Вступление
Мышки марки Razer всегда считались культовой вещью в среде геймеров, особенно геймеров истых, для которых пара лишних кадров с секунду (fps, frame per second) отделяет поражение от победы. Однако в последнее время мышки других производителей, основанные на оптических принципах позиционирования, стали вытеснять механических “монстров” от Razer с геймерских ковриков. Компании ничего не оставалось делать, кроме как порвать со своими архаичными традициями и выпустить в свет свою первую оптическую мышку – Razer Viper 100. По цене в 50 долларов (цена с сайта www.razerzone.com) мы получили идеологически новый продукт.
Это – традиция
Впрочем, поборники старины могут быть спокойны. Razer не сделала с новинкой ничего революционного, наподобие внедрения в неё передовых технологий беспроводной связи. Razer Viper 100, по-прежнему, присоединяется к компьютеру через тонкий двухметровый проводок с USB-штекером на конце. Именно так: USB – и никаких PS/2. Для “лучшей электропроводности” (по словам Razer) штекер покрыт тонким слоем золота. Лично я не верю в то, что, почувствовав позолоту, электроны побегут по своим делам резвее, однако, выглядит всё это очень солидно. Сама мышка выполнена в классическом дизайне для обеих рук, правда, её корпус несколько более продолговат, нежели у обычных мышей, а “спинка” сделана из полупрозрачного дымчатого материала. “Подошва” Razer Viper 100 освещена традиционным красным сиянием, лучи которого падают и на белое колесо прокрутки (вещь в современных играх незаменимая).
Чтобы гарантировать уверенный зажим мышки ладонью, на боках новинки расположились две прорезиненные вставки. Пара кнопок Razer Viper 100 достаточно широка, чтобы геймер не промахнулся по ним в пылу боя. Кстати, некоторые высказывают сожаление по поводу их числа, однако, лично вам это, скорее всего, не помешает. Наконец, на всё той же “подошве” Razer Viper 100 находятся три тефлоновые нашлёпки, которые должны способствовать лучшему скольжению мышки по поверхности.
Тайные подробности
Для того чтобы мы могли сравнить новую мышку от Razer с её прямыми конкурентами, использованные в Viper 100 технологии требуют внимательного рассмотрения. Многие из вас довольно быстро отреагировали на нашу недавнюю статью, в которой мы пытались разъяснить, что именно стоит за терминами “dpi” (“dot per inch” – точек на дюйм) и fps (“frame per second” – кадров в секунду). Основываясь на содержащейся там информации, мы вновь собираемся проанализировать технические характеристики мышек с точки зрения реального их использования. Сравнив новую Razer Viper 100 с серией мышек MX от компании Logitech (см. наш обзор), мы увидим, какой же из этих манипуляторов отвечает запросам рынка в большей степени.
Перейдём к фактической части. Как и у большинства оптических мышек, сенсор Razer Viper 100 разработан фирмой Agilent Technologies. Сенсор состоит из 256 (16х16) чувствительных элементов, способных сканировать поверхность с частотой 2300 раз в секунду (иногда этот параметр ошибочно называют “fps”) – очень хороший результат для высокочастотных сенсоров стандартного размера. В мышках серии MX (от Logitech) используется сенсор из 900 (30х30) элементов, сканирующих поверхность с частотой 5350 раз в секунду. Поначалу кажется, что благодаря лучшим, нежели у Viper 100, показателям микропроцессор мышек серии MX получает более полную информацию, что, в свою очередь, позволяет ему точнее управлять курсором на экране (или прицелом в игре).
Однако на наш вопрос “так ли это на самом деле?”, инженеры Razer ответили следующее… Они утверждают, что процессор мышек Logitech серии MX не способен обработать даже 2300 изображений в секунду, а заявленные 5350 изображений – это чистая профанация. На самом деле мышки серии MX “складируют” излишки изображений сенсора в кэш процессора, который извлекает и обрабатывает их позже – по мере надобности. Сама же Razer при создании мышки Viper 100 использовала совершенно новую, никем ещё не опробованную технологию совмещения оптического сенсора с линзами. Данная конструкция (сенсор+линзы) была разработана фирмой Kärna Precision, которая специализируется на изготовлении устройств оптического кодирования.
Как говорят в Razer, усиленный линзами оптический сенсор позволяет Viper 100 значительно превзойти своих конкурентов по точности, чувствительности и времени реакции. В принципе, звучит логично: сравнив оптическую мышку с цифровым фотоаппаратом (а это вполне допустимо – ведь в обоих случаях речь идёт о получении изображения какой-либо поверхности), мы согласимся, что хороший сенсор и там, и там играет крайне важную роль. Однако при правильном соединении сенсора с качественной оптикой эта роль может быть усилена ещё больше.
Впрочем, вернёмся к скорости обновления. В принципе, мы не можем утверждать, что этот параметр (изменяемый в разумных пределах) сильно влияет на работу мышки (любой). По крайней мере, когда компания Microsoft снизила частоту обновления у своих новых мышек с 6000 до 2000 изображений в секунду, никто на это не обратил внимание. Наверное, истина, как всегда, лежит посередине. Одно несомненно: качество каждой конкретной мышки определяется только по совокупности её параметров, а никак не по одному из них.
Ещё немного цифр…
Теперь перейдём к довольно деликатному вопросу о “рабочем разрешении” – к знаменитым cpi (counts per inch), ошибочно называемым dpi (dots per inch). Этот параметр определяет количество отрезков, на которое делит дюйм сенсор мышки. Чем выше значение параметра “cpi”, тем меньше то расстояние, на которое надо переместить мышку для перемещения курсора на экране монитора (или прицела в игре). Высокое значение cpi у мышки производит впечатление её “быстроты” и “ускоряемости”. Короче говоря, увеличение разрешения (до определённого предела) делает мышку более “точной”. Как мы выяснили, для экранного разрешения в 1280х1024 (это стандарт для играющих на жидкокристаллических панелях геймеров) приемлемое разрешение мышки должно равняться чуть менее 800 cpi. А разрешение в 800 cpi – предельное для современных мышек – вполне подходит даже для экранного разрешения в 1600х1200 точек. Сенсор Razer Viper 100 обеспечивает разрешение в 1000 cpi (его, разумеется, можно уменьшить по желанию пользователя программными методами) – большего на сегодняшний момент не может предложить никто. Во время проведения тестовых испытаний мы ещё вернёмся к вопросу полезности столь высоких показателей данной характеристики.
Как уже было сказано, обмен данными между компьютером и мышкой идёт через порт USB. Я не буду повторно сравнивать его с соединением через PS/2 – все, кому это интересно, могут прочитать подробности в нашей статье. Хочу лишь напомнить, что при присоединении мышки к порту USB информация, идущая от неё к процессору, обновляется 125 раз в секунду. Не такая уж и большая цифра, особенно по сравнению с ранее описанными параметрами, верно? Однако на практике 125 раз в секунду – это даже больше, чем требуется: рука человека физически не может двигать мышку через большее количество невидимых “координат”. Впрочем, высокая скорость обмена данными всё же полезна – ведь именно от неё зависит “точность” перемещения.
Хорошая работа!
Razer Viper 100 продаётся в очень красивом круглом чехле, чрезвычайно удобном для переноски мышки с одной LAN-вечеринки на другую. Помимо манипулятора, в чехле находится компакт-диск с фирменными драйверами. Весьма необычен у Viper 100 провод – он не слишком гибкий, но очень длинный и тонкий (это, впрочем, нельзя считать недостатком). Вне зависимости от того, в какой руке вы привыкли держать мышку, ощущения от зажатой в ладони Razer Viper 100 самые наилучшие. Я продолжаю утверждать, что для геймеров, просиживающих за любимой игрой значительное время, наиболее предпочтительной формой мышки остаётся классическая, округлая. Наконец, надо сказать, что Razer Viper 100 очень лёгкая (по массе) мышка – и это делает её ещё эргономичней и точнее. Две прорезиненные вставки по бокам обеспечивают надёжный захват мышки рукою, а следовательно – более точное наведение на цель. Сначала немного непривычно, что ваш большой и безымянный пальцы сжимают резину, но позже, когда чувство новизны уходит, становится ясно, насколько это удобно. Тефлоновые нашлёпки, расположенные на “подошве”, скользят по поверхности невероятно легко. Особенно на специальном коврике для мышки из твёрдой пластмассы (хотя манипулятор не слишком чувствителен к качеству поверхности, использование ковриков остаётся наилучшим вариантом). Это, опять же, увеличивает точность и чёткости наведения. Чистить “подошву” Razer Viper 100 лучше всего мягкой тряпочкой.
Кнопки Viper 100 располагаются прямо под пальцами, поэтому промахнуться по ним невозможно даже в разгар боя. Правда, не исключено и случайное нажатие (особенно с непривычки) – кнопки тут очень мягкие и чувствительные. Колесо прокрутки у Viper 100 сделано не слишком удачно. Оно, конечно, достаточно удобное и чувствительное, но прокручивается, на мой взгляд, слишком шумно и резко (тут с автором трудно согласиться: в ориентированной на игру мышке прокрутка как раз и должна быть такой – жёсткой и резкой, – THG.ru). Впрочем, это не слишком значительный недостаток, к которому также можно привыкнуть.
Драйверы, поставляемые Razer со своей Viper 100, можно считать образцово-показательной вещью. Они просты в использовании, позволяя владельцу мышки отрегулировать и протестировать практически любые характеристики: разрешение (в cpi), частоту двойного нажатия, скорость прокрутки колёсиком. Кроме того, в драйверах можно независимо настроить ускорение движения указателя (курсора или прицела) по осям X и Y. Я не знаю, каково практическое применение этой “независимости”, однако, может быть среди вас, уважаемые господа читатели, найдутся эксперты, которые смогут мне это объяснить? Самая же главная особенность драйверов Razer Viper 100 – возможность смены разрешения мышки прямо во время игры (что позволяет динамически получать либо более чувствительную, но непростую в управлении, либо менее чувствительную, но более удобную в большинстве ситуаций мышку). Делается это с помощью колёсика прокрутки и совмещённой с ним кнопки (то есть, на колёсико сначала надо нажать, а потом – покрутить его). Изменение чувствительности показывается на экране монитора.
Падай, ты убит!
Теперь давайте перейдём от цифр и умозаключений к реальному тестированию, в котором приняли участие 10 настоящих поклонников шутеров от первого лица. Использовав Razor Viper 100 в сольном и многопользовательском режиме игр Counter-Strike, Far Cry, Call of Duty и Vietcong, они в один голос заявили, что эта мышка более чувствительна и точна, нежели Logitech MX 500. По параметру ускорения обе мышки примерно были равны. Это значит, что, играя на Razor Viper 100, ваш герой будет двигаться столь же непринуждённо, как и стрелять. Исполнение классического для шутеров разворота на 180 градусов лучше удавалось на мышке от Razer. Так что, теоретическое превосходство Viper 100 оказалось верным и на практике.
С точки зрения любителей шутеров от первого лица, Viper 100 – это новый стандарт игровой мышки. Однако это не означает, что манипуляторы серии MX от Logitech так уж плохи. Мышки от Logitech – замечательны; их отличие от Razer Viper 100 может обнаружить только достаточно искушённый геймер. Кстати, один из наших тестеров, в прошлом чемпион по Counter-Strike, предпочитает играть именно на MX 500, отдавая должное наличию у этой мышки третьей кнопки. Помимо суровых любителей шутеров, Razer Viper 100 должна понравиться художникам, работающим в Adobe Photoshop – для них эта мышь также станет наилучшим приобретением среди своих “хвостатых” (в смысле – имеющих шнур) сородичей.
Осторожней, ты превышаешь скорость!
Напоследок осталось оценить важность достижения мышкой Viper 100 фантастической цифры в 1000 cpi. Конечно, при экранном разрешении в 1600х1200 точек некоторые очень глазастые геймеры способны воспользоваться этим преимуществом. Но значит ли это, что 1000 cpi – это максимальный разумный предел для оптики? Создаст ли когда-нибудь Razer мышку под названием Viper 200, чтобы проверить это? Не знаю, но думаю, что большинство геймеров, играющих при экранном разрешении в 1280х1024 точки, снизят этот показатель до отметки в 600 cpi.
Попробуем, однако, прикинуть, какое разрешение для мышки подойдёт именно вам. Для этого я предлагаю ознакомиться со следующими фактами. Чтобы курсор пересёк по горизонтали экран с разрешением 1280х1024 точки, мышке Viper 100 надо продвинуться: в разрешении 1000 cpi – на 1,5 сантиметра; в разрешении 600 cpi – на 3,3 сантиметра. А теперь попробуйте проделать аналогичные замеры с той мышкой, которая сейчас находится на вашем столе…
Заключение
Зажатая в вашей руке мышка от Razer потенциально способна принести в игре победу. Viper 100 – это наилучший выбор для любого геймера и художника. Она лёгкая и удобная, у неё точная и чувствительная оптика, позволяющая двигать указатель с большим ускорением – что ещё можно требовать от Razer? Разве что, точно такую же мышку – только без провода.