Жанр | Тактическая стратегия |
Издатель | |
Издатель в России | |
Разработчик | |
Требуется | P4-1000 МГц, 256 Мб ОЗУ, 3D |
Рекомендуется | P4-2000+ МГц, 256+ Мб ОЗУ, 3D |
Платформа | ПК, Xbox |
Мультиплеер | LAN, I-net |
Настоящая ответственность
Вступительный ролик игры Full Spectrum Warrior начинается с того, что солдаты, патрулирующие улицы оккупированного города, начинают рассуждать вслух об отношении к ним местных жителей – так называемых “зиков” (Zeeks). Южный Зекистан – не настолько выдуманная страна, как это может показаться на первый взгляд: этнические чистки, поддержка международного терроризма на государственном уровне, оккупация территории коалицией “демократических” держав – всё это сегодня никак не тянет на фантастику…
Первоначально созданная по просьбе министерства обороны США как полноценный имитатор боевых действий в городских условиях для приставки Xbox, Full Spectrum Warrior постепенно превратилась в, более или менее, обыкновенную игру стратегического жанра, ориентированную на максимально обдуманные и тактически выверенные действия командира.
Чтобы добиться от ни разу не нюхавших пороха геймеров уважения к жизни виртуального бойца-подчинённого, разработчики из студии Pandemic предусмотрели несколько приёмов. Во-первых, это индивидуализация солдат – помимо уникальной внешности и прозвища, бойцы обладают собственным набором предпочтений и антипатий. Во-вторых же, в Full Spectrum Warrior отсутствуют такие чисто игровые понятия как “возрождение” или “лишняя жизнь за счёт собранных бонусов”: если в результате вашего приказа боец попал в передрягу и умер – он умер навсегда.
Школа командиров
Именно понимание того, что первоначально Full Spectrum Warrior была полновесным военным симулятором, является лучшей отправной точкой для оценки её игрового процесса. К примеру, не стоит обвинять авторов в недостаточном “дружелюбии” игры, равно как не стоит искать в Full Spectrum Warrior каких-либо параллелей с тактическими шутерами. Для многих это станет шоком, но, фактически, вы, геймер, не имеете возможности непосредственно управлять ни одним из бойцов вашего отряда – все действия в игре осуществляются через отдачу приказов на передислокацию, открытие огня и локальное перемещение. При этом, как бы странно это не прозвучало, вовсе необязательно, что ваш приказ будет немедленно принят к выполнению.
При подобной механике игрового процесса, “узким местом” становится интерфейс пользователя. К счастью, в ПК-версии Full Spectrum Warrior он безупречен, представляя собой логичный перенос приставочного управления на связку мышки и клавиатуры.
Внешние показатели
Иные разработчики при портировании игры с приставок на ПК ничуть не заботятся о хоть каком-то улучшении видеоряда, ограничивая свои усилия лишь увеличением разрешения картинки. К счастью, студия Pandemic не пошла по этому пути: будучи и на Xbox одной из самых зрелищных игр, Full Spectrum Warrior ещё больше расцвела, получив в безграничное пользовании все современные компьютерные технологии. Световые всполохи, цветное освещение и динамические тени, мягкий дымок от взрывов и жара земли, перерисованные текстуры (к примеру, в ПК-версии прекрасно различимы все нашивки и знаки отличия на униформах бойцов) превращают землю и города Зекистана в настоящее произведение искусства. Ближневосточная красота в Full Spectrum Warrior на равных спорит с реалистично показанными ужасами войны, и геймер уже не знает, в рай он попал или в ад.
Впрочем, обновив технические характеристики графического движка, Pandemic не забыла и об игровом разрешении – оно в Full Spectrum Warrior может быть до 1280х1024 включительно.
Помимо графики, проект Pandemic вполне может гордиться своим физическим движком, слегка приправленным голливудскими спецэффектами. И хотя в Full Spectrum Warrior грузовики не взмывают в воздух на фугасе (как это бывает в фильмах категории “В” про войну), но во время перестрелки время вдруг уплотняется, и картинка на мониторе переходит в режим замедленной съёмки (что, разумеется, благотворно сказывается на возможности контроля геймера над ситуацией).
Армейский юмор
О физическом движке следует сказать немного подробнее. Именно благодаря ему дрожат и болтаются двери автомобилей во время перестрелок и взрывов, именно физический движок гонит уличный мусор по улицам, создавая порой уникальные по красоте, годные для включения их в фильм “Красота по-американски” (American Beauty), сцены медленного планирования над асфальтом кусочка вчерашней газеты.
Под стать окружающему физическому реализму и анимация персонажей. Бойцы вполне натуралистично присаживаются на корточки, бегают и стреляют.
Музыкальное сопровождение игры различается от уровня к уровню, в общих чертах напоминая тему из фильма “Падение чёрного ястреба” (Black Hawk Down). “Озвучка” бойцов в Full Spectrum Warrior очень неплоха: болтовня в промежутках боя помогает геймеру ещё более сродниться со своими подчинёнными. Кстати, рейтинг цензурной комиссии “М” (Mature) игра заработала отнюдь не за сцены насилия, а за периодически проскакивающие в речи бойцов не слишком литературные слова и выражения.
Двойной удар
Приставочная версия Full Spectrum Warrior обладает почти забытым на ПК режимом совместного прохождения для двух геймеров. К счастью, разработчики не пожадничали и перенесли этот режим и в компьютерный вариант игры. Но перенос, к сожалению, не был полноценным…
Дело в том, что использующая возможности службы Xbox Live приставочная версия имеет встроенную поддержку голосовой связи. В то же время, пользователи компьютеров вынуждены запускать на пару с Full Spectrum Warroir какую-нибудь стороннюю утилиту (например Game Commander) или ограничиваться коммуникацией с помощью текстовых сообщений.
Собственно, качественное и быстрое общение между геймерами необходимо только первое время, пока каждый из них не узнал особенности командного стиля другого и не научился основным тактическим приёмам ведения боя. Впоследствии же – с ростом умения и понимания задач игры – необходимость в координации действий и взаимовыручке несколько снижается.
Не всё так здорово
Впрочем, есть у игры и вполне конкретные проблемы. Во-первых, большие вопросы вызывает система расчёта действия прикрытий: оказавшийся рядом со взрывом боец вполне может остаться невредимым, если нижняя половина его тела была закрыта каким-либо препятствием. Это же самое касается и террористов.
Во-вторых, далеко не всем понравится, что в момент переключения внимания между отрядами камера обзора поворачивается таким образом, чтобы показать вам их взаимное расположение. С одной стороны это добавляет зрелищности, а с другой – мешает мгновенному реагированию на внезапно возникающие угрозы. В-третьих, в Full Spectrum Warrior слишком уж затянуто время перезарядки оружия, что, впрочем, способствует большей продуманности действий.
Однако самым большим недочётом игры мы считаем отсутствие в ней возможности разблокировки функций “повышенной реалистичности” – тех самых функций, которыми, собственно, Full Spectrum Warrior и отличается от разработанного по просьбе министерства обороны имитатора. Что характерно – в приставочной версии возможность разблокировки присутствовала.
Помимо того, что в “военной” версии игры используется более сложный (за счёт отсутствия всяческих подсказок и дополнительной информации) интерфейс, в ней более подробно представлен режим работы штурмовых отрядов внутри зданий. Впрочем, даже в “военной” версии Full Spectrum Warrior не превращается в Rainbow Six.
Наконец, хотим мы предъявить некоторые претензии и к стартующему по умолчанию режиму сложности “Сержант” (Sergeant), при прохождении игры на котором вам вряд ли понадобится слишком активно пользоваться укрытиями и бояться передвижения по насквозь простреливаемым улицам.
Вердикт
Наверное, некоторые обозреватели обвинят эту игру в однообразии: в конце концов, максимально эффективная тактика боя не обладает обилием вариантов, а иного пути для победы, кроме как её применение, нет. Оправданием данного обвинения может послужить реализм происходящего и тот факт, что солдаты американской армии, проходящие службу в Ираке и применяющие схожие с использующимися в игре приёмы, не жалуются на “однообразие” и “скуку”, а, наоборот, рады, что до сих пор остаются живы и здоровы.
Шутки шутками, но Full Spectrum Warrior – это самая реалистичная с точки зрения настоящей военной науки тактическая стратегия, имитирующая боевые столкновения в городе. Не больше, но и не меньше.
Графика | 8/10 |
Звук и музыка | 8/10 |
Управление/Дизайн | 8,5/10 |
Сюжет | 7/10 |
Игровой интерес | 8/10 |
Сложность | Средняя |
Знание английского | Не нужно |