Введение
Жанр | квест с аркадными вставками |
Издатель | |
Разработчик | |
Требуется | PII-300 МГц, 64 Мб ОЗУ |
Рекомендуется | PIII-600+ МГц, 128+ Мб ОЗУ |
Мультиплеер | отсутствует |
Квест “Полная труба” вполне может категорически нравиться, но может – и чертовски бесить. Эти чувства иррациональны и никоим образом не говорят о его качестве, более чем полно отражая индивидуальную реакцию человека на творчество Ивана Максимова.
Именно в творчестве, во вкусах, о которых не спорят, всё дело. Создатели (во главе с Максимовым) построили очень цельный, очень “рукотворный” и очень комплексный мир, достоинства которого плавно перетекают в недостатки. Замечать эти недостатки или игнорировать, воспринимая их как вынужденную плату за наличие достоинств, – выбор остаётся за геймером.
“Невинные монстры” Ивана Максимова
Что характерно: на сайте игры в разделе “Авторы” на самом видном месте расположен портрет Ивана Максимова. Именно он, Иван Максимов, один из самых известных аниматоров России, автор любимых многими мультфильмов “5/4”, “Слева направо”, “Болеро”, “Провинциальная школа”, обладатель неофициального звания “лучший ученик Юрия Норштейна”, более всех ответственен за плюсы и минусы “Полной трубы”. Ведь именно он, Иван Максимов, сделал из “Полной трубы” не подражание своим мультфильмам, не интерактивное их отражение на экране монитора и не компьютерное продолжение их сюжетных линий, которых, собственно, нет. Максимов сотворил из “Полной трубы” очередное звено в бесконечной цепи собственных миров – вещь, с одной стороны, совершенно самостоятельную, а с другой – полностью находящуюся в контексте всего того, что он делал, делает и всегда будет делать.
Стилистика рисования “носатых уродиков”, появившаяся ещё в дипломных работах Максимова и ясно видимая даже в априорно коммерческом рекламном ролике “Москитола” (“…потому и не кусают!..”), в “Полной трубе” представлена в чистом, сжатом, абсолютизированном варианте: что ни экран – то новое, совершенно сюрреалистическое существо, называемое самим мастером “персонажами младенческой души”. Не менее откровенно и недвусмысленно мир “Полной трубы” пронизывает фирменная абсурдистская логика и иррациональный юмор Ивана Максимова. Пропажа тапки как завязка приключения, дырка под кроватью, “дружащий с головой” Старый Пионэр (герой мультфильма “5/4”, просочившийся в “Трубу”), комната с дверями, любитель вантузов – гражданин Отмороженный… Всё это и многое другое очень органично вписывается в общую идеологию создаваемых Максимовым вселенных, но…
…практически непостижимо с точки зрения нормального бытия. Поэтому нет ничего удивительного, что не знакомый (хотя бы минимально) с творчеством этого художника человек может элементарно не понять прелести “Полной трубы”, посчитав логику абсурда надуманной, сюжет – бессмысленным, юмор – отсутствующим в принципе, а местных персонажей – отталкивающе-забавными существами. “Невинными монстрами”, как назвал их однажды журнал “Огонёк”.
Не трубою единой
Структура и способы построения игрового процесса “Полной трубы” не менее интересны, нежели её эстетические стороны. Главная особенность данного квеста – полное единство игрового мира во всех его проявлениях.
Единство пространственное – из любой открытой главным героем (с простым именем “Дядя”) точки “Трубы” можно попасть в любую открытую точку (и в некоторые неоткрытые). На лифте, по лестницам, через двери, трубы, препятствия – но можно.
Единство сюжетное – все персонажи “Трубы”, так или иначе, связаны между собой, все события имеют внутреннюю “трубную” логику, проистекая одно из другого, ситуационно изменяя всю картину мира. Например, убежавшие персонажи никуда не деваются, а просто перемещаются в другое место, где могут быть найдены и использованы вновь (тут показателен пример с Бабулей).
Наконец, в “Трубе” существует единство предметное, благодаря которому все попадающие в Дядин инвентарь вещи могут быть использованы: во-первых, многократно; во-вторых, в любой точке “Трубы”; и в-третьих, совершенно различными (но логически верными) способами.
Подобная нетипичная для современных квестов неразрывность игрового мира, не распадающаяся, как это сейчас принято, на череду “герметичных” эпизодов, каждый со своим набором загадок и предметов, является безусловным плюсом и…
…минусом игры. Ибо по мере развития сюжета территория наших поисков (предметов, загадок, ответов на эти загадки) только увеличивается. И когда у тебя в голове крутятся комбинации для трёх этажей и шести предметов – это интересно, но когда этажей становится 7 или 8, а предметов, по крайней мере, дюжина, это – уже утомительно. Не всегда, не для всех и не слишком – но всё же.
По накатанной
Мастерски справившись с основными для квеста проблемами создания запоминающихся и харизматичных персонажей и построения внутренне самодостаточного игрового мира, авторы не смогли обеспечить “Полной трубе” должного качества загадок и головоломок, традиционная обыденность которых плохо вяжется с общим сюрреализмом происходящих событий.
Самое смешное, что о традиционности местных заданий и их решений говорят столь же традиционные для жанра недочёты, которыми не преминули снабдить “Полную трубу” её авторы. Начнём по порядку…
Больше всего в “Полной трубе” раздражает идея сокрытия столь необходимых в некоторых эпизодах игры монеток за цементными пробками в стене. Безусловно, догадавшись расковырять такую пробку с помощью молотка хотя бы один раз, вы решите “финансовую” проблему до конца приключения. Однако догадаться о том, что белое пятно на стене – это не нарисованная розочка, не изъян окраски, а именно пробка, на которой, для добычи вожделенной монеты, надо применить молоток, крайне затруднительно (с точки зрения логики).
Идём дальше. Типичная для не слишком качественных квестов черта – трёхкратное повторение некого действия для получения нужного результата – нашла место и тут. Дважды на голову бедного Дяди падает злосчастный мешок с песком и лишь на третий раз – вожделенная щётка. Нет, честно: меня всегда удивляла эта приверженность “магической” цифре “три” со стороны разработчиков, заставляющая их приписывать главному герою легендарный синдром пушкинского Старика из “Золотой рыбки” (“…в третий раз он закинул невод…”).
Ещё один частый гость квестов – задания на комбинаторику. В “Полной трубе” их целых два, оба связаны с трубами и водой, которая через них вливается и выливается. С сожалением надо признать, что оба задания никуда не годятся. Одно слишком простое, другое – по всей видимости, с программной ошибкой – вообще никакое. Подходи, нажимай рычаг и пользуйся. Какие тут загадки, какие сложности, какая комбинаторика? Десяток рукояток – всего лишь для фона.
В отличие от прозаичных загадок “Полной трубы”, местные аркады чудо как хороши, несмотря на свою простоту в обоих смыслах этого слова. Поверьте, каждый из вас найдёт среди них занятие по душе – кидание ли шаров в сумку Мамаши, правильная ли синхронизация движения Висюнчиков, “кёрлинг” ли в комнате с уборщицей Дуней… Не представляя никакой сложности в плане прохождения, все эти аркады – прекрасная возможность для отдыха мозгов, сильно напрягаемых при анализе замысловатой смеси сюрреалистической оболочки и обыденного наполнения.
Все краски сумрака
Выглядит “Полная труба” очень здорово, причиной чему является озорной примитивизм нарисованных и анимированных Максимовым плоских персонажей (который может нравиться, может – нет), вселённых в заранее просчитанные с помощью какого-то пакета трёхмерной графики подвальные помещения. Удивительно, как авторам удалось внести в эти серые сплетения труб и комнат должное количество индивидуальности и уюта: там – трещинка, тут – выщербинка, затянувшаяся мягкой сеточкой мха кирпичная кладка, полустёртый рисунок или надпись… Кстати о надписях. Затаившиеся в полутьме, они несут множество полезных сведений и откровенных подсказок.
Естественно, музыкальная составляющая игры несколько слабее визуальной. Фоновые скрипки, духовые, ударные, вздохи, скрипы, шорохи, подчёркивающие атмосферу таинственности и ирреальности происходящего, а на их фоне, будто тонкая ниточка, ведущая на поверхность, к солнцу, к комнатке с уютной кроваткой, бьётся невозмутимый стук Дядиных тапочек-вьетнамок.
Слишком нормальный
В своих многочисленных интервью Иван Максимов не устаёт подчёркивать, что коммерческая формализация той или иной задачи никак не мешает его творчеству, более того – ограничения помогают ему работать более собранно и плодотворно.
Яркое подтверждение этого тезиса мы видим в квесте “Полная труба”. Очутившись на новой для себя территории разработки компьютерной игры, известный аниматор как всегда безупречно справился со своей частью задания, вписав получившуюся в итоге вселенную в бесконечное разнообразие стилистически единых миров Ивана Максимова.
К сожалению, остальные авторы, не обладающие столь острой индивидуальностью, не смогли составить мастеру должный творческий тандем, ограничив притягательное своеобразие “Полной трубы” её визуальной составляющей. Так что, с точки зрения непосредственного игрового процесса, проект “Полная труба” – это просто ещё один, достаточно неплохой, но отнюдь не безупречный квест. Геймерам, не испытывающим трепета от творчества Ивана Максимова, стоит помнить об этом особенно хорошо.
Графика | 9/10 |
Звук и музыка | 7/10 |
Управление/Дизайн | 6/10 |
Сюжет | 6/10 |
Игровой интерес | 7/10 |
Сложность | средняя |
Знание английского | не обязательно |