Введение
Trackmania Sunrise / Трекмания Sunrise | |
Жанр | Акробатические гонки |
Издатель | Digital Jesters |
Издатель в России | “Бука” |
Разработчик | Nadeo |
Требуется | P3-500 МГц, 128 Мб ОЗУ, 3D (совместимая с DirectX 9.0b) |
Рекомендуется | P4-1500 МГц, 1024 Мб ОЗУ, 3D (совместимая с DirectX 9.0b) |
Платформа | ПК |
Мультиплеер | LAN, I-net, на одном компьютере |
Жанр автомобильных гонок крайне разнообразен: от сверхсерьёзных автосимуляторов “Формулы-1” до сказочно аркадных “покатушек”, объединённых лишь желанием разработчиков вызвать у потенциального геймера восторг от ощущения скорости и чувства абсолютной власти над четырёхколёсным стальным монстром. В большинстве игр главным инструментом для этого служит банальная езда наперегонки. Однако иногда…
Наш сегодняшний рассказ об умельцах из студии Nadeo, сумевших найти оригинальные способы ввести геймеров в состояние восторга от полёта по асфальтовой ленте…
С корабля на бал
Чёрт из французской табакерки – студия разработчиков Nadeo поймала, что называется, удачу за хвост и теперь ни за что не желает её упускать. Громко заявив о себе узкому кругу любителей парусного спорта выпуском серии симуляторов яхт-регат Virtual Skipper, авторы довольно быстро поняли, что в плане финансового благополучия слава создателей лучших в мире игр про хождение по морям на лодках мало что даёт. Что ж, хорошо: по инерции заложив строительство четвёртой части “Шкипера”, Nadeo без промедления сошла с воды на берег и… начала работу над автомобильными гонками.
Собственно, считать ли проекты серии Trackmania таковыми, каждый решает для себя сам. Скажем лишь, что радость обгона фантомного соперника на трассе (по сути, являющегося даже не призраком, как считают некоторые, а меткой, зарубкой на циферблате секундомера, визуализированной в благопристойном виде автомобиля) является, пожалуй, мельчайшей, самой незначительной радостью игрового процесса.
Не столь существенными со временем кажутся и дорожные аттракционы, заставляющие молодёжь верещать что-то про американские горки, а геймеров-реликтов вспоминать древние полигональные автокошмары, выходящие под общим тавром Stunt. Хотя поначалу именно возможность проехаться вниз головой по мёртвой железобетонной петле кажется главным секретом невероятной притягательности новой Trackmania Sunrise. Но уже третий по ходу действия чемпионат с машиной-черепахой в главной роли отчётливо даёт понять, что всё не так просто.
Trackmania Sunrise, как ни странно, более всего похожа на древнюю аркаду Trailblazer (Gremlin, 1986), сутью которой была, высокопарно говоря, манипуляция находящимися на пути препятствиями на максимально возможной скорости.
Птица-тройка
Пусть вас не смутит наличие четырёх сольных режимов прохождения: “Игра на время”, “Игра на попытки”, “Конструктор трасс” и “Безумные гонки”. Структуру дизайна Trackmania Sunrise определяют вовсе не они. Машины – вот душа этого проекта: три совершенно непохожие друг на друга поведением на дороге машины, заставившие авторов придумывать более сотни абсолютно разных треков в трёх различных стилистиках.
Первая – приземистая, как все спорткары, живёт скоростью, гипнотизируя геймера калейдоскопом поворотов и светом тоннелей, заставляя расслабиться на прямых участках и проявить всё своё мастерство управления и глазомер на трамплинных прыжках. Именно чемпионаты, кубки и трассы-головоломки, созданные для спорткара, более всего сближают Trackmania Sunrise с Trailblazer.
Почти “Феррари”.
Такого же, если не большего, мастерства управления и глазомера требует второе авто в игре – модный “паркетный” джип с повадками сумасшедшего кенгуру. Легкость корпуса и прыгучесть высокой подвески, помноженные на требуемые дизайном трасс зигзаги, перепады высот, неожиданные препятствия, рваный темп езды превращают чемпионат в какое-то безумное шоу каскадёрских достижений. Причём, в начале геймер может претендовать лишь на звание самого бездарного и профнепригодного каскадёра.
Массивный, но лёгкий.
Третий болид – большой, медленный, неуклюжий, похожий на разжиревший “Мерседес” – ближе всего подводит Trackmania Sunrise к классическим образцам жанра автогонок. Предназначенные для него трассы даже оборудованы привычными полосатыми участками заноса, предлагая почти классический тип езды: сброс газа перед поворотами и набор скорости на прямых. Учитывая просто-таки слоновью неповоротливость машины, точный расчёт и прекрасное чувство скорости – вот что понадобится геймеру на чемпионатах и кубках третьего типа.
В Trackmania Sunrise несколько камер внутриигрового обзора. Одну из них можно настроить по собственному желанию.
Картограф поневоле
Несмотря на всю свою интересность, игровой процесс в чистом виде (то есть, абстрактная езда на время по дороге) не является тем “наркотиком”, что заставляет геймера вновь и вновь нажимать на ярлык Trackmania Sunrise у себя на “Рабочем столе”.
Радость преодоления заковыристого нагромождения шизофренической архитектуры, почему-то именуемого тут “треком”? Уже ближе, но опять не совсем то. Любопытство, желание увидеть все трассы, эти шедевры дизайна (касается почти всех треков) – вот истинный “мотор” интереса к Trackmania Sunrise.
Казалось бы, какое разнообразие можно сотворить из банальной полоски чёрного асфальта, поворотов, участков мгновенного ускорения, трамплинов, тоннелей, обрывов, дырок в дорожном полотне, отбойников, торчащих посреди трассы, мертвых петель и под углом пущенных участков? Оказывается – феноменальное; и если первые трассы хоть и безумно милы, но – простоваты и компактны, то по мере развития действия нас заставляют стать буквально мастером ориентирования на местности.
Да: как не прискорбно это звучит, гениальность местного дизайна отнюдь не дополняется интуитивностью. Чтобы добиться более или менее приличного результата (серебряной или золотой медали, серебряного или золотого кубка), трек, друзья, придётся ЗУБРИТЬ.
Упорство и труд…
Именно зубрёжка, помноженная на солидное количество трасс Trackmania Sunrise и всё то же основополагающее любопытство, становится единственным, но очень неприятным изъяном игры.
Попробуем объяснить на несложных примерах. Итак, для запуска очередного соревнования вам необходимо иметь среди трофеев бронзовый кубок одного из уже открытых “Чемпионатов”. Получение же бронзового кубка связано с последовательным прохождением всех трасс данного (открытого) чемпионата с первой попытки по нормативам, соответствующим (в каждом конкретном случае) получению бронзовой медали.
Непонятно? Давайте ещё подробнее. Сольные режимы “На время” и “На попытки” в Trackmania Sunrise состоят из серии “Чемпионатов”. Сами чемпионаты состоят из серии трасс. При прохождении той или иной трассы вам выдаются медали: бронзовые, серебряные, золотые, особые (приз от разработчиков) – в зависимости от затраченных на прохождение трассы секунд (“На время”) или попыток (“На попытки”). В этом смысле, игра на попытки куда как легче, ибо требует от геймера не столько мастерского владения автомобилем, сколько усидчивости и крепких нервов. Когда вы получите хоть какие-то медали во всех трассах, чемпионат считается пройденным – геймеру дают “обобщённую” медаль (скорее, даже, не обобщённую, а наименьшую – то есть, имея 5 золотых и 1 бронзовую, вы получите в итоге “бронзу”) и открывают доступ в “Кубок” чемпионата соответствующего итоговой медали достоинства. Прохождение “Кубка” – это, как уже писалось выше, последовательное (без возможности прерваться) прохождение с первой попытки всех трасс чемпионата на медаль не ниже “кубкового” достоинства.
Сплетённые взаимными требованиями к завоёванным трофеям, чемпионаты и кубки сольного режима очень скоро превращаются в неприступную твердыню, готовую пасть лишь перед хладнокровным, тренированным и хорошо помнящим все свои предыдущие треки геймером (перерыв в игре на пару дней, дорогие читатели, отбрасывает вас в мастерстве прохождения Trackmania Sunrise минимум на две недели – помните об этом!). Да и то – не всегда.
Второй (и, к счастью, последний) недостаток игры – чрезвычайно рваный баланс сложности. Иногда попадаются треки, на которых с первого же прохода получаешь, минимум, “серебро”. Иногда же за то же самое серебро приходится “кататься” весь день (реального времени). Особенно жестоко поступают авторы с охотниками за чемпионским “золотом” – требования к получению медалей из этого благородного металла нередко таковы, что голого мастерства просто недостаточно и…
…Приходится подключать джойстик, а ещё лучше – руль. Поверить сложно, но это так: Trackmania Sunrise – первая на нашей памяти автоаркада, для прохождения которой клавиатуры или геймпада недостаточно.
Техника на грани
Вторая в серии – Trackmania Sunrise – отличается от оригинальной Trackmania не так уж и многим: новыми треками, большими масштабами происходящего и… графикой. Причём в этом аспекте разработчиками сделан самый впечатляющий рывок.
Из бюджетного уродца Trackmania в её Sunrise-итерации превратилась в игру с превосходной, одной из лучших в своём жанре, графикой. Да, слегка “конфетная” стилистика рисунка, выраженная в безумном заигрывании со спецэффектами и шейдерными переливами немного “удешевляет” картинку. Однако внимательный человек без труда заметит великолепное качество текстур, обилие полигонов в придорожных ландшафтах и моделях автомобилей, а главное – блестяще выполненную игру света и тени, моментально вводящую геймера в транс на увешанном ночными фонарями мосту.
След от фар, конечно, нереалистичен. Но – красив и зрелищен!
Конечно, для выжимания из графического движка всех соков может понадобиться очень мощная система с видеоускорителем последнего поколения. Но и владельцы сильно подержанных компьютеров не окажутся внакладе – конфигурационная утилита открывает доступ к весьма впечатляющему перечню опций, и если вы вполне способны прожить без полноэкранного сглаживания, анизотропии, постобработки изображения и точечных шейдеров третьей версии…
Звук в Trackmania Sunrise если и не чертовски хорош, то – уж поверьте – чертовски уместен: роскошные хард-рок переливы всегда прекрасно гармонируют с бешеными скоростями; эта игра не стала исключением.
Наконец, как и оригинальная Trackmania, Sunrise-версия укомплектована целыми пятью редакторами: карт, чемпионатов, видеороликов, “призраков” и машин – живущее по адресу http://www.tm-exchange.com/ сообщество активных (в плане рукоделий) поклонников игры никак не останется разочарованным.
Сольный режим “Конструктора трасс” позволяет геймеру побеждать как за счёт мастерства, так и за счёт интеллекта.
Лучшая покупка
Trackmania Sunrise – великолепная игра, никак не ограничивающая себя фактом принадлежности к жанру аркадных автогонок. Мало заботясь о соблюдении норм и правил, разработчики просто делали хорошую вещь, способную надолго увлечь практически любого геймера. Да, великолепно справившись с созданием простой, но интересный концепции, создав очень зрелищный графический движок, выстроив более сотни прекрасных, с игровой и архитектурной точек зрения, трасс, авторы из Nadeo немного перемудрили со сложностью игры и её балансом. Однако встроенные редакторы треков и чемпионатов, попавшие в руки весьма активных самодеятельных поклонников серии Trackmania, довольно легко нивелируют данный недостаток.
Графика | 9,5 |
Звук и музыка | 9 |
Управление/Дизайн | 10 |
Сюжет | 8 |
Игровой интерес | 8,5 |
Сложность | Высокая |
Знание английского | Не нужно |