Введение
Издателем DiRT 2 в России и Украине является компания “Новый Диск”. Вы можете купить DiRT 2 в интернет-магазине компании. На момент публикации цена Jewel-версии составляла 449 рублей, DVD-box – 719 рублей.
Игры-гонки можно разделить на две категории: симуляторы и аркадные. С одной стороны, есть нереалистичные, но забавные гонки, такие как линейка Burnout, с другой стороны на рынке существуют и очень реалистичные симуляторы, такие как линейка Gran Turismo. Между тем, многие фанаты гонок одного жанра просто терпеть не могут другой жанр.
Компания Codemasters попыталась найти золотую середину между этими экстремальными подходами. Если старая линейка TOCA Race Driver больше относилась к симуляторам, то при разработке GRiD была сделана попытка достичь баланса между реалистичной симуляцией и безумно забавной гонкой.
DiRT 2 продолжает эту тенденцию. Фантастическая модель вождения должна удовлетворить пуристов симуляции, но геймплей можно устанавливать практически аркадный: можно выключить повреждения, изменить сложность и использовать функцию отката flashback, которая позволяет повернуть время вспять и исправить критическую ошибку. С подобными возможностями любой может стать победителем гонок. А элитные геймеры, приверженцы “чистых” симуляторов, смогут гордиться своими достижениями в самых сложных и реалистичных условиях.
Звучит как идеальный компромисс между симуляцией и аркадой, но ходьба по подобному лезвию бритвы редко даёт такое же погружение, какое испытываешь в играх Burnout Paradise или Gran Turismo в их категориях. Впрочем, с учётом всего сказанного, DiRT 2, подобно GRiD, остаётся весьма интересной игрой, которая понравится довольно широкой аудитории. Да и не забывайте, что перед нами ралли, но игра всё же является нишевой по сравнению с традиционными гонками на асфальтовых трассах.
Каковы практические аспекты DiRT 2? Перед нами своего рода экстремальная внедорожная гонка, а не традиционное ралли по выверенным асфальтовым трассам, то есть агрессивный и передовой вид автомобильного спорта. Игра буквально наполнена разными опциями. Некоторые включают пять гоночных состязаний от старого доброго ралли до прорыва через пересечённую местность, семь классов машин от легковых автомобилей до багги, а также различный тюнинг, включая орнаменты и логотипы спонсоров. Онлайновая игра тоже хорошо реализована, одновременно в заезде могут участвовать до восьми игроков, причём состязаний тоже великое множество, есть и онлайновые турниры.
Каковы наши нарекания? Хардкорные фанаты автосимуляторов огорчатся тому факту, что повреждения исчезают между разными событиями. В игре не предусмотрено управление расходуемыми ресурсами, такими как покрышки, да и опции настройки производительности очень упрощены. Честно сказать, играли мы не так долго, но игра не предлагает такого командного менеджмента, как GRiD. Кроме того, экстремальный характер игры и её переходы могут со временем действовать на нервы. Впрочем, всё это придирки. Игра великолепна, вы наверняка получите немало удовольствия от гонок DiRT 2. А выглядит игра очень красиво.
Говоря о красоте, как насчёт поддержки DirectX 11? Перед нами одна из хитовых игр, которая поддерживает новый интерфейс API, поэтому мы без колебаний решили проанализировать производительность игры DiRT 2. Мы детально рассмотрим, что поддержка DirectX 11 даёт в игре DiRT 2, и насколько эта поддержка улучшает игру (если улучшает вообще).
Качество картинки: GeForce против Radeon
Перед тем, как мы перейдём к рассмотрению деталей поддержки DirectX 11, позвольте оценить качество картинки на видеокартах обоих производителей. Игра не содержит пути кода DirectX 10 вообще – можно выбрать либо DirectX 11, либо DirectX 9. На видеокартах DirectX 10, таких как Radeon HD 4890 и GeForce GTX 260, вам придётся использовать путь рендеринга DirectX 9. Давайте посмотрим, сможем ли мы обнаружить отличия.
К счастью, мы не обнаружили какой-либо разницы. Независимо от использования видеокарт Radeon или GeForce в режиме DirectX 9, игра DiRT 2 обеспечивает потрясающее визуальное качество.
Но как насчёт новой линейки видеокарт Radeon HD 5000 и их возможности обеспечивать визуальное качество уровня DirectX 11?
Качество картинки: улучшения DirectX 11
Аппаратная тесселяция: вода, толпа и ткань
Если не вдаваться в детали, то аппаратная тесселяция создаёт дополнительные детали из простой 3D-геометрии, которые в противном случае не существовали бы. Мы не будем углубляться в теорию, поскольку лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
DiRT 2 будет накладывать аппаратную тесселяцию не только на флаги в игре, но и на толпу и на водные поверхности, которые будет проезжать машина.
Обратите внимание на геометрию воды – она кажется плоской в режиме DirectX 9, а в режиме DirectX 11 появляются волны благодаря тесселяции геометрии.
Что касается толпы, то эффект едва заметен. Посмотрите на персонажа в правой части экрана и обратите внимание на резкие грани геометрии в режиме DirectX 9 по сравнению с мягкими гранями в DirectX 11. Также посмотрите на детали рук и пальцев.
Конечно, аппаратную тесселяцию можно использовать для очень серьёзных эффектов, но в DiRT 2 её влияние заметить сложно, поскольку на все эти элементы не обращаешь внимания во время гонок. Например, вы вряд ли будете останавливать машину во время заезда, чтобы рассмотреть флаг, толпу или лужу с водой. Все эти мелкие детали проносятся так быстро, что вы вряд ли заметите разницу во время игры.
DirectCompute 11: ускорение HD Ambient Occlusion
Функция Ambient occlusion (AO) позволяет повысить реализм модели освещения в игре. Алгоритмы AO симулируют области, куда свет проникает с трудом (трещины, нагромождение объектов и т.д.). Лучше всего наглядно проиллюстрировать эффект ambient occlusion.
Эффект AO, конечно, ощутимо улучшает модель освещения, хотя его тоже сложно заметить во время гонок, когда камера движется очень быстро.
Пост-обработка на полном экране
В режиме DirectX 9 некоторые фильтры пост-обработки DiRT 2 работают с разрешением в четыре раза меньшим, чтобы повысить производительность. Но в режиме DirectX 11 пост-обработка выполняется с полным разрешением. Повышение качества сложно оценить во время дневных гонок, но вы сможете заметить его ночью, например, когда на источники света накладывается фильтр Гаусса.
Освещение с полным динамическим диапазоном
Это сложно показать на картинке, но DirectX 11 позволяет при расчёте освещения с полным динамическим диапазоном использовать текстуры R16G16B16A16 (числа с плавающей запятой полного формата) против фиксированного формата текстур R8G8B8A8 в режиме DirectX 9. Это даёт теоретический прирост в общем качестве рендеринга, хотя эффект настолько слаб, что продемонстрировать его сложно.
Насколько лучше DirectX 11 выглядит в DiRT 2?
Чтобы вы смогли оценить качество игры самостоятельно, мы привели видеоролик, на котором показаны гонки в режиме DirectX 9 и DirectX 11 по соседству друг с другом.
DiRT 2: DirectX 9 против DirectX 11.
Конечно, видео в данном случае сжато, поэтому оно не может в полной мере продемонстрировать качество и чёткость полного экрана, но мы можем сказать со 100% уверенностью, что в игре DiRT 2 проход DirectX 11 не даёт ощутимого повышения качества, которое бы принципиально влияло на геймплей и наслаждение игрой.
Конечно, у DirectX 11 есть значительный потенциал для повышения визуального качества в будущих играх, но DiRT 2 нельзя назвать революционной игрой, для которой эта функция просто необходима. Нет, мы не имеем в виду, что разработчики из Codemasters плохо реализовали поддержку DirectX 11. Напротив. Но есть две причины, по которым улучшения DirectX 11 не так заметны в DiRT 2: проход кода DirectX 9 чертовски хорош, да и прелесть игры заключается в машинах, а не в окружающей обстановке.
Разработчики Codemasters уже прекрасно поработали над тем, чтобы улучшить движок DirectX 9 по сравнению с красочной предшественницей GRiD, поэтому оптимизации освещения и пост-обработки носят, в лучшем случае, академический характер. Просто режим DirectX 9 уже чертовски хорош.
Что же касается аппаратной тесселяции, то она лучше всего подходит для добавления деталей к динамичной окружающей среде, но данная игра посвящена всё же машинам. Автомобилю не нужны дополнительные детали тесселяции, поскольку машина обладает статическим кузовом. Когда автомобиль находится в фокусе, то тесселированные флаги, вода и персонажи слабо заметны, даже если приглядываться.
Фактически, единственное отличие, которое мы обнаружили между путями кода DirectX 9 и 11, кроется там, где мы не искали: мы обнаружили общую размытость в режиме DirectX 9, которая не проявляла себя в DirectX 11. Впечатление такое, что мы включили фильтр с полноэкранным сглаживанием (AA), который замывает не только кромки объектов, но и сами текстуры. Можно только гадать, связано ли это с пост-обработкой DirectX 9 с уменьшенным в четыре раза разрешением, но мы отправили запрос в Codemasters, чтобы выяснить причину этого феномена. Впрочем, эффект всё равно едва заметный, на геймплей он не влияет.
Тестовая конфигурация
Как оказалось, движок DiRT 2 не очень требовательный к графическому “железу” в режиме DirectX 9, несмотря на красивый визуальный ряд. Поэтому во время тестов мы выбрали опции с самым высоким графическим качеством. Мы использовали встроенный в игру тест, чтобы результаты были повторяемыми.
Мы взяли набор видеокарт из наших ежемесячных рекомендаций (лучшая видеокарта для геймера). Мы протестировали видеокарты линейки Radeon от Radeon HD 4650 до новой Radeon HD 5870, а также промежуточные модели. Со стороны nVidia мы взяли видеокарты от GeForce GT 220 до GTX 260. По некоторым слухам видеокарты GTX снимаются с производства, и действительно модели GeForce GTX 275 было весьма сложно найти в конце года (впрочем, представители nVidia сообщили нам, что плохая доступность связана с новогодним периодом продаж, карты должны появиться в начале 2010 года в полном объёме). Мы хотели бы провести тесты и на образце GeForce GTX 285, но из-за плохой доступности нам не удалось его получить.
При тестировании конфигураций с несколькими видеокартами мы столкнулись с отсутствием поддержки. Поддержка CrossFire появилась с исправлением драйвера Catalyst версии 9.11_8.673.1 (и сейчас в Catalyst 9.12), но поддержки SLI мы не дождались. nVidia сообщила нам, что драйвер с поддержкой SLI появится в январе 2010. А до тех пор даже GeForce GTX 295 будет работать в этой игре как видеокарта с одним GPU. Это означает, что нам пришлось ограничиться только тестами Radeon в конфигурации CrossFire (а именно парами Radeon HD 4890 и 5850).
Чтобы полностью задействовать эффекты DirectX 11, мы протестировали большую часть видеокарт AMD из линейки AMD Radeon HD 5000, включая 5750, 5770, 5850 и 5870. Единственная видеокарта DirectX 11, которая отсутствовала в наших тестах – Radeon HD 5970 с двумя GPU. Наш образец Radeon HD 5870 представляет собой модель LCS от PowerColor с водяным охлаждением, который мы затормозили до штатных тактовых частот. Мы также выставили используемые нами видеокарты XFX Radeon HD 5850 Black Edition в одиночном режиме и в CrossFire на штатные тактовые частоты, чтобы наши тесты были релевантными.
Компания XFX предоставила нам образцы видеокарт Radeon HD 5750 и Radeon HD 5770 для наших тестов DirectX 11. Radeon HD 5750 представляет собой модель XFX HD-575X-ZNDC, солидную видеокарту, работающую на штатных тактовых частотах с 720 потоковыми процессорами и 1 Гбайт памяти GDDR5.
Образец Radeon HD 5770 – тоже видеокарта XFX HD-577A-ZNFC. Она обладает более высокой тактовой частотой 850 МГц для ядра, дополнительными 80 потоковыми процессорами и 1 Гбайт более быстрой памяти GDDR5 по сравнению с Radeon HD 5750, так что Radeon HD 5770 может справиться с более высокими разрешениями и настройками.
Аппаратное обеспечение | |
CPU | Intel Core i7-920 (Nehalem), 2,67 ГГц, QPI-4200, кэш 8 Мбайт Разгон до 3,06 ГГц@ 153 МГц Bclk |
Материнская плата | ASRock X58 Supercomputer, Intel X58, BIOS P1.90 |
Сеть | Встроенная Realtek Gigabit LAN |
Память | Kingston PC3-10700, 3 x 1024 Мбайт, DDR3-1225, CL 9-9-9-22-1T |
Видеокарты | Sapphire HD4650 512MB DDR2 Gigabyte GV-N220OC-1GI GeForce GT 220 1GB DDR3 Gigabyte GV-N96TSL-1GI GeForce 9600 GT 1GB DDR3 Diamond Radeon HD 4770 512MB DDR5 Asus ENGTS250 DK 1GB DDR3 XFX Radeon HD 5750 1GB GDDR5 XFX Radeon HD 5770 1GB GDDR5 Asus ENGTX260 796MB DDR3 ATI Radeon HD 4890 Reference 1GB GDDR5 XFX Radeon HD 5850 Black Edition 1GB GDDR5 PowerColor Radeon HD 5870 LCS 1GB GDDR5 В целях тестирования мы выставили тактовые частоты на эталонные значения |
Жёсткий диск | Western Digital Caviar WD50 00AAJS-00YFA, 500 Гбайт, 7200 об/мин, кэш 8 Мбайт, SATA 3,0 Гбит/с |
Блок питания | Thermaltake Toughpower 1200W, 1200 Вт, ATX 12V 2.2, EPS 12v 2.91 |
Программное обеспечение и драйверы | |
Операционная система | Microsoft Windows Vista Ultimate 64-bit 6.0.6001, SP1 |
Версия DirectX | DirectX 10 |
Графические драйверы | AMD Catalyst 9.11, Nvidia GeForce Driver 195.62 Hotfix Catalyst driver version 9.11_8.673.1 for CrossFire |
DirectX 9
Мы решили провести наши тесты с путём кода DirectX 9, поскольку он подходит для всех наших видеокарт. Разницу в визуальных эффектах между путями DirectX 9 и DirectX 11 очень сложно заметить. Мы выставили визуальное качество на максимум (за исключением сглаживания AA), после чего получили следующие результаты.
Low-end Radeon HD 4650 и GeForce GT 220 борются даже за разрешение 1280×1024, так что при установке этих видеокарт вам наверняка придётся снизить уровень детализации, чтобы игра шла плавно.
GeForce 9600 GT смогла выдать прекрасную производительность вплоть до 1680×1050 с минимальной частотой 30 кадров в секунду (fps). Играть можно и в разрешении 1920×1200, но данная видеокарта в разрешении 2560×1600 даёт минимальную частоту кадров всего 17 fps.
Все более дорогие видеокарты, начиная с Radeon HD 4770 и GeForce GTS 250, с лёгкостью справляются с самым высоким разрешением 2560×1600, минимальная частота кадров превышает 30 fps.
DirectX 9 с 4x AA
Теперь добавим сглаживание 4x AA и посмотрим на результат.
Видеокарта GeForce 9600 GT всё ещё смогла выдать приемлемую производительность вплоть до разрешения 1920×1200 с минимальной частотой кадров 24 fps, хотя средняя частота кадров меньше 30 fps уже заставляет задуматься. Radeon HD 4770 хорошо показала себя до разрешения 1920×1200 с минимальной частотой кадров 23,9 fps и средней 36,6 fps. Но разрешение 2560×1600 уже заставляет эту видеокарту сойти с дистанции.
Все мощные модели справились с разрешением 2560×1600, обеспечив приемлемую максимальную и среднюю частоту кадров выше 30 fps. Интересно видеть, что решения CrossFire демонстрируют превосходную среднюю частоту кадров, а минимальная частота кадров оказывается меньше, чем у одиночной Radeon HD 5850.
DirectX 11 против DirectX 9
На видеокартах линейки Radeon HD 5000 мы можем запустить путь кода DirectX 11. Мы уже отметили незначительное улучшение визуального качества при переходе на DirectX 11, но будет ли это сопровождаться незначительным падением производительности?
Оказывается, что переход на путь кода DirectX 11 приводит к значительному падению производительности. Видеокарты Radeon HD 5750 и 5770 могут с лёгкостью справиться с высоким разрешением 2560×1600 в режиме DirectX 9, но переход в режим DirectX 11 приводит к потере плавной производительности.
С положительной стороны стоит отметить, что хотя производительность и падает, но видеокарты Radeon HD 5850 и 5870 продолжают обеспечивать плавную игру на высоких разрешениях. Обратите внимание, что теперь Radeon HD 5850 в режиме CrossFire уже не теряет по минимальной частоте кадров. А одиночная Radeon HD 5870 демонстрирует серьёзное падение производительности после перехода на DirectX 11.
DirectX 11 против DirectX 9 с 4x AA
Как видим, переход на DirectX 11 приводит к существенному падению производительности. Но как поведут себя видеокарты, если мы добавим ещё и сглаживанием 4x AA?
Похоже, что новые видеокарты DirectX 11 весьма эффективно справляются с полноэкранным сглаживанием, поскольку результаты очень сильно не меняются. Только Radeon HD 5750 и 5770 демонстрируют падение, хотя и на них можно играть в разрешении 1920×1200, пусть и не так идеально, как хотелось бы. Видеокарты Radeon HD 5850 и 5870 продолжают обеспечивать вполне хорошую производительность в разрешении 2560×1600, что можно считать неплохим достижением. Но только видеокарты Radeon HD 5850 в режиме CrossFire способны выдать очень плавную минимальную и среднюю частоту кадров.
Тесты CPU
Какой процессор нужен для игры в DiRT 2? Мы провели тесты, изменяя тактовую частоту CPU. Поскольку частота кадров очень высокая, в данном случае мы будем учитывать только минимальные значения fps.
Даже Phenom II X4 на скромной частоте 2 ГГц даёт достаточную производительность CPU, чтобы она не становилась “узким местом”. Похоже, игра DiRT 2 не очень чувствительна к тактовой частоте CPU, когда доступны все четыре ядра. Давайте посмотрим, как поведёт себя игра при уменьшении числа ядер.
Мы начинаем наблюдать отличия, но обратите внимание, что двуядерный CPU на 2 ГГц всё равно даёт минимальную частоту кадров 32 fps. Даже одноядерный CPU позволяет вполне нормально играть. В целом, игра DiRT 2 оказалась одной из самых дружественных к CPU среди протестированных нами.
Заключение
Итак, рекомендуем ли мы включать путь кода DirectX 11, если компьютер оснащён видеокартой с соответствующей поддержкой? Ответ положительный, при условии, что видеокарта может справиться с установленным разрешением. Если бы мы играли в DiRT 2 на видеокарте Radeon HD 5750, то вряд ли стали бы использовать путь кода DirectX 11, разве только в разрешении 1680×1050 или ещё меньшем, поскольку нам нравится включать сглаживание 4x AA. Но если установить в систему Radeon HD 5850, с другой стороны, то можно включать путь кода DirectX 11 вплоть до разрешения 2560×1600 с активным сглаживанием 4x AA, если только игра не будет “тормозить” (судя по нашему опыту, не будет). Но сами решайте, какая частота кадров кажется вам комфортной.
С учётом всего сказанного, нужно ли ждать видеокарты DirectX 11 для игры в DiRT 2? Определённо, нет. Путь кода DirectX 9 настолько красив и проработан, что вы вряд ли заметите улучшения DirectX 11 во время самой игры. Мы считаем эти улучшения небольшим бонусом, если ваша видеокарта поддерживает DirectX 11, но игра ничуть не меньше погружает в себя и в режиме DirectX 9.
Считаем ли мы, что DirectX 11 бесполезен? Конечно, нет. На самом деле аппаратная тесселяция и DirectCompute 11 потенциально способны обеспечить существенное улучшение визуального качества и дополнительных вычислений по сравнению с DirectX 10. Но проблема в том, что, будучи гонкой, DiRT 2 нельзя назвать идеальным вариантом для демонстрации возможностей новых функций. Аппаратная тесселяция хорошо подходит для динамически меняющегося окружения и персонажей, но суть DiRT 2 заключается в машинах, а не в толпе зрителей. Если вы хотите посмотреть, что аппаратная тесселяция DirectX 11 может потенциально сделать с будущими играми, взгляните на скриншоты грядущей игры “Aliens Vs. Predator” от Rebellion – использование аппаратной тесселяции в моделях чужих просто потрясает.
Нажмите на картинку для увеличения.
В итоге DiRT 2 можно назвать великолепной игрой с фантастическим визуальным рядом и увлекательным геймплеем – гонкой за пределами традиционных асфальтовых трасс. Но если вы ждёте игры, в которой поддержка DirectX 11 свершит революцию, то вам придётся подождать ещё немного. Визуальные улучшения DirectX 11 в этой игре не такие заметные. Впрочем, возможность использовать DirectX 11 в DiRT 2 явно не помешает. В любом случае, DiRT 2 – интересная, захватывающая, необычная и уникальная игра в жанре гонок.
Издателем DiRT 2 в России и Украине является компания “Новый Диск”. Вы можете купить DiRT 2 в интернет-магазине компании. На момент публикации цена Jewel-версии составляла 449 рублей, DVD-box – 719 рублей.