Вступление
Появившись в 1986 году на компьютере Commodore 64, серия Links превратилась в наиболее популярную на ПК линейку симуляторов гольфа. Впрочем, в последние годы Links столкнулась с сильной конкуренцией со стороны аналогичной ей серии PGA Tour Golf от EA Sports, которая, как вы, возможно, знаете, безраздельно властвует на рынке симуляторов гольфа для приставок. Проанализировав сложившуюся ситуацию, в этом году Microsoft выпустила Links 2004 для Xbox – решив, таким образом, бороться с Electronic Arts в самом логове её новенькой PGA Tour Golf 2004. Не раскрывая итогов обзора в его начале, я хочу сказать, что параллельное сравнение Links 2004 и PGA Tour Golf 2004 оказалось довольно-таки забавной штукой.
Собственно, я никогда не был закоренелым поклонником гольфа и, тем более, компьютерных симуляторов гольфа, воспринимая этот вид спорта как своеобразную прогулку по травянистому газону, во время которой приходится периодически (примерно каждые сто с лишним метров) останавливаться и зачем-то махать специальной клюшкой. Оказывается в компьютерном гольфе всё не так! Тут вам совершенно не надо никуда ходить, зато саму суть игры вы получаете буквально “на тарелочке”. Естественно, у каждого из нас свои пристрастия, и нельзя точно сказать, понравится вам игра или нет, но… таким ленивым чудикам, как я, Links 2004, однозначно, придётся ко двору.
Надо сказать, что у новинки, по сравнению с прошлыми играми серии, появилось несколько уникальных особенностей, которые сильно добавляют ей интересности. Во-первых, Links 2004 – это первый в мире симулятор гольфа, совместимый со службой Xbox Live, а значит, геймер, купивший, гольф от Microsoft, сможет помахать клюшкой совместно с людьми со всего света. Во-вторых, Links 2004 – это первая игра серии, выполненная в полном 3D – после этих слов я практически воочию вижу, как беснуются у своих телевизоров поклонники гольфа, желая поскорее увидеть своё полигональное альтер-эго, медленной походкой обходящее близлежащую лунку и прилегающую к ней территорию. Наконец, в-третьих, как заявила Microsoft, игровой процесс в Links 2004 несколько смещён с “честной симуляции” в сторону “аркадного веселья” – этим шагом издатель хочет привлечь к новинке внимание не только яростных знатоков гольфа, но и вообще – всех заинтересованных в хороших играх геймеров.
Вообще-то, заявление Microsoft – вещь довольно рискованная. Желая охватить как можно большую аудиторию, легко потерять ту стабильную группу поклонников, которая у игры, безусловно, существует. Так получилось ли у издателей объять необъятное? Читайте далее…
В путь!
Итак, определимся: Links 2004 – ни в коем случае не симулятор, а забавная гольф-аркада, ориентированная авторами на слегка интересующихся этим видом спорта владельцев Xbox. На фоне Links 2004 проект от Electronic Arts, опирающийся на строгую реалистичность и аккуратную симуляцию всех нюансов процесса, выглядит полным антиподом. Исходя из этого, можно предположить, что отношение геймеров к Links 2004 будет основано на их отношении гольфу, как таковому… Однако, в истории индустрии есть множество примеров, когда по-настоящему талантливо сделанная игра нравилась абсолютно всем.
Взмах клюшкой в Links 2004 осуществляется с помощью левого аналогового штырька на геймпаде, в помощь которому на экране отображается сила, с которой, собственно, игрок собирается ударить по мячу. Перемещая штырёк вперед и назад, геймер управляет клюшкой в руках гольфиста, в то же время правый штырёк отвечает за подкрутку мяча во время удара. Такой способ управления кажется мне интереснее, сложнее и эффективнее существующего в PGA Tour Golf 2004 чисто кнопочного метода. Кстати, хочу отметить, что в Links 2003 нанести удар было также очень нелегко и использование двух аналоговых – это упрощение, применённое для установления более очевидной связи между номером клюшки и её мощностью.
Сила и направление ветра изображаются в Links 2004 с помощью находящихся в нижнем левом углу экрана флюгера и линейки – так что, устанавливая гольфиста (с помощью 8-позиционного манипулятора на геймпаде) в наиболее удобное положения для удара, геймер всегда может оценить воздействие воздушных потоков на свой удар. Помимо помощи флюгера, в новом гольфе от Microsoft имеется несколько видов подсказок, привязанных к уровням сложности игры. Например, на уровне Beginner на полоске мощности удара отмечается идеальная сила замаха – это сильно облегчает прохождение лунок, хотя и делает процесс более скучным. Увеличив уровень сложности до Intermediate, геймер лишается ряда подсказок, среди которых и “идеальная” отметка. Перейдя же к уровню Advanced, можно заметить, что экран покинула и сама линейка мощности удара, как таковая, и теперь геймеру всё придётся делать “на глазок”.
Помимо количества подсказок, уровни сложности управляют эффектом влияния ветра на изменение траектории полёта (а на самом сложном уровне он влияет и на мяч, катящийся по земле). Вообще, лично я рекомендую проходить игру на уровне Intermediate, поскольку потеря линейки мощности удара на Advanced ничего игре не добавляет, а наоборот – заставляет вас оценивать силу замаха исключительно по степени отклонения клюшки. Ну и самое неприятное во всей истории со сложностью – это запрет на её изменение после старта в сольном режиме карьеры. Приходится создавать новую учётную запись игрока и начинать всё сначала.
Исполнение катящихся ударов – вот та вещь, которая мне не понравилась в управлении Links 2004. Попытаюсь объяснить подробнее: правильную реализацию выполнения катящихся ударов можно видеть в том же PGA Tour Golf 2004, где она выглядит в виде выбора специальным маркером точки на прилегающем к лунке газоне. В Links же 2004 вы, всего-навсего, должны скорректировать свой удар с существующими направлением и силой ветра и, направив в нужную сторону голубой указатель, гнать мяч в лунку. Благодаря направляющим стрелкам и “идеальной” отметке на “силометре” на уровне сложности, Beginner всё это проделывается элементарно. Однако на уровне Advanced, где указатель направления значительно уменьшен в размерах, а “силометр” вовсе убран, игра начинает не на шутку “доставать”: из-за сложности нанесения осмысленных ударов по мячу, их количество (по сравнению с необходимой нормой) возрастает в среднем на три с одной лунки. Впрочем, “Advanced-косоглазие” можно частично нивелировать, если включить функцию наложения на окружающую игрока местность разметочной сетки и с помощью кнопки “Х” “привязать” камеру к мячу.
Хотя тип удара в Links 2004 выбирается автоматически, никто не запрещает геймеру сделать это самостоятельно. В игре имеются следующие разновидности этого базового элемента игры: straight (обыкновенный удар клюшкой по мячу), putt (лёгкий катящийся удар специальной короткой клюшкой, обычно используется на прилегающей к лунке территории), flop (резкий, мощный удар лицевой стороной клюшки), punch (удар, придающий мячу низкую траекторию полёта – используется для, например, удара под кроной дерева), chip (удар с коротким замахом) и blast (специальный удар, используемый для “изъятия” мяча из песчаных ловушек). Известно, что самое главное в гольфе – это правильно выбрать удар, наиболее подходящий для ситуации, в которой оказался игрок. Например, если геймер попал в песчаную ловушку, то самым разумным шагом было бы решение воспользоваться ударом chip. Если же геймеру вдруг понадобилось бы переместить мяч на короткое расстояние по очень высокой траектории, то в этом случае лучше всего подошёл бы удар flop.
Как и типы ударов, номера клюшек Links 2004 выбирает автоматически – и опять же геймер может скорректировать “интеллект” игры с помощью правого и левого “шифта” на геймпаде. Общее правило нумерации клюшек в гольфе таково: чем ниже у “инструмента” номер, тем ниже потенциальная траектория удара – и наоборот. Поскольку изменения угла траектории и направления удара показываются около целеуказателя (автоматически выровненного по направлению к “правильному” курсу прохождения участка или по направлению к флагштоку около лунки), наиболее верной стратегией игры является стратегия уменьшения (или увеличения) номера клюшки каждые 9-12 метров. Безусловно, существуют и более сложные стратегии, которые, я не стану тут приводить из-за нехватки места. Впрочем, часть удовольствия от игры в Links 2004 как раз и заключается в разработке новых тактик, эффективно работающих в различных ситуациях.
Несмотря на все промахи, управление в Links 2004 можно назвать интуитивно-понятным. Выбрав уровень сложности Intermediate, любой геймер – новичок или же бывалый знаток видеоигр – получит от виртуального гольфа от Microsoft свою долю удовольствия. Чего, кстати, нельзя сказать о PGA Tour Golf 2004, где для полноценной игры нужно сперва хорошенько освоиться.
Желанная “минус один”
Несмотря на то, что Links 2004 позиционируется как аркадный симулятор гольфа, большинство из имеющихся тут 9-ти полян – Four Seasons Resort Aviara, Greywolf, Mauna Lani Resort, Superstition Mountain, New South Wales, Oakmont CC, Loch Lomond, St. Andrews и Ocean Mill – созданы на основе вполне реальных прототипов. Хотя особым разнообразием их дизайн и не пахнет, это нисколько не мешает игровому процессу – ведь любая из 18-луночных полян уникальная и неповторима, сама по себе. Уверен, геймеру придётся провести не одну дюжину матчей, прежде чем он освоится и изучит особенности каждого газона. Единственная вещь, которая меня действительно расстроила в Links 2004, – это не включение в игру нескольких любимых многими полян; таких, как Royal Birkdale, Wailea или Pebble Beach.
Links 2004 предлагает 6 режимов сольной игры, главный из которых – Career (карьера). Каждый из режимов состоит из некоторого количества турниров и соревнований (как бы мини-игр), выигрыш в которых приносит гольфисту определённую сумму денег, на которые геймер может “закупать” улучшения его (гольфиста) характеристик. Большинство представленных в Links 2004 мини-игр невероятно сложны – возьмите хотя бы соревнование на “самое близкое приземление мяча от флагштока” или получение “птичек” (birdie – специальный термин, обозначающий количество ударов на одной лунке на один меньше, чем положено по норме) на трёх последних лунках маршрута. Несмотря на то, что режим Career в Links 2004 сделан довольно удачно, противостоять своему аналогу из PGA Tour Golf 2004 он не в состоянии: “карьера” в PGA Tour Golf 2004 максимально полно моделирует реальный сезон в PGA (Ассоциация гольфистов-профессионалов) с его 30 с лишним соревнованиями и “настоящими” участниками. В Links же 2004 представлено лишь четверо реальных гольфистов-профессионалов (среди которых Сержио Гарсия и Анника Сорентэм) – мне думается, что это произошло во многом потому, что издательство Electronic Arts заранее озаботилось подписанием контрактов с большинством профи на эксклюзивное лицензирование их имен и лиц. Однако, как я подчёркивал уже несколько раз, Links 2004 ориентирована на аркадный игровой процесс, а значит – и способы победы над конкурентом (PGA Tour Golf 2004) у неё основаны на отличных от лицензирования всего и вся вещах. Например – на использовании службы Xbox Live для организации многопользовательского режима.
В отсутствие лицензий на игроков, Microsoft пытается компенсировать этот недостаток игры включением в Links 2004 опции самостоятельного создания гольфиста, неожиданно похожей на виденное мною в Tony Hawk’s Pro Skater. К сожалению, при создании своей виртуальной копии геймер не сможет изменить ей лицо, зато выбрать пол, цвет кожи, цвет волос, внешний вид рубашки, брюк, шапочки, перчаток, кроссовок – всегда пожалуйста. Кроме того, тут можно выбрать ведущую руку будущего гольфиста (правую или левую), клуб, за который он собирается играть (Microsoft заключила контракты с рядом реально существующих клубов, таких, как Cobra, Mizuno и Callaway Golf, на использование их символики), а также цвет и внешний вид мяча. Наконец, меню создания гольфиста позволяет не только выбрать будущему чемпиону имя и фамилию, но и прозвище, с которым он будет фигурировать в репортажах комментаторов (странно, но эта интересная особенность игрового процесса до сих пор редко встречается в видеоиграх спортивной тематики). Хотя большая часть вышеперечисленных нюансов создания уникального спортсмена не принесёт никакой особой радости среднестатистическому геймеру, отдельные фанаты гольфа будут без ума от открывающихся перспектив.
Кроме режима Career в Liks 2004 имеется, так называемый, Single Round game – моментальное вхождение в игру с минимумом возни. Процесс соревнования в Single Round game определяется выбором одного из семи стандартных пакетов правил (обыкновенный матч, максимально быстрое прохождение одной лунки и др.), которые традиционно используются в симуляторах гольфа. Наконец, в Links 2004 внедрена полезнейшая функция ускорения времени, позволяющая быстро прокручивать моменты полёта мяча после удара и пропускать ходы соперников.
Xbox Live – главное достоинство Links 2004
Сильнейший аргумент в пользу покупки Links 2004 заключается в том, что эта игра от Microsoft первая среди симуляторов гольфа для Xbox пользуется преимуществом доступа в сеть через службу Xbox Live. Хотя сольное прохождение Links 2004 сделано довольно неплохо, традиционное однообразие соревнований с искусственным интеллектом не идёт ни в какое сравнение с борьбой против живого человека – именно в многопользовательском режиме игра по-настоящему отрабатывает вложенные в неё деньги. Все режимы игры, доступные при сольном прохождении, имеются и во многопользовательском варианте с небольшими корректировками – например, при игре через сеть все участники могут делать свои ходы одновременно. Кстати, данное добавление крайне важно – все знают, сколько жалоб на пустое ожидание своего хода можно услышать от любителей многопользовательских соревнований.
Помимо игры через сеть, Xbox Live позволит геймерам пополнять скудный запас полян в Links 2004 (изначально их всего девять, помните?) новыми образцами (о том, что их будет достаточно, можно судить по широкой поддержке Microsoft своих спортивных игровых проектов). Кстати, именно возможность добавления новых полян через сеть позволяет Links 2004 чувствовать себя увереннее (в сольном режиме прохождения) на фоне PGA Tour Golf 2004.
Ещё одна крайне приятная особенность Links 2004 заключается в том, что вы и ваш друг можете играть в сети одновременно – такое в совместимых с Xbox Live продуктах встречается крайне редко, а в спортивных симуляторах – так и вообще почти никогда.
Наконец, Links 2004, как и все спортивные симуляторы от Microsoft, совместима с сетью игровых серверов XSN Sports Network. На деле это означает то, что геймеры могут участвовать в различных уже существующих онлайновых турнирах, могут создавать свои собственные соревнования, а также они могут отслеживать свою игровую статистику.
Короче говоря, многопользовательский режим в Links 2004 – это великолепная штука, сама по себе, и абсолютно уникальная, если геймеру вдруг приспичит поиграть в гольф по сети.
Звуки и цвета
Ещё один аспект, по которому Links 2004 выигрывает у PGA Tour Golf 2004, – более качественная графика. Несмотря на некоторую странность с окраской кожи, модели спортсменов в гольфе от Microsoft, благодаря анимации по методу “motion captured”, выглядят просто отлично. И пускай текстуры в игре несколько размыты, а система частиц, визуализация погодных условий и игра света и тени не бросают геймера в священный трепет, однако, по сравнению с прочими приставочными симуляторами гольфа, Links 2004 в плане графики – однозначный фаворит. Тут, кстати, хочется отметить, что виртуальная среда в Links 2004 весьма реалистично реагирует на смену погоды – деревья, к примеру, колышутся на ветру, а тень от игрока падает на землю согласно всем законам оптики.
Мне крайне понравилось то, что Microsoft наградила движок игры разнообразными спецэффектами – такими, к примеру, как замедленный показ полёта мяча в стиле Max Payne. Не забывая сказанного о текстурах (о том, что они немного размыты), я не могу упомянуть и о том, что авторы постарались поправить их низкое разрешение путём точечного увеличения детализации картинки – например, когда камера пролетает низко над газоном, геймер может различить отдельные былинки травы (к вопросу о мастерстве разработчиков и моральной старости Xbox!).
А вот звук в Links 2004 не несёт ничего, кроме разочарования. Во-первых, голоса комментаторов (это Джим Нелфорд, Кен Вентури, Джефф Уотерс и Род Зандель) просто омерзительны (и невыразительны). Не ведая ни о каком анализе игровых ситуаций, эти болтуны бездумно сопровождают матч пустыми фразами типа “Вот мы и у второй лунки” или “Мяч отклонился от маршрута”… Впрочем, бессмысленные комментарии – это ещё не главное горе! Комментаторы частенько ошибаются (к примеру: играя за Аннику Сорентэм, я неоднократно был назван Гарсией), их речь, как таковая, никак не тянет на связный поток мыслей. Наконец, комментарии в Links 2004 слишком однотипны и поспешны – так, выйдя из прилегающей к лунке территории (в терминах гольфа – с “грина”) хоть на сантиметр, геймер тут же слышит от комментатора крайне язвительный отклик. Короче говоря, комментарии в Links 2004… прокатываются мимо лунки.
Тем временем, непосредственно звуковые эффекты в Links 2004 вполне удовлетворительны (по сравнению с иными симуляторами гольфа) – по крайней мере, “в лунку” они “попадают” (смешной каламбур не грех и повторить!). Подбадривающие выкрики виртуальной толпы во время матча, ненавязчивая музыка в главном меню – что ещё надо? В целом, звуковое оформление (за исключением речей комментаторов) представлено в игре во вполне умеренных дозах, не отвлекающих от основных событий соревнования.
Подводя окончательный итог графической и музыкальной стороне проекта, я могу отметить крайне высокое качество первой составляющей и весьма неровное исполнение второй. Уверен, что проблем с комментаторами можно было бы легко избежать, если авторы игры затратили бы на их создание чуть больше усилий.
Чемпион всего на свете, мастер-одноборец
Нет, в заголовке нет ошибки – всё действительно так. После нескольких часов тестирования игры в сольном и многопользовательском режимах становится ясно, что, несмотря на страстное желание издателя охватить с помощью Links 2004 сразу две категории геймеров – поклонников гольфа и простых обладателей приставки, получилось это у них ровно наполовину. Хотя в новой Links и участвуют виртуальные копии нескольких настоящих гольфистов-прфессионалов, а часть игровых полян списана с реально существующих аналогов, этого явно недостаточно для приманивания к игре истинных ценителей симуляторов гольфа (подавляющее большинство из которых отдадут предпочтение PGA Tour Golf 2004, принципиально основанной на серьёзном лицензировании реальных турниров, полян и гольф-профи). Тем не менее, Links 2004 вкупе с использованием мощностей Xbox Live является очень приятной, вполне заслуживающей покупки игрой. Простое управление и постоянная помощь на уровнях сложности Beginner и Intermediate – всё это, с точки зрения новичка, выглядит гораздо дружелюбнее, нежели интерфейсы прошлых проектов серии. А для делающего первые шаги геймера лёгкое вхождение в игровой мир гораздо важнее, нежели какие-то там расхождения виртуальности и реального положения вещей.
Подытоживая, хочу сказать, что Links 2004 – независимо от вашей любви к гольфу – это очень неплохая игра. Существенно разочароваться в ней может только истинный поклонник этого вида спорта, которому совершенно не нужен сетевой многопользовательский режим, а нужно полноценное моделирование реальности, которое может дать лишь PGA Tour Golf. Не стоит, однако, забывать, что Links 2004 – это первый приставочный симулятор гольфа от Microsoft, а значит, есть надежда, что большинство недостатков, вскрытых в нашем обзоре, будут исправлены в Links 2005.