Вступление
Спорт как жанр – давно пройденный этап для создателей видеоигр. Спорт как отправная точка для творчества – модная тема для амбициозного и перпендикулярного проекта и приманка для расширения аудитории игры – вот цель сегодняшнего и завтрашнего дня. Мы предлагаем вам узнать, почему менеджеру всё-таки необходимо разбираться в правилах регби, почему дворовый футбол является рассадником феминизма, почему японцы лучше понимают футбол, чем футбольных болельщиков, а канадцы – наоборот и, наконец, почему забастовка хоккеистов-миллионеров оказалась на руку любителям баскетбола.
Pro Rugby Manager 2004 / “Менеджер регби” или Ты не такой, как все
Жанр | Спортивно-экономическая стратегия |
Издатель | Digital Jesters |
Издатель в России | Акелла |
Разработчик | Cyanide Studio |
Требуется | P3-800 МГц, 128 Мб ОЗУ, 3D |
Рекомендуется | P4-1500+ МГц, 256+ Мб ОЗУ, 3D |
Платформа | ПК |
Мультиплеер | LAN, I-net |
Собственно, рейтинги, выставленные игре много ниже по курсу, – своеобразный компромисс между реальной ценностью и интересностью Pro Rugby Manager 2004 как некого абстрактного игрового продукта и тем впечатлением, какое этот продукт может произвести на усреднённого российского игрока. Фактически, это как кусок “рокфора” или сборник хокку на языке оригинала – знатоки наслаждаются вкусом и тайным смыслом, а большинство ворчит что-то по поводу заплесневелого сыра и изгаженной непонятными иероглифами туалетной бумаги…
Расстановка игроков. Поначалу этот этап не выглядит пугающе для постороннего глаза. Но только поначалу…
Благородная цель дать любителям регби симулятор менеджера, равный (как минимум) по возможностям самому Football Manager (бывший Championship Manager), связала британского издателя Digital Jesters и французскую студию разработчиков Cyanide. Не слишком широкая известность данных контор не должна настораживать: спортивные менеджеры – это не тот жанр, где всё упирается в финансовые возможности и богатый опыт. Хотя, скажем честно, малобюджетность и дебютность в Pro Rugby Manager 2004 всё-таки видна невооружённым глазом…
Типичная картинка из типичного спортивного менеджера. Готовьтесь лопать цифры килограммами.
Скажем, интерфейс. В отличие от идеально эргономичного интерфейса Football Manager, отточенного десятком предыдущих инкарнаций, нагромождение управляющих меню Pro Rugby Manager 2004 напоминает выполненную впопыхах курсовую работу по программированию – вроде всё работает, но переизбыток несуразностей напрягает страшно. Поверите ли, в большинстве меню нет даже кнопки “Отмена” – приходится пользоваться опцией “Откатиться на один шаг назад”.
Великобритания. Отметив нужный маршрут, тренер может пустить по городам и весям Объединённого королевства своих охотников за молодыми талантами.
Правда, есть у игры и явные достоинства, которыми она превосходит всё тот же Football Manager. К примеру, в Pro Rugby Manager 2004 есть довольно подробно проработанная экономическая составляющая, связанная с развитием инфраструктуры базы, наймом обслуживающего персонала, заключением спонсорских контрактов, продажей билетов на стадион, передачей прав трансляции матчей по телевизору… Помимо чёткого понимания спортивных реалий, геймеру, волей-неволей, приходится стать неплохим бизнесменом, находящим баланс в, казалось бы, далёких от игры в регби ситуациях.
Итоговый бухгалтерский лист перед началом сезона. Пока во многих графах стоят нули. Пока…
План вашей базы: дрянное тренировочное поле, каморка видеозала, комната для пресс-конференций с тараканами, отвратительно работающий душ и ларёк с фирменными сувенирами. Надо что-то делать!!!
Pro Rugby Manager 2004, продолжение
Вторым существенным плюсом Rugby Manager 2004 стоит считать розыгрыш матчей с участием команды геймера в реальном времени (почти в реальном – длительность матча равна 10 минутам) с возможностью мгновенной перестройки стратегии и замены игроков. Собственно, удивляться этому не приходится: это только на первый взгляд регби кажется крайне примитивной, если не сказать – тупой, игрой, где толстые здоровые мужики бегают туда-сюда, пихая, толкая и подминая друг дружку под себя. На самом деле, регби – это без пяти минут шахматы в реальном времени, где есть свои пешки, слоны, ладьи, ферзи, короли (их роль играет мячик со смешной формой самаркандской дыни) и, разумеется, сами шахматисты – тренеры противоборствующих команд. В отличие от своих футбольных коллег, им некогда сидеть на лавочке, с пустым взглядом выцеживая одну сигарету за другой. Матч для них – такая же полноценная часть существования, как и для бегающих по полю спортсменов.
Составляем расписание тренировок.
Врага надо знать в лицо. Ну, или хотя бы по силуэту…
Графически “трансляция” мачта не представляет собой что-то выдающееся, хотя, с другой стороны, использует вполне качественный трёхмерный движок с плавающей камерой и анимацией, не злоупотребляющей абстракциями: оценить проблемы в игровом рисунке подопечных, глядя на экран, очень даже можно…
Куча мала. Ваш ход, гроссмейстер!
Наконец, наравне с серьёзной управленческо-экономической начинкой и достаточно полноценным моделированием матчей, Rugby Manager 2004 радует знающего толк в регби геймера обстоятельной и весьма обильной лицензионной “обёрткой” действа: всего в игре представлено 10 национальных чемпионатов, полдюжины кубков, Чемпионат Европы и Мира, 100 клубных и 50 национальных команд… 15000 реально существующих регбистов дали своё согласие на то, чтобы их имя присутствовало в игре. Короче говоря, пора воскликнуть “Ух ты!!!”.
Личное дело Крейга МакГрафа: 183 см, 102 кг, 20 лет, шотландец… Ты нам подходишь, парень!
Или не воскликнуть. К сожалению, по популярности регби значительно отстаёт от футбола. Особенно в России. Учитывая же, что спортивный менеджер регби – это, в первую очередь, “спортивный”, а потом уже – “менеджер”, без хорошего знания данного вида спорта к Rugby Manager 2004 лучше не подходить.
Нет, это не тюремные соревнования. Просто у ребят такая форма…
FIFA Football 2005 или Больше, чем футбол
Жанр | Футбольная аркада |
Издатель | Electronic Arts |
Дистрибьютор в России | Софт Клаб (ПК- и PS2-версии) |
Разработчик | EA Sports |
Требуется | P3-700 МГц, 128 Мб ОЗУ, 3D |
Рекомендуется | P4-2400+ МГц, 256+ Мб ОЗУ, 3D |
Платформа | ПК, PlayStаtion 2, Xbox, GameCube, PlayStation 1, GBA, N-GAGE |
Мультиплеер | Modem, I-Net, на одном ПК |
Чего там: игры, в названии которых присутствует числовое обозначение года, давно пора выделить в отдельный жанр, рецензирование которого будет заключаться в заполнении журналистом-обозревателем таблицы “было/стало” и прописывании галочек на позициях “обещали/выполнили”. Microsoft Flight Simulator, Unreal Tournament, NHL, NBA Live, FIFA Football, Norton Antivirus – теоретически, эти продукты давно уже потеряли своё лицо, превратив его в аморфную маску медленно кочующих и размножающихся путём самооплодотворения опций, функций и возможностей. Покупка игр и продуктов с числовым обозначением года в названии давно уже перестала быть осмысленным действием, превратившись, во-первых, в ярмарку тщеславия (вы уже поставили себе MS Office 2006? Нет? Фу, какой позор!), а во-вторых, в параноидальную зависимость, патологическую боязнь упустить в жизни что-то важное – и это при чётком осознании, что ничего “важного” или “нужного” именно вам в этих игро-продуктах уже не появится.
Впрочем, у “годономерных” релизов есть один крайне специфический тип покупателя, которому они действительно нужны, – это неофит, приобретший компьютер или приставку прямо сейчас и не имеющий за душой коллекции предыдущих серий.
Самая тёмная сторона новой FIFA, как ни странно, заключается в ужасающем качестве графики. На лицах футболистов – месиво, модели – чистый завод по производству целлулоидных пупсов, разрешение текстур таково, что закрадывается дурная мысль о первородности среди данного многоплатформенного проекта версии для мобильных телефонов. Сравнивая графику с прошлым годом, можно смело сказать: хуже! Хуже, чем в 2003, 2002, 2001, 2000 и, даже, 1999 году, – к счастью, только в статике. Ибо анимация – да, хороша. Оттащив камеру обзора на максимально далёкое расстояние, в FIFA Football 2005, нервно прикрывая ладонью глаза во время вставок, можно играть без боязни упасть в обморок.
Зато пользовательский интерфейс FIFA Football 2005 – лучший в этом тысячелетии, простой и лаконичный: пара движений или нажатий геймпадом или мышкой – и мы уже там, где и должны быть. Не пугает даже некоторая малогабаритность части таблиц, из-за чего приходится активно пользоваться боковыми ползунками, и невозможность работы со всем составом команды сразу – а только “в игре”, “на замене” и “резерв”.
В численном, музыкальном и “увеселительном” исчислении FIFA Football 2005, опять же, никак не тянет на аутсайдера пятилетки. Наоборот, по заверению EA Sports, в этом году геймер сможет порадоваться управлению любым из ПЯТНАДЦАТИ ТЫСЯЧ профессиональных футболистов, поиграв в двух дюжинах лиг за любую из четырёх сотен команд. Аутентичные эмблемы, трусы, гетры и стадионы – прилагаются.
А ещё во время игры на откидывающихся с левого нижнего края язычках геймер сможет обнаружить названия 38 специально лицензированных под FIFA Football 2005 музыкальных композиций (две скрытые), прикупить за “баллы личностного роста” две дюжины праздничных комплектов формы лучших клубов мира, дюжину не менее праздничных мячей и вызвать на обслуживание товарищеского матча Пахтакор-ЦСКА (обе команды руководством EA Sports цинично проигнорированы, но очень умелые руки энтузиастов уже вовсю обрабатывают FIFA Football 2005 программными напильниками и плоскогубцами) Пьерлуиджи Коллину (Pierluigi Collina), известного простому миру как “Фантомас”…
Нет, рука не сломана. Просто… у кого-то она растёт не из того места, откуда нужно.
Тем не менее, в перерывах между любованием интерфейсом, прослушиванием животворящих композиций на романских языках и рассматриванием модели Коллины, FIFA Football 2005 предлагает сыграть в футбол. Точнее – в то, что должно создавать в мозгу геймера ощущение “футбола”…
Это, кстати, очень тонкий момент: сколько не работай пальцами вокруг корпуса геймпада, реальными футбольными финтами наш разум данные манипуляции не посчитает. А вот если ткнуть в лицо геймера эмблемой любимого клуба – этак, без стеснения – на три четверти монитора, а потом подложить соответствующую музыку, а в конце обернуть всё действо ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ о футболе – вот тогда разум выкинет красно-белый флаг и заорёт со всей мочи “Оле!”.
FIFA Football 2005, продолжение
FIFA Football 2005 нафарширована НАШИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ о футболе, как ни одна FIFA Football до этого. На поле можно почти всё: пасовать верхом, низом, на ход, вразрез, в ноги, бить верхом, низом, головой, через себя, с лёта, в подкате, в прыжке, хватать за майку, делать подножки, толкаться, обводить, финтить. Новинка этого сезона – система First Touch – отправила в помойку, казалось бы, вросшие в плоть серии однообразие атак и неповоротливость футболистов вне зависимости от громкости имени, вышитого на их майках. Конечно, для полного счастья нужен геймпад, но это правило действует в серии FIFA Football уже добрых 4 года – пора бы и привыкнуть, сделав соответствующие выводы и покупки.
Россия-Италия. Всё закончилось лучше, чем в реальности…
Главная гордость FIFA Football 2005 – второе, гораздо более удачное, нежели в 2003 году, пришествие режима “Career”. Преодолев подсознательную маркетологическую боязнь столкнуть лоб в лоб свой футбол и свой футбольный менеджер (серию Total Club Manager), EA Sports, наконец, осознала, что обычной склейкой нескольких сезонов национальной лиги карьере тренера не обойтись.
На этот раз геймеру предлагают на протяжении 15 сезонов поработать тренером футбольного клуба, начав свой путь с самого дна европейских чемпионатов. Понимая, что самое ценное в игре – преодоление, разработчики FIFA Football 2005 постарались сделать всё возможное, чтобы процесс не казался рутинным с самого старта и до финиша: при комплектовании состава на матч значительную роль стали играть такие характеристики футболистов, как возраст, усталость, моральных дух. Теперь уже недостаточно выбрать из 20 человек 11 самых ловких и умелых, гоняя их от ворот до ворот весь сезон. Постоянная ротация кадров и создание условий, при которых эта ротация будет проходить безболезненно для качества игры команды, – вот задача для геймера в режиме “Career”.
Помогать в этом деле ему (геймеру) будут начисляемые за победы баллы, на которые можно улучшить характеристики “вторичных” тренеров: вратарских, тренеров полузащитников, защитников, медперсонала, скаутов и физруков – всего восемь наименований футбольно-обслуживающего персонала. А ещё можно прикупить или обменять футболистов – тоже неплохой способ укрепить тылы.
В целом, именно режим “Career” вносит в FIFA Football 2005 осмысленность существования, благодаря которой игра пусть и не становится более “реалистичной”, но более “футбольной” или, скорее, “засасывающей через футбольную тему” – безусловно.
Сравнивать плюсы и минусы FIFA Football 2005 на фоне плюсов и минусов главного его конкурента – Pro Evolution Soccer 4 – так же бесполезно, как бесполезно сравнивать спринтера и стайера, тактика и стратега, художника и шаржиста. Нет никаких сомнений в том, что краткий миг матча в Pro Evolution Soccer 4 выглядит даже не в разы – на порядки предпочтительнее такового в FIFA Football 2005. А сезон? Или, тем паче – ряд сезонов? То-то и оно, что держать на жёстком диске FIFA Football 2005 оказывается выгоднее: эта игра не так сильно приедается, она требует меньше физических и умственных усилий, она, наконец, не претендует на сколько-нибудь существенное место в жизни. Не столько копируя, сколько пародируя футбол на потеху и радость публике, FIFA Football 2005 оказывается выше и больше его…
NBA Live 2005 или Негры Белым “Атамстили”
Жанр | Симулятор матчей НБА |
Издатель | Electronic Arts |
Дистрибьютор в России | Софт Клаб (ПК- и PS2-версии) |
Разработчик | EA Sports |
Требуется | P3-700 МГц, 256 Мб ОЗУ, 3D |
Рекомендуется | P4-2400+ МГц, 256+ Мб ОЗУ, 3D |
Платформа | ПК, PlayStаtion 2, Xbox, GameCube |
Мультиплеер | Modem, I-Net, на одном ПК |
Пуляйте в баскет, brothers! Благо, время наше пришло: треснув от непомерных амбиций контингента, Национальная Хоккейная Лига лежит в коме, неведомо каким воздушно-капельным путём передав недуг вечно идеальной серии NHL от EA Sports – нынешний NHL 2005, пожалуй, худшее представление на льду за последние 4 года. И наоборот: NBA Live 2005 – за малым исключением, идеальный симулятор баскетбола в том виде, каким его нам показывают бывшие обитатели “чёрных” кварталов. И пусть парни иногда играют на публику, забыв, что они – спортсмены, а не поп-идолы, поверьте: это не страшно. Более того: для видеоигры так даже лучше…
Хорошая новость, brothers: двухштырьковый геймпад практически обязателен (именно двухштырьковый – за правым аналоговым мини-джойстиком закреплено всё неисчислимое богатство финтов и ложных движений). Управляемый через клавиатуру баскетболист производит в NBA Live 2005 тягостное впечатление: неуклюжие прямолинейные проходы, пониженная маневренность в защите, арсеналу бросков не станет завидовать даже регулярно посещающий уроки физкультуры школьник средних классов. Но главное – страдает шоу.
Кстати о шоу. NBA Live 2005 обладает редким для компьютерной игры качеством – в неё интересно играть в компании. Особенно на большом экране. Забыв ненадолго про предназначенные для зимних вечеров сольные режимы “Season” и “Dynasty”, собравшиеся вокруг экрана могут либо пассивно подбадривать двух наиболее смелых дуэлянтов, демонстрирующих своё мастерство в игре “1-на-1” или одиночном матче, либо всей ватагой участвовать в забаве под названием “All Star Weekend” – скоростное кидание трёхочковых ввосьмером (по очереди), зрелищное заколачивание сверху (dunk) на глазах строгих судей вчетвером и те же дуэли лучших команд Запада и Востока, а также турнир новичков против “старослужащих”-второгодков.
Что касается сезона. Нельзя сказать, brothers, что такого вы ещё не видели. Конечно, видели: полная аутентичность названий, гербов, стадионов, тренеров, судей, девочек чир-лидеров, имён, фамилий, биометрических параметров и внешности игроков – традиционный “джентльменский” набор спортивных линеек Electronic Arts. От прошлогодней баскет-серии нынешнюю NBA Live 2005 отличает немного похорошевшая графика, новые фоновые мелодии (спецприз музыкальных критиков Гарлема!) и обновлённые составы команд. Насколько это критично для покупки? Решать вам…
Календарь встреч.
О более или менее выраженном характере игрового процесса говорить не приходится по той простой причине, что все высококачественные (камень в огород FIFA Football) спортивные симуляторы от EA Sports давно уже имеют тонкую настройку пары дюжин внутриматчевых параметров: скорость игры, сила отскока мяча, сложность перепасовки, накопление усталости, точность трёхочковых… – индивидуальная геймерская “доработка” NBA Live 2005 может превратить действо как в аркадный балаган, так и в максимально респектабельный (за вычетом НБА-шной мишуры) баскет-сим.
NBA Live 2005, продолжение
Особо умным и терпеливым brothers игра предлагает насладиться (помимо 84-матчевого марафона с возможностью продления удовольствия через плей-офф) режимом “Dynasty” – полноценным управлением клубом НБА на протяжении нескольких сезонов. Отличаясь от режима “Season” гораздо более серьёзным подходом к комплектации и взращиванию игрового состава команды (тут и покупки-продажи, и тренировки, и поиск молодых талантов в захолустных колледжах США и клубах Европы), “Dynasty” становится тем компромиссом, благодаря которому в NBA Live 2005 играют даже далёкие от развесёлой “yo, nigga”-эстетики поклонники таланта А.Я. Гомельского.
Вообще, при игре в “Dynasty” становится, наконец, понятно, почему спортивные симуляторы от EA Sports выходят раз в год, а не чаще. Казалось бы, brothers, долго ли подправить не столь уж многочисленные расхождения в составах команд (тем более что этим разработчики занимаются и на протяжении “сезона” – через обновления), оцифровать новичков и сконструировать их полигональные модели, перезаписать музыку и добавить в программное ядро графического движка пару упоминаний о свежедоступных (новейшим видеокартам) шейдерах? Конечно, не долго. Однако будет ли хоть малейший смысл покупать такую “новинку”? Не думаю. Прекрасно понимая это, люди из Electronic Arts ежегодно пытаются добавить в свои спортивные симуляторы по этакой “идееобразующей изюминке”, “фишке”, доселе не виданной или – как в случае с серией NBA Live и режимом “Dynasty” – виданной в не совсем достойном внимания виде.
Андрей Кириленко, клуб “Юта Джаз”. Прозвище у болельщиков – “АК-47” (номер майки – 47).
Короче говоря, работа над ошибками аморфного “Dynasty” образца NBA Live 2004 проведена существенная. Во-первых, наконец-то чётко сформулированы и реализованы два главных принципа развития клуба: поиск и отбор перспективной молодёжи (улучшены механизмы поиска, появилась возможность просмотра новичка в игре) и улучшение характеристик уже сформированного состава команды (на выигранные “карьерные” баллы теперь можно “покупать” тренинги, “одноразовых” специалистов – например, для “накачки” перед игрой мастера по трёхочковым, и так далее…). Во-вторых, был переработан интерфейс. И если некоторые его нововведения можно назвать спорными (я говорю о почтовом клиенте органайзера), то большая часть, безусловно, сильно упрощает работу главы клуба НБА. Пусть и виртуального…
Под занавес, brothers, хочу сказать о месте NBA Live 2005 в обойме спортивных симуляторов этого года (на ПК). Понятно, что для любителей баскета альтернативы просто нет. Что же касаемо остальных виртуальных спортсменов… теоретически, у Electronic Arts в 2004 году имелась 1 (одна!) игра получше NBA Live – это Madden NFL 2005, однако, баскетбол в России всё же популярнее американского футбола. Хотя и проигрывает канадскому хоккею, который…
…впрочем, про хоккей мы уже говорили в начале.
В “Советский спорт”!!! На первую полосу!!!”
Urban Freestyle Soccer / “Футбол без правил” или Девочки сверху
Жанр | Аркадная пародия на дворовый футбол |
Издатель | Acclaim Entertainment |
Издатель в России | Руссобит (только ПК-версия) Game Factory Interactive (только ПК-версия) |
Разработчик | Acclaim Entertainment |
Требуется | P3-500 МГц, 128 Мб ОЗУ, 3D |
Рекомендуется | P3-1000+ МГц, 256+ Мб ОЗУ, 3D |
Платформа | ПК, Xbox, PlayStation 2, GameCube |
Мультиплеер | На одном ПК |
Знаете, на свете было создано немало симуляторов дворового футбола. Помнится, первые попытки предпринимались ещё на, мир его праху, ZX Spectrum 48. Однако только в Urban Freestyle Soccer необходимая для данного жанра стилистическая развязность оказалась подкреплена отличной игровой механикой, интересными режимами соревнований и функционально богатым, но удобным управлением.
А ты кто такой?
Первое, что нужно хорошему дворовому футболу, – верно угаданный стиль и колоритные персонажи и команды, представляющие (пусть и в гиперболизированном виде) все типы и группы молодняка современных каменных джунглей: этнические банды, неформальные объединения, группы по интересам… Сделайте их, сделайте их живыми, сделайте их провокативными – такими, чтобы геймеры визжали от восторга и стыдливости, и вам простят многое.
Например, за классическую негритянскую банду двухметровых громил, выходящих на поле, гремя надетым на себя самоварным золотом, можно простить отвратительную “озвучку” (речь идёт о русской версии игры!), за загаженные коробки полей – с изрытым газоном, кусками не заросшего травой асфальта, лужами, исписанными граффити стенами и индустриальным пейзажем за бортом – прощается малое количество игровых режимов, а за видеовставки, в которых игроки (а вместе с ними – и авторы) демонстрируют великолепное знание дворовых жестов и ужимок, прощается некоторая “ватность” управления.
Чё вылупился, засранец?
Какие, [censored], куклы Барби?
Вообще-то мы больше пиво уважаем, чем футбол…
Меж тем, обилие ярких команд в Urban Freestyle Soccer – отнюдь не дань канонам жанра и не способ, с помощью которого разработчики дают понять, что знают о молодёжно-футбольной субкультуре не понаслышке. Разные команды в Urban Freestyle Soccer – действительно разные, отличаясь друг от друга по четырём основным параметрам: “Скорость” (без комментариев), “Навык” (позволяет точнее проводить пасы, бить по воротам и проводить комбинации), “Сила” (отвечает за эффективность силовых приёмов) и “Интуиция” (способствует грамотному расположению игроков на поле). Добавьте к этому весьма умелое использование искусственным интеллектом тактик, учитывающих достоинство и недостатки вверенной ему четвёрки, и вы получите настоящий калейдоскоп, где ни один матч не похож на другой и почти каждый из них непредсказуем до самого финала.
Режим “Отними у братвы площадку”. Гастроли начинаются…
Говоря о матче подробнее, вновь нельзя не похвалить разработчиков Urban Freestyle Soccer за то, что им удалось избежать двух крупнейших ошибок, присущих почти всем создателям симуляторов дворового футбола: примитивности игрового проекта и низкой зрелищности действия.
Urban Freestyle Soccer, продолжение
Основное правило, положенное в основу игры в Urban Freestyle Soccer, – нет никаких правил. Футболисты (и футболистки) могут толкать друг друга, делать подножки, выбивать мяч из-под ног вратаря, кидаться в противника оказавшимися на площадке предметами, залезать в положение “вне игры” (которого просто не существует)… Фактически, матч может остановить только вылет мяча за борт “коробки”. Кстати, тот же самый борт великолепно решает проблему вбрасываний, угловых и ударов от ворот.
Скромные размеры поля способствуют постоянной смене ситуаций, а малое количество игроков (8 человек на обе команды, из которых 2-е – вратари) позволяет играть достаточно изобретательно, применяя довольно изощрённые стратегии. Тончайший баланс вседозволенности, динамики и свободы действия приводит к тому, что, подобно лучшим спортивным симуляторам, Urban Freestyle Soccer заставляет геймера полностью сосредоточиться на игре (даже на минимальном уровне сложности), одаривая достаточно лёгкими победами прилежных и наказывая постоянными поражениями тех, кто хоть на минуту утратил контроль над ситуацией на площадке.
…с элементами эротики.
Впрочем, при выбранной тематике проекту не пристало быть уж столь щепетильным и серьёзным: производя, в целом, впечатление бескомпромиссной спортивной сечи, Urban Freestyle Soccer вовсю “оттягивается” на аркадных эпизодах-нюансах и тех зрелищных акробатических этюдах, которые демонстрируют футболисты (и футболистки) при приёме, отборе, а главное – при забивании мяча.
Самое приятное, что за этой безупречной зрелищностью не стоит ничего феноменального в плане управления: четыре кнопки направления движения (или левый штырёк геймпада), четыре кнопки ударов и пасов (по воротам, прямой, низом, верхом), кнопка ускорения и кнопка, стыдливо названная “модификатором” (отвечает за проведение суперударов – когда это возможно). Всё. В результате же на поле расцветает абсолютное безумие: пасы через половину площадки точно в ноги, удары головой с навеса, удары двумя пятками, сопряжённые с кувырком через голову, точные заклады в “шестёрку” из вертикального шпагата… А что тут вытворяет вратарь (!!!) – благо, авторы догадались оставить эту важнейшую в команде фигуру на полном попечении реакций самого геймера. Феерично, просто феерично…
Наша центровая по кличке “Даша”… Нет: Наша Даша по кличке “Центровая”, играющая в центре, не боится испортить себе причёску!
В отличие от игрового процесса, оценить графику Urban Freestyle Soccer гораздо трудней. Пользуясь некоторой иносказательностью, могу лишь придумать что-то типа “одна из самых красивых GameCube-игр, вышедших на ПК”: гладкие, будто новенькие кегли, персонажи, бедные за счёт перекачки полигонов из них в те же персонажи интерьера, весьма посредственные текстуры и… очень недурственная анимация, так и не научившаяся размениваться на создающие атмосферу мелочи.
Не суетись, пацанчик! Это гол, без вариантов.
И всё же, несмотря на некоторые досадные огрехи игры, повторю: Urban Freestyle Soccer – лучший на сегодня симулятор дворового футбола. Безупречная хулиганская форма и богатая и весьма “умная” начинка позволяют мне рекомендовать его всем поклонникам этого слегка маргинального жанра, а также посоветовать обратить внимание на Urban Freestyle Soccer тех, кто просто немного устал от серьёзности Pro Evolution Soccer 4 и удушающей “простонародности” FIFA Football 2004.
Девочки сверху!
Итоговая оценка
FIFA Football 2005 | NBA Live 2005 | Pro Rugby Manager | Urban Freestyle Soccer | |
Графика | 7 | 9 | 6 | 6,9 |
Звук и музыка | 9 | 9 | 6 | 6,3 |
Управление/Дизайн | 8,5 | 9 | 7,5 | 7,7 |
Сюжет | 8 | 9 | 8 | 8,5 |
Игровой интерес | 7,7 | 9,3 | 7,5 | 8,2 |
Сложность | Настраиваемая | Настраиваемая | Выше средней | Настраиваемая |
Знание английского | Желательно | Желательно | Не нужно | Не нужно |
Благодарим компании “Софт Клаб”, “Руссобит” и “Акелла” за предоставленные игры.