Заказное убийство. Исполняется на “бис”
Впервые мир узнал об Агенте 47 в ноябре 2000 года, когда вышла первая игра серии. Получив достаточно прохладный приём у большинства журналистов, Hitman быстро обзавелась довольно обширной группой поклонников среди простых геймеров. Некоторые проблемы с вменяемостью камеры обзора и управлением, а также отсутствие функции сохранения игры посреди задания не смогли перевесить достоинств этого проекта, выраженных в превосходном звуковом оформлении и чрезвычайно технологичной графике. Кроме того, Hitman могла похвастаться тем, что у любого задания (как бы сложно оно ни выглядело на первый взгляд) всегда имелась масса решений. Наверное, именно неспособность большинства обозревателей найти эти решения и стала причиной их не вполне адекватных оценок.
С момента последней встречи тут изменилось немногое (оригинальная Hitman в сравнении с Contracts).
Примерно через год после выхода оригинала, случилось новое пришествие мистера С.О. Рокседьмого на наши мониторы – Hitman 2. На этот раз разработчики постарались не повторять “ошибок молодости”, в результате чего вернувшийся к своим криминальным делам Агент 47 избежал обычного для рецидивистов провала: к оставшимся великолепными звуку и графике в продолжении прибавилось весьма удобное управление. Кроме того! За счёт портирования Hitman 2 на все основные приставки нового поколения, круг поклонников серии (и самой IO Interactive) значительно расширился.
В третий раз затянутый в похоронный фрак “ангел смерти” – мистер С.О. Рокседьмой – появился в 2004 году. Уверенно шагая от одной своей цели к другой, он неуклонно приближается к вашему дому, входит в него, достаёт свой огромный чёрный пистолет с глушителем и, сверкая холодными, как сталь, глазами, убивает самое дорогое, что у вас есть, – ваше свободное время…
Продолжение или набор дополнительных заданий?
Допущенные к препарированию рабочей версии Hitman: Contracts журналисты неоднократно писали, что новинка выглядит, скорее, как набор дополнительных миссий, нежели как полноценное продолжение. Слишком уж мало изменений внесли авторы в графику, звук, игровой процесс и дизайн заданий.
Если не вдаваться в подробности, то с данным утверждением, пожалуй, согласиться можно. Однако детальное рассмотрение игры в контексте всей серии заставляет нас заметно скорректировать первоначальные выводы в отношении целого ряда аспектов. Например, и управление, и игровой процесс в Hitman: Contracts подверглись значительной переработке. Причём, не всегда в положительную сторону. В частности, движения мышкой реализованы тут не слишком аккуратно.
Этот уровень посвящается легендарному худ. фильму “Профессионал”.
Зато в новинке исчезла знакомая по Hitman 2 скованность движений С.О. Рокседьмого, заметная при скрытном перемещении вокруг логова врага-жертвы. А ещё – выросла “сообразительность” камеры обзора (в экстренном случае всегда можно переключиться на вид от первого лица). Наконец, в Hitman: Contracts в очередной раз увеличилось количество (и качество) возможных вариантов завершения задания.
Звуки – отдельно, музыка – отдельно
Новая игра продолжает добрую традицию серии, поражая геймеров качеством звукового оформления. Благодаря несравненному Джесперу Киду (Jesper Kyd – композитор, работавший со всеми частями серии), внутриигровая и фоновая музыка настолько удивительна, что за её мощнейшим великолепием можно спрятать любые погрешности “озвучки”. Впрочем, это совсем не означает, что таковые в Hitman: Contracts есть! По крайней мере, мы прошли пару уровней игры с выключенной в опциях музыкой и никаких накладок не обнаружили.
Зато драматизм игрового процесса и его атмосфера без музыкального фона теряют очень многое. Помнится, после выхода Hitman 2 саундтрек к ней был выпущен на отдельном компакт-диске как самостоятельный продукт. Нам кажется, что музыку от Hitman: Contracts ожидает та же судьба.
С.О. Рокседьмой против… джедая?
Удивлённые новички и голливудские стандарты
Являясь страстными кинолюбами, мы не перестаём утверждать, что вершина, к которой должны стремиться все видеовставки и начальные ролики всех видеоигр мира, находится на пригорке с большой белой надписью “Hollywood”. К счастью, события в мире видеоигр развиваются в правильном направлении, и именитые кинопродюсеры всё чаще консультируют разработчиков на предмет придания их проектам дополнительной кинематографичности. Так, в Hitman: Contracts они посоветовали авторам применить технологию пост-фильтров (post-filter – технология внесения в картинку различных визуальных изменений. Например, в “Матрице” те кадры, где действие шло “в матрице”, обрабатывались пост-фильтром, придающим картинке зеленоватый оттенок) для добавления в игровую атмосферу дополнительных неуловимых нюансов.
Всё, чего не коснись, в Hitman: Contracts сделано крайне стильно.
Обычно видеовставки используются игрой для продвижения сюжета вперёд. В Hitman: Contracts видеовставками оформлены всплески воспоминаний главного героя о событиях предыдущих игр серии. Эти провалы в прошлое дают нам возможность глубже проникнуть в душу С.О. Рокседьмого, однако, они же вносят некоторый сумбур в головы новичков и излишне забывчивых “старых” фанатов.
Пощёчина общественному вкусу
Ещё задолго до релиза Hitman: Contracts по сети гуляли слухи о том, что разработчики из IO Interactive собираются добавить в игровой процесс третьей части солидный заряд “чернухи” (как говорят в народе). Скажем прямо – мы не слишком верили в это, логично полагая, что в игре, где главным героем является наёмный убийца, “чернухи” и так достаточно. Однако против фактов не пойдёшь: получив коробку с игрой, мы почти сразу убедились, что Hitman: Contracts – это не просто “чернуха”, а чрезвычайно густая и чёрная “чернуха”. Зайдя на сайт ESRB (Entertainment Software Rainting Board) и увидев, что новинка заклеймена рейтингом “М” (Mature – запрещена продажа детям до 17 лет), мы сильно удивились снисходительности цензоров. Пожалуй, мы на их месте посоветовали бы воздержаться от продажи Hitman: Contracts и гораздо более взрослым людям.
Кошмар. Кажется, это помещение придётся долго проветривать…
Тенденция перехода от лёгкого виртуального насилия к сценам, от которых кровь стынет в жилах, вообще заслуживает отдельного разговора. Но даже в его рамках третья часть приключений мистера С.О. Рокседьмого будет упоминаться исключительно в главе с названием “Пощёчина общественному вкусу”, рядом со стихотворением В.В. Маяковского “Я люблю смотреть, как умирают дети…”. Всего лишь один пример: на многих уровнях Hitman: Contracts вы встретите под завязку обколотых наркотиками персонажей, никак не реагирующих на окружающую кровавую вакханалию. Ещё? Нате: в Hitman: Contracts есть целый уровень, по которому разгуливают персонажи, разодетые в садо-мазо костюмы. Причём, разгуливают не просто так, а со смыслом. Ну… вы понимаете?
Интересно, как эта тётка умудрялась кричать “Помогите!” с кляпом во рту?
А ещё разработчики очень любят художественный фильм “Семь” (47-40=7?) – недаром же они включили в игру сцену, практически “дословно” повторяющую один из его эпизодов: желая вытравить запах разлагающихся трупов жертв, их крови и выделений, преступники используют освежитель воздуха. В этой миссии, кстати, вам придётся найти похищенную девочку. Сразу говорим, не найдёте. Максимум, что вы сможете принести безутешным родителям – её отрезанную руку.
Короче, мы не хотим никого пугать, но по части натурализма и цинизма в демонстрации насилия Hitman: Contracts представляет собой весьма показательное явление. Настоятельно рекомендуем помнить об этом особо впечатлительным людям, беременным женщинам и детям.
В меру технологичная графика
Тем более, что вышеописанные ужасы подкреплены очень достойной графикой. Конечно, общая стилизация графики несколько ослабляет эффект погружения в кошмар, но зато внимание разработчиков к неприметным глазу мелочам и реалистичным деталям – весьма его усиливает. В итоге Hitman: Contracts, не имея столь фундаментальной фотореалистичной базы, какой обладает, например, Far Cry, держится весьма бодро. Ну, а роль эксклюзивного спецэффекта новинки играет прекрасный эффект отражения от пола и шикарные гало вокруг ламп и светильников.
На этом скриншоте хорошо веден эффект отражения от пола.
Визуализация теней в Hitman: Contracts базируется на полноценном обсчёте источников света: при движении между фонарями, герой отбрасывает правильное количество динамически изменяющихся тёмных контуров. Здорово!
Проблема, однако, заключается в том, что контуры эти довольно сильно зазубрены. Попытка активации полноэкранного сглаживания кончается для Radeon 9800 Pro самым плачевным образом – игра немилосердно тормозит. Не здорово…
Включив полноэкранное сглаживание, игру можно превратить в диафильм.
Напоследок невозможно не похвалить авторов за погодные эффекты. Запредельно промозглый дождь, ураганный ветер, от которого виртуальная одежда трещит по виртуальным швам, сибирский снег – самый белый и холодный снег в мире…
Спят усталые игрушки…
Одной из основных проблем Hitman 2 была физика, а точнее – построенная на законах физики анимация персонажей. Отвечающая за её работу технология “мёртвого тела” (rag doll) и в самом деле производила на игру мертвящий эффект. К сожалению, Hitman: Contracts не может похвастаться большими изменениями, по-прежнему страстно убеждая нас в том, что после выстрела из дробовика трупы предпочитают отлетать на несколько метров назад, похабно суча шлангоподобными конечностями. Да что говорить о трупах, если даже живые персонажи напоминают…
Физика “мёртвого тела” (Rag doll) в новом Hitman по-прежнему мертва.
…иногда мы не на шутку задумывались: а с какого вообще существа можно снять те движения, которыми анимированы модели? С пьяных клоунов?
Не обошлось в Hitman: Contracts и без наших любимых нагромождений полигонов в местах скопления трупов врагов. Поверьте, высовывающаяся из виска одного мертвеца нога другого – это в 2004 году выглядит анахронизмом.
Впрочем, будем справедливы – помимо перечисленных накладок, претензий к физическому движку новинки у нас нет.
На этом скриншоте груда мёртвых тел напоминает скорее не груду, а однородную массу полигонального фарша.
Нужен ли вам такой “контракт”?
Hitman: Contracts – это игра, предназначенная только для взрослой аудитории с устойчивой психикой, способной адекватно воспринять все демонстрируемые тут извращения, депрессивные моменты и акты насилия. Кроме того, сюжет третьей части напрямую связан с предыдущими событиями, поэтому новичкам в нём будет непросто разобраться. Наконец, вы должны чётко понимать, что Hitman: Contracts балансирует на грани полноценного продолжения и набора дополнительных миссий.
Приняв во внимание все эти три пункта, мы вполне можем выставить новинке достаточно высокую оценку и рекомендовать её к покупке. Ведь Hitman 4 выйдет ещё ой, как не скоро…
Видать, подруга крепко сидит на игле – даже на направленный в лицо ствол не реагирует.