Немецкая серия ролевых игр Gothic с момента своего зарождения отличалась от главного конкурента – серии The Elder Scrolls – прежде всего детальной проработкой игрового мира: каждого поселения, каждого персонажа и каждой пещеры. Сравните рощи Тамриэля и непролазный бурьян Хориниса. Вспомните, как прислушивались к каждому шороху, продираясь через бурелом ближайшего леса. Как ни горько это осознавать, но третья часть родной игры заметно потеряла в достоверности.
Круиз до Миртана
За время плавания протагониста по морям и океанам глубоко ненавистные орки успели силой захватить власть на материке. Большинство людей угнано в рабство, счастливцы смогли осесть в городах-вассалах или уйти в подполье. Либо, как вариант, присоединиться к врагам в качестве наёмников, шпионов и охотников на беглых каторжников.
Разумеется, сойдя на берег, главный герой незамедлительно оказывается втянутым в передрягу, причём насильственная смерть поработителей и последствия сего деяния – далеко не самое плохое. Гораздо хуже тот факт, что корабль берут на абордаж беспринципные пираты. Билет в один конец использован, приключение начинается…
Дальше игрока ждёт классический набор развлечений в виде выполнения огромного числа заданий, порой нелинейных и взаимоисключающих, постепенного приобретения веса в мире Gothic (третий, чёрт возьми, раз подряд) и, разумеется, сражений.
На последних, пожалуй, стоит остановиться подробнее. “Специально разработанная упрощённая боевая система” ? гласит список особенностей на обороте желанного многими jewel-бокса. Пожалуй, точнее и не скажешь. Отныне исход любого сражения решается скоростью нажатия на кнопки мыши. Хотя нет: в потасовке с кабаном необходимо бить в строго определённый момент. Иначе будете биты сами.
Подай, принеси, найди, убей
Суровому купированию подверглись и задания. Что обычно требуют от игрока заказчики? Что-нибудь принести, либо украв из-под носа слепого орка, либо вытащив со дна пещеры, наполненной бандитами, гоблинами, далее по вкусу. Даже в насквозь шаблонном Oblivion разработчики сподобились придумать десяток оригинальных заданий.
Как и в памятном “Xenus: Точка кипения”, материк делят между собой противоборствующие группировки. В основном орки и повстанцы, хотя есть и некоторые исключения. Свернули на скользкую дорожку, пошли по наклонной, погрязли в смертоубийствах несчастных партизан? Сможете пользоваться услугами орков, будете “авторитетом” среди наёмников. Гораздо проще станет добывать информацию, например, о Тёмном Маге (у вас уже есть догадки о его личности?).
Решили строить из себя защитника слабых и угнетённых? Исполняете поручения представителей подполья в поселении орков, вооружаете крестьян – глядь по сторонам, вчерашние рабы насаживают на вилы бывших хозяев. “Белым и пушистым” играть всё же приятней…
Опыт растёт не по дням, а по часам, дают его за любой, даже самый незначительный, квест, а вот деньги зарабатывать – это традиция серии Gothic – очень сложно. Цены на доспехи и провизию просто грабительские. И не забывайте, что навыки сами собой не разовьются – извольте, как и прежде, искать учителей и платить им добытые потом и кровью медяки. В таких условиях герой пятого уровня, скорее всего, будет отставать в развитии и топтаться на первой ступени игровой эволюции. Тем нахальнее звучат задания, полученные в ста метрах от стартовой локации, – убить, к примеру, отряд злых и вредных лазутчиков врага.
В тяжёлых боях заработанное оружие может запросто отказаться держаться в ваших немощных руках – извольте качаться. А как качаться, если денег нет? В этом вся соль игры. В конце-концов, это не “буржуйский” Тамриэль. В Миртане эксклюзивная броня на каждом углу не валяется. Хотели, чтобы всё было по-честному, не так, как в Oblivion? Мечты сбываются.
Имитация
Непонятно куда делась и фирменная имитация жизни массовки. Ещё во второй “Готике” большинство NPC вели себя вполне адекватно: спали по ночам, ходили по кабакам, вкалывали на работе до самого вечера. Параллельно с нагромождением графического движка разнообразными эффектами на основе шейдеров третьей версии разработчики заметно упразднили поведение жителей материка. В лучшем случае, персонаж в течение суток выполняет два-три действия. Спят теперь только особо везучие.
За дизайн локаций же разработчиков можно смело похвалить. Возможно, квадратными километрами игровой мир и уступает таковому из The Elder Scrolls IV: Oblivion, зато буквально полностью состоит только и исключительно из уникальных локаций. Первое посещение пустыни после длительного обитания в классических среднеевропейских лесах вы не забудете ещё очень долго. Это не хаотичное выращивание елей и разбрасывание камней, коим любят заниматься в Bethesda, это – тот самый фирменный стиль работяг из Pluto 13.
Музыка бесподобна: в главном меню гремит атмосферный мотив, радикально отличающийся от творений Джереми Соула, во время боя стучат барабаны, в городах звучит умиротворяющая мелодия, под которую так хорошо наблюдать за работой кузнеца. “Готика” – определённо не та игра, в которой нужно куда-то спешить.
Скромных человеческих ресурсов разработчиков не хватило на детальное моделирование городов, зато жизнь за их пределами не умолкает ни на минуту. Идеальная игра для пилигрима в душе: внимательный глаз способен заметить те маленькие радости, что так разительно выделяются на фоне мёртвого Тамриэля. Вот ленивый орк отошёл от костра, дабы поглядеть, что же творится на подконтрольной дороге. Вот голодный волк ест поплатившегося за свою агрессию падальщика. А вот и группа разбойников вступила в неравную схватку с целой стаей представителей семейства собачьих. И подобных сценок в игре – сотни.
Жизнь после работы
В целом, “Готика” 3 – достойное продолжение замечательной серии. И пусть маленькая, но гордая студия не смогла надлежащим образом обеспечить достойный уровень качества проекта, пусть не хватило сил на детальную симуляцию жизни, пусть графический движок отличается непомерным аппетитом до оперативной памяти – всё это можно простить. Простить за пьянящее чувство свободы, за игру-мечту для любого потомка Марко Поло, за интересную историю. Простить хотя бы за то, что Gothic 3 – это билет на корабль, плывущий на неизвестный материк.
Проект “Тайна Монтеры”. Один из лучших русскоязычных ресурсов, посвящённых игре. Именно тут можно скачать полезную программу для “тонкой” настройки игры.
Проект “Готика”. Ещё один неплохой русскоязычный ресурс, посвящённый играм серии.