Победный блеск в глазах
Подобно облакам пыли, свидетельствующим о приближающейся армии… новости, предваряющие релиз Rome: Total War, свидетельствовали, что игра эта будет просто великолепной. И речь тут идёт не только о том, что студия разработчиков Creative Assembly хорошо известна нам по работе над такими стратегическими хитами, как Shogun: Total War и Medieval: Total War, но и о том, что наши собственные впечатления (См.
Но вот – пришло время знакомства с релизом. Что сказать вам, друзья, глядя красными от недосыпа глазами? Битвы поражают невероятным реализмом, а кампании по строительству империй заставляют погрузиться в процесс настолько глубоко, что перестаёшь ощущать ход времени.
Две игры в одной
Ещё в Shogun – первой игре серии “Total War” мы могли наблюдать умелое, совершенно “бесшовное” объединение жанров стратегии в реальном времени и пошаговой стратегии, благодаря которым тактическое командование огромными армиями и их кровопролитные битвы (некоторые имеют историческую первооснову) незаметно перетекали в глобальные планы по созданию империй – с захватом земель, строительством замков, управлением налогами и торговыми путями. Пошаговый режим даже предлагал (в играх Shogun и Medieval) геймерам некие возможности для выстраивания дипломатических (со шпионской подоплёкой) отношений между сторонами, которые, впрочем, не были популярны из-за их неудачной реализации.
Жанровая “сложносочинённость” серии, однако, была по вкусу далеко не всем геймерам. Осознавая это, разработчики Creative Assembly реализовали в Rome: Total War довольно тонкую настойку баланса сложности. К примеру, вы вполне вольны отдать вопросы управления налогами или строительства компьютерному помощнику, полностью углубившись в динамику тактических битв. Естественно, возможно и обратное: отдайте ваши войска в руки электронных полководцев, а сами превращайтесь в мудрого императора, самолично закладывающего камни в фундамент каждого нового храма в промежутках между встречами с иностранными послами.
Родственные узы
Если вы предпочитаете игры в стиле мейеровской “Цивилизации”, то радуйтесь: в “глобальную” часть Rome было добавлено огромное число новых функций, каждая из которых в сочетании с “тактическими” возможностями открывает для геймера совершенно новые перспективы.
К примеру, ландшафт на стратегической карте теперь представлен в виде трёхмерной модели (с обозначениями мест дислокации ваших войск). Взглянув на эту удивительную карту, покрывающую сотни километров, вы отныне мгновенно сможете оценить условия местности, способные повлиять на исход битвы. А ещё, вместо того, чтобы захватывать сразу всю провинцию целиком (как это было в Shogun и Medieval), вы теперь можете отвоёвывать столь стратегически важные долину, лес, горы или перевал.
Ещё одно изменение касается использования семей. В режиме кампании вы можете играть за одну из трёх римских семей: Юлиев (Julii), Брутов (Brutii) или Сципионов (Scipii). Как член одного из трёх домов влияния, вы можете обратиться к помощи родственников, назначив их на различные государственные должности – как военные, так и гражданские. Скажем, один родственник отличился как хороший управляющий, поэтому имеет смысл направить его управлять самым богатым городом. Другой оказался умелым тактиком на поле боя, поэтому пусть он принимает командование самой сильной армией и охраняет границы империи. Поскольку характеристики членов семьи описываются в Rome с помощью ролевой системы, со временем они набирают опыт, который сказывается на способностях и умениях. Помимо применения талантов вашей семьи, вы также вовлечены и в жизнедеятельность всего рода – в игре вам предстоит заключать брачные союзы, принимать рождение наследников и т.д. Подобные нюансы ещё больше очеловечивают ваших генералов и губернаторов.
Жажда крови
Если вас не интересует пошаговая стадия игры, и вы желаете с головой окунуться в сечу, игра предоставит вам сразу несколько режимов подобного “веселья”. Режим “Исторических битв” (Historical Battles) позволяет пройти через основные батальные события эпохи. Наверное, всем любителям истории захочется поучаствовать в осаде Герговии (Gergovia) и Спарты (Sparta) или повоевать за Требию (Trebia, река в сев. Италии). Окунитесь в исторические батальные сцены, и, возможно, вы сможете переломить их исход.
Режим быстрой битвы хорош для обеденного перерыва, позволяя сразу же включиться в сечу и удовлетворить свою “жажду крови”. Ну, а нашим выбором в Total War стал режим ручной настройки битвы (Custom Battle).
Здесь можно настроить всё, что угодно. Выберите время года, погоду, время суток, культуру, опции защиты и сложность. Вы можете играть в пустынных землях Сахары, шотландских горах или даже в Сьерра-Невада. Вы можете записывать битвы на жёсткий диск и просматривать их потом для анализа собственных ошибок. Именно режим ручных битв и отнял у нас больше всего времени. Он позволяет возвращаться к игре снова и снова, не задвигая коробку подальше на полку.
Побьёмся друг с другом
Возможность игры с живым противником, присутствующая в Rome, как и во всяком приличном проекте, не поддерживает, к сожалению, режим глобального пошагового строительства империи, ограничиваясь тактическими битвами по сети.
Одновременно в многопользовательском сеансе могут участвовать до 6 игроков – ваших друзей по локальной сети или незнакомцев из Интернета. Выставив условия боя (или выбрав исторический сценарий), вы приступаете к делу.
Не медлить!
С графической точки зрения игра впечатляет. Визуально она настолько красива, что по ней вполне можно снимать кинофильмы. В каждой битве готовы участвовать тысячи боевых единиц. Сами вы можете оставаться вдалеке от конфликта, либо довольствуясь величественным обзором происходящего (о, как светятся в ночи огненные снаряды катапульт!), либо, приблизив камеру до упора, изучать малейшие его детали – вплоть до рукопашных битв пары солдат.
Эпичность битв не мешает разработчикам уделить внимание мельчайшим нюансам: тому, к примеру, как ветер колышет траву или как в поднятых щитах и мечах отражаются враги. Выставьте эффекты на максимум – и каждый солдат станет отбрасывать тень или растворяться в тумане или дыме. Если ваша система выдержит, то можно установить разрешение 1280×960. Впрочем, и на медленных системах игра выглядит неплохо: вы не увидите пыль или травинки, но огромное число боевых единиц впечатлит любого.
Звук тоже немало привносит в общую атмосферу игры: великолепная речь актёров и музыкальное окружение значительно способствуют погружению в процесс. Движок игры не только правильно определяет, когда нужны музыкальные аккорды, но и подбирает соответствующую мелодию.
Ничто не идеально
Есть ли в игре недостатки? Да. Конечно, существуют программные сбои, напоминающие, что перед вами компьютерная игра, а не реальная жизнь римского солдата или губернатора. Например, мы воочию видели, как отряд солдат прошёл СКВОЗЬ боевого слона и гору конских трупов. С морскими сражениями, которые, по всей видимости, были добавлены в кампанию в последний момент, тоже проблема – они играются только в режиме автоматического подсчёта. Могло бы быть получше и управление камерой, в её сегодняшнем виде она заставляет вас немало попотеть для установки нужного ракурса при помощи мышки. В конце концов, нам даже пришлось использовать клавиатуру.
Марс не терпит колебаний
Добрая половина игры “проглатывается” как увлекательный фильм – многомиллионный блокбастер, в котором вы выступаете в роли режиссёра. Другая половина представляет собой полигон для строителей империй – с должной глубиной возможностей и бесконечной властью игрока-императора. Вы можете контролировать любой аспект этого процесса, а значит, Rome: Total War вырвет из вашей жизни не жалкие часы, а месяцы свободного (и не очень) времени.
Впрочем, вполне возможно, что вы никогда не играли в стратегические игры. Что ж, есть смысл начать именно с Rome: Total War – прекрасного и крайне современного образца этого жанра.
Из-за множества новаций, стратегической глубины и великолепной графики, мы решили наградить Rome: Total War нашей медалью “Must Have”.