Вступление
В 2004 году мировая индустрия электронных развлечений окончательно распрощалась с юношескими заблуждениями о преобладании в видеоиграх творческого начала над коммерческим (подобного рода мысли всё ещё сидели в головах разработчиков, живущих восточнее славного города Вена), бодро влившись в дружную когорту "бывших искусств" ("вина, кина и домина") для совместного окучивания свободного времени граждан Земли.
Впрочем, с приходом в индустрию крупных капиталов, качество игр, в среднем, даже выросло. По крайней мере, если верхняя планка (в виду ориентации большинства продуктов на самые широкие массы геймеров) несколько опустилась, то нижняя - заметно поднялась.
В 2004 году глобально вырос интерес к мобильным телефонам как, к ещё одной игровой платформе. От "природы" хорошие многопользовательские функции телефонов были подкреплены появлением в среднем ценовом секторе рынка моделей, вполне удовлетворяющих игровым нуждам большинства пользователей. Цветной экран, полифония, удобный канал связи с компьютером, достаточный объём памяти - всё это сыграло решающую роль в оформлении чёткой тенденции, флагманом которой стал телефон N-GAGE от Nokia.
Подпираемый снизу бурным прогрессом компьютерных игр (новые графические движки, новые концепции игрового процесса), рынок игровых приставок в 2004 году начал посылать недвусмысленные сигналы своего скорого обновления. Это проявлялось как в стремительном развитии сектора карманных приставок (появление Nintendo DS, завершение работ над Sony PlayStation Portable), так и в увеличении объёма доступной информации о грядущих приставках нового поколения (PlayStation 3, Xbox 2...).
А ещё в 2004 году окончательно оформилась тенденция слияния видеоигр и кинематографа. Названия "Шрек 2", "Александр", "Троя", "Человек-паук 2", "Бумер", "Ночной дозор" - это теперь ещё и игры, а "DooM", "BloodRayne", "Half-Life" - ещё и фильмы.
Наконец, последняя тенденция 2004 года, о которой нам особенно приятно писать, - резкое повышение качества игр, произведённых восточноевропейскими студиями. Грандиозный польский боевик от первого лица
Симуляторы
Главное, что случилось в 2004 году, - это взросление спортивных симуляторов. Долгое время данный поджанр почему-то крайне стеснялся своих врождённых особенностей, предпочитая приходить на ПК, скорее, в виде искалеченных игр, нежели в виде проектов, смело требующих от геймеров сбегать, наконец, в магазин и купить за 1000 рублей нормальный геймпад. А лучше два - на тот случай, если нагрянут гости.
Странно: разработчики гонок ничуть не комплексуют, когда в их игры невозможно играть без руля за 200 долларов, а авторы боевых симуляторов (особенно "авиасимов") вообще считают, что все геймеры на свете давно уже обзавелись если не эмулятором места пилота МиГ-29, то джойстиком, педалями и рукояткой газа под левую руку.
Лучший автосимулятор или автоаркада 2004 года
В отличие от прочих, перед нами дилемма NFSU2 или Flat Out даже не стояла. Как можно сравнивать виртуальный набор "одень Барби" для мальчиков, мыльным круговоротом улиц запускающий в центре удовольствий головного мозга противоестественные химические реакции, и совершенно безумное аркадное ралли с картинками из страшных снов каскадёров, злое как тысяча чертей, сложное, как кроссворд из ста тысяч слов? Переходя на сравнения, можно сказать, что Flat Out - самый настоящий Serious Sam в мире гонок, в то время как NFSU2 тянет, максимум, на... Duke Nukem 3D.
Нет, ничего не надо возражать: Flat Out - бесподобная игра, аркада, заставляющая ездить по законам серьёзного симулятора ралли (на газ безумно не давить, входя в повороты, времени не терять), но вместе с тем приветствующая на дороге любое сумасшествие. Модель разрушения - пять баллов. Графика - пять баллов. Дизайн трасс - пять баллов, даже несмотря на то, что придти хотя бы третьим иногда получается лишь с миллионной попытки.
На фоне склоки чемпиона с серебряным призёром третье место ToCA Race Driver 2 уже и не выглядит странно. В самом деле, должен же быть представлен на пьедестале хоть один гоночный симулятор? Тем более, что недостатков у него поменьше, нежели у вышедших в богатом на раллийные страсти 2004 году соперников.
Лучший боевой симулятор 2004 года
Наверное, боевые симуляторы и делает кто-то, помимо русских и бывших советских разработчиков, но мы об этих героических людях почти ничего не знаем. А знаем мы то, что, к примеру, жанр авиасимуляторов практически полностью сжался до одной единственной игры - "Ил-2. Штурмовик". Да, вполне возможно, что это совсем даже не сжатие, а концентрация невиданной мощи, сосредоточенной в этаком "философском камне", идеальном жанровом представителе... Однако факты остаются фактами: "Пёрл Харбор" - это вновь сильно подремонтированный и доведённый до стандартов 2004 года "Ил-2. Штурмовик" в интерьерах тихоокеанского лётного конфликта самураев с янки. Не больше. И не меньше.
Что касается украинского танкового симулятора "Т-72", то, согласитесь, нельзя не отметить этот вполне качественный и интересный проект в жанре, который вот уже два или три года считается погибшим.
Лучший спортивный симулятор 2004 года
Треснув от непомерных амбиций контингента, Национальная Хоккейная Лига лежит в коме, неведомо каким воздушно-капельным путём передав свой недуг вечно идеальной серии NHL от EA Sports, - нынешний NHL 2005, пожалуй, худшее представление на льду за последние 4 года. И наоборот: NBA Live 2005 - за малым исключением, идеальный симулятор баскетбола в том виде, каким его нам показывают бывшие обитатели "чёрных" кварталов. И пусть парни иногда играют на публику, забыв, что они - спортсмены, а не поп-идолы, поверьте: это не страшно. Более того, для видеоигры так даже лучше...
Понятно, что на ПК для любителей баскета альтернативы NBA Live 2005 просто нет. Однако и простые любители виртуального спорта, слыхом не слыхавшие таких имён, как А.Я. Гомельский или Майкл Джордан (Michael Jordan), получат от игры огромное удовольствие благодаря отменной графике и выверенному до самой мельчайшей мелочи игровому процессу. Собственно, в 2004 году у Electronic Arts имелась всего 1 (одна!) спортивная игра получше NBA Live - это Madden NFL 2005. Однако баскетбол в России всё же популярнее американского футбола. Хотя и проигрывает канадскому хоккею, который...
Теперь о футболах. Каемся, распределение мест в связке уже ставших заклятыми друзьями FIFA Football и Pro Evolution Soccer сделано чисто интуитивно: в игру от Konami хочется играть чаще, в игру от Electronic Arts - больше. Поскольку укоренившаяся привычка всегда побеждает эпизодические, хотя и довольно длительные, действия, ступени пьедестала были распределены соответствующим образом.
Наконец, упомянем добрым словом гипер-экстремала Тони Хока (Tony Hawk), в очередной раз позволившим себя "виртуализировать". Надо сказать, что с каждым разом данный процесс получается всё лучше, дойдя к моменту выпуска Tony Hawk's Underground 2 чуть ли не до крайней степени совершенства. Браво, Тони!