Введение
Жанр | Ролевой шутер от первого лица |
Издатель за рубежом | Atari |
Издатель в России | “Руссобит Паблишинг” |
Разработчик | Deep Shadows |
Требуется | P4-1800 МГц, 512 Мб ОЗУ, 3D (совместимая с DirectX 8.0) |
Рекомендуется | P4-3000+ МГц, 2048 Мб ОЗУ, 3D (совместимая с DirectX 9.0) |
Платформа | ПК |
Мультиплеер | нет |
Вербовка
Цитируя фрагменты размноженного по всем российским тематическим СМИ пресс-релиза Xenus, и мы позволим себе перечислить шокирующие ТТХ: 625 с гаком квадратных километров единого игрового мира без занудного разбиения на главы и уровни, государство Колумбия (Южная Америка) в качестве игровой вселенной, 400 миссий-квестов-заданий, ролевая система, езда на машинах (которые надо заправлять бензином и глушить вовремя мотор), летание на вертолётах (которые ещё надо изучить с помощью инструктора), наркомафия, ЦРУ, бандиты и прочие отморозки в роли невольных попутчиков вдоль густо ветвящейся сюжетной линии, 2 гигабайта оперативной памяти для полнокровного удовлетворения игровым процессом, необходимость спать для поддержания здоровья, богатые арсенал модернизируемого оружия, украинский разработчик. Вы всё ещё хотите в это поиграть?
Вы когда-нибудь думали, что ещё при вашей жизни появятся игры с подобным уровнем графики и детализации?
Банально звучит, но правильных ответа – два. “Да”: авторы выполнили всё обещанное, совместив ролевую игру с шутером от первого лица, а полную свободу – с интригующим и интересным сюжетом. И “нет”: практически все страхи по поводу физической “неподъёмности” столь внушительного проекта восточноевропейской студии (да почти любой другой) и связанные с этой “неподъёмностью” шероховатости и недоработки, к сожалению, имеют место быть.
Местный “Медный всадник”. Или “Гетман-Воссоединитель”. В любом случае – достопримечательность города.
Добро пожаловать, или…
Самые первые ощущения от Xenus у девяноста процентов геймеров одинаковы – тормозит. “Оно” идёт рывками, пропуская серии кадров, роняет их частоту до нуля, “залипает” на одном месте – словом, не даёт комфортно поиграть даже самоуверенным владельцам трёхгигагерцовых процессоров и видеокарт последнего поколения. По уверениям разработчиков и “экспертов” подобная картина, в принципе, нормальна, являясь следствием тех самых 625 “бесшовных” квадратных километров окружения (утрамбовать которые возможно только в недоступные для большинства современных домашних систем четыре гигабайта ОЗУ) и требовательного графического движка.
Разводя руками на практически полную невозможность “полноценного” (то есть – со всеми графическими “вкусностями” и стабильной частотой кадров не ниже 40-50 в секунду) запуска Xenus в современных условиях, “эксперты” и разработчики дают следующие советы по оптимизации процесса…
Во-первых, надо залезть в BIOS и выставить параметр “AGP Aperture Size” равным 256. Во-вторых, категорически стоит установить наиболее подходящие драйвера для видеокарты: для серии nVidia GeForce FX/6xxx подойдут самые новые, а вот пользователям продукции ATi придётся, как всегда, помучаться со своими Catalyst.
Третий шаг – оптимизация файловой системы: дефрагментируем жёсткий диск и выставляем объём файла подкачки на постоянные 2,5-4 гигабайта.
Выполнив все необходимые манипуляции с “железом”, переходим непосредственно к оптимизации игры. Сначала в файле “game.ini” ищем строчку “CacheMemory=10” и меняем число 10 на 256 – для компьютеров с объёмом памяти в 512 мегабайт (при меньших объёмах запускать Xenus просто не имеет смысла) или на 512 – для машин, оснащённых гигабайтным (и больше) ОЗУ.
Наконец, по итогам нескольких получасовых прогонов игры на “откалиброванной” машине, выставляем по вкусу графические настройки. Разумеется, первыми кандидатами “на выбывание” следует считать полноэкранное сглаживание и анизотропную фильтрацию текстур. За ними следует “трава”, количество обрабатываемых источников света, “правильные” тени, количество частиц, качество текстур, рельефное текстурирование (bumpmapping)… Однако самым действенным рычагом для увеличения живости видеоряда Xenus следует признать изменение модели обсчёта освещения с “нормального” на “вершинное”. Ухудшение (точнее – упрощение) картинки, впрочем, это даёт соответствующее…
Ко всей серии картинок в этой главке: вы всё ещё удивляетесь, что ОНА “тормозит”?
Дёготь ложкой
Несмотря на подобные “советы мастеру”, вопросы, которые хочется задать авторам, отнюдь не теряют своей убийственной силы. И если на одни из них – относящиеся к оптимизации игрового кода – разработчики смиренно отвечают обещаниями скорых выпусков “ускоряющих видеоряд” патчей, то на другие – о выборе схемы “единого и неделимого огромного мира, рассчитываемого по единому стандарту” в ущерб качеству игрового процесса – они откликаются лишь демонстрацией амбиций и благих намерений.
Наличие в игре такси – не пустая формальность: иногда лучше заплатить полтысячи песо, нежели в течении получаса реального времени рулить по джунглям на колымаге или три дня идти пешком, трясясь за свою жизнь…
Кстати, о патчах: они уже есть. Перечень исправлений, вносимый ими, с одной стороны, впечатляет, и пугает своим обилием, с другой же – ещё больше укрепляет наше мнение о Xenus, как о незаурядной игре.
Собственно, из “больших” игр участи выхода в народ в малоупотребимом изначальном виде избежала лишь серия Grand Theft Auto 3 – да и то, лишь благодаря факту первичного зарождения на приставке PlayStation 2, под присмотром совершенно драконовских требований к качеству со стороны Sony Computer Entertainment. А так – история, начавшаяся с легендарной The Elder Scrolls Chapter Two: Daggerfall (она же – в некоторых кругах недоброжелателей- Buggerfall), продолжилась и в Fallout, и в Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura, и в The Elder Scrolls 3: Morrowind, и в, конечно, Xenus.
Вертолёт – лучший друг свободного человека.
И, точно так же, как и в прочих “больших играх”, в Xenus можно делать так много, столь различными способами и на столь обширной виртуальной территории, что в океане его игрового процесса, наверно, смогло бы безболезненно (ну, почти безболезненно) раствориться и втрое больше сюжетных, программных и прочих ошибок и недоразумений.
Columbia Pictures
Сол Майерс никогда бы не поехал в Колумбию, если бы не пропавшая в одном из городков этой чёртовой страны дочь-журналистка. Будучи бывшим бойцом французского Иностранного легиона, Майерс вполне справедливо решил, что справится с задачей поисков самостоятельно и, взяв лишь самое необходимое – пистолет, 100 патронов к нему и 4000 песо местной валюты, вылетел с первым же рейсом…
Поля… травы. Очень хочется надеяться, что это – всего лишь очередной урожай ресики.
Сказать, что Колумбия встретила Сола неприветливо, было бы неправдой: “равнодушие” – вот хорошее слово для описания этой страны, беспрерывно разрываемой на части между властями, народом, партизанами, наркомафией, бандитами, спецслужбами США и остатками коренного индейского населения. Равнодушие ни к кому не известному “гринго”, не связанному ни с одной из враждующих сторон, но способному как щедро платить, так и беспощадно расправляться с любым, так или иначе связанным с похищением его дочери, туземцем.
Колумбия – дикая страна. Но палить из автоматического оружия в городе среди бела дня не рекомендуется даже здесь…
Впрочем, Майерс не остаётся в долгу: точно так же, как местные видят в нём помесь толстого кошелька с заезжим исполнителем “деликатных поручений”, он видит в них смуглых жадных дикарей, из чьих голов ему нужно извлечь всю имеющуюся информацию о последних событиях в жизни его маленькой Лизы.
Обитатели бара – неиссякаемый источник информации, дополнительных заработков и… проблем.
Мастер убеждения
Необходимость как-то существовать и общаться с откровенными скотами, убийцами, коррупционерами и приверженцами кровавых культов привносит в игру гораздо больший ролевой элемент, нежели показная надобность спать каждые 16 часов, возможность напиваться до радужных разводов поперёк монитора и наличие полноэкранной таблички с “ролевыми” параметрами тела, духа и “социального статуса” главного героя. Самый первый эпизод взаимодействия Сола Майерса и колумбийских жителей – разговор с главным редактором газеты, где работала Лиза, очень точно настраивает геймера на грядущие приключения: верно оценив сущность этого старого латиноамериканского поганца и умело ведя разговор, нужные сведения можно получить не за безумные 3000 песо, не за великодушные 2000 и не за вполне приемлемую 1000, а – бесплатно.
Колумбийским бабушкам уже нечего терять – могут и ножичком пырнуть, и гранату кинуть…
Просто надо уметь чувствовать момент. Хотя в голове каждого колумбийца есть лишь две святые вещи – деньги и собственная безопасность – в вопросе выбора – “убить” или “купить” – герою приходится действовать строго индивидуально, исходя из прагматичных рассуждений о максимальной пользе для главного дела. Называя Xenus “ролевым шутером” мы не имеем в виду шутер, где геймер вынужден периодически вступать в беседы. Мы говорим о ролевой игре, где для продвижения по сюжетной линии иногда бывает нужно обильно пострелять.
Инвентарь: вы до сих пор верите, что Xenus – шутер от первого лица?
Для всех
В городе, где бокал пива стоит 5 песо, “Калашников” – 1000, а “почти государственная” тайна – три рюмки текилы, запас прочности в 4000 песо и 100 патронов к “Пустынному орлу” кажется чрезмерным и несокрушимым. Это – обманчивое впечатление. Все мало-мальски ценные свидетели и носители нужной информации требуют от Сола Майерса огромных финансовых вливаний в их благополучие или, на худой конец, выполнения просьбы в ста процентах случаев предусмотренной уголовным кодексом даже такой отсталой и коррумпированной страны, как Колумбия. Впрочем, в таком гадюшнике, как самая бедная страна Южной Америки, деньги валяются практически на земле. Практически цитируя любителя здешних (имеется в виду – южноамериканских) красот Остапа Бендера, сценаристы и дизайнеры предлагают целых 400 сравнительно честных способов отъёма наличных, для конспирации упакованных в обёртки “необязательных заданий” различной степени сложности, яркости и интересности.
Работа водителя автобуса – не самая интересная и, что хуже, не самая высокооплачиваемая.
Ступив на путь поисков дочери, оставаться для всех хорошим (или хотя бы “никаким”) невозможно. Примите к сведению и определяйтесь с приоритетами. Взаимосвязанные пары “полиция-бандиты”, “военные-наромафия”, “правительство-партизаны”… действуют как чаши весов: начав плотное сотрудничество с одними, вы превращаетесь в безоговорочного врага для других. Впрочем, процесс всегда обратим, что делает Xenus гораздо занимательнее и… безжизненней…
Впрочем, доходность рыбалки и охоты тоже невелика. Теоретически…
Лицедеи
Понятно, что так проще для производства и увлекательнее для игрового процесса (но не для атмосферы), но с эстетской точки зрения главная беда Xenus – отнюдь не “тормоза”, не грядущая череда патчей по 100 мегабайт каждый, не физика автомобилей (точнее, её фактическое отсутствие) и не недостаточное разнообразие оружия (с чем можно очень долго спорить), а – мертвенность. Мертвенность, хорошо известная нам по старым “большим” играм. Мертвенность, от которой мы сумели избавиться в той же GTA 3 и Operation Flashpoint. Мертвенность, заключающаяся в постоянном ощущении (тянущемся на протяжении всей игры) того, что всё тут устроено РАДИ ГЕЙМЕРА.
“Ролевое” досье Сола Майерса. Изучайте.
Детали, всё решающие детали, каждая из которых даже по отдельности превращает бездушно плюющий в тебя живой мир в заповедник мадам Тюссо: склероз персонажей, забывающих сказанные Майерсом гадости на следующей же фразе (исключения редкие, выпячивая эту особенность общей массы участвующих лиц), паралич прибитых к полу своих локаций “сюжетных” аборигенов, готовых в любое время суток заводить грампластинку всунутых им в горло сценаристом реплик, клонирование прохожих, их фраз и жестов, “неправильная” монолитность игрового мира, приходящего в движение исключительно усилиями главного героя… Бродя по сверхгигантским картонным декорациям Xenus, которые даже на ворованном “Хантере” (лучший выбор: высокая проходимость в джунглях, большой багажник для трофеев) объехать нелегко, ты с еле ощутимой тоской понимаешь, насколько интересно в это играть и насколько невозможно здесь полноценно “жить”. Воссоединившись с дочерью, Сол Майерс оставляет на месте виртуальной Колумбии пустую сухую скорлупу, содержимое которой, как бы внушительно оно не выглядело в начале, съедено им на пару с геймером полностью.
База в джунглях.
Игра без обязательств
“Xenus: Точка кипения” – отличная со всех сторон игра, которую я обязательно куплю через два года, когда у меня в компьютере будет стоять 4 гигабайта оперативной памяти, а в соседнем магазине будет лежать диск “Xenus: Gold Edition” – “улучшенное и расширенное издание со всеми ранее вышедшими исправлениями…”. Однако – наверное, пройду я её и сейчас, в июне 2005 года: ведь что-то есть особенное в проекте, заставившем лезть в BIOS, дефрагментировать жёсткий диск и копаться в файле “game.ini”?
Специфическое местное оружие – банка с вареньем. Кидаем в противника, наблюдаем за реакцией роящихся в воздухе Колумбии насекомых.
Впрочем, заставлять других следовать моему примеру я, всё-таки, не решусь: будучи в теории проектом, безальтернативно рекомендуемым к покупке, прохождению и дальнейшей канонизации игровой индустрией, на практике Xenus получилась такой игрой, для которой некоторые геймеры вполне могут пожалеть времени и денег.
Графика | 8,7 (без анимации – 9,6) |
Звук и музыка | 6,5 |
Управление/Дизайн | 7 |
Сюжет | 9,2 |
Игровой интерес | 7,5+ (имеет свойство со временем расти) |
Сложность | Настраиваемая |
Знание английского | Не нужно |