Firestarter
Настоящие геймеры, высоко ценящие в играх визуальную сторону, наслышаны, наверное, об украинской фирме GSC Game World, которая в данный момент, не покладая рук, трудится над шутером от первого лица S.T.A.L.K.E.R. Проект должен появиться в следующем году и поразить всех невероятным уровнем графики и не тривиальностью сюжета. Ещё один шутер киевлян – Firestarter – известен не столь широко. Разрабатываемый довольно долго, Firestarter несколько дней назад вышел в издательстве “Руссобит Паблишинг” (http://www.russobit-m.ru) и уже продаётся во всех специализированных магазинах.
Кажется, парни рыщут в поисках завтрака
Firestarter – это классический шутер от первого лица с упором на ураганное действие. Сюжет игры разворачивается в 2010 году. Главный герой – обыкновенный геймер, оказавшийся запертым в видеоигре (с имитацией реальности) Firestarter, заражённой компьютерным вирусом. Теперь геймер должен преодолеть все 16 уровней игры, имитирующих высокотехнологичный мир, и выбраться из виртуальной (но смертельной!) ловушки.
Конечно, игра не столь примитивна, чтобы просто насылать на героя орды безумных монстров, не переставая заставлять его толочь их в порошок. Ассортимент монстров в Firestarter весьма богат – целых 20 разновидностей. Герой тоже не отстаёт – геймер может примерить на себя один из пяти классов, различающихся силой, скоростью и специальными возможностями.
Двадцать различных “пушек” из арсенала главного героя помогают ему легко и непринуждённо “разобраться” с нападающими тварями. В Firestarter имеется многопользовательский режим игры через локальную сеть и Интернет, в котором геймеры могут соревноваться между собой в суровых “зарубах”, проходить игру совместно или попытать счастье в оригинальных разновидностях – командной игре или игре за монстра.
В движке Firestarter имеются как эффекты частиц, так и эффект тумана
Надо сказать, что графический движок Firestarter v1.0.3 довольно перспективен и полон интересных особенностей. В дополнение к использованию программ вершинного и точечного затенения (vertex и pixel shaders), движок также обладает эффектом частиц, эффектом дыма, тумана и огня, объёмным и динамическим освещением и много ещё чем из того, что позволяет показать DirectX 8.1-совместимый видеоускоритель (за дополнительной информацией обращайтесь по этому www.firestarter-game.com адресу). Со слов разработчиков, минимально допустимой видеокартой для запуска Firestarter считается GeForce 2 MX. Однако, переходя от риторики к делу, стоит откровенно заявить, что для игры в Firestarter геймерам стоит запасаться чем-то похожим на GeForce FX 5800 (или лучше) – только так они получат от графики полное удовольствие. Кстати, сама игра, по словам разработчиков, создавалась на машинах, укомплектованных именно картами от nVidia серии GeForce FX.
(Нажмите на картинку для перехода к полноразмерной копии)
(Нажмите на картинку для перехода к полноразмерной копии)
Грядущая – 2.0 – версия графического движка сможет отображать открытые пространства, использовать карты смещения, в ней появится поддержка DirectX 9.0 (и эффекты, доступные через него) и ядро для обсчёта физики. На вопрос о поддержке DirectX 9.0 в первоначальной версии движка разработчики ответили, что видеоускорители от nVidia необъяснимо теряют в производительности при переключении с DirectX 8.1 на DirectX 9.0, и поэтому они решили не вводить поддержку последнего API до тех пор, пока не разберутся в сути этого феномена. Сотрудники GSC не сказали, касается ли данное снижение производительности и видеокарт от ATi, однако, сам этот факт заставляет вспомнить слова Гейба Ньюэлла (Gabe Newell), который отмечал снижение производительности работы Half-Life 2 на машинах с видеокартами от nVidia (см. Tom’s Hardware тестирует Half-Life 2).
В меню установки имеется множество опций, влияющих на качество картинки в игре. Эти опции влияют только на игру – в меню установки тестового режима имеются собственные опции настройки графики!
(Нажмите на картинку для перехода к полноразмерной копии).
Меню установок тестового режима
(Нажмите на картинку для перехода к полноразмерной копии).
Любители покопаться в “железе” останутся довольны, узнав, что в тестовом режиме доступны 4 типа замеров производительности:
- Fast Benchmark – Простейший тест с облётом среды.
- Complete Benchmark – Тестирование всех возможностей движка в несколько заходов
- пересылка геометрии отображаемой сцены из системной памяти без визуализации для тестирования пропускной способности;
- пересылка геометрии без визуализации в тот момент, когда статическая геометрия отображаемой сцены находится в видео/AGP-памяти ускорителя;
- визуализация сцены без наложения текстур;
- визуализация сцены с текстурами и спецэффектами;
- визуализация сцены с текстурами, эффектами и пост-обработкой (гало вокруг источников света и т.д.);
- визуализация сцены с применением алгоритма динамической смены формата буфера вершин в зависимости от типа программ затенения (shaders). Теоретически, этот алгоритм должен увеличивать производительность путем уменьшения количества пересылаемых данных – однако, на всех картах производства nVidia этого не происходит.
Результаты тестов записываются в отдельный .TXT-файл и могут быть внимательно проанализированы на предмет производительности вашей системы.
Скриншот с изображением 3-й стадии тестирования (визуализация сцены без наложения текстур) в Complete Benchmark. Изображений первых 2-х стадий просто не существует в природе.
(Нажмите на картинку для перехода к полноразмерной копии)
В дополнение к данным, расположенным слева, вы можете вызвать на экран командную консоль. Для этого запускайте игру с параметром: fsshell.exe console.
(Нажмите на картинку для перехода к полноразмерной копии)
Командная консоль располагает дополнительной информацией о движке.
(Нажмите на картинку для перехода к полноразмерной копии)
Тестирование
В ходе этих тестов мы решили узнать, насколько различаются видеоускорители ATi и nVidia, сравниваемые по производительности обработки изображения, которое формирует графический движок игры Firestarter.
Платформа | |
Материнская плата | ASUS P4P800 Deluxe, чипсет Intel i865PE |
Процессор | Intel Pentium 4 3,2 ГГц (FSB800) |
Память | 4x 256 Мбайт Corsair CMX256A – 3200LL DDR400 CL2,0 – 3 – 3 – 8 |
Драйверы и конфигурация | |
Видеоускоритель | ATI Radeon 9800 XT 256MB (эталонная) ATI Radeon 9600 XT 128MB (эталонная) nVidia GF FX5950 Ultra (эталонная) nVidia GF FX5700 Ultra (eVGA) |
Драйвер видеоускорителя | ATI Catalyst v3.9 nVidia Detonator FX v53.03 |
Драйвер чипсета | Intel INF-Update 5.02.1003 |
Версия DirectX | 9.0b |
Операционная система | Windows XP Professional SP1 |
Все тесты проводились без использования звуковой карты. Для этого GSC прислала нам специальный файл fsSound.dll, поскольку обычный запуск деморолика на поступившей в продажу версии игры требует обязательного присутствия звуковой карты. К счастью, разработчики успели выпустить два обновления, первое из которых удаляет несовместимость игры с операционными системами серии Win9x, а второе позволяет запускать тесты без звука.
Ещё одна особенность игры – невозможность запуска в разрешении 1600х1200. Взамен этого игра предлагает разрешение 1600х1024, что соответствует формату 16:9. Но и это не всё: графические установки игры в подменю “Производительность” не влияют на графические установки, с какими проходят тесты. Для тестирования существует отдельная секция опций, где мы, исследуя производительность видеокарт, всегда устанавливали максимально доступные параметры графики.
Итоговая информация всех тестовых замеров представляет усреднённое значение числа кадров в секунду (fps). Минимальное и максимальное их значение записывается в итоговый .TXT-файл, который может быть обнаружен в ..basebenchmark. Впрочем, польза от данных чисел весьма условна – разброс минимальных значений fps столь огромен, что любой их анализ очень затруднителен.
Fast Benchmark
Этот тест представляет собой облёт камеры через пустой демонстрационный уровень по заранее спроектированному маршруту.
ATi Radeon 9800XT вчистую обходит nVidia GeForce FX 5950 Ultra. FX 5700 Ultra, напротив, успешно конкурирует с 9600XT. Впрочем, все карты достаточно быстры для того, чтобы справиться с этим испытанием.
Вновь лидирует Radeon 9800XT, а 9600XT на этот раз обходит FX 5700.
Game Benchmark
Этот тест основан на внутриигровой сцене, а поэтому в кадре могут присутствовать монстры, оружие и спецэффекты. Поскольку тестовая сцена относится к средней степени сложности построений, общие оценки видеокарт тут выше, нежели в “Fast Benchmark”.
Первоначально nVidia с помощью карты GeForce FX 5950 заняла лидирующие позиции в тесте. С увеличением разрешения изображения, GeForce начинает всё больше и больше отставать от Radeon 9800XT. Мы неоднократно проверили результаты теста, но так и не смогли объяснить данное обстоятельство.
FX 5700 Ultra выигрывает у 9600XT. Но поскольку производительность обоих видеоускорителей находится на очень высоком уровне, различия между ними минимальны.
При включении функции полноэкранного сглаживания ATi Radeon 9800XT незначительно вырывается в лидеры. Столь же незначительно FX 5700 выигрывает у Radeon 9600XT.
Complete Benchmark
Этот тест замеряет производительность всего конвейера обработки 3D на протяжении нескольких фаз (описание смотрите выше). Нижеследующая сводная таблица показывает результаты, продемонстрированные видеоускорителями:
Firestarter – Complete Benchmark | ||||
FX 5950 Ultra | Radeon 9800XT | FX 5700 Ultra | Radeon 9600XT | |
Пересылка | 591,9 | 589,2 | 588,4 | 573,4 |
Результирующая пересылка | 750,8 | 749,3 | 744,7 | 725,2 |
Визуализация | 531,4 | 413,9 | 301 | 252,5 |
Текстурирование | 477,4 | 394,9 | 260,3 | 239,8 |
Атмосферные эффекты | 316,8 | 365,3 | 248,9 | 282,4 |
Основные эффекты | 288,9 | 321,7 | 222,1 | 201,1 |
Все эффекты | 282,5 | 307,7 | 217,2 | 192,4 |
Заключение
Хотя графический движок Firestarter использует и вершинные, и пиксельные программы затенения, его закрытые в помещениях уровни налагают на видеокарту вполне умеренную нагрузку – по крайней мере, на уровне, предназначенном для тестирования.
Хотя игра разрабатывалась при поддержке фирмы nVidia, видеокарты от ATi показали в высшей степени достойные результаты. Впрочем, подытоживая, надо сказать, что любой из протестированных нами ускорителей вполне достаточен для комфортной игры в Firestarter.
Сами разработчики из GSC Game World заслуживают самых больших похвал за включение в свой проект инструментов для тестирования производительности – нам бы крайне хотелось видеть подобное в максимально большом количестве выходящих игр.
Если после данной статьи вы пожелаете самостоятельно протестировать свою систему с помощью Firestarter или просто захотите побольше узнать об этой игре, обращайтесь на официальный сайт проекта www.firestarter-game.com/index.php и закачивайте себе его демоверсию. Удачи!