Введение
Если нужно получить приличное качество звука при максимальной компактности, то от Hi-Fi системы 2.1 никуда не деться. Маленькие сателлиты можно разместить по бокам монитора, а сабвуфер задвинуть под стол или ещё куда-нибудь.
Конечно, система 2.1 даёт только стерео. Вы не получите всех прелестей объёмного звука 5.1. Но не надо забывать, что почти вся музыка по-прежнему существует только в стерео. Поэтому объёмный звук имеет смысл только для просмотра DVD и в играх. Впрочем, вы можете использовать систему симуляции 3D-звука, которую, конечно, с настоящим объёмным звуком не сравнишь, но восприятие она может улучшить. Сегодня системы 2.1 для компьютера становятся всё лучше и лучше, уже обеспечивая высококачественное звучание по приемлемой цене. Для нашего сравнения мы решили взять новые системы 2.1, цена которых не превышает $100.
Тестовая методика
Серьёзное тестирование акустики должно состоять из субъективных и объективных тестов. Для объективных тестов мы использовали акустическую измерительную систему DAAS32 (Digital Audio Analysis System) базирующуюся на собственной карте и программном обеспечении под Windows. В качестве тестового микрофона мы взяли 1/4″ Neutrik 3382. Систему можно использовать для различных измерений, но мы ограничили наше тестирование только частотной характеристикой, да и то она сильно подвержена влиянию окружения, в котором тестируется оборудование. Поэтому мы дополнили общую характеристику тестом сабвуфера (при близком измерении), чтобы получить лучшее представление о его возможностях, а также о пересечении частот с сателлитами.
Для отображения графика мы использовали взвешенные характеристики и третью октаву. Это позволяет не только избежать случайных выпадений частоты, но и делает график более наглядным. Чистая кривая, которую дают наши измерения, имеет достаточно высокую точность (1/24 октавы), но для её чтения необходимо обладать знаниями по акустике и иметь опыт работы. Конечно, для нашего анализа мы использовали точную кривую, а для наглядности привели в статье взвешенную.
Все тесты проводились в условиях, близких к реальности: сателлиты располагались на столе, а сабвуфер – на полу. Поэтому результаты отражают именно то, что вы и получите на практике, если, конечно, правильно разместите систему.
Для субъективных тестов мы использовали ПК с high-end картой Terratec Aureon FireWire (24 бита/192 кГц). Мы взяли разнообразную музыку, чтобы максимально полно оценить качество звука и обнаружить какие-либо дефекты, если они есть. В качестве источников использовались DVD Audio и CD Audio. Мы не забыли провести также тесты с несколькими играми и фильмами на DVD.
Тесты дополняет оценка максимального уровня звука, при котором не наблюдается ощутимых искажений. Для этого теста мы создали специальный сигнал, используя три “розовых шума” в стерео (правый, левый и центр). Этот сигнал, по сравнению с широкополосным “розовым шумом”, сильно отфильтрован по очень низким частотам (практически отсутствующим во многих видах музыки), а начиная с 500 Гц, наложен ещё один небольшой фильтр (-3 дБ).
Анализ нашего сигнала по третьей октаве показывает, как распределяются частоты.
Амплитудный коэффициент составлял 12 дБ.
Мы пытались приблизить тест к реальному воспроизведению музыки, а не просто измерить пиковый уровень. Поэтому мы использовали постоянный сигнал. Как и любой “розовый шум” (на базе которого основан наш сигнал), он случаен по своей природе.
3D-анализ спектра (уровень звука, частота и время 5,5 с) даёт хорошее представление.
Уровень звука измерялся на расстоянии одного метра от сателлитов, установленных стандартным образом (сателлиты – на столе, и сабвуфер на полу). Мы использовали шумометр с разрешением 0,1 дБ SPL, а время отклика было установлено в стандартное значение “Long”, чтобы получить стабильное значение уровня. Результат мы получали в дБ SPL (Sound Pressure Level – уровень звукового давления) без взвешивания, как и полагается для широкополосного шума. Но не забывайте, что этот тест – сравнительный, поэтому полученные значения не являются абсолютными. В других условиях системы могут дать совершенно другие уровни звука.
Звуковой уровень измеряется в дБ SPL “L” (Linear – линейно), как видно на экране нашего шумометра.
Altec Lansing VS.2121: начнём с самой маленькой?
Система 2121 от Altec очень компактна – это самая маленькая акустика 2.1, которая когда-либо попадала в нашу лабораторию. Конечно, она привлечёт внимание тех пользователей, у кого на столе недостаток свободного места. Но компактный размер нас несколько насторожил: не повлекло ли уменьшение габаритов к ухудшению качества звука? Насколько разумен такой выбор?
Дизайн VS.2121 прост и незатейлив. То же самое можно сказать про конфигурацию. Система состоит из двух сателлитов и сабвуфера, в котором располагается блок питания. Всё, что нужно, – подключить кабель сателлитов к сабвуферу, подсоединить источник звука (кабель от звуковой карты) и подвести питание.
Управление располагается на правом сателлите. За громкость отвечает потенциометр, также включающий и выключающий систему, а кнопка включает 3D-звук, названный “Sound Field Expander”. Там же находится и гнездо для наушников, которое бывает полезно в ряде случаев. Сателлиты использую 5-см широкодиапазонный динамик, который защищён металлической решёткой. Алюминиевая рамка сателлитов хорошо вписывается в дизайн. Внешний вид понравится тем, кто любит классический сдержанный стиль.
Ширина сабвуфера превышает его высоту – довольно необычное решение. 10-см динамик с полукруглым подвесом имеет хороший ход для своего размера. Корпус сабвуфера оснащён фазоинвертором. Отверстие располагается спереди, ближе к правой стороне, что облегчает установку (вы можете расположить его рядом со стеной без всяких проблем). Кстати, регулировать уровень сабвуфера нельзя.
Спецификации производителя:
- мощность сабвуфера: 16 Вт;
- мощность сателлитов: 2 X 6 Вт;
- частотная характеристика: 40 Гц – 20 кГц (-10 дБ);
- входы: 1 линейный;
- гнездо для наушников: на правом сателлите;
- сателлиты: 2″ широкодиапазонные;
- сабвуфер: 4″ низкочастотный;
- габариты сателлитов: 81 мм X 210 мм X 79 мм;
- габариты сабвуфера: 251 мм X 146 мм X 209 мм.
Результаты тестирования
Конечно, столь компактная система не способна обеспечить очень высокий уровень громкости. Но результат в 105 дБ внушает уважение.
Максимальный уровень громкости: 105 дБ SPL.
Полученная частотная характеристика 2121 довольно хороша, если принять во внимание компактный размер сателлитов. Расширенного диапазона низких частот ожидать не стоит. За исключением случайного резонанса в районе 11 кГц, спектр высоких частот линеен. Низкие частоты вполне хороши, учитывая объём сабвуфера и размер динамика, но настоящих басов ожидать вряд ли стоит.
Очень хороший результат для столь компактной системы. Хотя нижняя часть спектра уже не так чётко выражена, как у больших моделей. Впрочем, это вполне логично.
Для модели подобного размера результат более, чем приличен. Но не ожидайте того, что вы можете получить на большой системе.
Что касается практических тестов, то система 2121 показала очень хорошее акустическое качество – почти с идеальным балансом. Это очень неплохо, учитывая, что уровень сабвуфера изменить нельзя. Тембр нас тоже весьма порадовал, так что модели 2121 способны удовлетворить практически всех пользователей. Но в такой идиллии всё же есть скрытый дефект, который появляется при повышении уровня громкости. Искажения начинаются слишком рано. Обеспечиваемой громкости будет достаточно для индивидуального прослушивания, но на “прокачку” комнаты надеяться не следует. Порог (разный для каждого типа музыки) достигается очень быстро, после чего появляются заметные искажения. Впрочем, это не является недостатком данной модели. Такая ситуация типична для всех компактных систем. Если вы будете слушать музыку с разумной громкостью, то 2121 обеспечит очень хорошее качество.
Creative Inspire T3000: знаменитое качество
Creative вполне логично использует разработанные технические решения в широком диапазоне продуктов, для разных сегментов рынка. Система T3000 построена на компонентах, которые уже известны нам по другим продуктам этого производителя. Это даёт как уверенность в качестве (поскольку компоненты уже проверены временем), так и невысокую цену (так как вложения уже наверняка были “отбиты”).
Сателлиты, используемые Creative во многих системах, являются двухполосными. Они оснащены 65-мм среднечастотным динамиком и симпатичным крошечным полусферическим твитером. Сателлиты устанавливаются на металлическую подставку и имеют сзади отверстие для монтажа на стену. Внешний вид довольно технологичен – но целевой аудитории он понравится.
Сабвуфер имеет правильный размер и легко разместится под столом. Его 13-см динамик выведен на одну из боковых стенок, а на передней панели сабвуфера находится фазоинвертор. Размеры динамика позволяют обеспечить вполне уверенные “низы”. Сабвуфер имеет входное 3,5-мм гнездо и разъём для подключения проводного дистанционного управления. Последнее позволяет управлять общим уровнем громкости, а также уровнем сабвуфера, что можно выполнять очень легко с помощью двух потенциометров. Дистанционное управление может похвастаться линейным входом, гнездом для наушников и портом M-Port для плееров Creative – что позволяет наслаждаться музыкой, не включая ПК. С отрицательной точки зрения отметим присутствие внешнего блока питания, который несколько увеличивает мешанину кабелей, разбросанных близ ПК.
Спецификации производителя:
- мощность сабвуфера: 17 Вт;
- мощность сателлитов: 2 X 6 Вт;
- частотная характеристика: 40 Гц – 20 кГц;
- входы: 2 линейных;
- гнездо для наушников: на проводном дистанционном управлении;
- сателлиты: 2-полосные, среднечастотный динамик плюс твитер;
- сабвуфер: 4″ низкочастотный;
- габариты сателлитов: 92 мм X 195 мм X 90 мм;
- габариты сабвуфера: 182 мм X 285 мм X 240 мм.
Результаты тестирования
Что касается максимального уровня громкости, то здесь никаких сюрпризов не произошло. T3000 даёт вполне ожидаемый по мощности и дизайну уровень: примерно такой же, что и у конкурентов со сходным дизайном. По абсолютному значению уровень средний – как и можно было ожидать от модели с подобной ценой.
Максимальный уровень: 106 дБ SPL.
После того, как мы уменьшили уровень сабвуфера, мы получили частотную характеристику с приемлемым балансом. Средние частоты несколько завышены, но характеристику можно признать очень хорошей. Сабвуфер вполне очевидно нацелен на диапазон 60 Гц – 125 Гц. Довольно логичное решение для модели такого типа. Не следует ожидать настоящих “низов” там, где их быть не может.
Частотная характеристика правильно и хорошо покрывает весь звуковой спектр. Средние частоты несколько выделяются, но несильно.
Вполне закономерный результат для небольшого сабвуфера.
Перейдя к прослушиванию музыки, следует отметить хорошее качество T3000, если вы уменьшите уровень низких частот. В среднем положении потенциометра они всё же несколько завышены. Звуковое качество очень хорошее, без заметной окраски. Что касается низких частот, то здесь всё зависит от типа басов. T3000 не может вытянуть очень низкие частоты, и если частота ближе к нижнему краю спектра, то вы получите заметные искажения. Но для большинства музыки это не характерно, так что уровень и качество можно признать вполне приемлемыми, хотя звук несколько монотонен. Этот же недостаток сказывается на играх и в фильмах. В целом, T3000 не может обеспечить высокий уровень громкости без искажений. В то же время, эта модель достаточно хороша для персонального прослушивания – и не более того. Одним из плюсов T3000 является большое число разъёмов и удобное проводное дистанционное управление. Этот фактор может стать решающим при покупке.
Logitech X-230: технология и дизайн
Модель X-230 из новой линейки Logitech заметно отличается от предыдущих продуктов. Производитель пытается привлечь внимание к новой технологии, названной “Frequency Directed Dual Drivers”. Как утверждается, она позволяет устранить интерференцию между динамиками, в то же время обеспечив большую поверхность мембраны для воспроизведения средних частот – а именно в этом и заключается слабое место многих колонок, у которых дизайн стоит на первом месте. Другими словами, Logitech тоже решила использовать микродинамики, вошедшие в последнее время в моду.
В принципе, красивое название не таит под собой каких-то принципиально новых технологий. Некоторые домашние акустические системы используют подобную технологию вот уже несколько десятков лет. Идея заключается в разных фильтрах у двух вертикально расположенных динамиков, чтобы ограничить интерференцию между ними. Впрочем, технология доказала своё качество, и мы можем только приветствовать её появление на рынке колонок для ПК. В то же время, здесь используется слишком простой фильтр – простой конденсатор параллельно с одним из динамиков, что несколько снижает эффективность технологии. Для данной категории акустики это типично.
Внешне сателлиты X-230 представляют собой маленькие колонны, оборудованные двумя 5-см динамики с металлической мембраной – с центральной “пулей” и симпатичным полукруглым подвесом. Хотя стойки можно использовать и для настенного крепежа (повернув их), колонки не позволяют регулировать угол.
Корпус сабвуфера имеет небольшой объём, оснащён фазоинвертором и 13-см динамиком, причём отверстие находится слева. Справа располагается разъём для сателлитов (многоконтактный DB9) и ручка регулировки уровня сабвуфера. Чтобы увеличить или уменьшить уровень, вам придётся тянуться до неё, что не очень хорошо. Все остальные разъёмы вынесены на правый сателлит: подключение второго сателлита, а также линейный вход (3,5-мм гнездо). В комплект поставки входит адаптер “тюльпан”, позволяющий подключать акустику к приставкам. Управление ограничено кнопкой питания и регулятором громкости. Там же располагается и 3,5-мм гнездо для наушников.
Спецификации производителя:
- мощность сабвуфера: 20 Вт;
- мощность сателлитов: 2 X 6 Вт;
- частотная характеристика: 40 Гц – 20 кГц;
- входы: 1 линейный;
- гнездо для наушников: на правом сателлите;
- сателлиты: 2-полосные, широкодиапазонные с центральной “пулей”;
- сабвуфер: 13-см (5,25″) низкочастотный;
- габариты сателлитов: 63 мм X 203 мм X 76 мм;
- габариты сабвуфера: 152 мм X 228 мм X 235 мм.
Результаты тестирования
Что касается средней мощности, то, несмотря на ограничения сателлитов, система 230 смогла выдать очень высокий уровень звука – чуть больше 106 дБ.
Максимальный уровень: 106,5 дБ SPL
Наши измерения показали хорошо сбалансированную частотную характеристику, линейную в средних и высоких частотах, без каких-либо выпадений. Только в нижней части средних частот мы наблюдаем не столь хорошие показатели, хотя они остаются на достойном уровне. Низкие частоты вполне линейны и спускаются довольно низко для сабвуфера подобного размера.
Примечательная линейность и великолепный баланс в средних и высоких частотах. Ниже уже не так хорошо, но всё же вполне достойно.
Хорошие результаты для низких частот – неплохо для модели данной категории.
Что касается субъективных тестов, то 230 показала хорошее воспроизведение звука, прозрачное и сбалансированное. Вполне очевидно, что линейность средних и высоких частот отразилась на тембре – он имеет очень высокое качество. В то же время, если вы любите громкую музыку, то вам может недоставать уровня. Динамика быстро сведётся на нет. Это не проблема для индивидуального прослушивания, но если вы задумали “прокачать” комнату, то вряд ли стоит браться за это дело, тем более, что сателлиты не могут быть направлены. Так что 230 – это приличная система для одного пользователя. Низкие частоты хороши, но, как и следовало ожидать, ограничены размерами динамика. Здесь, опять же, басов вполне хватит для персонального прослушивания в небольшой комнате – и не более того. С практической точки зрения мы были несколько огорчены скудностью возможностей по подключению.
Заключение
Наше тестирование не выявило каких-либо сюрпризов. Если вам в первую очередь важно качество звука, то самой привлекательной системой, без сомнения, станет Logitech X-230, однако она обладает скудными возможностями по подключению, так что вы можете с успехом выбрать и Creative T3000, обеспечивающую мощный звук при достойном качестве. Наконец, Altec Lansing VS.2121 подойдёт тем, кому нужны маленькие и элегантные колонки, но она также обеспечивает хорошие результаты, если вы не будете выкручивать громкость.