Введение
Симуляция на ПК, особенно связанная с авиацией, разительно отличается от обычных игр. Однако набор доступных игр и программного обеспечения напоминает пустыню Сахару, и зачастую выручает Microsoft Flight Simulator, а также оазисы в виде X-Plane для наиболее умелых виртуальных пилотов. Однако рынок штурвалов и авиационных джойстиков существует, и, похоже, число подобных устройств обратно пропорционально числу игр. Для авиасимуляторов доступны классические джойстики и HOTAS, педальное управление, рукоятки управления двигателем и панели управления. Фактически, бюджет, который виртуальный пилот может потратить на покупку авиационной периферии, практически безграничен. Основательно потратившись, можно превратить компьютерный уголок в виртуальную кабину пилота!
Что же касается пилотирования гражданских судов, то здесь многие предпочитают штурвалы. Таково, кстати, и мнение двух крупных игроков данной индустрии – CH Products и Saitek, которые представили собственные модели джойстиков-штурвалов, претендующих на звание идеальных компаньонов для последней версии Flight Simulator, а именно, FS X. Конечно, многие виртуальные пилоты относятся к штурвалам скептически, справедливо указывая, что они встречаются у меньшинства американских самолётов, подобных Boeing или Cessna. Тем не менее, подобные громоздкие штурвалы обеспечивают чувство погружения, которое ценят виртуальные пилоты, особенно если их любимые суда – это авиалайнеры. В общем, штурвалы достойны занять своё место на рабочем столе фаната авиационных симуляторов, но остаётся определить, какой из них лучше: Flight Sim Yoke или Pro Flight Yoke System?
Flight Sim Yoke: тест
Отдавая честь возрасту продуктов CH Products, наше тестирование начинается именно со штурвала этой компании под названием Flight Sim Yoke. Внешний вид Flight Sim Yoke поначалу внушает сомнения из-за “пластиковой” отделки. Управление по оси Y осуществляется сдвигом штурвала от себя/на себя, шаг составляет около шести сантиметров, поэтому перед игрой лучше убрать от штурвала подальше посторонние предметы. Крепится корпус очень просто с помощью двух зажимов, однако минимальная толщина стола, к которому вы будете крепить штурвал, должна составлять 25 мм! В общем, если вы задумаете крепить штурвал Flight Sim Yoke к обычному офисному столу, то придётся воспользоваться парой книжек или деревянных дощечек. Но по сравнению со штурвалом Saitek, данная модель не такая громоздкая.
Установка
Программное обеспечение, которое входит в комплект поставки Flight Sim Yoke, ограничено утилитой CH Control Manager, которая позволяет программировать профили. Под Windows XP с установкой проблем не возникло, однако в комплекте поставки отсутствует версия, совместимая с Vista. Её придётся скачать с сайта CH Products. Хотя версия под Vista работает стабильно, у неё есть некоторые небольшие неудобства, в частности, вам надо будет отключить и заново подключить Flight Sim Yoke после остановки ПК или гибернации. Кроме того, утилита доступна только на английском языке. При первом запуске утилиты требуется откалибровать штурвал, и этот процесс для оси Y (отвечает за тангаж) весьма тонкий, поскольку нейтральное положение для игры найти не так-то просто. Не случайно специальное колёсико позволяет тонко отрегулировать центр этой оси.
Подготовка к полёту
Конечно, вы можете и не устанавливать Control Manager, оставив на DirectX управление осями и клавишами, но тогда вам придётся забыть о функциях программирования, а также и о калибровке. Штурвал обеспечивает, помимо двух основных осей, четыре обычные клавиши и четыре качающихся переключателя с двумя положениями, что даёт 12 назначаемых функций в авиасимуляторе. С помощью Control Manager можно привязать к любой клавише “Shift”, что позволяет почти удвоить количество функций, обеспечив в итоге 22 функции. В анонсе CH Products указано, что Flight Sim Yoke обеспечивает до 144 функций, но чтобы приблизиться к этому числу, придётся дотошно изучить инструкцию и научиться программировать клавиши на собственном языке CMS. Благодаря графическому интерфейсу запрограммировать 22 функции не представляет труда, и большинство пользователей наверняка этим и ограничатся. Честно говоря, мы не очень понимаем, почему CH Products не добавила в комплект поставки запрограммированные профили, например, для того же FS X.
Первые полёты
Когда вы настроите параметры Flight Sim Yoke по своему вкусу через панели Control Manager и FS X, можно проверить штурвал в игре. Эргономика, в целом, удовлетворительная, но мы обнаружили некоторые слабости. В частности, две ручки на корпусе, до которых можно добраться, только “нырнув” рукой под правую часть штурвала. То же самое касается и трёх ручек управления газом, шагом винта, а также комбинированной ручки, позволяющей управлять одновременно и газом, и шагом винта. Так что правую руку придётся научить некоторой “гимнастике”. Впрочем, такова уж цена действительно компактного штурвала. Однако, несмотря на размер, три рукоятки обеспечивают достаточную точность. Что же касается основного штурвала, то боязнь потери нейтрального положения быстро проходит после некоторой практики, тангаж можно выполнять весьма точно, а благодаря плавному повороту можно точно скорректировать самолёт во время посадки. Кроме того, с помощью Control Manager можно скорректировать чувствительность обеих осей, если это необходимо. В общем, несмотря на несколько грубые формы, Flight Sim Yoke проявляет себя весьма неплохо.
Основные характеристики.
- 2 основные оси;
- 3 вторичные оси;
- 4 клавиши нажатия;
- 4 качающиеся клавиши с двумя позициями;
- 1 многофункциональный “хат” с 8 положениями;
- 22 легко программируемые функции;
- 144 теоретически программируемые функции.
Pro Flight Yoke System: тест
Штурвал Pro Flight Yoke System по качеству отделки понравился нам больше, однако он и более громоздкий по сравнению с Flight Sim Yoke от CH Products. Большинство деталей пластиковые, но основная ось выполнена из хромированного металла, который лежит и в основе каркаса. Спереди расположен штурвал с ЖК-дисплеем, который можно использовать как часы или секундомер, – весьма спорная функция. Рядом с USB кабелем, относительно коротким, как это бывает у Saitek, расположены порты USB-концентратора, который требует внешнего питания (а блок питания не входит в комплект поставки). Штурвал дополнен внешним блоком с тремя рукоятками: газа, шага винта, а также комбинированной, его можно удобно расположить на столе. Однако система монтажа штурвала простирается на целых 12 см вниз! У нашего стола пришлось разбирать выдвигающийся лоток с клавиатурой.
Программное обеспечение
Неожиданно для Saitek, но установка драйверов и программного обеспечения под Vista прошла замечательно. Нам не пришлось скачивать сомнительные бета-версии с сайта компании! В драйверах присутствует привычная панель управления и закладка для настройки “мёртвых зон”. Поскольку штурвал Pro Flight Yoke System автоматически калибрует себя при каждом подключении к USB, то про упомянутые окна можно вообще забыть. По сравнению с Flight Sim Yoke от CH Products, вы не сможете играть с чувствительностью осей, но, с другой стороны, возможность настройки “мёртвых зон” является весомым преимуществом на перспективу, поскольку потенциометры работают не бесконечно.
Программирование
Подобно CH Products, Saitek использует унифицированный язык для программирования периферии под названием SST. Но, в отличие от CH Products, отсутствие внятного графического интерфейса может отпугнуть новичков от создания собственных профилей. Опять же, Saitek почему-то отказалась от поставки заранее запрограммированных профилей, что раньше облегчало жизнь пользователей. На самом деле программирование Pro Flight Yoke System себя оправдывает, поскольку можно запрограммировать через SST три режима, которые можно будет выбирать с помощью переключателя на задней стороне правой ручки. Умножьте это на 14 основных функций, которые обеспечиваются двумя обычными клавишами и шестью двухпозиционными, и вы получите 42 программируемых функции. Ещё одно преимущество по сравнению с Flight Sim Yoke заключается в том, что перевод каждой рукоятки на минимум автоматически приводит к срабатыванию дополнительной функции. Например, после посадки с помощью ручки газа можно включить реверс.
Чувство полёта
Ощущения от управления Pro Flight Yoke System оказались весьма положительными. Они прекрасно согласуются с качеством штурвала как такового. Если придираться, то можно указать на чуть меньшую чувствительность поворота штурвала (ось X), чем у Flight Sim Yoke, однако на это можно настроиться и легко корректировать положение самолёта, например, в FS X. Штурвал надлежащего размера хорошо лежит в руках, до всех клавиш легко добраться. Блок со вторичными осями, благодаря их приличному ходу, позволяет точно регулировать газ или любые другие функции, которые вы привяжете к рукояткам. Конечно, ЖК-экран мог быть и более полезным, например, как у X52 Pro. На него можно было бы вывести, скажем, параметры навигации. Впрочем, при таком соотношении цена/качество просить что-то больше вряд ли уместно, поскольку оно и так великолепно.
Основные характеристики.
- 2 основные оси;
- 3 вторичные оси;
- 2 клавиши нажатия;
- 6 качающихся клавиш с двумя позициями;
- 1 многофункциональный “хат” с 8 положениями;
- 42 программируемых функции.
Заключение
Перед тем, как переходить к заключению, следует ответить на вопрос: является ли штурвал необходимым аксессуаром для авиасимулятора? Честно говоря, нет. В двух протестированных моделях мы не нашли ничего, чего не смог бы выполнить хороший джойстик HOTAS. Кроме того, даже в FS X оба штурвала оказались весьма проблематичными для управления вертолётами, у которых необходимо постоянно компенсировать тангаж, крен или оба параметра. Если вы выберете штурвал, то будьте готовы к определённым компромиссам в управлении вертолётами. Кроме того, для любого уважающего себя виртуального пилота, который готов отдать 150 евро за штурвал, необходимо купить и педали. Не случайно CH Products и Saitek предлагают педали ножного управления в своих каталогах. И поскольку Saitek начинает всё больше использовать ЖК-экраны в своих продуктах, неплохо было бы “повесить” на них и дополнительные функции, тем более, что FS X таковые поддерживает.
Вердикт
Конечно, при покупке штурвала очень важен результат. Следует помнить, что три дополнительные оси (три рукоятки) обеспечивают более гибкое управление полётом. При почти одинаковой цене у Flight Sim Yoke и Pro Flight Yoke System есть свои преимущества. Хотя отделка у штурвала CH Products и не идеальная, продукция этого ветерана более компактная и простая в программировании, если вы согласны ограничиться 22 функциями. Что же касается модели Saitek, то этот штурвал выходит вперёд по качеству изготовления и возможностям программирования, пусть даже 42 обеспечиваемые функции и требуют больших усилий. С другой стороны, немалые габариты заставляют ещё раз прикинуть, достаточно ли будет места на вашем рабочем столе. Но если ответ положительный, то Pro Flight Yoke System можно твёрдо назвать победителем в нашем тестировании.