Введение
Россия может похвастаться разработчиками, которые представили стране и миру несколько высококачественных и инновационных игр. Кроме того, некоторым российским издателям удалось успешно выйти на мировой рынок, несмотря на жёсткую конкуренцию и все проблемы, связанные с финансовыми потоками между странами.
Нажмите на картинку для увеличения.
Среди таких издателей можно упомянуть “Новый Диск” и “Бука”, а также крупную компанию “1С”, которая приблизилась к топовым издателям в мире. На данный момент “1С” можно назвать весьма успешной и прогрессивно мыслящей компанией в мире. Помимо локального издания иностранных игр в России, “1С” является источником многих необычных и интересных новых игр на мировом рынке.
С выпуском игры “Анабиоз: Сон разума” (Cryostasis: Sleep of Reason) украинский разработчик “Action Forms” представил новинку в области популярного жанра военной научной фантастики, внеся при этом новые элементы, включая потрясающую атмосферу и свежий геймплей. Действительно, перед нами довольно успешная смесь основных элементов Wolfenstein, Doom и BioShock.
На домашней странице “Анабиоз: Сон разума” можно ознакомиться с кратким сюжетом, скриншотами, концептами, видеороликами и другим контентом, относящимся к игре. Там же можно оценить звуковую дорожку с завываниями ветра, которая добавляет немало драматизма к игре. Конечно, рядом с северным полюсом ветер просто ураганный. Можно посмотреть и игровой ролик на YouTube.
Нажмите на картинку для увеличения.
“Анабиоз” использует технологию Nvidia PhysX, поэтому владельцы видеокарт на чипах nVidia G80 или старше, теоретически, могут получить лучшие впечатления от игры и лучшее погружение (нужна видеокарта GeForce 8800 GTS 320 MB или более свежая). Вы можете скачать технологическое демо. К сожалению, в реальной игре аппаратная поддержка физики даёт не так много, как в демо. Из-за требований совместимости большую часть в игре занимают эффекты, которые работают на любых видеокартах. Это огорчит многих владельцев систем с видеокартами nVidia, зато, с другой стороны, в игру можно комфортно играть на картах без поддержки PhysX.
Сюжет: пронизывающий холод в полярном регионе
Действие игры “Анабиоз” происходит в 1981 году на атомном ледоколе “Северный ветер”, который потерпел кружение около северного полюса. Главному персонажу – метеорологу Александру Нестерову – приходится расследовать события, случившиеся на корабле. Но на корабле он не один, на “Северном ветре” бродят погибшие члены команды, мутировавшие под действием непреодолимого Холода. Александр должен распутать загадку смерти капитана судна и разобраться, что стало причиной хаоса на “Северном ветре”, Холод или что-то более зловещее.
Завязка сюжета такова. Нестеров был последним обитателем дрейфующей станции “Полюс 21”, которую он только что покинул. Он получил срочную телеграмму с Большой земли и теперь должен покинуть бескрайнюю Арктику на комфортабельном судне, которое подберет его в установленном месте в назначенный час. Однако же вместо тёплого приема ученого ждет настоящий кошмар: по воле случая он скоро окажется на борту атомного ледокола “Северный ветер”, много лет назад затерявшегося во льдах небытия.
В принципе перед нами шутер от первого лица (FPS), пусть даже его границы размыты, игра часто погружается в другие жанры. Игра не ориентирована полностью на сражения или перестрелки, в ней нет полчищ врагов, желающих убить главного героя. Впрочем, очень часто в игре жизнь будет висеть буквально на волоске, несмотря на неспешный темп – некоторым он покажется ленивой прогулкой-исследованием среди зловещего окружения.
Мы не ожидали, но разработчики добавили на протяжении игры цитаты из классической литературы, что немало говорит об их подходе к игре. Иногда к месту оказывается притча о Данко из “Старухи Изергиль” Максима Горького, иногда – цитата Германа Гессе. В современных играх довольно редко можно встретить столь успешную смесь динамичного экшина, холодного расчёта, народных легенд и умной литературы. И давнее мнение, что шутеры не помогают развитию личности человека, к этой игре не подходит. Пусть даже некоторые молодые геймеры и не будут вникать в цитаты, многие из наших читателей наверняка оценят их по достоинству.
Во время игры вы будете читать различные заметки или документы, объясняющие историю “Северного ветра”. Да и хорошо продуманная последовательность переходов не оставит геймера одного во тьме надолго. Играть действительно очень интересно, каждые несколько минут по мере прохождения игры вы будете сталкиваться с тем или иным событием, так что скучать не придётся.
Геймплей: холодные руки и холодные ноги
Оружие и враги
С самого начала игры лучше ознакомиться с навигацией и управлением. Игру вы начнёте без какого-либо оружия, только фонарик пригодится. Вы должны исследовать загадки и опасности ледокола и судьбу команды. Изначально единственным источником освещения на многих сценах будет являться фонарик, который помогает ориентироваться в зловещем холодном окружении.
Шаг за шагом, ступенька за ступенькой Нестеров будет продвигаться вглубь замёрзшего стального колосса. На своём пути наш герой обнаружит различные предметы, которые могут служить как оружие. По мере продвижения вы найдёте кусок стальной цепи и вентиль, позволяющие более уверенно общаться с врагами в игре (на самом деле общаться не получится, поскольку погибшие члены команды, похожие на зомби, не говорят).
Во время игры нужно постоянно следить за своей спиной. Враги появляются постоянно, при этом они любят атаковать сзади, выбираясь из различных укрытий. Справиться можно, но нежданные гости часто появляются очень неожиданно. В пылу битвы нужно следить за балансом, иначе использования неподходящего оружия может стать роковой ошибкой.
Никакой шутер от первого лица не обходится без огнестрельного оружия, поэтому по мере продвижения в игре вы будете его находить. Разумно внимательно изучать окружение в поисках скрытых боеприпасов, хотя иногда они будут отчётливо заметны. Количество боеприпасов в игре очень ограничено, поэтому мы в данном случае ситуацию не переоцениваем. Есть в игре “трёхлинейка”, есть и полуавтоматическое оружие, но любители шутеров будут иногда разочарованы длительным временем перезарядки. Если во время контактной битвы придётся перезаряжаться, то преждевременная кончина обеспечена. Снайперская винтовка хороша для стрельбы издалека. Однако часто просто не бывает шанса прицелиться с помощью винтовки – статических целей в игре почти нет. И если вы уж заметили врага, то придётся сражаться.
Вы будете постоянно попадать в подобные сложные ситуации. К сожалению, они не оставляют времени выбрать подходящую стратегию или тактику. Очень легко потерять ориентиры в пылу битвы, поскольку во многих случаях вы будете находиться в почти полной темноте. Впрочем, довольно легко будет найти, какое оружие лучше всего подходит против того или иного противника. Вас ждут не только мрачные зомби, скрывающиеся в тенях, поэтому вам придётся научиться эффективно убивать тех или иных врагов.
Лечение и восстановление
Игровая система для восстановления здоровья довольно простая. Различные источники тепла и света будут восстанавливать жизненную силу героя, включая горящие лампы, отремонтированный прожектор, разные обогреватели, а также случайные объекты, такие как разорванная паровая труба или обычный огонь. Стоит подойти к источнику тепла (или использовать его), как Александр начнёт восстанавливать свою жизненную силу.
Если вы не хотите получить отморожение, то нужно следить за датчиком температуры. Если накопленное тепло кончится, то вы погибнете.
Ментальное эхо
Ещё одна интересная функция игры – так называемое ментальное эхо. Во время игры персонаж будет находить погибших членов команды, чья душа всё ещё находится рядом с телом. Герой может использовать свои ментальные способности, чтобы вселиться в душу/тело погибшего и заново пройти с ним шаги до трагической смерти, при возможности предотвращая гибель. Кроме того, ментальное эхо позволяет прожить за членов экипажа трагические моменты “Северного ветра” и лучше понять сюжет игры.
Вселяясь в душу погибшего, вы должны выполнить некоторые задачи или даже изменить течение времени, меняя прошлое и настоящее. Подобные эпизоды выполняются линейно, во время них нельзя сохраниться, так что в прошлом вы не останетесь. Подобные “флэшбэки” прекрасно разбавляют несколько однообразное исследование “Северного ветра”.
Загадки и развитие
По мере прохождения игры вы вряд ли встретитесь с непреодолимыми препятствиями, которые поставили бы в тупик неопытного игрока. Ход игры более-менее линейный (за исключением ментального эха). Но всё же важно понимать, что вы делаете. Игра является хорошо сбалансированной смесью шутера и приключенческой игры, поэтому одна ошибка – и вы превращаетесь в замёрзший труп. В общем, всегда полезно обыскивать окружение, а также обращать внимание на мелкие детали и устройства.
Например, когда вы увидите этого зомби-моряка со стеклянными шипами, то поймёте, что в окружающей среде что-то не так. Но если вы будете учиться на своих ошибках, то сможете избежать их в будущем. Разные ситуации и уровни часто встраиваются в одинаковую логическую цепочку событий и действий, и вы быстро привыкнете ней: выполнение какой-либо работы по ремонту или обеспечению доступа, затем прохождение и битва с зомби. Конечно, последовательность может меняться, но именно за непредсказуемость мы и любим такие игры.
Оценка геймплея
Поскольку мы хотели быть честными по отношению к разработчикам, то решили разделить оценку производительности игры на разном “железе” от оценки контента и геймплея. Здесь мы поговорим о том, насколько нам было приятно играть, а также насколько высоко мы оцениваем виртуальный мир игры. А на следующих страницах мы проведём тест игры на разном “железе”, оценим технические стороны игрового окружения.
Честно говоря, разработчикам удалось создать ощущение нелинейности действий. Как в случае BioShock или FEAR 2: Project Origin, рамки действий игрока или его прогресс очень ограничены. Поэтому сценарий очень скован по пространству, и именно эта ограниченность пространства досаждает во многих битвах с врагами. Да и если вам нужно море крови или “расчленёнка”, то вы будете разочарованы. В общем, если вам нравится играть, у вас не слабые нервы, и вы не относитесь к противникам виртуального насилия, то наверняка получите немало удовольствия от “Анабиоза”.
Звуковая дорожка “Анабиоза” обеспечивает погружение в мрачный и леденящий душу (в буквальном смысле) интерьер “Северного ветра”. Независимо от того, используете ли вы встроенную звуковую карту или Sound Blaster X-Fi, звуковая атмосфера будет насыщенной. Но на low-end системах лучше использовать раздельную звуковую карту, чтобы освободить CPU для других задач. Звук будет одинаково хорошо работать как под Windows XP, так и под Vista (примечание: поскольку Cryostasis в “родном” режиме поддерживает OpenAL, карты Creative будут должным образом работать под Vista). Владельцам Sound Blaster X-Fi можно порекомендовать установить самые свежие драйверы, поскольку на старых версиях могут возникать проблемы.
Для опытного геймера на игру уйдёт от 10 до 12 часов. То есть прохождение занимает столько же времени, сколько FEAR 2: Project Origin. Новичкам и геймерам от случая к случаю может потребоваться до 25 часов. Уровень сложности в игре выбрать нельзя, но он меняется от лёгкого до средне-тяжёлого. Во время прохождения игры мы смогли справиться со всеми игровыми ситуациями, которые встречали. В России игра при покупке в онлайновом магазине “1С” стоит всего 300 рублей, что тоже приятно. В любом случае, “Анабиоз” заслуживает того, чтобы на эту игру обратили внимание и, вполне вероятно, поиграли.
Качество игры (оценки из 10 баллов каждая) | |
Концепция игры | 8 баллов |
Сюжет | 6 баллов |
Сложность | 9 баллов |
Переходы | 9 баллов |
Атмосфера | 9 баллов |
Звук | 9 баллов |
Качество голоса | 6 баллов |
Оружие | 6 баллов |
Интерфейс | 7 баллов |
Система здоровья | 8 баллов |
Игровые ролики | 6 баллов |
Продолжительность игры | 5 баллов |
Возможность повторной игры | 4 балла |
В итоге мы дали “Анабиозу” 91 из возможных 130 баллов, что вполне приличный, пусть и не рекордный результат. Не забывайте, что кроме всего сказанного игровая система очень сильно влияет на плавность игры. В следующих тестах мы рассмотрим влияние разных компонентов и конфигураций на производительность игры. Вы узнаете какое “железо” лучше всего подходит для “Анабиоза”, какие апгрейды позволят улучить производительность игры.
Low-End PC 1
- Athlon 64 от 3200+ до 3800+ (для тестов брался Athlon X64 3800+ (ядро Venice) с тактовыми частотами от 2,0 до 2,6 ГГц);
- 1 Гбайт DDR RAM;
- Windows XP Pro Service Pack 3;
- GeForce 8400 GS, GeForce 7800 GS (AGP), GeForce 8600 GT, Radeon HD 3650 (AGP).
Нам было интересно, насколько система, компоненты которой можно назвать средними с натяжкой, справится с игрой. Поэтому мы собрали компьютер с приведёнными спецификациями. Мы изменяли частоту CPU, чтобы симулировать несколько моделей процессоров. Тестовая система позволяла использовать нам видеокарты PCI Express (PCIe) и AGP, в результате чего мы смогли сделать любопытные сравнения.
Low-End PC 2
- Athlon 64 X2 от 3800+ до 5000+ (для тестов брался Athlon 64 X2 4200+ на частотах с 2,0 до 2,6 ГГц)
- 1 Гбайт DDR RAM;
- Windows XP Pro Service Pack 3;
- GeForce 8400 GS, GeForce 7800 GS (AGP), GeForce 8600 GT, Radeon HD 3650 (AGP), GeForce 8800 GTS 512 MB.
Конфигурация данного ПК недалеко ушла от минимальных системных требований “Анабиоза”. Мы разгоняли процессор до частоты 2,6 ГГц, а также устанавливали в систему GeForce 8800 GTS 512 MB, чтобы проверить рекомендованные требования разработчика. Посмотрим, как справится с игрой такая система.
Игровой PC 1
- Intel Core 2 Quad Q6600 с двумя выключенными ядрами (симуляция двуядерного CPU с частотами от 1,8 до 3,0 ГГц);
- Asus P5K (чипсет P45);
- 4 Гбайт A-Data Vitesta DDR2-800 RAM, задержки CL4;
- Windows Vista Ultimate x86 Service Pack 1;
- GeForce 8800 GTS 512 MB, разогнанные до 780 МГц GPU и до 1100 МГц память.
Данная конфигурация представляет популярные игровые ПК, которые встречаются сегодня чаще всего: с быстрым двуядерным CPU и видеокартой с производительностью уровня GeForce 9800 GTX+ или Radeon HD 4850. Чтобы четыре ядра CPU не влияли на результат, мы выключили два из них.
Игровой PC 2
- Intel Core 2 Quad Q6600 на частоте от 3,0 до 3,6 ГГц;
- Asus P5K (чипсет P45)
- 8 Гбайт A-Data Vitesta DDR2-800 RAM, задержки CL4;
- Windows Vista Ultimate x86 Service Pack 1;
- GeForce GTX 285.
Игровой PC 3
- AMD Phenom II X4 на частоте от 3,0 до 3,6 ГГц;
- Asus M3N-HD/HDMI SLI;
- 4 Гбайт G.Skill F2-6400CL5D-4GBPQ DDR2 RAM;
- Windows Vista Ultimate x86 Service Pack 1;
- 2 x GeForce GTX 260 в SLI и одиночном режиме, GeForce GTX 285.
Мы установили на игру последний патч. Он привёл к увеличению частоты кадров в некоторых тестовых сценах. Однако патч слабо сказался на low-end конфигурациях. В любом случае, мы рекомендуем устанавливать патч, если вы планируете играть в “Анабиоз”.
Выбор тестовых сцен в игре
Мы взяли три тестовых сцены в качестве основы нашего теста, а также некоторые ролики. Чтобы оценить производительность в игре, исключая человеческий фактор, мы записали макро на клавиатуре, так что действия пользователя во всех случаях должны быть максимально идентичными. Для всех трёх тестовых сцен мы использовали Fraps 2.9.8.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
С визуальной перспективы прелесть игры заключается в балансе между физическими эффектами и уровнем графической нагрузки, связанной с 3D-рендерингом. Вполне естественно, что в игре есть множестве сцен, где “железо” нагружается слабо, но есть и сцены, где даже high-end системы “встают на колени”. Мы постарались подобрать сцены, наиболее хорошо соответствующие геймплею, их мы и использовали в тестах вместе с набором роликов.
Минимальные системные требования
Чтобы удовлетворить минимальным системным требованиям, вам потребуется Pentium 4 на 2,4 ГГц или сравнимый одноядерный Athlon XP. Кроме того, нужна видеокарта с поддержкой Shader Model 3.0 и, как минимум, 256 Мбайт видеопамяти. По производительности она должна быть не хуже GeForce 7800 или Radeon HD X1800. Впрочем, это ничего не говорит о том, какое разрешение и графические настройки потребуются, чтобы получить едва приемлемую игровую производительность. Поскольку подобные конфигурации широко распространены в организациях и домах пользователей, мы решили протестировать и их.
Графические настройки:
- разрешение 800×600, 1024×768 и 1280×1024;
- Shader Model 3.0 / DirectX 9;
- аппаратная физика выключена;
- все другие настройки выставлены на низкий уровень или выключены.
Когда мы попробовали эти настройки на первой системе, то сразу же поставили под сомнения минимальные требования разработчика. Будете ли вы использовать 2,4-ГГц Pentium 4 или Athlon XP 2600+, нормально играть всё равно не сможете. Не считая длительного времени загрузки между уровнями игры, мы столкнулись с очень низкой частотой кадров из-за слабости видеокарт. В общем, о плавной игре можно забыть. Если у вас старый компьютер, то мы бы не советовали даже запускать “Анабиоз” с процессором ниже 3,0-ГГц Pentium 4 или Athlon X64 3200+. Иначе игра просто не стоит свеч.
С процессором Pentium 4 на 3 ГГц мы смогли продвинуться с “мёртвой точки” и выполнить первый тестовый прогон. Значения были чуть меньше Athlon X64 3200+, но всё равно близки. Мы решили остановиться на системе AMD, поскольку она давала результаты, которые можно было бы сравнить с двуядерным процессором на той же тактовой частоте. Первые тесты проводились на платформе с конфигурацией “Low-End PC 1”, описанной ранее.
Если вы ожидали, что low-end система сможет справиться с игрой на низких разрешениях и настройках качества (то есть без расширенных теней, анимированной поверхности воды, детализованных текстур, эффектов физики и т.д.), то наверняка будете разочарованы. Мы не понимаем, почему разработчики игры выставили планку так низко. Частота кадров подобной конфигурации слишком мала, чтобы нормально играть. Диаграммы ниже всё это наглядно показывают.
Мы надеялись, что переход на “родное” разрешение 19″ монитора сможет улучшить результат. Увы, не получилось.
Может быть, ситуация улучшится на меньших разрешениях. В 1024×768 игру по-прежнему нельзя было назвать плавной.
Зря мы себя обманывали. Даже в разрешении 800×600 результаты можно назвать, в лучшем случае, слабыми.
Геймплей
Разработчики просто схитрили насчёт минимальных аппаратных требований. Даже когда мы выбрали минимальные настройки качества, чтобы поднять частоту кадров, играть было невозможно. В среднем по всем сценам, особенно с учётом сцен сражений, данная конфигурация нас разочаровывает. Никакого наслаждения от игры вы не получите.
Если только в вашей системе не установлен двуядерный CPU и видеокарта уровня GeForce 9600 GT или Radeon HD 4670, вам лучше пропустить эту игру мимо внимания или сделать апгрейд. Разница между обещаниями разработчиков и реальностью слишком велика.
Графика
Поверхности и текстуры в игре оказались недостаточно детализованными, эффекты Холода просто неубедительны. В целом, низкое разрешение, низкие/выключенные настройки качества, отсутствие сглаживания (AA) или анизотропной фильтрации (AF) негативно сказываются на качестве графики.
Рекомендованные системные требования
После разочарований с конфигурацией, соответствующей заявленным минимальным требованиям, мы решили симулировать апгрейд видеокарты. Для этого мы взяли старую модель GeForce 8800 GTS 512 MB, чтобы проверить, насколько сильно CPU ограничивает эту игру, а также как будет меняться производительность при масштабировании процессора. По этой причине мы отказались от поддержки аппаратного ускорения физики PhysX, поскольку хотели максимально сильно нагрузить CPU.
Средняя частота кадров: одно ядро против двух
Для данного теста мы использовали CPU из предыдущей конфигурации (Low-End PC 1), чтобы сравнить его с похожей конфигурацией ПК (Low-End PC 2), которая тоже должна соответствовать минимальным требованиям. Мы изменяли тактовую частоту с 2,0 до 2,6 ГГц, симулируя широкий ассортимент процессоров. Мы протестировали те же три сцены, что и раньше, но на этот раз мы рассчитывали средний результат по отдельным результатам трёх игровых сцен и по игровым роликам. Результат получился вполне ожидаемым.
Без поддержки PhysX со стороны GPU рекомендованные разработчиком настройки дают плавную игру только на минимальных или средних настройках.
Выводы по частоте CPU
Хотя максимальная частота кадров менялась слабо и была более-менее ограничена нашей системой, при повышении тактовой частоты можно заметить подъём минимальной частоты кадров. На частоте 2,6 ГГц в игру уже можно вполне сносно играть. Субъективные различия между отдельными частотами CPU оказались более заметными, чем измеренные значения частоты кадров. По мере увеличения тактовой частоты CPU мы сталкивались с меньшим числом “повисаний” или лагов в игре, да и грузилось всё быстрее. Процессор теперь стал ближе к рекомендованному уровню, играть стало уже лучше.
Одно ядро против двух
Неудивительно, что двуядерный процессор обеспечил более высокие результаты при равной тактовой частоте, пусть даже игра сама по себе в данной конфигурации слабо выиграла от второго ядра. Разницу лучше всего наблюдать по минимальной частоте кадров. На системе с одним ядром ОС и игра конкурируют за единственное ядро, а на системе с двуядерным CPU это “узкое место” устраняется. В любом случае, мы рекомендуем использовать двуядерный процессор AMD на частоте 2,6 ГГц или выше. Всё менее мощное даст не такую удовлетворительную игру.
Геймплей
Гейплей можно оценить от терпимого до приемлемого. Но всё равно приходится использовать самые низкие настройки качества и низкое разрешение, зато частота кадров более-менее нормальная.
Графика
Здесь верно всё то же самое, что и для предыдущей минимальной конфигурации, поскольку низкие настройки графики дают непривлекательный результат. В данном случае помогает тёмная атмосфера игры, скрывая не только зомби, но и различные визуальные недостатки.
Компьютер среднего уровня
Теперь давайте перейдём к типичному ПК среднего уровня. Мы использовали симулированную модель процессора Intel Core Duo с тактовыми частотами от 1,8 до 3,0 ГГц. Это охватывает широкий диапазон двуядерных процессоров от E2000 до E6850. Линейки Core Duo E8000, E7000, и E5000 дают схожие результаты при равных тактовых частотах, поэтому мы можем распространить на них полученные результаты. Мы не считаем, что меньший кэш у “младших” моделей серьёзно ухудшит производительность, да и разницы между 65- и 45-нм техпроцессами особой нет.
Процессоры AMD будут так же масштабироваться при увеличении тактовых частотах. Процессор AMD на 2,6 ГГц, который мы протестировали ранее, по производительности находится где-то между 1,8- и 2,0-ГГц двуядерными процессорами Intel Core. Наша разогнанная видеокарта GeForce 8800 GTS 512 MB по производительности находится между Radeon HD 4850 и Radeon HD 4870, при этом её можно сравнить и с GeForce 9800 GTX+. Подобный компьютер очень близок к распространённым сегодня геймерским конфигурациям. Мы также взяли Vista, чтобы сравнить результаты DirectX 9 и DirectX 10.
Тест 1: средняя частота кадров DirectX 9 против DirectX 10, GPU против CPU PhysX
Здесь мы оценивали среднюю частот кадров, а также обращали внимание на минимальную частоту кадров у аутсайдеров, поскольку в последнем случае во время игры возможно появление “зависаний”. Опять же, мы взяли среднее значение для трёх игровых сцен и игровых роликов, в результате чего получили весьма любопытные результаты. В целом, настройки графики были выставлены на средние значения, поскольку высокие настройки качества приводили к тому, что играть становилось невозможно.
Масштабирование средней частоты кадров в зависимости от частоты CPU.
Что интересно, режим Shader Model 4.0 под DirectX 10 при меньших тактовых частотах процессора (то есть с менее мощными CPU) дал большую частоту кадров, чем в случае DirectX 9. На частоте 2,6 ГГц результаты близки к друг другу, хотя DirectX 9 даёт небольшое преимущество по частоте кадров по сравнению с DirectX 10. На первый взгляд, результаты можно поставить под сомнение, но дальнейшее тестирование их подтвердило.
Обратите внимание на очевидную разницу в производительности между PhysX с поддержкой GPU против версии “только CPU”.
Тест 2: максимальная частота кадров DirectX 9 против DirectX 10, GPU против CPU PhysX
Затем мы решили оценить максимальную частоту кадров. Здесь измеренные значения хорошо соответствуют субъективным впечатлениям.
Масштабирование максимальной частоты кадров в зависимости от частоты CPU.
Здесь мы наблюдаем такую же ситуацию: слабые CPU больше выигрывают от DirectX 10 по сравнению с более мощными с высокими тактовыми частотами. Мы вновь наблюдаем преимущество от переноса расчёта физики на GPU, но разница не такая большая, как по средней частоте кадров. Разрешение тоже сказывается на частоте кадров, но мы не смогли найти ни одной сцены, которая была бы плавной в разрешении 1280×1024, но становилась уже неприемлемой в 1680×1050. Частота кадров несколько падает, но вы можете вполне нормально играть на 20″ или 22″ мониторе.
У карт AMD нет аппаратной поддержки PhysX, поэтому они показывают себя не очень хорошо. Мы протестировали Radeon HD 4870 с 1 Гбайт видеопамяти, используя расчёты физики на CPU и Shader Model 3.0, при этом производительность была очень близка к нашей видеокарте nVidia.
Геймплей
Если ваша система оснащена двуядерным процессором Intel с частотой 2,4 ГГц или выше, либо процессором AMD Athlon 64 X2 с частотой 2,8 ГГц или выше, а также видеокартой среднего уровня за $100 или более производительной моделью, то система обеспечит плавную и приятную игру в “Анабиоз”, если только вы не будете слишком сильно завышать графические настройки. Мы бы предпочли видеокарты nVidia, поскольку поддержка расчетов физики на GPU немного поднимает минимальную частоту кадров и делает игру чуть более плавной. Однако сразу же скажем, что мы не обнаружили существенных визуальных отличий, активируя поддержку PhysX на GPU с нашими видеокартами. И в этом отношении розничная версия игры заметно отличается от технологическго демо.
Графика
Как и минимальные настройки качества, на среднем уровне графика нас не впечатлила. Производительность системы заметно увеличилась, но визуальное качество возросло не в такой значимой пропорции.
Компьютер верхнего уровня
В данных тестах участвуют конфигурации игровых PC 2 и Gaming PC 3. Мы взяли разогнанные версии процессоров Intel Core 2 Quad 6600 и AMD Phenom II X4 940 BE, с частотами от 3,0 до 3,6 ГГц, при этом мы тестировали обе платформы с видеокартами GeForce GTX 260 и GTX 285. В дополнение мы протестировали две видеокарты GeForce GTX на платформе AMD, в конфигурациях как SLI, так и в случае двух независимых видеокарт (одна для графики, вторая – для ускорения PhysX ). Все графические настройки были либо включены (если уровень не выставляется), либо выставлены на максимальное качество. Мы сделали несколько тестовых прогонов, чтобы сравнить работу Shader Model 3.0 и 4.0.
Intel против AMD
Мы сразу же решили определить разницу между двумя CPU. После серьёзного разгона старому четырёхъядерному процессору Intel удалось немного обойти AMD Phenom II, будь то на частоте 3,0 ГГц или 3,6 ГГц. Прирост производительности при увеличении тактовой частоты с 3,0 до 3,6 ГГц оказал ощутимое влияние на минимальную частоту кадров. Хотя средняя частота кадров тоже увеличивалась, она улучшалась не так сильно, как минимальные значения. Поскольку обе системы давали более или менее близкие результаты, мы решили провести тесты только на системе AMD (игровой PC 3), поскольку там материнская плата поддерживала SLI. Похвалим AMD за выпуск процессора Phenom II X4, поскольку старые двуядерные модели выглядят более блекло.
Четыре ядра против двух
Мы провели первые тесты с двумя выключенными ядрами, после чего сравнили их с результатами, когда все четыре ядра были активны. Как оказалось, игра не очень сильно выигрывает от дополнения вычислительных ядер. Режимы, которые не работали на двух ядрах, не заработают и на четырёх. Обидно, поскольку расчёт PhysX на CPU мог бы в таком случае дать заметный выигрыш.
Результаты тестов
Сначала мы рассмотрим результаты с PhysX и Shader Model 3.0…
…а затем проверим влияние перехода на Shader Model 4.0.
Выводы будут следующими.
- При использовании Shader Model 3.0 частота кадров чуть выше, чем в случае 4.0;
- частота кадров хорошо масштабируется выше частоты процессора 3,0 ГГц;
- технология SLI даёт чуть более высокую частоту кадров, но в этой игре масштабирование не такое высокое;
- комбинация первой видеокарты для рендеринга и второй видеокарты для поддержки PhysX не даёт особого выигрыша;
- как и раньше CPU остаётся критерием производительности.
Геймплей
На любой из двух конфигураций (AMD или Intel) при высоких настройках графики и на всех четырёх графических конфигурациях игра была достаточно плавной. Однако не у каждого дома стоит компьютер такого же уровня производительности. То есть игра либо идёт плавно, либо не идёт совсем. Будем надеяться, новая версия патча сможет сгладить производительность.
Графика
Визуальное отличие от средних настроек не такое и сильное. Разве что тени более качественные, да и пар выглядит более естественным. В данном случае инвестиции в “железо” и результат находятся не в самом лучшем соотношении. Для сравнения в FEAR 2: Project Origin преимущества более существенны.
Видеокарты AMD
Когда мы проводили тесты с видеокартами AMD (Radeon HD 4670 и Radeon HD 4870), то столкнулись с некоторыми проблемами. Поэтому здесь мы приведём советы, которые позволили их решить.
Появление артефактов. Уменьшите настройку гаммы, хотя игра будет выглядеть темновато. Во время тестов помогло небольшое снижение частоты памяти.
“Вылеты”. Перейдите на Shader Model 3.0 и отключите PhysX (что логично).
Советы для всех видеокарт
Игра “вылетает” при изменении графических настроек со следующим сообщением.
Особенно часто подобные “вылеты” происходят при переходе на другую модель шейдеров, причём иногда “Анабиоз” просто “виснет”. Простым решением может быть ручное редактирование файла конфигурации, после чего игру можно запускать.
Игры, сохранённые автоматически, не появляются в списке сохранённых. Иногда такое происходит. В качестве решения загрузите игру, которую вы сохранили вручную, после этого автоматически сохранённые игры вновь должны появиться в списке.
Самые важные настройки файла Config. Файл Config.cfg является текстовым, он находится в папке с игрой и его можно редактировать вручную с помощью любого редактора (например, Notepad/Блокнот).
//=================== physics settings =================== Настройки физики: (0 или 1) @p.hardware = 1 @p.fluids = 1 @p.cloth = 1 |
//=================== video settings ===================== Оптимизация отдельных графических элементов: (0 или 1) @r.sky = 1 @r.realshadows = 1 @r.softshadows = 1 @r.projectives = 1 @r.motionblur = 0 @r.cameramotionblur = 0 @r.diffusemap = 0 @r.normalmap = 0 @r.specularmap = 0 @r.waterreflection = 1 @r.waterenvreflection = 1 @r.anti-aliasing = 1 @r.vsync = 0 @r.fur = 1 @r.postglow = 1 @r.caustic = 1 |
Переключение модели шейдеров @r.shadermodel = 3 (2, 3, 4) |
Заключение
Сразу же стоит отметить, что игра хорошо работает только на высокопроизводительных ПК, и даже при этом остаётся ряд ограничений. Если вы будете следовать минимальным или рекомендуемым системным требованиям, то не получите ни плавную, ни визуально привлекательную игру. Остаётся только надеяться, что патч сможет исправить эту проблему. Различные физические эффекты и качественные текстуры и модели, которые присутствовали в технологической демонстрации, в самой игре проявляются слабо. Многие пользователи, кто играл в “Анабиоз”, находят эту игру интересной, но слишком медленной. На распространённом сегодня “железе” игра идёт очень неторопливо, поэтому так и хочется сделать очередной апгрейд.
Для игры “Анабиоз: Сон разума” мы рекомендуем следующую конфигурацию.
- Процессор Intel: Core 2 Duo на 3 ГГц или Core 2 Quad на 2,6 ГГц или выше;
- процессор AMD: Athlon 64 X2 6400+ или 7750, AMD Phenom II X3 или X4;
- память: 3-4 Гбайт для x86, 4 Гбайт или больше для 64-битных систем;
- видеокарты nVidia: GeForce GTS 250, 9800 GTX+ или выше;
- видеокарты AMD/ATI: Radeon HD 4850 или выше.