Введение
На каждой конференции Game Developer Conference есть негласный лейтмотив, обозначающий общее направление и состояние игровой индустрии. И этот год не стал исключением.
Центр гравитации, похоже, сместился с равноудалённой позиции – игровые приставки – на фланги, если можно так сказать. Один фланг представлен мобильными портативными устройствами, в частности, смартфонами. Microsoft не покладая рук трудится над разработкой Windows Phone 7, в разработке игр под iPhone прослеживается своя череда рекордов; разработчики, зарегистрировавшиеся на ключевые доклады по мобильным платформам, бесплатно получили телефоны Google Nexus One, и даже Palm показала игровые проекты под Palm WebOS.
На другом конце спектра находится ПК, который за последние годы многие посчитали умирающей платформой для игр. Intel объявила свой процессор Core i7-980X Extreme Edition вместе с весьма интересной игрой Napoleon: Total War, способной нагрузить шестиядерного 12-поточного “монстра”.
Однако были и другие новости, помимо одного нового CPU. 2K games показала Firaxis Civilization V – продолжение (эксклюзивное для ПК) знаменитой франшизы Civilization, причём игра тоже будет масштабироваться под несколько потоков. AMD демонстрировала свою технологию поддержки нескольких дисплеев Eyefinity. На публичных стендах Microsoft основной темой была Games for Windows Live, причём она даже затмевала Xbox 360. А на пленарном докладе конференции выступил Сид Мейер (Sid Meier), один из наиболее именитых игровых дизайнеров в индустрии, со своим списком достижений в сфере игр на ПК.
Таким образом, основных посылов на конференции было два: мобильные игры взрослеют, а игры для ПК – возрождаются. Но позвольте более подробно рассказать о первой половине GDC.
Открытые стандарты AMD
Графическое подразделение ATI в компании AMD представляло по новому GPU DirectX 11 каждые несколько недель после выхода первоначальной видеокарты Radeon HD 5870. AMD объявила о новой фирменной стратегии, связанной с играми для ПК, под названием “AMD Gaming Evolved”.
Если оставить в стороне название, то наиболее интересной частью новой инициативы AMD можно назвать “Bullet Physics” – библиотеку физики с открытым исходным кодом, которая получает всё большее признание в индустрии. AMD помогла команде Bullet Physics разработать библиотеки, которые работают под API OpenCL и Microsoft DirectX 11 DirectCompute. Это позволяет разработчикам игр получить преимущество от ускорения физики на GPU, используя готовые стандарты, не привязанные к “железу”. “Bullet Physics” будет работать на GPU от Nvidia и AMD, на интегрированных GPU Intel и на CPU x86.
Кроме того, была объявлена инициатива продвижения открытых стандартов для стереоскопического 3D, которое сегодня является горячей темой для поставщиков бытовой электроники. AMD будет работать с производителями стереоскопических очков всех типов (поляроиды, с активными и пассивными затворами) и всё большее количество производителей панелей и промежуточного оборудования будут обеспечивать поддержку стереоскопического 3D в играх, причём независимо от используемого графического “железа”.
Кроме усилий по продвижению открытых стандартов физики и стереоскопического 3D, компания объявила о программе сертификации под Eyefinity, чтобы игровые разработчики могли надёжно и стабильно реализовать поддержку нескольких мониторов на последних GPU AMD. Простое масштабирование игры под громадную площадь из шести мониторов здесь не решит всех проблем – это как раз самая простая часть задачи. Игровым разработчикам нужно более глубоко продумывать пользовательский интерфейс и поддержку ввода, когда доступно такое большое число пикселей.
Microsoft XNA Studio и Windows Phone 7
Microsoft всегда проводит несколько докладов для игровых разработчиков на GDC, и этот год не стал исключением. Один из наиболее интересных докладов был сфокусирован на разработке игр под грядущую Windows Phone 7.
Аппаратные спецификации Windows Phone 7 будут более строгими и жёстко определёнными, чем у старой Windows Mobile. Например, необходима поддержка минимального разрешения экрана и обязательное ускорение 3D. Microsoft переделала DirectX “с нуля” для нужд мобильных платформ; разработчики, конечно, хорошо знакомы с элементами этого API, но вся реализация “внутри” была ориентирована на маломощные платформы для игр с низким разрешением.
Использование XNA Studio даст разработчикам единую платформу для создания игр под Xbox 360, Windows 7 и Windows Phone 7. Microsoft показала демонстрацию игры, которая работала на всех трёх платформах. Код был написан по принципу “managed code” – в качестве “фундамента” используются C# и .NET. Использование “managed code” облегчает поддержку нескольких платформ, поскольку программа компилируется при её выполнении.
Подобно Xbox 360, телефоны на основе Windows Phone 7 будут содержать аппаратные скейлеры, которые позволяют разрабатывать игры с низким разрешением, после чего масштабировать их на экраны с высоким разрешением при необходимости. Присутствует полная поддержка автоматического вращения и разных форматов экрана.
Конечно, Microsoft предстоит немало сделать впереди. Windows Phone 7 кажется перспективной и хорошей ОС, но не будем забывать о массивном лидерстве Apple с телефоном iPhone и недорогой бизнес-модели Android, которая привлекает всё больше разработчиков. Так что будущее Microsoft выглядит весьма туманно, но, по крайней мере, направление корпорация взяла правильное.
Sony объявила Playstation Move
Несмотря на то, что консоли уже не являются основной темой у разработчиков, они никуда не исчезли. Sony провела пресс-конференцию, на которой объявила новый контроллер движения, который напоминает более точную версию Nintendo Wiimote. Есть даже дополнительный контроллер, напоминающий “нунчаки” Nintendo.
Однако для работы контроллера требуется Sony Playstation Eye – устройство, напоминающее web-камеру. Sony продемонстрировала спортивные игры и шутер следующего поколения Socom, которые работают с Move.
Playstation Move очень напомнил нам контроллер, созданный по принципу “и у меня тоже” – то есть перед нами улучшенная версия модели от Nintendo, которая, на самом деле, не даёт новой функциональности. Впрочем, будущее покажет, как контроллер проявит себя по сравнению с моделью Nintendo с одной стороны и интригующим проектом Microsoft Natal с другой стороны.
Игры в реальном мире
Что произойдёт, если реализовать технику разработки игры, такой как Diablo III или World of Warcraft, применительно к реальному миру? Вы получите MyTown.
Мы пообщались с Кейт Ли (Keith Lee), CEO компании Booyah и разработчиком MyTown, которая рассказала нам об интересном взаимопроникновении виртуального и реального миров. MyTown – приложение для iPhone, которое позволяет “покупать” реальную недвижимость, например, местный ресторан или супермаркет. Конечно, вы на самом деле не владеете этой собственностью, но конкурируете с другими игроками, которые тоже продают или покупают реальные объекты недвижимости виртуальным образом.
Ли рассказала нам некоторые захватывающие примеры использования технологий геймплея в приложениях, связанных с реальным миром, таких как Nike+ и Wii Fit. Собственное приложение Booyah под названием MyTown сегодня уже получило 1,3 миллиона зарегистрированных пользователей, которые, в среднем, тратят на игру 70 минут в день.
Ли описала нам несколько пугающую, но странно привлекательную вселенную “небольших, но жёстких принудительных циклов”, чтобы увлечь игрока. Бизнес-модель MyTown создаёт прибыль как путём партнёрства с брэндами (например, магазины одежды H&M), так и микроплатежами игроков за виртуальные товары.
В игровом будущем, когда весь мир превратится в гигантскую виртуальную “песочницу”, будут ли геймеры нести свои кровно заработанные рубли как хомячки в обмен за виртуальную еду? Будем надеяться, что наслаждение от игры станет достойной наградой.
Игры для Microsoft Surface
Microsoft Surface – довольно дорогой ПК с пятью интегрированными web-камерами и массивным дисплеем с поддержкой multi-touch. В общем-то, перед нами такой компьютер-журнальный столик.
Microsoft провела доклад, посвящённый играм для Surface. Что интересно, изначально проект Surface носил название “Microsoft Playtable” и был ориентирован на обучение младших школьников. Так что игровая направленность у Surface была всегда. Компания показала демонстрацию прототипа “Dungeons and Dragons”, разработанного студентами-выпускниками Университета Карнеги-Меллона, а также несколько аркад от Vectorform Game Studios.
Интересно здесь то, как Surface поддерживает некоторые взаимодействия в реальных играх, позволяющие воплотить идеи разработчиков.
Использование Surface кажется более естественным, чем работа за ПК. Surface как бы устраняет слой, разделяющий компьютер и пользователя, эти универсальные устройства ввода, такие как мыши и клавиатуры, которые все мы и любим, и ненавидим.
Microsoft Surface изначально поддерживает “массивный multi-touch”. Причём в данном случае мы говорим не о двух или трёх жестах, а об огромном числе касаний (до 52), которые могут обрабатываться одновременно. Всё это даёт потрясающие ощущения от многопользовательских игр. В качестве примера демонстрировался аналог игры “Эрудит”, где нужно было из букв выкладывать слова – причём из настоящих физических фишек. Каждая фишка была предварительно зарегистрирована в Surface, так что система знала, какая буква ей соответствует. Игроки могли перемещать фишки в реальном времени, составлять слова и модифицировать их. Причём несколько игроков могли делать всё это одновременно.
Surface по своей сути нацелена на поддержку нескольких пользователей. Этот открывает новые возможности, подобные многопользовательскому пинболу или Vectorform Galactic Alliance – многопользовательской игре, где нужно в реальном времени защитить башню.
Surface распознаёт объекты, которые находятся на экране. Благодаря распознаванию объектов (не забывайте, что внутри работают пять камер), они могут существовать в полноценном 3D-пространстве. Физические объекты на поверхности Surface можно использовать в качестве препятствий, оружия, для отражения и преломления лучей и так далее.
Сегодня цена Surface ($15 000 и выше) слишком высока для большинства домашних пользователей. Но комплект разработчика бесплатный, да и приложения можно тестировать на более ограниченных экранах multi-touch планшетных ПК. Кстати, комплект разработчика можно скачать здесь.
Всё только начинается
Конференция GDC только началась, поэтому в ближайшие дни мы опубликуем новые репортажи. Мы более подробно поговорим о многопоточных играх, о Civilization V, Borderlands и других новинках. Оставайтесь с нами!