое известное произведение – повесть “Плаха”),
50 лет со дня рождения классика русского рока, художника и кулинара-подводника А.В. Макаревича,
10 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации и, наконец,
10 лет со дня выхода первого на планете классического шутера от первого лица DooM (id Software). О последнем событии, кстати, можно со вкусом и подробно почитать (на английском, правда, языке) в праздничной колонке
Поразивших нас общественных событий было два: проход московского “Локомотива” в следующий круг Лиги Чемпионов после поражения 0:2 (спасибо киевлянам) и поимка курдо-американским объединённым отрядом Саддама Хусейна.
А теперь перейдём непосредственно к играм.
Фирма Sunflowers, известная миру по своим экономическим стратегиям серии Anno Domini (От Рождества Христова) – 1503 A.D.: The New World и 1602 A.D. (она же Anno 1602), решила продолжить коммерчески удачную серию и анонсировала на этой неделе проект Anno War. Для создания игры приглашены разработчики студии Related Designs, которым, вместе с щедрыми авансами, был дан указ сделать игру чуть поживее и покровавей, чем обычно.
Компания Eidos также решила продолжить одну из своих популярных игровых серий – Legacy of Kain. После древней Legacy of Kain: Blood Omen (1996), заводных Legacy of Kain: Soul Reaver (1999) и Soul Reaver 2 (2001), после кроваво-изысканной Legacy of Kain: Blood Omen 2 (2002) новая Legacy of Kain: Defiance, выходящая в этом месяце, станет пятой историей про недружную семейку вампиров.
На этой неделе чуть понятнее стали планы на будущее компании Firaxis Games (в простонародье – “компания Сида Мейера”). Как сообщил генеральный директор фирмы Джефф Бриджес (Jeff Briggs) в
Случилась на этой неделе и пара плохих новостей. Во-первых, подведя итоги третьего квартала 2003 года, компания Vivendi Universal Games признала за собой 70 миллионов долларов убытка. Следствием этого факта стало увольнение 70-ти человек.
Во-вторых, издательство Interplay на этой неделе распустила подотчётное ей “ролевое” подразделение Black Isle Studios. Команда, некогда плодотворно сотрудничавшая с канадской BioWare Corp. и подарившая миру Fallout, Fallout 2, игры из серии Baldur’s Gate и Icewind Dale, распущена на все четыре стороны, а её последний проект, коим был Fallout 3, заморожен.
Игровое затишье пришло и в Россию, не задев, пожалуй, лишь фирму “Бука”.
Фирма “Бука” на этой неделе представила широкой публике новый гоночный симулятор “Москва на колёсах” и отправила в печать локализованную версию железнодорожно-экономического симулятора Pailroad Pioneer (в России – “Магнат железных дорог”).
Наконец, пришла новость из стана киберспортсменов –
А теперь перейдём к основным темам выпуска. Сегодня в дайджесте:
Интервью с вернувшимся королём – почему Толкин популярен и поныне?
Неудачники 2003 года: самые бессмысленные события игровой индустрии;
Лидеры почти бесплатного игрового рынка по версии сайта AVault;
Рабский труд на службе большого спорта – игра Coliseum;
Народный хит-парад.
В гостях у сказки
Почти общеизвестно, что Джон Рональд Рейел Толкин (John R.R. Tolkien) был человеком высокообразованным и дотошным, а посему в своей легендарной трилогии “Властелин Колец” выстроил столь целостную и монументальную вселенную, что объять все её нюансы и смыслы в трёх полнометражных художественных фильмах нет никакой возможности. Что уж говорить об играх…
Тем не менее, игры с клеймом “Lord of the Rings” бодро выходили, выходят и собираются выходить, разменивая ставшее модным брендом название философской сказки на приятно шуршащие банкноты. Именно об этом, а также о недавно вышедшей (в преддверии фильма) приключенческой игре Lord of the Rings: The Return of the King
Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring
EGM: Когда вы приступили к работе над проектом?
Нил Юнг: Мы начали собирать народ и делать первые прикидки к дизайну будущей игры примерно в июле прошлого года. Завершив работу над The Two Towers к ноябрю, мы занялись работой над Return of the King более плотно. Наконец, где-то к январю, когда к нам присоединилась большая часть разработчиков из Stormfront (которые помогали Electronic Arts в разработке The Two Towers), мы заработали в полную силу.
EGM: Были ли у вас какие-то дизайнерские задумки, которые по разным причинам не смогли попасть в игру?
Нил Юнг: Конечно. Причём, много. Например, я больше люблю, когда в игре имеется много маленьких отлично сконструированных уровней, а не несколько огромных. И когда мы начинали разработку, у нас было около 22 уровней для будущей игры. Закончили же мы всего с 14-ю (включая секретные). Некоторые уровни просто не “влезали” в общую механику игры.
Lord of the Rings: War of the Ring
EGM: А что именно было “отрезано”?
Нил Юнг: Например, у нас был уровень с вертикальным подъёмом Фродо (Frodo), Сэма (Sam) и Голлума (Gollum), когда они спасаются от Короля-колдуна (Witch-King). Бездна Хельма (Helm’s Deep) изначально состояла из двух уровней: первый вы проходили Арагорном (Aragorn), а второй – Гендальфом (Gendalf). Первую часть нам пришлось удалить (из-за её ассоциаций с The Two Towers) и сосредоточиться только на Гендальфе. А ещё у нас была битва с Саруманом (Saruman) в Ортанке (Orthank), был замысел уровня с названием “Зачистка Минас Тириф” (“Minas Tirith Clean-up”), к которому мы так и не приступили.
Вообще, лично я считаю, что игра должна не повторять, а обязана дополнять фильм, по которому она делается.
EGM: Каковы три лучших “героических” улучшения в игре?
Нил Юнг: Во-первых, The Orc Hewer. Во-вторых, в Return of the King вы можете купить своему герою “расширитель времени”, который прекрасно подойдёт к умению Фродо “monkey ball shield” (заклинание, заключающее героя в защитную сферу, наносящую повреждения нападающим на него врагам). Леголас (Legolas) в Return of the King обзавёлся возможностью одновременно стрелять двумя мифриловыми стрелами, которые могут пробивать врагов насквозь. Наконец, Арагорн сможет стрелять в неприятеля огненными сгустками сразу в восьми направлениях.
EGM: Вы когда-нибудь общались с Питером Джексоном (режиссером трилогии “Властелин колец” – THG.ru)?
Нил Юнг: И неоднократно. Он безумно занятный, но очень ответственный парень. Питер сильно помог нам в проникновении в атмосферу фильма и книги-первоисточника.
Lord of the Rings: Тhe Return of the King
EGM: Делая игру, вы ориентировались на обыкновенного геймера или этакого зубра-ветерана? Просто игра получилась чертовски сложной…
Нил Юнг: Мы всегда ориентируемся на “простого геймера”. Лично моё убеждение таково, что “простой геймер” – это и есть самый настоящий геймер. Например, наши предыдущие игры лучше всего раскупались людьми в возрасте от 14 до 30 лет. Мне будет 33, и я не помню такого времени, когда у меня бы не было либо приставки, либо компьютера. С другой стороны, я не безумец, играющий 20 и более часов в неделю. Я играю 2-4 часа в неделю. Именно на таких “простых геймеров”, как я, и ориентированы наши игры.
EGM: Хочу спросить о Голлуме. Есть информация, что за этот персонаж можно будет поиграть (разблокировав секретным образом). Это правда?
Нил Юнг: Вы серьёзно думаете, что расскажу вам такую тайну?
EGM: Говорят, что следующая ваша игра – Lord of the Rings Trilogy – выйдет только на ПК?
Нил Юнг: Это неправда. Это будет новое слово в жанре приключенческих боевиков, там будет много новых персонажей и сильный многопользовательский блок, но игра выйдет как на ПК, так и на приставках (всё – в будущем году). А вот стратегия в реальном времени Lord of The Ring: The Battles of Middle-Earth, которую сейчас разрабатывает наше лос-анджелесское отделение (это те ребята, которые сделали Command&Conquer: Generals), действительно выйдет только на ПК.
Lord of the Rings: The Battle for Middle-Earth
EGM: Напоследок закончите шутку “Человек, карлик и эльф входят в кабак…”
Нил Юнг: …К ним подходит бармен и спрашивает Арагорна “Чем могу быть полезен вам, вашему карапузу и вашей даме?”
Хотели, как лучше…
Чем ближе становится Новый год, тем чаще в Интернете возникают публикации с общим названием “Лучший(ая)… 2003 года”. Не скроем, в начале января и мы хотим отметиться какой-нибудь подводящей итоги игрового года публикацией.
А вот на сайте Curmudgeon Gamer журналисты поступили строго перпендикулярно моде,
На 11 месте хит-парада оплошностей, так называемый, “Вакуум оригинальности”, под которым авторы полагают засилье бесконечных продолжений, дополнений и “официальных расширений” к некогда популярным играм. Одних продолжений The Sims выпущено под дюжину! А бесконечные 3 и 4 в конце названий: GTA 3, WarCraft 3 или Warlords 4…
На 10 месте обосновалось “Сжатие индустрии”. 2003 год и правда был не слишком удачен для большого количества фирм-малюток и огромных издательств: Atari “убила” MicroProse, Strategu First закрыла в Оттаве офис SirTech, лопнули Micky Foot, Trecision, Rage Software, обанкротились 3DO и Data East, Interplay закрыла Black Isle Studios, Electronic Arts разогнала Westwood…
На 9 месте находится злодеяние Konami, которая в порыве жадности попыталась выжать немного деньжат из бренда Castlevania, выпустила омерзительную Castlevania: Lament of Innocence и, тем самым, погубила легенду.
На 8 месте стоит сделка Microsoft с разработчиками из Rare, которые стали отныне “домашней” командой гиганта. Как некогда Bungie (создатели Halo для Xbox), Rare должна была ковать для Microsoft Xbox-хиты. Но пока делает исключительно убожество (то есть проект Grabbed by the Ghoulies).
На 7 месте мы видим провал разработки Linux-ориентированных программных средств (преемников Loki) для совместимости с современными играми. Как и раньше, отдушиной для геймеров, живущих под Linux остаются малочисленные порты для этой ОС.
На 6 месте оказалась возня вокруг TransGaming и Aspyr Partnership, которые вознамерились создать некий “переходник” для работы приставочных игр на ПК и Macintosh. Воз и ныне там, но некоторые легковерные граждане ежемесячно отдают “умельцам” свои деньги.
На 5 месте многократно проанализированный провал шестой части сериала Tomb Raider – Tomb Raider: The Angel of Darkness от Core Design/Eidos. Красота Лары Крофт больше не действует на затуманенное гормонами подростковое сознание? Или просто разработчики Core Design за истекшие годы окончательно разучились делать игры?
4 место присуждено скандалу вокруг Half-Life 2. Скрываемый разработчиками из Valve в течение долгих лет проект засиял весной, маня непривычных к конкретике геймеров точной датой релиза, которая, разумеется, сорвалась. И всё бы было как обычно – обещание, срыв и выход, спустя 2-3 месяца, дополнительной отладки, если бы не это злосчастное похищение “исходников” и уже готовых частей игры.
Бронза хит-парада досталась “чудо-прибору” N-Gage от Nokia. Приставка и сотовый телефон в одном лице чисто технологически не может быть слишком дешёвой “игрушкой” и поэтому с трудом тягается с комплектом, состоящим из отдельно взятого GameBoy Advance и сотового телефона среднего класса.
Серебро досталось бесконечной истории об электронных человечках от Electronic Arts – The Sims. В этом году издатель хотел ввести симсов в мир онлайна, однако первые итоги продаж подписки на The Sims Online вынудили Electronic Arts прикрыть это убыточное начинание.
А на первом месте у нас крупнейшее поражение Sony на рынке игровых приставок – неудача с запуском службы PlayStation 2 Online. Создаваемая в противовес успешно функционирующей Xbox Live, PS2 Online оказалась неприспособленной к атакам читеров и свинскому поведению любителей спортивных симуляторов, которые, чувствуя неминуемое поражение в многопользовательском матче, просто рвали соединение без последствий (задокументированных) для репутации.
Shareware Top 2003
На сайте Adrenaline Vault на этой неделе тоже подводили предварительные итоги – в опубликованной в среду
Arcadrome
Жанр: аркада
Разработчик:
Завёрнутая в фантик истории о зловещих инопланетянах, аркада заставляет игрока собирать раскиданные по уровню кристаллы, одновременно отстреливаясь от назойливых врагов. Всё в полном 3D, с многочисленными “бонусами” и обязательными боссами уровней.
Clash
Жанр: арканоид
Разработчик:
Издатель:
Довольно оригинальный клон арканоида, в котором кирпичи довольно сильно отличаются друг от друга по свойствам (хрупкие, твёрдые, неподвижные, плавающие…). Кроме того, по пространству уровня летают космолёты (красные и зелёные), мешающие или, наоборот, помогающие вам пройти дальше.
Chain Reaction
Жанр: головоломка
Разработчик:
Издатель:
Юридическое исчезновение компании Dynamix, создавшей умопомрачительную The Incredible Machine, не остановило её сотрудников. Перейдя на рынок Shareware, ребята создали полностью трёхмерное продолжение игры. Качайте и наслаждайтесь собственной инженерной изобретательностью.
UltraBall
Жанр: арканоид
Разработчик:
Смесь арканоида и пинбола с его многочисленными пружинками, ловушками, переключателями, лопастями и прочим добром. Очень занятная игрушка на 100 уровней.
Digby’s Donuts
Жанр: логическая аркада
Разработчик:
Смесь логической аркады и экономического симулятора. Вы – помощник кондитера, который должен складывать падающие с потолка разноцветные пончики в нужные (то есть, пользующиеся спросом) комбинации. В игре два режима (Franchise и Arcade), кроме того, имеется коллекционное издание игры на “компакте”, которое включает в себя улучшенную графику и звук.
Ratinator
Жанр: аркадный боевик
Разработчик:
Издатель:
Злобный, но весёлый шутер от первого/третьего лица. Полное 3D, разрушаемые стены, сумасшедшие враги, кровавые боссы уровней. Всё, что надо.
Dr. Blob’s Organism
Жанр: аркада
Разработчик:
Играя роль одинокого охранника на секретной кухне доктора Блоба, вы должны не допустить “побега” из колбы таинственной слизи. Слизь, при этом, постоянно расширяется и растёт, а в вашем распоряжении всего лишь оружие, десять бонусов типа “заморозки” или молнии и пять повышающихся личных характеристик.
Deimos Rising
Жанр: аркада
Разработчик:
Классический вертикальный скролл-шутер, каких сейчас уже и не делают. Летим вперёд (не по своей воле), маневрируем и уничтожаем марсианских ублюдков.
Mage Bros
Жанр: аркада
Разработчик:
Вполне понятный намёк на вполне понятно каких братьев. Правда, в отличие от Марио и Луиджи Марио, местные братья не дружат с динозаврами. Обладают трёхмерной графикой и умеют колдовать.
Короче, классический горизонтальный платформер.
Goof Ball
Жанр: динамическая головоломка
Разработчик:
Электронная копия знаменитой забавы. Есть лабиринт, есть шар в этом лабиринте, есть дырка в лабиринте – выход и есть пара рукояток, которые управляют наклоном лабиринта по двум осям. Нужно провести шар до дырки.
В Goof Ball прекрасное мягкое управление с клавиатуры (самое главное!!!) и семь различных режимов игры: от классического “проведи до дырки” до смертоубийственного “killer”, где по лабиринту бегают два шара, охотящиеся друг за другом.
Superstar Chefs
Жанр: аркада
Разработчик:
Ещё одна классическая аркада. Бегая и прыгая по лабиринту, ваш персонаж должен, собирая бонусы и уворачиваясь от врагов, раздобыть украденную ворами коллекцию рецептов.
64 уровня и яркая графика – чего ещё надо в аркаде?
Alien Flux
Жанр: аркада
Разработчик:
Игра на реакцию. Манипулируя лазерной пушкой, вы должны спасти малюток-инопланетян от вторжения из космоса.
Abandoned Well
Жанр: аркада
Разработчик:
Вариация на тему PacMan. После атомной войны люди научились использовать ядерные отходы в качестве топлива для космических кораблей. На планете есть одна шахта, где этих отходов полным-полно, но… в шахте живут монстры. Вам надо проникнуть в шахту и унести оттуда всё полезное, оставшись живым.
Rocknor’s Donut Factory
Жанр: головоломка
Разработчик:
Классическая головоломка в стиле “найди выход”. Вы – начальник цеха по выпечке пончиков и вашу продукцию ждут тысячи людей. Проблема, однако, в том, что количество теста и разнообразие оборудования у вас ограничено. Впрочем… выход найти всегда можно!
Snowy: The Bear’s Adventures
Жанр: аркада
Разработчик:
Издатель:
Снежок (Snowy) – так зовут белого медведя, которого вы должны будете провожать домой по арктическим ландшафтам на протяжении 88 уровней. Весёлая классическая аркада с яркой графикой.
Water in Fire 2
Жанр: аркада
Разработчик:
Бескомпромиссная аркада-боевик. Использую мышь и клавиатуру, вы должны отбить атаку миллиона самолётов и защитить родной корабль или базу и помочь нашему лётчику. 192 уровня, 54 вида оружия, 75 типов врагов и 20 различных бонусов. Даже 21 – если считать чумовую графику.
Crimsonland
Жанр: кровавая аркада
Разработчик:
Издатель:
Самая модная в этом сезоне аркада. Праздник крови и безумия. Монстры лезут из всех щелей сотнями, тысячами, миллионами. А мы – стреляем, стреляем, стреляем, заливая снежный ландшафт бурыми пятнами…
Это не игра – это чума, наркотик, бомба!
Chicken Shoot (в России вышла под названием “Куробойка”)
Жанр: тир
Разработчик:
Издатель:
Издатель в России:
Почему куры были объявлены авторами игры смертоносными тварями, – непонятно. Но факт остаётся фактом: управляя прицелом с помощью мышки, мы “мочим” сошедших с ума домашних птиц до последнего патрона!
Bouncy Ball Challenge
Жанр: логическая аркада
Разработчик:
Довольно оригинальная игра. Стреляя из пушки ядром, вы должны постараться попасть им в небольшую чашу, стоящую в отдалённом углу похожего на лабиринт уровня. Во время полёта ядро “собирает” висящие в воздухе кристаллы и бонусы, а также попадает в различные ловушки или под обстрел лазеров.
The Walls of Jericho
Жанр: логика
Разработчик:
Клон классической игры. Собирая разноцветные блоки в линии по три, геймер должен очищать от них уровень. В игре имеется множество “неожиданностей” типа метеорного дождя или дождя из лягушек.
Все игры можно найти и скачать на сайтах разработчиков или издателей. Или найти там ссылки на эти игры…
Не тот Спартак
На этой неделе компании Stormcloud Creations (разработчик) и Shrapnel Games (издатель) перевернули жанр спортивных менеджеров, выпустив игру
Хотя звучит идиотски, авторы свирепо сверкают глазами, давая нам понять, что всё серьёзней некуда: вы – рабовладелец, решивший зарабатывать на безбедную старость закупкой рабов, превращением их в гладиаторов с помощью тренировок и участия в гладиаторских боях на знаменитой Арене. В качестве тренера и менеджера своей команды, разумеется.
В качестве основных достоинств своей чудо-игры разработчики отмечают:
Сольный режим и полностью текстовое моделирование боёв;
Возможность содержания в одной “конюшне” (slable – слово из лексикона авторов) до 3-х гладиаторов одновременно;
Пять основных параметров и один скрытый – потенциал. Рабы с высоким потенциалом способны на многое (почему-то вспоминается Спартак – THG.ru);
Разнообразные способы тренинга, регулярные аукционы рабов;
Возможность закупки разнообразного инвентаря и лечебных снадобий (в наше время это называется проще – допинг);
Неограниченное количество сезонов, по 10 боёв в каждом, и с финальным боем четырёх лучших бойцов за звание Чемпиона;
Рабы реалистично входят в форму, держат её, дряхлеют и умирают от старости. Только рабовладельцы бессмертны!
Жутко литературные и очень натуралистические описания боя. 200 типов возможных повреждений у гладиатора и триста различных болезней;
Система ставок на итоги боя и рынок купли-продажи элитных (и не очень) бойцов;
Народный хит-парад за 8-14 декабря 2003 года
Напоследок – хит-парад народных игровых пристрастий за 8-14 декабря 2003 года, представленный сайтом
- (1). Need for Speed: Underground – 5111 голосов
- (2). XIII – 2861 голос
- (3). Max Payne 2: The Fall of Max Payne – 2134 голоса
- (5). Call of Duty – 2052 голоса
- (6). Worms 3D – 1850 голосов
- (4). Grand Theft Auto: Vice City – 1782 голоса
- (7). Корсары 2. Пираты Карибского моря – 1588 голосов
- (9). Star Wars: Jedi Knight – Jedi Academy – 1382 голоса
- (10). Lord of the Rings: War of the Ring – 1355 голосов
- (N). Deus Ex 2: Invisible War – 1320 голосов.