Жанр | спортивный симулятор |
Издатель | |
Разработчик | |
Требуется | PIII-450 МГц, 128 Мб ОЗУ, 3D |
Рекомендуется | PIII-1000+ МГц, 512 Мб ОЗУ, 3D |
Мультиплеер | LAN, modem, I-net |
Путь в никуда
Стоит напомнить, что даже в лучшие свои годы сериал FIFA от EA Sports не был симулятором в каноническом смысле этого слова. Практически лишённый борьбы в центре и сколько-нибудь заметного брака в передачах, он упорно следовал курсом “бей-беги”, проложенным ещё ископаемыми футбольными аркадами с 8-битных компьютеров и 8-битных же приставок, выделяясь на их фоне лишь крайне серьёзным отношением к визуальной составляющей и болезненной точности ко всяческим лицензируемым у федерации FIFA мелочам.
Всячески подчёркивая именно эти аспекты – аутентичность, высококачественную графику и простоту игрового процесса, причём, будем справедливы, делая это исключительно хорошо, EA Sports к 2000 году смогла полностью нейтрализовать всех конкурентов, пытавшихся создавать футбольные симуляторы (или аркады) для ПК, и стать монополистом этого сектора рынка. Так на компьютере восторжествовала концепция футбольного симулятора, представляющего собой красочную аркаду с фотореалистичной графикой и “настоящими” именами игроков, команд, клубов и прочей атрибутики…
Благородные наслоения – сложная система предматчевой подготовки, влияние погоды на физику мяча, несколько типов паса – действовали на геймеров с чёткостью обманного манёвра: туманили взгляд, привлекали интерес, вроде бы исправляли ошибки прошлого, но… рассыпались в пыль, спустя неделю…
Так могло бы продолжаться вечно, если бы исконно “приставочный” издатель Konami не решил в этом году выпустить на ПК два своих футбола: классическую аркаду International Superstar Soccer 3 и не менее классический симулятор Pro Evolution Soccer 3. После столь резкого очерчивания границ возможных колебаний в жанре, ответа EA Sports в виде новой FIFA Football 2004 ждали с особым нетерпением…
Адвокат дьявола
Не стоит, однако, наивно думать, что в руководстве Electronic Arts – самой богатой издательской компании в мире – сидят исключительно ослы. Да, ISS 3 у Konami гораздо веселей, а PES 3 – реалистичней. Но FIFA – это бренд такой пробивной силы, что заявка японцев на первенство в жанре кажется не слишком весомой.
Базовые ценности серии – полная тождественность имен, названий, атрибутов, символики и, даже, архитектуры наиболее узнаваемых стадионов – в FIFA Football 2004 (далее – FIFA 2004) в полном наличии. Кто бы сомневался. На фоне этого ISS 3, с её строгой направленностью на национальные сборные и отсутствие клубов, и PES 3, с наивными каламбурами типа Rolando (Ronaldo) и Rhan (Oliver Khan), скорбно склонив голову как можно ниже, искренне надеются на встроенные редакторы составов и любознательность охочих до самодеятельности геймеров.
Комментируют матчи Джон Мотсон и Элли МакКойст. А у изображённых на скриншоте игроков Rochdale (3-я лига Английского чемпионата) совершенно другие имена и фамилии.
Дальше – больше: графика, звук и скриптовые видеовставки (потирания рук судьёй, похлопывания по плечам игроков друг друга и припадки бешенства бомбардиров после неудачного удара) заставляют геймера, как страшный сон, забыть маргинальную графику ISS 3, принципиально предпочитающую древнее разрешение экрана, и с брезгливым сомнением глядеть на неуклюжую анимацию в PES 3.
Добавьте к этому множество неочевидных вещей (например, зависимость числа зрителей от важности матча, загрязнение формы в ходе игры, постоянное присутствие на поле всех, включая боковых, судей…), отнимите самый недружелюбный в истории серии FIFA интерфейс и логику меню (надо сказать, что у ISS 3 и PES 3 с этим тоже не всё в порядке – типичная черта порта с приставки) и умножьте полученное на 500 – примерно столько команд (бельгийских, австрийских, английских, немецких, бразильских и прочих клубов плюс различных национальных сборных) отражено в новой FIFA 2004. (Россию в игре представляет её сборная. Мало? О существовании Украины авторы FIFA 2004 не знают вовсе.)
Эмблемы лиг, чьи клубы представлены в FIFA 2004.
Команда молодости нашей
Зато с разнообразием режимов в FIFA 2004 просто беда. Имеются: “быстрорастворимый” “Play Now”, совершенно дикий ” Play Online”, тренировка (вот за это авторам надо искренне сказать спасибо), многопользовательское соединение, турнир (тут скрывается куча национальных розыгрышей местного Кубка. Ни Кубка европейских чемпионов, ни Кубка УЕФА, ни, боже упаси, Чемпионата мира или Европы нет и в помине) и карьера.
“Карьерный” матч первенства Англии. Конкретно – второй “день” Кубка лиги.
В этой дьявольской мышеловке – режиме Career – есть, как бы, всё: национальные чемпионаты, борьба за место под солнцем высших лиг, охота за местами, дающими право выступать на международной арене, и… подобие футбольного менеджера, с которым каждый уважающий себя футбольный симулятор (подзуживаемый толпой поклонников) хочет слиться в экстазе.
Нельзя сказать, что получилось плохо – по крайней мере, не хуже чем обычно. Впрочем, до эталонной The F.A. Premier League Stars’2001 (от всё той же EA Sports) FIFA 2004, как “симулятороменеджер”, откровенно недотягивает. Однако этот налёт “менеджмента”… Даже приняв, как данность, все условности с очками престижа, отбираемыми за индивидуальный тренинг футболистов, и работу на рынке трансфертов, даже забыв про дешёвую приманку в виде получения пяти звёзд отличия и глупые условия продления контракта, всё равно забыть о бутафорской сути игры в “господина тренера” нельзя ни на секунду.
Потому, что общекомандный тренинг, состоящий из двух позиций – Normal и Extra, не позволяет сомневаться в том, что в FIFA 2004 не принято полагаться на сезонное улучшение показателей игроков или, того хуже, строить стратегию “раскачки” “молодняка” с целью выгодной продажи.
Потому, что таблицы, где из дюжины характеристик игрока одновременно показываются всего три, говорят только об одном: в FIFA 2004 не принято полировать основной состав до умопомрачения, стараясь, чтобы все футболисты максимально качественно отыгрывали на своей позиции, – лучше взять в руки геймпад и собственноручно повести команду вперед.
Потому, что обилие тактических схем расстановки спортсменов на поле и предписаний их поведения при розыгрыше стандартных ситуаций не заменят тонкой настройки, которую серия потеряла еще в 1999 году.
Короче говоря, режим Career – это отнюдь не новое слово в игровом процессе слияния менеджера с симулятором. Это просто бесконечная череда сезонов и матчей одной команды против множества других, склеенная для проформы псевдоинтеллектуальной деятельностью. Начав играть прямо сейчас, вполне можно протянуть до самой FIFA 2005…
На футболе-с
Вжать в 12 минут виртуального матча 90 минут настоящего, сохранив пропорции в неприкосновенности, но при этом убрав всё лишнее, практически невозможно. Это надо признать как аксиому и забыть о “полной симуляции футбола”, как о страшной галлюцинации. Помимо элементарных сложностей масштабирования (мы ведь сжимаем не только время, но и пространство – то есть размеры стадиона и игроков), существуют ещё три основные проблемы: управление, искусственный интеллект и физическая модель. За историю серии FIFA разработчики демонстрировали множество вариантов решения. Однако все они (варианты) при внимательном рассмотрении оказывались одинаково далекими от эталона – реального футбола.
Начнём с управления. Ни клавиатура, ни геймпад не в состоянии симулировать мышечную работу футболиста без упрощения. Движение в двух измерениях, прыжок, удар низом, удар верхом, несколько видов пасов, ускорение и заранее отобранные авторами “финты” – вот, пожалуй, и всё богатство выбора. За долгую историю жанра альтернатив найдено немного: либо слияние пасов и ударов в единое понятие “удар по мячу в соответствующем направлении”, либо, наоборот, – излишняя дифференциация ударов и пасов с применением большего количества кнопок и их аккордов. Оба варианта не идеальны, а “золотая середина” – откровенно примитивна.
В FIFA 2004 много камер внешнего вида. Эта – одна из самых удобных
В FIFA 2004 мы видим 4 вида пасов: направленный (практически, без учёта силы удара, и в этом основная слабость игры) – примитивная передача “из ног в ноги”; свободный – реагирующий на длительность нажатия (как на силу) и на направление; высокий – также работающий по схеме “из ног в ноги”, но идущий по высокой дуге и поэтому требующий на “том конце” передачи дополнительного времени на обработку; и, наконец, особый пас, названный авторами FIFA 2004 “системой Off the Ball”. Работает система следующим: геймер нажимает на кнопку “паса OtB” и над тремя открытыми для активного футболиста партнёрами зажигаются цифры 1, 2, 3. Теперь надо нажать тип паса и выбрать игрока, которому он пойдёт. Теоретически очень мощное, но излишне сложное (особенно в многопользовательском режиме) для использования “оружие”.
Физическая модель FIFA 2004 отличается излишним вниманием к отскокам, взаимодействиям мяча с любыми частями тела футболиста и… раздельным обсчётом связки спортсмен+мяч. Вообще, это ещё одна старинная, не имеющая однозначного ответа, дилемма: привязывать ли мяч к ноге футболиста, отпуская его лишь для паса и удара, или симулировать “честное” ведение “кожаной сферы” ногами виртуального игрока? В дополнение к “реалистичному” ведению обычно прилагается отсутствие полного прилипания мяча к ногам футболиста (однако разработчики из EA Sports не пошли на подобный экстремизм, ограничившись увеличением расстояния “подпинывания” мяча перед собой во время скоростного бега). Разумеется, во все те моменты, когда мяч не находится у игрока непосредственно “в ногах”, никакие манипуляции с ним (удары, пасы, прокидывания, изменения направления ведения) невозможны.
В FIFA 2004 применена новая система управления для ведения силовой борьбы на поле. Иногда усилия оказываются чрезмерными, и перед игроками появляется судья с полными карманами разноцветных карточек.
Наконец, искусственный интеллект. Так уж повелось в серии FIFA, что прибавка “ума” команде соперника тут осуществляется исключительно урезанием слаженности игры у нашей команды. Делая скидку на данное обстоятельство, следует признать – искусственный интеллект команды соперника в FIFA 2004 неплох. Игроки грамотно перекрывают наших футболистов, страхуют друг друга во время отбора мяча, находясь всё остальное время матча максимально ориентированными на продвижение к воротам соперника. К сожалению, о нашей команде этого сказать нельзя – минимальная заминка, лишний шаг в сторону и вот уже родные футболисты безвольно откатываются на свои позиции, бросая ведомого геймером активного игрока на растерзание неприятельской защиты.
Игра народная
При таком раскладе ничего другого не остаётся, как только бить, бить и еще раз бить по воротам с любых позиций и…
…попадать в створ ворот неоправданно часто.
Да, именно: в FIFA 2004 сильно переоценено влияние на футбол дальних ударов. Добавив сюда же самую удобную систему розыгрыша стандартных положений за всю историю серии, можно откровенно заявить: FIFA 2004 удалось-таки сымитировать главную черту настоящего футбола – принципиальную непредсказуемость каждого отдельно взятого матча.
Самое красивое в футболе – это гол. Но и момент за пару мгновений до него – тоже неплох!
Выбирай!
Почему так популярны спортивные симуляторы?
Может, потому, что популярны виды спорта, которые они отражают? И да, и нет.
Может, людям нравится делать вид, что они великие тренеры или игроки, а спортивные симуляторы позволяют хоть в какой-то мере осуществиться этим грёзам? И да, и нет.
Спортивные симуляторы – это самые “долгоиграющие” игры на свете. Они как калейдоскопы, которые как не переверни – всё время получишь новый рисунок. Ни один матч не похож на другой, ни в одном матче до самого финального свистка (или сирены) нельзя сказать, чем кончится дело на этот раз.
FIFA 2004 – это, как ни крути, хороший футбольный симулятор. Её матчи не похожи один на другой, и почти любой из них – какой бы уровень сложности ты не поставил – можно выиграть.
Однако…
О качестве графики говорят трусы на игроке. Сейчас они в пятнах грязи, но это – сейчас.
…ошибки в FIFA 2004 тоже есть. Их достаточно много и некоторые из них, если не смертельны, то весьма печальны. Плохо ли это? Да – плохо. Однако теперь нам не нужно мучительно заставлять себя закрывать на эти ошибки глаза, успокаивая нервы их исчезновением в FIFA 2005 – надо просто перейти в другую папку на жёстком диске и запустить либо ISS 3, либо PES 3. Это тоже – хорошие футбольные симуляторы…
Графика | 9/10 |
Звук и музыка | 9/10 |
Управление/Дизайн | 6/10 |
Сюжет | футбол |
Игровой интерес | 7/10 |
Сложность | настраиваемая |
Знание английского | не обязательно |