Вступление
Прохладным субботним утром 13 марта 2004 года сотни людей собрались вместе, чтобы воочию увидеть, как полтора десятка беспилотных автомобилей откроют для человечества новую эру роботехники. Эта эра подарит людям множество типов колёсных машин, способных ездить без присутствия в них водителя. Впрочем, стоп: хотя у нас ещё и остались шансы войти в чудесную эпоху беспилотных автомобилей в этом году, финал соревнований на приз Агентства разработки высокотехнологичных оборонительных решений (Defense Advanced Research Projects Agency – DARPA) победителя не выявил. Ни один из 14 автомобилей-роботов не смог преодолеть путь от города Бэрсто (Barstow, Калифорния) до Лас-Вегаса (Las Vegas, Невада). Трудность задания стала очевидной, едва машины выехали в открытую пустыню и начали ломаться одна за другой.
С содержанием первой части репортажа можно ознакомиться тут.
Интересы военных
Сразу три генерала вместе!
Министерство обороны США направило на финал соревнований около дюжины своих служащих, среди которых было 3 генерала. Эти генералы, прилетев и улетев на боевом вертолёте Blackhawk, произвели настоящий фурор.
Вертолёт Blackhawk уносит генералов прочь.
Море журналистов, океан зевак
Сотни репортёров
Около сотни репортёров из CNN, TechTV, Popular Mechanics и иных средств массовой информации терпеливо ждали старта, фиксируя для истории каждый момент соревнований.
Многочисленная толпа зрителей с нетерпением ожидает старт гонки
Командный отбор
Из 100 команд, зарегистрированных для участия в соревнованиях, только 25 получили приглашение на отборочный этап, который проходил на гоночной трассе Fontana. Причём, только у 21 команды “на руках” был реально действующий беспилотный автомобиль. Хотя и из этих 21 машины большинство не смогло преодолеть отборочную трассу, организаторы из DARPA отобрали 14 лучших, которые и приняли участие в финальном пробеге. Нет сомнений, что команды, стоявшие за машинами-финалистами, испытывали настоящую гордость от того, что их каторжный труд последних месяцев не оказался напрасным.
После отбора 25 команд для отборочного этапа, организаторы из DARPA пошли навстречу участникам в упрощении правил соревнований. К примеру, длина трассы была уменьшена с 250 до 150 миль.
Правила гонки
Машина контроля преследует беспилотное авто Sandstorm команды Carnegie Mellon.
В 6 часов утра первый беспилотный автомобиль показался на стартовой линии. Старты следующих машин происходили каждые несколько минут с таким расчётом, чтобы начальная позиция экипажа соответствовала занятому на отборочном этапе месту. Соответственно, первым на финальную трассу вышел ставший победителем отборочного заезда автомобиль команды Carnegie Mellon. Раннее начало гонки объяснялось тем, что организаторы хотели обеспечить каждой из стартующих машин как минимум 10 часов пробега в светлое время суток.
Вся навигация соревнующихся машин осуществлялась через GPS, никакого человеческого участия в маневрировании не допускалось. Автомобили должны были сами отыскивать и объезжать те препятствия, которые подстерегали их на пути. За каждым из стартующих беспилотных экипажей ехала следом, так называемая, машина контроля, где сидели представители организаторов соревнования. Именно они могли приостановить автомобиль-участника, перезагрузив, в случае надобности, бортовые компьютеры, или вовсе выключить его и снять с соревнований (всё это делалось с помощью радиоуправления). В том случае, если беспилотный экипаж не реагировал на команды, подаваемые с пульта управления, его выключали с помощью специальной кнопки “E-Stop” (которая обязана была быть на шасси любого участника заезда).
К 11 часам утра почти все автомобили были обездвижены (сами или с помощью организаторов), а соревнование – прекращено.
Результаты команд (с видеороликами заездов)
Carnegie Mellon
Беспилотное авто Sandstorm команды Carnegie Mellon. Обратите внимание на то, что сенсоры машины заключены в противоударную оболочку.
Беспилотный автомобиль команды Mellon Carnegie назывался Sandstorm. Это модернизированный джип Hammer с навесным сенсором, расположенным в центре. Sandstrom оказался самым дорогим агрегатом гонки – его цена равнялась 3,4 миллиона долларов. Благодаря тому, что команда Mellon Carnegie заняла первое место в отборочном этапе, она считалась фаворитом и финального заезда.
Sandstorm отлично стартовал, проехав, в конечном итоге, дальше всех. На отметке 7,4 мили его колёса увязли в песке препятствия, машина забуксовала и загорелась.
SciAutonics II
Автомобиль Avidor 2004, созданный командой SciAutonics II, также стартовал очень бодро, но, проехав 6,7 мили, врезался в насыпь и заглох.
(Видеоролик заезда Sandstorm и Avidor 2004)
ВНИМАНИЕ: Видеоролики кодированы в формате DivX. Для их просмотра скачайте кодек DivX тут.
Caltech
Беспилотное авто Bob, созданное командой Caltech, проехало около полутора миль и врезалось в ограждение.
Digital Auto Drive (DAD)
Автомобиль команды Digital Auto Drive под названием DAD вышел на трассу удивительно здорово, но был приостановлен на 6-й миле пути. Эта остановка была нужна для проезда аварийного грузовика, который эвакуировал сломавшийся Sandstorm. После перезапуска DAD не смог найти верное направление и на всей скорости помчался на толпу. Было страшно (смотрите видеоролик).
(Видеоролик заезда Bob и DAD)
Virginia Tech
Один из аутсайдеров финала – беспилотный экипаж Cliff от команды Virginia Tech – не смог даже сдвинуться со стартовой отметки. Сбой в программном обеспечении заклинил тормозные колодки машины, из-за чего работающий на полную мощность двигатель задымился, и автомобиль был выведен из строя.
(Видеоролик старта Cliff с заклиненными тормозами)
Axion Racing
Кто сказал, что у роботов нет чувства юмора? Автомобиль команды Axion Racing под названием Spirit of Kosrae насмешил публику, начав прямо на старте выписывать полные обороты вокруг своей оси (как это делают танки). Пришлось организаторам его срочно выключать.
(Видеоролик заезда, где Spirit of Kosrae крутится вокруг своей оси)
Команда CajunBot
Названный именем команды автомобиль CajunBot врезался в стену сразу же после старта.
Команда ENSCO
Самый впечатляющий старт получился у автомобиля DAVID от команды Ensco. Сомнительная слава тянулась за машиной ещё с отборочного этапа, где DAVID умудрился перевернуться во время гонки “на спину”. Нет сомнения, все ждали, что и в финале машина “отмочит” что-либо похожее. DAVID вылетел на стартовую точку, будто чёрт из ада, рванул вперёд, виляя задней подвеской, и сломался, не проехав и сотни ярдов.
(Видеоролик заезда CajunBot и DAVID)
Команда CIMAR
NaviGATOR – детище команды CIMAR – проехал около половины мили прежде, чем врезался в ограждение. Я очень надеялся на успех этого автомобиля, ведь только у него сенсорный блок располагался впереди. Причём, на достаточной высоте.
Команда школы Palos Verdes High School
Команда школы Palos Vedes High School так и не исправила ошибки навигационной системы у своей Doom Buggy (переделанная Acura SUV). Машина разбилась о стену сразу же после старта. Кстати, и на протяжении всей гонки отборочного этапа Doom Buggy “вело” направо, прямиком к ограждениям.
(Видеоролик заезда NaviGATOR и Doom Buggy)
SciAutonics I и Team TerraMax
И RASCAL от команды SciAutonics I, и TerraMax от команды TerraMax – оба не отъехали далее мили от точки старта, когда им была подана команда остановки. Оба автомобиля элементарно потерялись. Меж тем, TerraMax был самой тяжёлой машиной соревнований – его масса равнялась 32 тысячам фунтов (почти 13 тонн, – THG.ru). Когда TerraMax стартовал, организаторы заставили репортеров отойти от ограждений на целый метр (плюс к этому открыли ворота сзади – для возможной эвакуации), чтобы избежать жертв в случае выхода машины из-под контроля.
(Видеоролик заезда RASCAL and TerraMax)
Команда Golem Group
Автомобиль Golem от команды Golem Group прежде чем сломаться, проехал 5 миль.
The Blue Team
Команда Blue Team отозвала свой GhostRider с финального забега, но захотела показать технику автобалансировки. Дело в том, что GhostRider – это беспилотный мотоцикл, который на этапе отборочных соревнований шокировал всех своей ужасной аварией.
(Видеоролик заезда Golem и GhostRider)
Open Challenge – новое соревнование для беспилотных авто
Соревнования DARPA пройдут и в следующем году с тем же призом в миллион манящих долларов. Для тех, кто не может ждать так долго, имеется ещё один подобный конкурс с названием Open Challenge (http://irrf.org). Он состоится в сентябре.
Заезд на Open Challenge стартует в Лас-Вегасе и финиширует там же, проведя беспилотные автомобили через 300 миль пути. Многие известные нам по соревнованиям DARPA команды примут участие и в Open Challenge. Туда же приедут и неудачники, дисквалифицированные на мартовских гонках.
Заключение
Как вы видели, большинство беспилотных автомобилей были выведены из строя после столкновения с препятствиями. Наверное, в будущих соревнованиях команды задумаются над тем, чтобы придать своим машинам большую “непробиваемость”. Нет сомнений и в том, что команды извлекут из случившегося урок и исправят сенсоры и программы своих детищ.
Агентство DARPA всеми силами приближает тот день, когда беспилотные машины пойдут в бой и начнут перевозить грузы и пассажиров. Интерес к этому со стороны коммерческих структур очевиден. Или нам не нужны роботы-грузовики? Или роботы-автобусы?
Пока лучший из лучших, Sandstorm, проехал 7,4 мили. В следующий раз он сможет проехать 50 миль. Команды будут работать над своими машинами, покуда те не поедут так, как надо, и туда, куда надо. Неважно, будет ли это Open Challenge или новый Grand Challenge под эгидой DARPA, но беспилотный экипаж пересечёт пустыню. Наш сайт обязательно расскажет об этом. Когда-нибудь…