Введение
Почти все современные видеокарты поддерживают работу с двумя или даже тремя дисплеями. Если карты nVidia и ATi обычно имеют два разъёма VGA, то карты типа Matrox Parhelia способны справиться с тремя мониторами.
Рабочие станции с несколькими дисплеями действительно облегчают работу с повседневными приложениями типа офисных программ, графических пакетов и т.д. Также следует учитывать падение цен на 19″ ЭЛТ- и даже 17″ ЖК-мониторы, в результате чего конфигурации с несколькими мониторами стали вполне доступными и интересными, особенно с учётом того, что большинство графических карт поддерживают подключение более одного монитора. Однако игры что-то не торопятся задействовать все преимущества нескольких мониторов. Вместо этого многие игровые разработчики пытаются на одном экране собрать максимальное количество элементов интерфейса. Иногда даже игровой экран скрывается за несколькими меню.
Хотя у нас нет какой-либо статистики по числу геймеров, которые используют несколько мониторов, мы уверены, что многим играм подобная конфигурация отнюдь не помешала бы. Возьмите в качестве примера Battlefield 1942. В настройке с двумя мониторами основной экран отображает игру, в то время как на второй экран выводится большая версия игровой карты и окна с чатом. В результате игрок избавляется от надоедливого переключения между несколькими окнами.
В гонках второй дисплей может отображать вид сверху, что позволяет игроку узнать своё позиционирование на трассе. Да и важную информацию в стратегиях реального времени или экономических симуляторах больше не нужно прятать за многими меню или комбинациями “горячих” клавиш – её можно удобно вывести на второй экран.
Это монтаж – но ведь было бы неплохо играть в Desert Combat подобным образом? Полномасштабная карта, таблица с результатами и окно чата на втором экране.
К сожалению, реальность далека от идеала. Если многие игры поддерживают расширение видимой области за пределы одного монитора (Surround Gaming), большинство из них требует наличия трёх мониторов для действительного погружения в игру. При использовании двух мониторов их рамки находятся в центре экрана, что, вполне очевидно, мешает наслаждению игры и отвлекает. В результате, конфигурацию с двумя мониторами может использовать лишь ограниченное число игр, самые популярные из которых – Egosoft X2 – The Threat и Microsoft Flight Simulator 9 – A Century of Flight. Но перед тем, как мы перейдём к самим играм, давайте рассмотрим поддержку нескольких мониторов на графических картах.
Режимы с двумя дисплеями
Ниже мы сконцентрируемся на игровых режимах, использующих два монитора, поскольку большее число мониторов обычно выходит за бюджет среднего геймера. Кроме того, карты с поддержкой трёх дисплеев довольно редки – практически три монитора сегодня поддерживают только карты Matrox и специальные модели для рабочих станций.
Существует четыре различных режима работы с двумя дисплеями:
- Dual-View: оба монитора получают различные сигналы. Разрешение и частота обновления могут быть выбраны отдельно для каждого экрана.
- Clone-View: второй дисплей отображает то же содержимое, что и первый.
- Horizontal Span: два монитора рассматриваются как один экран, и рабочий стол разбивается пополам. В данном случае горизонтальное разрешение удваивается. Частота обновления идентична для обоих мониторов. Данный режим поддерживается играми наиболее часто.
- Vertical Span: режим аналогичен Horizontal Span, однако рабочий стол растягивается по вертикали.
nVidia
Коммерчески доступные карты линейки GeForce FX поддерживают все четыре режима работы с двумя дисплеями, описанные выше. Режимы контролируются с помощью программного обеспечения nView, которое входит в состав драйверов. Как только вы установите драйверы, Мастер определит наличие второго дисплея и поможет выставить правильные настройки.
Утилита nView немало помогает при частом переключении между разными режимами. Освоив программное обеспечение, вы сможете легко создать различные профили для разных приложений. К примеру, вы можете создать один профиль для работы, установив оба монитора в разрешение 1280×1024, а второй профиль – для игр, используя режим Horizontal Span с разрешением 2048×768.
Важно: перед изменением настроек убедитесь, что вы создали новый профиль через меню Profile в менеджере nView (к примеру, work-desktop). Затем выбирайте требуемые настройки типа Dual-View в меню драйверов nView, вернитесь в менеджер профилей и сохраните профиль. Затем создайте ещё один профиль для игр, используя Horizontal Span. И вновь не забудьте сохранить профиль.
Как только профили будут созданы, вы можете быстро переключаться между ними, используя значок nVidia в панели задач.
ATi
Видеокарты ATi Radeon также поддерживают работу с несколькими мониторами, хотя режимы ограничены Dual-View и Clone. Режимы Vertical и Horizontal Span, требующиеся для многих игр, не поддерживаются. Конфигурация дисплеев осуществляется через утилиту HydraVision, которую ATi предлагает для раздельного скачивания на страницах с драйверами. Доступны две версии программы. Первая – самая примитивная, обеспечивающая поддержку самых простых функций. Вторая версия – расширенная, предлагающая большее число опций и также позволяющая использовать несколько виртуальных рабочих столов, аналогично окружению Unix/Linux X, что ATi называет Multi-Desktop.
Мы не знаем, почему карты ATi не поддерживают режимы Span. Скорее всего, виноват драйвер. Драйвер рассматривает карты ATi с поддержкой двух мониторов как два отдельных устройства, каждое со своим драйвером. В результате карты ATi не слишком хорошо подходят для игр с использованием нескольких мониторов.
Подключение
Большинство карт nVidia поставляются с одним разъёмом VGA и одним DVI. Адаптер DVI-to-VGA позволяет подключить второй ЭЛТ-монитор. Ситуация усложняется, если вы желаете подключить два ЖК-монитора по цифровым интерфейсам (2xDVI), поскольку лишь небольшое число производителей поставляют карты с двумя интерфейсами DVI. Если вы ищете именно такие модели, то мы рекомендуем проверить линейки продуктов Gainward и XFX.
Карты Radeon обычно тоже используют комбинацию одного выхода VGA и одного DVI. И здесь вы можете использовать адаптер DVI-to-VGA для подключения второго аналогового ЭЛТ-монитора. На данный момент мы не встречали карты на Radeon с поддержкой двух выходов DVI. Только решения ATi для рабочих станций оснащены подобной конфигурацией.
Карты других производителей
Matrox считается лидером в области конфигураций с несколькими мониторами. Карты Parhelia и P-750 обеспечивают подключение до трёх мониторов. К сожалению, эти карты не слишком популярны среди геймеров, что связано с их высокой ценой и низкой 3D-производительностью в современных играх.
Карты SiS Xabre и новые карты XGI используют отдельный процессор SiS301W для поддержки нескольких мониторов. Однако медленные RAMDAC и низкое качество изображения данных карт ограничивают их полезность. И, наконец, мы ещё не успели в полной мере протестировать новые карты S3 Deltachrome, чтобы выдать о них свой вердикт.
Игры с поддержкой нескольких дисплеев
Мечта для любителей лётных симуляторов превратилась в реальность – хотя для данной конфигурации вам понадобится нечто большее, чем просто карта с поддержкой двух мониторов…
Сегодня существует лишь несколько игр с “настоящей” поддержкой нескольких мониторов. По крайней мере, многие игры позволяют расширять область видимости при подключении второго монитора. Matrox окрестила этот режим Surround Gaming. К сожалению, после первых впечатлений оказалось, что данный режим практически бесполезен для большинства геймеров – ведь он требует наличия трёх мониторов для полноценной игры.
Matrox опубликовала, более-менее, полный список игр, которые поддерживают данный режим на своём сайте. В этих играх карты должны поддерживать режим Horizontal Span – вот почему здесь будут полезны только продукты на Matrox и nVidia.
Но простого расширения области видимости часто бывает недостаточно. Следует также регулировать поле зрения (FOV). Иначе сцена будет просто растянута на два монитора. Если игра не имеет соответствующую опцию в меню, то будет необходимо отредактировать конфигурационные файлы или вручную ввести команду в консоли. Сайт Matrox даёт несколько полезных советов по этому поводу.
Игры, которые “по-настоящему” поддерживают несколько мониторов, встречаются очень редко. Самые известные среди них – это Egosoft X2 – The Threat (с версии v1.1) и Microsoft Flight Simulator 9 – A Century of Flight.
X2 – The Threat
Фантастическая игра X2 – The Threat сильно напоминает классику жанра космических военно-торговых симуляторов – Elite. Геймер путешествует по космосу на своём космическом корабле и зарабатывает деньги, выполняя различные миссии. Деньги позволяют приобрести большие и быстрые корабли, а также оборудование для них. В итоге игрок может создать целую торговую империю с флотом и заводами. К тому же, атмосферу игры немало улучшает сюжет.
После установки патча v1.1 игра получает поддержку нескольких мониторов. Но владельцы карт ATi не смогут ею воспользоваться, поскольку она требует наличия режима Horizontal Span. Если Windows поддерживает этот режим, то игра определяет второй дисплей при запуске, после чего на второй (и третий) мониторы выводятся дополнительные виды. Поэтому режим X2 с поддержками двух мониторов очень близок к играм Surround Gaming. Однако X2 предлагает не простое расширение области видимости, а вывод на дополнительные мониторы информации и внешних видов корабля игрока или вражеских кораблей. Настройки можно изменять в меню опций.
Инструкции для карт nVidia
Сначала установите рабочий стол в режим Horizontal Span, чтобы X2 смогла определить расширение разрешения при запуске. Мы рекомендуем создать для этой цели специальный профиль nView (см. выше).
После запуска X2 меню конфигурации предложит новые “широкие” разрешения. Чтобы не получить искажённую картинку, мы рекомендуем выбрать горизонтальное разрешение в два раза большее “нормального” – к примеру, 2048×768 (1024 по горизонтали на монитор).
После запуска игры вы обнаружите, что поле зрения было расширено или растянуто. Заставки будут отображаться на обоих мониторах. Но как только вы окажетесь в кабине корабля, нажатие на клавишу F5 активирует режим с несколькими мониторами. Дополнительные настройки доступны по нажатию клавиши ESC – в меню опций. Секция “Monitor Layout” предлагает настройки для режима с несколькими мониторами. “Dual 1-1” означает, что второй экран отобразит дополнительный вид. Следовательно, 1-4 отобразит четыре вида на втором экране (изменение настроек осуществляется клавишами влево/вправо, подтверждение – “Enter”).
При выборе режима 1-4 появятся дополнительные опции для новых видов. Для каждого вида может быть выбрана своя цель, к примеру, корабль или станция.
Нажатие на клавишу F5 – это переключение между растянутым режимом экрана и дополнительными видами.
Производительность
Из-за увеличенного разрешения графической карте приходится обрабатывать большее число пикселей, что приводит к снижению производительности. Ниже показаны результаты производительности, полученные во время нашего тестирования. Для наших тестов мы использовали специальный тестовый режим X2 и космический полёт, записанный нами. На втором экране были активны два дополнительных вида.
Как показывают результаты, увеличение разрешения “съедает” определённую часть производительности.
Microsoft Flight Simulator 9 – A Century Of Flight
Линейка Microsoft Flight Simulator уже достаточно давно поддерживает несколько мониторов. FS9 поддерживает как режимы Surround Gaming (nVidia, Matrox), так и конфигурации Dual-View (ATi, nVidia, Matrox). Мы рассмотрим каждый вариант.
FS9 – Surround Gaming (nVidia, Matrox)
Данный режим работает только на картах, поддерживающих Horizontal Span, то есть nVidia и Matrox. Подобно X2, вам необходимо установить рабочий стол в этот режим перед запуском игры. Затем, после запуска, FS9 предложит новые режимы и разрешения.
Во время игры вид можно растягивать на оба монитора. (Искажённую приборную доску можно масштабировать для соответствия разрешению). Дополнительные виды можно свободно распределять по обоим мониторам. К сожалению, FS9 не имеет какой-либо опции для постоянного закрепления видов и панелей по определённым местам, как в меню, так и в конфигурационном файле (по крайней мере, мы их не обнаружили – неплохо бы получить по этому поводу советы более опытных пилотов).
FS9 – конфигурации Dual-View (ATi, nVidia, Matrox)
В конфигурациях Dual-View настройка игр под два монитора намного более сложная. Microsoft предлагает краткое руководство по настройке на этой странице. В режимах Dual-View кабина не может быть растянута по двум мониторам. Второй монитор может быть использован только для дополнительного угла обзора, типа вида с контрольной башни или камеры.
После запуска игры вам нужно указать настройки для обоих мониторов.
Когда вы выберете маршрут полёта на взлётной полосе, второй дисплей всё ещё будет неактивен. Чтобы на него можно было переносить виды, игру нужно переключить в полноэкранный режим (нажать Alt-Enter или перейти в меню FS9: Alt->Views->Full Screen).
Вы можете добавлять виды через меню View.
Но дополнительный вид всё ещё привязан к основному виду. Чтобы перенести его на второй дисплей, сначала необходимо произвести расстыковку. Для этого нажмите правой клавишей мыши на дополнительный вид и выберите “undock”. Теперь вид имеет своё собственное окно и его можно перенести на второй дисплей. Виды GPS, дросселя и других инструментов можно перенести на второй экран точно таким же способом.
Как только вы расположите все виды нужным вам способом, можете переключиться обратно в полный экран через меню View или, нажав Alt-Enter (масштабирование приборной доски здесь не поможет).
Сейчас вы можете масштабировать и переносить виды. К сожалению, FS9 не имеет опции для сохранения конфигурации. В результате вам придётся повторять всю процедуру при каждом новом полёте. Примечание: если вы переключитесь обратно в оконный режим по нажатию Alt-Enter или перейдёте на рабочий стол Windows по нажатию Alt-Tab, виды на втором дисплее могут иногда перейти на основной. Тогда вам придётся вновь проводить указанную выше операцию.
Производительность
Мы разделили наши тесты на две части. Сначала мы решили посмотреть, как на производительность нашей GeForce FX 5950 Ultra влияет режим Horizontal Span. Затем мы попытались узнать, как эта карта работает в конфигурации Dual-View. Кроме стандартного вида, мы использовали два дополнительных вида (Spot Plane и Tower), у которых мы оставили стандартный размер. Дополнительные виды достаточно сильно снизили производительность. Чтобы показать, насколько велико падение производительности, мы также провели тестовые проходы как с включёнными, так и с выключенными видами при использовании одного монитора. Производительность измерялась с помощью FRAPS.
Как мы можем заметить, дополнительные виды действительно снижают частоту кадров. Из-за высокого разрешения производительность в режиме Horizontal Span ещё хуже.
Затем мы провели тест в режиме Dual-View, где также участвовала карта ATi Radeon 9800 XT. Мы перенесли два дополнительных вида на второй монитор, оставили вид башни в стандартном размере и увеличили вид самолёта настолько, насколько мы могли, без перекрытия с видом башни.
А вот здесь результаты оказались довольно интересными. Поначалу мы наблюдаем предполагаемое падение производительности при активации дополнительных видов на одном мониторе. Однако в режиме Dual-View обе карты работают заметно быстрее и практически достигают уровня производительности одного монитора без дополнительных видов. Вероятно, это связано с дизайном 3D-движка, который обрабатывает каждый вид индивидуально. В режиме одного монитора дополнительные виды пересекаются с обычной перспективой. Поскольку каждый вид просчитывается индивидуально, а затем накладывается на другие при выводе, частота кадров падает соответствующим образом. При работе FRAPS можно отметить падение производительности на каждом виде. При выносе дополнительных видов на второй дисплей в режиме Dual-View накладывания видов друг на друга не происходит, поэтому мы наблюдаем производительность практически на уровне одного монитора без дополнительных видов.
Проблема: порча изображения из-за перегрева?
Неправильные треугольники в FS 2004 на карте nVidia FX 5950 Ultra. Наша карта ATi Radeon 9800XT также дала ошибки (цветные точки по всему экрану).
Во время нашего тестирования FS9 в конфигурации с двумя мониторами обе карты ATi Radeon 9800 XT и nVidia GeForce FX 5950 Ultra продемонстрировали ошибки рендеринга и порчу картинки, иногда весьма существенные. Как мы предполагаем, из-за использования второго RAMDAC чипы чрезмерно перегреваются, что и приводит к графическим артефактам типа мигающих треугольников и исчезающих объектов. Теория подтверждается меню драйвера GeForce FX 5950 Ultra, где после выхода из FS9 мы обнаружили температуру чипа 81°C – и это в открытой конфигурации, когда корпус сам по себе не мог перегреться. Даже карта MSI FX 5950 Ultra, оснащённая дополнительным вентилятором сзади, вряд ли была бы холоднее. Конечно, эти проблемы также могут быть связаны с драйвером или ошибками 3D-движка Microsoft. Однако факт заключается в том, что порча изображения наблюдается только через несколько минут после запуска игры, и она характерна как для карт ATi, так и nVidia. Дополнительное охлаждение в виде ещё одного вентилятора немного облегчило эту проблему.
В режиме Horizontal Span карты nVidia демонстрируют намного меньше графических артефактов, хотя FX 5950 Ultra всё ещё сильно нагревается.
Меню драйвера карты nVidia GeForce FX 5950U (эталонный дизайн) показывает 69°C при использовании одного монитора и 81°C во время работы с двумя мониторами на FS 2004.
Меню драйвера показывает температуру 83°C карты Radeon 9800XT (эталонная карта) во время работы с одним монитором в FS 2004 и 85°C во время использования двух мониторов.
Во время наших тестов мы буквально “поджарили” nVidia FX 5950 Ultra. В один момент карта работала вроде бы нормально, затем раздался громкий хлопок и в воздухе запахло горелым. Мы будем исследовать этот феномен, чтобы понять, не было ли это случайностью.
Заключение
Без всякого сомнения, режим Surround Gaming не является плодом воображения маркетологов – он действительно позволяет получить новое впечатление в играх. Если вы уже используете конфигурацию из двух мониторов для повседневной работы на компьютере, нужно сделать всего лишь один шаг и провести ручную конфигурацию – и вы можете наслаждаться играми на двух мониторах, конечно, если ваша видеокарта базируется на чипах Matrox или nVidia. Поскольку чипы ATi не поддерживают режим Horizontal Span, список игр, поддерживающих два монитора вместе с картами Ati, очень краток. На самом деле мы знаем всего об одной такой игре – Microsoft Flight Simulator 9.
К сожалению, многие игры также требуют ручной настройки для корректной работы с несколькими мониторами. Поэтому мы хотели бы увидеть лучшую поддержку данных режимов в будущих играх. Во многих случаях 3D-движок поддерживает вывод на несколько мониторов, поэтому добавление соответствующих опций меню вряд ли вызовет особую проблему у разработчиков. Конечно, не менее важно, чтобы пользователь знал о существовании меню включения поддержки двух мониторов в драйверах карты и мог их использовать. Как только необходимые профили в утилите nVidia nView будут созданы, переключение между режимами (Horizontal Span и Dual-View) не составит никакого труда. Утилитой Matrox Apptimizer пользоваться ещё легче, поскольку она автоматически выбирает правильные настройки для игр и приложений.
Конечно, режим Surround Gaming наиболее комфортен при использовании трёх мониторов – если вы можете себе это позволить. К сожалению, сегодня поддержку этого режима имеет только Matrox, однако производительность карт этой компании недостаточна для современных 3D-игр. Мы надеемся, что с выходом интерфейса PCI Express игры смогут легче поддерживать несколько мониторов, поскольку он позволяет использовать несколько графических адаптеров. Возможно, мы увидим игры, которые смогут нормально использовать дополнительное экранное пространство. Ну, а до тех пор монитор, выделенный специально под карту и чат в Battlefield 1942, остаётся мечтой. Но кто знает – возможно, nVidia услышит просьбы игроков, увидит потенциал в конфигурациях с несколькими мониторами и повлияет на игровых разработчиков в рамках программы TWIMTBP. Мы можем только надеяться…