Burnout Paradise: The Ultimate Box | Введение
Игру Burnout Paradise нельзя назвать новой. На самом деле, она была выпущена ещё в январе 2008 года, получив одобрение геймеров из-за огромного игрового мира, инновационного геймплея и драйва.
Однако, к досаде пользователей ПК, игра была выпущена только на Xbox 360 и Playstation 3. Почему же мы говорим о ней сейчас? Потому что через год после выхода эта игра стала доступна и для нас, пользователей ПК. Мы не только получили версию “Ultimate Box”, содержащую все пакеты дополнений, представленных ранее, но разработчики “вылизали” игру, чтобы она стала ещё лучше, чем первая версия.
Будучи заядлым геймером, я с нетерпением начал знакомиться с новой игрой. Мне всегда нравились гонки, но при этом больше удовольствия доставляли игры типа Need for Speed, играть в которые было действительно живо и весело, чем скучные симуляторы наподобие TOCA Race Driver. Конечно, новая игра Codemaster GRID тоже сделала шаг в сторону живой игры, но она всё равно показалась мне скучноватой, а серия Need for Speed полностью разочаровала после NFS: Pro Street. Что меня всегда восхищает, так это смесь великолепной графики, сумасшедшей скорости и безумных крушений. Но поскольку я играю на ПК (хотя есть и приставка Wii для детей), то меня обошла стороной новая серия Burnout, которая как раз превосходно даёт такую смесь… К счастью, недавно я смог насладиться новинкой и на ПК.
Но перед вами не обзор игры, поскольку вы уже поняли, что я стал фанатом Burnout Paradise: The Ultimate Box для ПК. Так как мы проводим много тестов различного “железа”, то мне стало интересно, как данная игра будет работать на домашнем относительно слабом HTPC. По опыту мы знаем, что другие порты игр на ПК часто работают не очень хорошо (например, Halo), поэтому мы решили более подробно изучить, что этой игре требуется по части CPU/GPU, чтобы обеспечить высокую производительность, да и оценить качество картинки будет явно не лишним.
С учётом всего сказанного, мы взяли несколько видеокарт для проведения тестов. Мы даже провели тесты на CPU с разной тактовой частотой, а также с разным количеством ядер, от одного до четырёх, чтобы максимально эффективно ответить на вопрос: “какое “железо” требуется, чтобы выжать максимум из Burnout Paradise?”
Burnout Paradise: The Ultimate Box | Настройки качества
Как оказалось, Burnout Paradise хорошо работает практически на любом современном “железе”, что неплохо, учитывая очень симпатичную графику. По этой причине мы решили для тестов выставить все настройки качества на максимум, за исключением функции Screen Space Ambient Occlusion (SSAO). Мы включали SSAO только в соответствующих тестах производительности.
Burnout Paradise: The Ultimate Box | Radeon против GeForce
Мы начнём со сравнения нескольких скриншотов, которые мы сделали на видеокарте Radeon HD 4850, с результатами, полученными на GeForce GTX 260. На первый взгляд, качество кажется полностью идентичным; мы проверили картинку без сглаживания (AA), с 8x сглаживанием по методу мультисэмплинга (MSAA), а затем и с включённой функцией SSAO.
Но при внимательном рассмотрении можно обнаружить некоторые различия. Обратите внимание на качество тени от заднего спойлера. На видеокартах Radeon тень выглядит чистой, но на картах GeForce у неё видны “полосатые” артефакты, как будто она была выведена с меньшим разрешением, чем тень на видеокартах Radeon.
Если приглядеться внимательнее, то можно выявить и другие различия. На видеокартах GeForce, например, тень более глубокая и тёмная: обратите внимание на тень под машиной. Видеокарты Radeon дают сравнительно более светлые тени.
Есть и некоторые различия в освещении строений. Есть некоторые разбросы по яркости/контрастности на ряде объёктов, но это не так заметно. Сглаживание 8x AA улучшает визуальное качество на обеих видеокартах.
Хорошая новость заключается в том, что сегодня, в целом, уже не так важен производитель графического процессора, если вам требуется высокое качество картинки или качество сглаживания. Единственная проблема, которую мы обнаружили во время игры – “полосатые” артефакты теней на машине геймера, но это вряд ли серьёзно повредит наслаждению от высокого визуального качества картинки.
Burnout Paradise: The Ultimate Box | Настройка SSAO: зачем она нужна?
SSAO (Screen Space Ambient Occlusion) – новомодная функция современных 3D-движков, позволяющая улучшить реализм освещения. Впервые она появилась в знаменитой игре Crysis. Если не вдаваться в подробности, то ambient occlusion – это модель затенения, которая добавляет изображению реалистичности за счёт вычисления интенсивности света, доходящего до точки поверхности. Ambient occlusion – глобальный метод затенения, то есть значение яркости каждой точки объекта зависит от других объектов сцены. А SSAO является улучшенной и доработанной реализацией ambient occlusion. Если вы хотите более подробно узнать про две этих технологии, то рекомендуем перейти по следующим ссылкам: ambient occlusion и SSAO. Итог таков: данная модель освещения обеспечивает более реалистичную картинку.
К сожалению, на этом хорошие новости заканчиваются. Алгоритм, реализованный в Burnout Paradise для вычисления SSAO, давал эффект странного тёмного гало вокруг объектов сцены. Особенно это заметно на таких объектах, как забор из “рабицы” или провода. При включении SSAO производительность сильно падаёт, о чём мы ещё поговорим в разделе тестов.
Ниже приведён пример SSAO. Функция SSAO, как видим, работает очень похоже у видеокарт GeForce и Radeon, если не считать различий в яркости, о чём мы уже говорили.
Burnout Paradise: The Ultimate Box | Тестовая конфигурация
Сразу же скажем, что отключить вертикальную синхронизацию (Vsync) в этой игре нельзя. Принудительное отключение vsync в драйверах Radeon и GeForce ни к чему не привело.
Хотя EA любезно предоставила нам материалы для тестирования, она так и не смогла дать доступ к разработчикам, так что у нас не было способа отключить ограничение vsync для тестов. Таким образом, нам придется проводить тесты с ограничением 60 кадров в секунду (fps), зато это полностью соответствует тому, что получит конечный пользователь.
Пару замечаний насчёт тестовой конфигурации. Не нужно переживать насчёт того, что Q6600 Core 2 Quad, разогнанный до 2,7 ГГц, является “узким местом”, поскольку наши тесты показали, что его производительность намного больше, чем нужно игре для достижения своего максимального потенциала. Но подробнее об этом чуть позже.
Для тестов мы взяли широкий ассортимент видеокарт, большая часть из которых была почерпнута из нашего руководства по выбору видеокарты для геймера, которое мы публикуем раз в два месяца. Это позволило нам сочетать видеокарты для разных бюджетов.
Системное аппаратное обеспечение | |
Процессор | Intel Core 2 Duo Q6600 (Kentsfield), 2,7 ГГц, FSB-1200, кэш 8 Мбайт |
Платформа | MSI P7N SLI Platinum, Nvidia nForce 750i, BIOS A2 |
Память | A-Data EXTREME DDR2 800+, 2x 2048 Мбайт, DDR2-800, CL 5-5-5-18 на 1,8 В |
Жёсткий диск | Western Digital Caviar WD50 00AAJS-00YFA, 500 Гбайт, 7200 об/мин, кэш 8 Мбайт, SATA 3,0 Гбит/с |
Сеть | Встроенная nForce 750i Gigabit Ethernet |
Видеокарты | Sapphire HD4650 512 MB DDR2 PCIe Gigabyte GV-N96TSL-1GI 1 GB DDR3 PCIe Powercolor AX4830 512 MB DDR3 PCIe Asus ENGTS250 DK 1 GB DDR3 PCIe Asus EAH4850 MT 512 MB DDR3 PCIe ASUS ENGTX260 796 MB DDR3 PCIe |
Блок питания | Ultra HE1000X, ATX 2.2, 1000 Вт |
Программное обеспечение и драйверы | |
Операционная система | Microsoft Windows Vista Ultimate 32-bit 6.0.6001, SP1 |
Версия DirectX | DirectX 10 |
Драйвер платформы | nForce Driver Version 15.25 |
Графический драйвер | ATI Catalyst 9.3 Nvidia Forceware 182.08 |
3D-игры и настройки | |
Burnout Paradise: The Ultimate Box | Version 1.1, Video Quality: All settings at maximum, Demo: Tom’s Custom benchmark and FRAPS |
Burnout Paradise: The Ultimate Box | Результаты тестов High Details, без AA
Начнём тесты с самого простого режима без сглаживания. Но все остальные настройки были выставлены на максимальный уровень детализации (за исключением функции SSAO, которая оставалась неактивной).
Похоже, все протестированные видеокарты упираются в ограничение 60 fps за исключением Radeon HD 4650 DDR2. Но даже эта “бюджетная” видеокарта даёт вполне приличную производительность с минимальной частотой кадров выше 40 fps.
В разрешении 1920×1200 все карты, за исключением Radeon HD 4650 DDR2, упирались в программное ограничение vsync. Даже Radeon HD 4650 обеспечила вполне нормальную производительность с минимальной частотой кадров выше порога 30 fps. Всё это наверняка порадует геймеров, у которых есть только HTPC с маломощной видеокартой – даже режим 1080p будет поддерживаться вполне нормально.
Наконец, в ультра-высоком разрешении 2560×1600 видеокарта Radeon HD 4650 DDR2 уже перестала справляться. GeForce 9600 GT тоже начинает демонстрировать свои слабые места, но играть на ней в данном разрешении всё же можно. Все другие видеокарты по-прежнему дают производительность, превышающую программное ограничение Vsync в 60 fps.
Показанная производительность радует, поскольку даже “бюджетная” сборка способна справиться с Burnout Paradise в разрешении 1680×1050 без каких-либо проблем. Теперь давайте добавим сглаживание и посмотрим, как изменится расстановка сил.
Burnout Paradise: The Ultimate Box | Результаты тестов High Details, 4x MSAA
Какова будет производительность после активации сглаживания 4x MSAA и заметного улучшения визуально качества? Будут ли карты справляться так же хорошо?
Ответ положительный. Только Radeon HD 4650 даёт производительность, которую можно считать на грани приемлемой, но минимальная частота кадров всё равно превышает 30 fps. Опять же, хорошие новости для владельцев HTPC. На основании этих результатов можно уверенно сказать, что меньшее разрешение 720p, которое встречается на многих плоскопанельных телевизорах, для современных видеокарт проблем не составит, в том числе и с активным сглаживанием 4xAA.
Все остальные протестированные карты проходят через разрешение 1680×1050 со сглаживанием 4x AA даже не напрягаясь. Давайте посмотрим, изменится ли ситуация при переходе на разрешение 1920×1200.
Результаты мало отличаются от разрешения 1680×1050, видеокарта GeForce 9600 GT и все более мощные дают среднюю частоту кадров около 60 fps. Но подумайте сами: 4xAA и разрешение более 1080p нельзя назвать лёгкими настройками, но игровой высоко оптимизированный 3D-движок нормально с ними справляется даже на видеокартах класса GeForce 9600 GT.
Что же будет в разрешении 2560×1600?
Теперь мы наблюдаем некоторое разделение, видеокарты 9600 GT и Radeon HD 4830 начинают демонстрировать слабые места. Однако минимальная частота кадров даже у них превышает 30 fps, так что плавная игра, на удивление, обеспечена. Видеокарты GeForce GTS 250, Radeon HD 4850 и GeForce GTX 260 справляются с данным режимом без проблем, упираясь в ограничение vsync 60 fps.
Burnout Paradise: The Ultimate Box | Результаты тестов High Details, 8x MSAA
Для многих пользователей самым высоким режимом сглаживания на практике является 8x MSAA. Поскольку сглаживание 4x MSAA не очень заметно нагрузило наши тестовые видеокарты, посмотрим, что будет при увеличении нагрузки.
Впечатляюще видеть, что сглаживание 8x MSAA так и не смогло замедлить GeForce 9600 GT в разрешении 1680×1050, что действительно впечатляет. Давайте перейдём на разрешение 1920×1200.
Удивительно, но GeForce 9600 GT всё равно обеспечивает вполне нормальную игру даже в разрешении 1920×1200 со сглаживанием 8xMSAA. Минимальная частота кадров упала, но она всё равно превышает 45 fps, что даёт плавную игру. Посмотрим, сможет ли разрешение 2560×1600 изменить картину.
Похоже, режим сглаживания 8x MSAA и разрешения 2560×1600 является магической комбинацией. Хотя видеокарта GeForce 9600 GT продолжает бороться, но она уже не даёт плавной минимальной частоты кадров. Radeon HD 4830 демонстрирует такие же результаты, обеспечивая хорошую среднюю частоту кадров, но слишком низкую минимальную. Только видеокарты GeForce GTS 250, Radeon HD 4850 и GeForce GTX 260 дают нормальную частоту кадров в данном огромном разрешении и серьёзных настройках сглаживания. И только GeForce GTX 260 всё ещё упирается в барьер vsync, то есть видеокарта явно способна на большее.
Burnout Paradise: The Ultimate Box | Результаты тестов SSAO
Функция SSAO в Burnout Paradise даёт визуальные артефакты, в частности, тёмные гало вокруг тонких геометрических объектов, таких как провода, но всё равно довольно интересно провести тесты после включения данной функции. Мы получили следующие результаты.
Даже без сглаживания AA функция SSAO нагрузила абсолютно все протестированные видеокарты. Radeon HD 4830 и GeForce GTS 250 дают едва приемлемую производительность в разрешении 1680×1050. Даже Radeon HD 4850 и GeForce GTX 260 работают существенно ниже порога 60 FPS vsync.
С повышением разрешения до уровня 1920×1200 только Radeon HD 4830 и GeForce GTS 250 едва смогли превзойти приемлемый уровень 30 fps для минимальной частоты кадров.
В разрешении 2560×1600 с включённой технологией SSAO результаты печальные. Такой на грузки не выдержала ни одна видеокарта, даже самые лучше модели смогли выжать всего 20 fps.
Конечно, данные результаты при столь низкой частоте кадров носят, в основном, только научное значение, но всё равно интересно видеть, что видеокарты Radeon справляются с функцией SSAO лучше, чем аналоги на GeForce по той же цене. Radeon HD 4850 догоняет и иногда даже обходит более дорогую GeForce GTX 260, не говоря уже о GeForce GTS 250. Точно так же, Radeon HD 4830 догоняет или обходит более дорогую GeForce GTS 250. Даже недорогая карта начального уровня Radeon HD 4650 смогла показать себя лучше, чем более дорогая GeForce 9600 GT.
Burnout Paradise: The Ultimate Box | Результаты тестов CPU: частота и количество ядер
Обычно довольно легко измерить масштабируемость от тактовой частоты и количества ядер CPU, но из-за программного ограничения в 60 fps ситуация в данном случае усложнилась. Если мы будем просто увеличивать и уменьшать число ядер CPU, мы можем вообще не заметить какой-либо разницы, поскольку тактовой частоты будет достаточно, чтобы сохранять частоту кадров выше уровня 60 fps. Поэтому вначале мы решили провести тесты тактовой частоты, чтобы найти, когда мы получим результаты ниже порогового значения 60 fps vsync. Затем мы будем отключать ядра CPU, чтобы гарантировать, что если какие-то различия и будут возникать, они будут заметны ниже ограничения vsync.
Мы проведём тесты в низком разрешении в паре с мощной видеокартой Radeon HD 4850, чтобы графическая подсистема не мешала результату.
Теперь, объяснив методику, давайте посмотрим, как тактовая частота CPU влияет на Burnout Paradise.
Мы изменяли тактовые частоты просто путём понижения множителя CPU, чтобы все остальные параметры (такие как частота памяти) не менялись. Обратите внимание, что минимальным доступным множителем в BIOS оказался 6x, что соответствует частоте 1,8 ГГц, приведённой на диаграмме. Даже существенно сниженная тактовая частота, как можно заметить, слабо влияет на геймплей. Но, по крайней мере, средняя частота кадров опустилась ниже порогового значения vsync 60 FPS, то есть мы достигли замеряемого уровня максимальной производительности при данной тактовой частоте CPU, поэтому можно переходить к изменению числа ядер CPU.
Тест производительности в зависимости от числа ядер CPU наглядно подтверждает выводы, полученные нами в статье “Сколько ядер процессора нужно на самом деле?“. Игра способна эффективно использовать до трёх вычислительных ядер CPU, причём наибольший прирост наблюдается при переходе от одного ядра к двум.
Burnout Paradise: The Ultimate Box | Заключение
После изучения тестовых данных наше заключение будет простым: игра Burnout Paradise не только визуально привлекательная, но она очень “лёгкая” для современного “железа”.
Чтобы запустить игру в разрешении 1920×1200 со сглаживанием 8x MSAA, вам нужна видеокарта производительностью GeForce 9600 GT или выше. И двуядерного Core 2 Duo на частоте 2,5 ГГц будет вполне достаточно для частоты кадров 60 fps, а трёх- или четырёхъядерные процессоры, такие как Phenom II или Core 2 Quad, могут, вероятно, справиться с той же работой на частоте 2,0 ГГц или выше.
Вам не нужен компьютер с невероятными спецификациями, чтобы запустить игру в 1920×1200 с высоким режимом сглаживания AA. И если у вас есть ПК для домашнего кинотеатра (HTPC) с подключённым плоскопанельным телевизором 720p, то вы сможете насладиться сглаживанием 4x MSAA даже с “бюджетной” видеокартой Radeon HD 4650.
Столь дружественное отношение игры к “железу” впечатляет, это говорит о том, насколько хорошо оптимизирован движок Burnout Paradise. Следует отдать должное разработчику Criterion Games за то, что компания не только представила интересную и забавную игру, но при этом она замечательно пойдёт практически на любых современных комплектующих.
Единственный недостаток заключается в том, что функция SSAO реализована не так, как нам хотелось бы. Тёмные гало вокруг проводов и других объектов настолько неприятны, что они перевешивают преимущества реализма, которые призвана обеспечить функция SSAO. Впрочем, игра всё равно визуально впечатляет даже без функции SSAO, тем более что режим сглаживания 8xMSAA столь доступен.
Если вы любите гонки, у вас есть ПК и не было шанса купить эту игру для приставки, то скачайте демо Burnout Paradise и попробуйте эту игру. Или сразу купите её.