Введение
Ты не спеша рассматриваешь проходящие мимо машины. Вдруг твоё внимание привлекает стильный автомобиль с откидным верхом. Ты запрыгиваешь в него, даёшь водителю в морду (или стреляешь в башку) и садишься за баранку. Настраиваешься на нужную радиостанцию, жмёшь педаль газа и прорываешься через этот город. По пути, когда срезаешь перекрёсток или вылетаешь на тротуар, под колёса попадаются несколько пешеходов – теперь уже трупов. Возможно, и полиция попадётся по пути. Но сейчас это не важно. Нужно “перетереть” с одним громилой в доках. А заряженный дробовик под рукой станет весомым аргументом в разговоре.
Приходится ощущать, особенно после выхода San Andreas на ПК, насколько сильный сдвиг претерпела линейка GTA. Игра стала абсолютно аморальна. В ней персональный счётчик убийств зашкаливает за несколько тысяч, и любой, кто встанет на пути, может не ждать пощады. И не надо глупых отговорок. Пусть ты неудачник, отброс общества, но зачем убивать людей, которые тебе даже не угрожали? И не надо говорить о том, что у тебя не было выбора.
Но когда же началось всё это безумие? Подумайте – ведь игра с подобным аморальным действом не могла появиться из ничего. Мат в игре не может появиться ни с того, ни с сего. Не началось ли всё это с бесконечных текстовых квестов и комментариев Дюка Нюкема?
Машины, пираты и банды
Самая ранняя, на моей памяти, – Test Drive 1987 года. Довольно безобидная была игра. В ней приходилось вести спортивную машину на высокой скорости по извилистым горным дорогам. Кроме того, на машине был установлен анти-радар, чтобы не попасться в лапы полицейским. Но если даже копы садились на хвост, можно было попытаться от них оторваться. Немного, но достаточно для начала. Это действие, определённо, было незаконным, но оно поощрялось. Три штрафа – и игра закончена. А на некоторых трассах было четыре или больше постов, так что пойти легальным путём было попросту невозможно. Нарушение закона являлось единственным возможным вариантом.
Выпуск в 1987 Test Drive также совпал с Sid Meier’s Pirates, где вы играли роль пирата. Можно было натравливать страны друг на друга, грабить кого угодно, да и вообще, вести себя совершенно свободно. Конечно, можно было сохранять положительный имидж, но негодяйские дела никуда не спрячешь. Обыгрывание роли кровожадного мерзавца и негодяя несколько отличается от войны с пришельцами на пылающей Земле.
На заре криминальных игр можно отметить King of Chicago для Amiga, действие в которой начиналось как раз после смерти Аль Капоне. Игра предоставляла возможность создать свою собственную банду. Собственно, вот вам и сюжет. Вряд ли в конце игры вы посвятите свою жизнь благородным делам. Если этого было мало для насыщения ваших криминальных инстинктов, то вскоре появились и другие игры, например The Guild of Thieves, где кражами и обманом приходилось пробивать свой путь к вершине славы. Наконец, нельзя не упомянуть вышедшую в 1984 году криминальную стратегию Mugsy, где вам надлежало руководить бутлегерской мафией, окопавшейся в одном из городков США 30-х годов прошлого века.
Рембо, акулы наркобизнеса, воры и власть корпораций
В 1988 появилось, своего рода, личностное ответвление криминального жанра – с выходом игр а-ля Рембо. Тогда появился Technocop, сразу же прославившийся невиданным до того времени насилием, прорвавшись даже в версию для Genesis.
Игр в стиле Рембо вышло немало. От Double Dragon и Mean Streets до The Punisher в 1990 году. Игроку нравилось быть крутым и вышибать дурь из противников – и неважно, кто им был. Кстати, 1989 год не поразил ничем особо удивительным. Появилась игра Keef the Thief от EA – приключенческая игра, где нужно было воровать. Она не особо близко соотносится с нашей статьёй, но упомянуть стоит.
В 1990 году криминальные игры получили новую порцию “новобранцев”. В 1991 году появилась, без сомнения, криминальная игра – Drug Lord под DOS, где нужно было продавать наркотики и строить собственную империю наркоторговли. Конечно же, игра оказалась очень противоречивой. Но те сумрачные дни уже прошли.
Перейдём в 1993 год, когда вышла приключенческая игра Innocent Until Caught. Завязка проста: вы вор, и у вас появились неприятности. Что интересно, за игрой последовало продолжение – Guilty. Но этот год больше известен из-за другой псевдо-криминальной игры: Syndicate. Она оказалась очень популярной благодаря умелому совмещению идей киберпанка, великолепной (на тот момент) SVGA-графики и обилию весьма интересных миссий. Кстати, первой же миссией в сюжетной кампании было уничтожение неугодного человека при выходе его из бара.
Лазерные диски, подглядывание, плохие парни и т.д.
В 1994 году случился наплыв криминальных игр и насилия благодаря росту популярности технологии лазерных дисков. Появились игры вроде Night Trap и Seventh Guest, а также, к примеру, Phantasmagoria. Игру Voyeur вряд ли можно назвать криминальной, но подглядывание в игре вряд ли опирается на мораль. В игре нужно было использовать специальное оборудование для подглядывания, чтобы шпионить за соседним домом, где произошло убийство. Шпионя за обитателями дома, игрок постепенно получает представление о том, что произошло.
Довольно удивительной оказалась игра Greed в 1995 году. Сюжет таков: перед нами безбашенная игра, нацеленная на сбор ценностей. Главное в ней – бизнес. Вы играете роль плохого парня с оружием в руках, который собирает ценности для компании, – без каких-либо предрассудков или колебаний. Похоже, на игру повлияло появление большого количества игр с насилием, вроде Doom, но в Greed мы уже не боролись против порождений ада. А просто собирали ценности.
В 1997 году криминальные игры сделали большой шаг вперёд – прямиком в объятья сатанизма. Начнём со столь любимой, обожаемой и очень жестокой Dungeon Keeper. Вы начинаете игру, после чего вам объясняют, как можно награбить всё золото из близлежащих городов. Ах да, забыл упомянуть, в игре вы исполняете роль местного дьявола, ординарного исчадья ада, против которого идут сражаться все благородные рыцари на белых конях. Первое, чем следовало заняться мини-дьяволу, это строительство подземелья, наполненного ловушками и монстрами, которых вы призовёте.
В 1996 году появилась самая знаменательная криминальная игра: GTA, прародительница и ныне живой серии, до сих пор продвигающей жанр вперёд. Игры GTA никогда не отступали назад. В оригинальной GTA приходилось выполнять задания криминальных авторитетов в трёх городах. Можно было угонять машины, пугать пешеходов (давить кришнаитов!), а также поразвлечься с полицией. Также стоит упоминания и игра Postal которая была больше безумна, чем криминальна. Но в 2002 появилось продолжение Postal 2, где всё оказалось наоборот.
Carmageddon – ещё одна игра, вышедшая в 1997 году. Эта линейка затем приобрела пост-апокалипсический вид, но в оригинальной игре за ваши преступления следовало наказание от полиции.
Следующий год оказался напряжённым. Здесь можно назвать, по крайней мере, три игры. Начнём с Need for Speed: Hot Pursuit, где приходилось бороться с копами. Чёрт, у полицейских тоже есть спортивные тачки! У King of Chicago тоже появилось наследство – Gangsters. Вам предстояло командовать бандой и устранять своих конкурентов на протяжении многих миссий. Третья игра неоднозначна, но занятие персонажа в ней заслуживает определённой оценки. Мы имеем в виду Thief, где приходилось шарить по домам людей и воровать вещи. Конечно, это кажется ничем по сравнению с последующими играми, но ведь всё имеет своё начало.
Игры становятся более экстремальными
В 1999 году появились ещё более экстремальные игры. Начнём с гангстерской матерной и беспредельной игры Kingpin, которая использовала движок Quake 2 и музыку Cypress Hill. Мат стал звучать повсеместно. Насилие, жестокость и вульгарность в Kingpin была необходима, поскольку главный герой должен был стать главарём банды и утвердиться в этой роли. Лучше не попадаться ему на пути.
Переход в новое тысячелетие ознаменовал и новую веху в развитии криминальных игр. Серия GTA в это время находилась в разработке – ведь на горизонте маячила GTA 3. На полки магазинов вышла игра Hitman, “хорошая” игра, в которой приходилось играть роль убийцы. В 2002 году появилась знаменитая Mafia – наверное, самая впечатляющая бандитская игра к тому времени. И в 2003 году появились The Getaway с участием Гая Ричи, State of Emergency с разбиванием черепов и Uplink от Introversion, связанная с миром хакеров. Кроме того, над всем этим распростёрлась GTA, показавшая, что заниматься сексом с проституткой на заднем сиденье автомобиля – вполне обыденное дело.
В 2004 году появилась True Crime, в которой можно было стать как хорошим, так и плохим полицейским. Также вышла и Evil Genius, где идея Dungeon Keeper была смешана с Джеймсом Бондом и Остином Пауэрсом (с небольшой добавкой NOLF). Преступления устойчиво встали на ноги. До такой степени, что в ремейке NARC от Midway необходимо было принимать наркотики для стимуляции персонажа. Возможно, Midway хотела завоевать одобрение ностальгирующих фанатов, но уличная наркоторговля и стрельба по людям вышли на первое место.
В будущем игры станут ещё более грязными и аморальными. The Godfather обещает следовать канонам бандитско-романтического “Крёстного отца” (многим мафия кажется романтичной, но по сути это те же преступники, место которым – в тюрьме) с оттенками GTA. Getaway выйдет на сцену уже в третий раз. Игра 25 to Life от Eidos вызывает столько же противоречий, что и GTA. Да и нам следует ожидать выхода GTA для PSP и PS3. Нелегальная езда по городу сегодня в моде, и даже консервативная EA решила вернуть копов в Need for Speed. Можно быть уверенным, что криминальные игры не закончат своё существование.