Вступление: покер на троих
Как только не называли за последние одиннадцать лет Electronic Entertainment Expo: выставкой, супермероприятием, главным ежегодным событием, ярмаркой тщеславия, съездом главных игровых производителей… Все эти эпитеты, разумеется, вполне подходили и для нынешней E3’2006, как обычно прошедшей в городе Лос-Анджелесе, штат Калифорния в середине мая (10-13 числа). Однако на этот раз всё, что случалось в стенах знаменитого уже на весь мир Convention Center, напомнило нам одну весьма неожиданную (по ассоциации) штуку. А именно партию в покер. Правда, это была очень необычная партия в покер, в которой сначала участники открыли карты, а потом, убедившись, что комбинации, в принципе, равны, решили выудить из лежащей неподалёку колоды ещё что-либо полезное…
Под “открытием карт” мы подразумеваем, конечно, три конференции, организованные главными производителями приставок нового поколения. О наступлении “эры Nextgen-консолей” говорят уже третий год кряду, однако, даже фактическое появление одной из них – Xbox 360 – по большому счёту, сложно назвать реальной точкой отсчёта.
Меж тем, началом эры Next-gen с большой долей уверенности можно назвать события, воспоследовавшие сразу за знаковыми конференциями Sony, Nintendo и Microsoft.
Sony
Конференция Sony началась в 9-го мая в 17:00 (на час позже запланированного). Открыл мероприятие президент SCEA Казуо Хираи (Kazuo Hirai). После краткого вступительного слова, суть которого можно передать сентенцией “PlayStation 3 – это вершина современной индустрии электронных развлечений, самый амбициозный проект Sony и, вообще, не просто приставка, а развлекательный домашний центр”, Хираи перешёл непосредственно к цифрам.
Казуо Хираи, Sony.
Во-первых, были озвучены уже известные по новостям цифры мировых продаж приставки PlayStation 2 – 100 миллионов штук за всё время существование платформы. Общее количество копий PS2-игр (лицензионных!), проданных с 2000 года по сегодняшний день, перевалило за отметку в миллиард.
Не хуже обстоят дела и с PlayStation Portable: всего в мире продано 17 миллионов приставок (4,7 миллиона в Японии, 6,4 – в Северной Америке и 5,94 – в Европе) и 47 миллионов копий игр. Ближайшие обновления прошивок PSP принесут владельцам возможность загрузки с Memory Stick, обновлённую систему IP-телефонии, сетевые возможности…
В заключении своей части доклада Хираи вкратце напомнил известные факты о PlayStation 3: процессор Cell, возможность вывода на HD-телевизор, встроенный жёсткий диск и передал микрофон президенту SCE Филу Гаррисону (Phil Harrison).
Фил Гаррисон, Sony.
Начало доклада Гаррисона было посвящено играм для PlayStation 3. Радужные перспективы грядущих хитов подчёркивала демонстрация новой версии Grand Turismo, оптимизированной для PlayStation 3 и HD-телевизоров.
После этого Гаррисон показал работу новой версии EyeToy (для PlayStation 3) на примере игры в карточную игру The Eye of Judgement. Когда под “взгляд” камеры EyeToy клали карту с изображением волшебного существа (например, дракона) – на экране появлялся этот самый дракон.
В завершении высокотехнологичных карточных фокусов слово опять взял Хираи, продолжив разговор о PlayStation 3. Эта часть доклада касалась развития сетевой службы от Sony, подобной Xbox Live. Как уже было ранее заявлено, с помощью этой службы владельцы PlayStation 3 смогут получать новые элементы игрового контента. Совместными усилиями Хираи и Гаррисона было показано, как это будет происходить на деле.
Боевик-слэшер Heavenly Sword для PlayStation 3.
После этого Гаррисон рассказал (и показал) о некоторых играх для PlayStation 3 и PlayStation Portable. Это, в первую очередь, Heavenly Sword, Eight Days и Resistance: Fall of Man. К демонстрации вскоре подключился Ларри Пробст (Larry Probst), исполнительный директор Electronic Arts. К сожалению, ожидаемых проектов (например, Need for Speed: Carbon) он почти не показал (показал, но короткими урывками), а менее ожидаемые (спортивная линейка и уже вышедший на Xbox 360 Fight Night 3) особого ажиотажа не вызвали.
Шутер от первого лица Resistance: Fall of Man от создателей серии Ratchet&Clank. Последняя битва за Британию пройдёт на PlayStation 3.
Под занавес конференции Фил Гаррисон показал предварительный образец геймпада для PlayStation 3, который оказался весьма похож на всю линейку Dual Shock 1-2. Единственное существенное новшество манипулятора заключается во встроенном гироскопе, использовать который, впрочем, пока сможет лишь игра Warhawk.
Наконец, Каз Хираи приступил к главному – тому, ради чего многие и собрались на конференцию Sony – новым фактам из грядущей жизни PlayStation 3.
Eight Days. Боевик для PlayStation 3 в духе Max Payne и GTA.
Факты эти таковы. PlayStation 3 будет поставляться в двух вариантах, отличающихся ценой, начинкой и характеристиками. Первый вариант – облегчённый – будет комплектоваться 20-гигабайтным жёстким диском, не будет иметь поддержки Wi-Fi и вывода изображения на HD-телевизоры, а также не будет обладать встроенным устройством для чтения флэш-карт (CompactFlash, SD и MemoryStick). Стоить такая версия приставки будет (первоначально) около 500 долларов (или евро).
“Улучшенный” вариант PlayStation 3 будет комплектоваться втрое большим по объёму жёстким диском (60 Гбайт), поддерживать Wi-Fi, один выход на HD-телевизоры (ранее говорили о двух) и встроенное устройство для чтения флэш-карт.
Ларри Пробст, Electronic Arts.
Ко дню запуска Sony обещает создать 2 миллиона приставок, до конца 2006-го – ещё два миллиона, а в течение первого квартала 2007 года – ещё два миллиона. Таким образом, к марту в мире может появиться 6 миллионов владельцев PlayStation 3 – самой мощной игровой приставки в истории.
Microsoft
А вот Microsoft нет нужды рассказывать, что будет, когда она сделает “самую мощную приставку современности”. Просто потому, что эта самая “приставка” – Xbox 360 вот уже более полугода находится в свободной продаже.
Вообще, из всех трёх конференций именно мероприятие Microsoft было самым… не скучным, конечно, но – спокойным, идущим по накатанному сценарию “отчёты о проделанной работе и реалистичные планы на будущее”, который так любим в успешных компаниях.
Клифф Блежински, Epic Games.
В начале конференции Клифф Блежински (Cliff Bleszinski) – в прошлом молодой гений, создатель Unreal и неисправимый оптимист, а ныне – исполнительный директор Epic Games, игропроизводитель и бизнесмен – показал новый ролик одной из самых ожидаемых игр для Xbox 360, Gears of War. Ролик, по словам Клиффа, представлял собой демонстрацию игрового процесса на одном из уровней игры.
Gears of War. Высокотехнологичная схватка людей инопланетян для Xbox 360.
После Блежинского выступил Питер Мур (Peter Moore), вице-президент Microsoft, отвечающий за Xbox-направление корпорации. Он сказал, что сейчас мы стоим на пороге появления “второго поколения игр для приставок нового поколения” и в преддверии этого корпорация Microsoft решила объединить подразделения, отвечающие за создание Xbox- ПК- и “казуальных” игр под “одной крышей”.
Питер Мур, Microsoft.
Что касается приставки Xbox 360, то в Microsoft очень довольны темпами развития этого проекта: уже в этом месяце количество проданных приставок перевалит за отметку в 5 миллионов штук, количество игр – за отметку 22,5 миллиона копий (по 4,5 игры на приставку – лучшие показатели в истории индустрии), а количество дополнительных приспособлений – за отметку 15 миллионов штук (3 на одну приставку).
Однако количество копий – не единственный показатель успешности платформы. Не менее важен и ассортимент. По словам Мура, к Рождественским праздникам владельцам Xbox 360 будут доступны около 160 наименований игр.
В качестве наиболее рекомендованных для покупки проектов мы бы назвали Halo 3 (на конференции показан ролик), Fable 2 (случился официальный анонс), Forza 2 (ролик), Alan Wake (давно разрабатываемый проект от авторов Max Payne) и… Grand Theft Auto 4, которая была анонсирована студией Rockstar в эксклюзивном пока варианте для Xbox 360.
Forza 2. Кадр из демонстрационного ролика.
В конце конференции Питер Мур обратил внимание на заметное оживление усилий Microsoft в сфере ПК-игр, связанных со скорым выходом Windows Vista. Подробнее об этом должен был рассказать новый докладчик, оказавшийся никем иным как… Биллом Гейтсом (Bill Gates).
Психологический шутеротриллер от создателей Max Payne, Alan Wake – выйдет и на GR, и на Xbox 360.
Свой доклад мистер Гейтс начал с презентации одной из важнейших функций будущей операционной системы, названной им Live Anywhere. Это – своеобразная “сквозная” сетевая служба, призванная соединить в единое информационное пространство приставки Xbox 360, ПК и карманные компьютеры (смартфоны, коммуникаторы), оснащённые Windows. Примером работы этой технологии послужила игра Shadowrun (только что анонсированная), сетевой режим которой окажется доступен одновременно и для пользователей ПК-версии, и для владельцев приставочной редакции.
Ролевой боевик Shadowrun (по мотивам одноимённой серии настольных игр) – мостик между ПК-геймерами и владельцами Xbox 360.
Nintendo
Что бы ни делала Nintendo, она всё делает правильно, таково мнение горячих поклонником этой японской корпорации (фанбоев), ради которых, собственно, Nintendo и работает.
Конференцию Nintendo можно разделить на две логические части: новая информация о приставке Wii (до недавнего времени – Revolution) и новая информация об играх для приставки Wii, GameCube и Nintendo DS.
Что касается Wii, то тут никаких значительных анонсов не случилось: до сих пор не названа ни точная дата запуска платформы (предположительные сведения говорят о конце 2006 года), ни её первоначальная отпускная цена (хотя, согласно информации от самой Nintendo, она вряд ли будет ниже 270 долларов). Много шуму наделал оригинальный “геймпад” Wii, похожий больше на пульт дистанционного управления аудиосистемой. Как оказалось в реальности, дело с ним обстоит несколько лучше, чем это можно было представить, глядя на картинки: “геймпад” очень лёгкий, довольно удобный, со встроенным мини-динамиком для дополнительных тактильных ощущений (например, в симуляторе тенниса геймеру будет явственно казаться, что шарик бьёт по ракетке) и сенсором движения. Такой же сенсор движения будет и в “классической” версии геймпада для Wii.
Классический вариант геймпада для Wii.
Возвращаясь к самой приставке Wii, надо отметить, что на конференции было много сказано о её сетевых возможностях. Особое внимание докладчики уделили уникальному “спящему” режиму WiiConnect24, сочетающему круглосуточное соединение приставки с сетью и низкое энергопотребление. Запустив на ночь Wii в режиме WiiConnect24, геймер сможет утром порадоваться свежескаченной игре, а спустя месяц – не расстраиваться по поводу счетов за электричество.
Новая игра из серии Mario, Super Mario Galaxy. Эксклюзивно для Wii.
Меж тем, сила всей продукции Nintendo никогда не была сконцентрирована только лишь на технической стороне вопроса. Намного значимей для долголетия приставок японского гиганта были игры, выпущенные для NES, SeperNES, семейства GameBoy, Nintendo 64, GameCube, Nintendo DS и грядущей Wii. Культовые названия Mario, Zelda, Metroid, пришедшие натурально “из глубины веков” надёжно скрепляют сообщество поклонников Nintendo. Новые игры этих серий, разумеется, выйдут и на Wii.
На конференции была показана рабочая версия Wii-версии Legend of Zelda: Twilight Princess, анонсирована Super Mario Galaxy и представлена широкой публике Metroid Prime 3: Corruption. Кроме этих знаковых проектов на конференции был представлен обширный список игр для Wii, готовящихся к выходу в течении года. Практически все они, так или иначе, используют уникальные возможности приставки и её необычных контроллеров.
Wii-версия Legend of Zelda: Twilight Princess. Отличное аркадное приключение с отличной графикой.