Введение
Игра Oblivion – преемница Morrowind – является уже четвёртой в линейке Elder Scrolls. Перед нами трёхмерная ролевая игра, в которой персонажи прокачиваются не набором очков опыта (experience), а повышают только те навыки, которые они используют во время выполнения заданий или тренировок. Имперская провинция Cyrodiil, в которой происходит действие игры, находится на континенте Tamriel. Игра предусматривает до 50 часов погружения в сюжетные квесты, множество побочных квестов, независимых от игрока персонажей, которые живут своей жизнью, смену дня и ночи, а также большое количество красивых ландшафтов. Всё это вместе создаёт интересный и реалистичный виртуальный мир.
Когда в Интернете появились первые скриншоты игры, геймеры насмотрелись на красоты и стали считать дни до её появления на ПК. Американская версия появилась в магазинах 23 марта 2006 года, при этом требования к “железу” оказались весьма нескромными: 2-ГГц процессор, 512 Мбайт ОЗУ, 128 Мбайт видеопамяти и драйвер видеокарты, совместимый с DirectX 9.0. И это только минимальные требования! Графический движок Gambryo и физический движок Havok выжимают каждую каплю производительности из “железа”, на котором запущена игра.
А вот так Oblivion выглядит при минимальных графических настройках. Во время запуска игры на GeForce 5900 XT на элементах экрана наблюдаются подёргивания и мерцания.
Всё дело в видеокарте!
На 2,4-ГГц процессоре с AGP-видеокартой GeForce 5900 XT игра идёт с подёргиваниями и мерцаниями на элементах экрана, даже если включить минимальные настройки визуального качества и отключить все графические эффекты. Даже внутри помещения приходиться двигаться очень неторопливо.
При переходе на 3,2-ГГц процессор и AGP-видеокарту GeForce 6800 GT можно включить максимальное графическое качество, а частота кадров возрастает с 8 до 30 fps. Конечно, такую игру нельзя назвать плавной, да и частота кадров может падать ниже 25 fps в зависимости от ландшафта местности и дальности поля зрения. Тени от травы лучше выключить, так как при этом производительность поднимается до 30%. В подземельях и внутри помещения игра идёт плавно.
На 3,4-ГГц двуядерном процессоре и карте PCI Express GeForce 7800 GT с 512 Мбайт видеопамяти частота кадров практически удваивается по сравнению со слабой системой AGP и картой GeForce 6. Можно выставить максимальные настройки качества, но игра часто скачет и дёргается. Отключение теней травы улучшает производительность лишь процентов на десять.
Поскольку Oblivion использует большое количество эффектов шейдеров, видеокарта Radeon X1900 XTX должна существенно улучшить качество игры, так как ATi утроила число пиксельных блоков в этой карте по сравнению с предшественницей X1800. Так оно и оказалось, частота кадров падает до уровня 21-34 fps только в самых требовательных ситуациях. Но даже тогда, если вы попытаетесь проехать по виртуальному миру на лошади, то заметите, как жёсткий диск будет постоянно подкачивать данные ландшафтов.
Физический движок Havok позволяет толкать и перемещать в игре различные большие и маленькие объекты, выбрасывать предметы из инвентаря. Ниже представлены результаты тестов Oblivion с помощью Fraps в разрешении 1024×768 – без сглаживания, анизотропной фильтрации, с максимальным качеством графики и включённым HDR-рендерингом.
CPU и графический чип | fps |
Intel 3,2 ГГц, 6800 GT AGP | 7 |
Intel 3,2 ГГц двуядерный, 7800 GT | 15 |
Intel 3,2 ГГц двуядерный, X1900 XTX | 28 |
Трава выводится с помощью генератора случайных чисел. Несмотря на одинаковые настройки дисплея и ресурсы памяти, трава в каждой игре или на разных графических картах получается своя. Это тоже несколько влияет на результаты тестов.
Графические драйверы плохо оптимизированы
Новость о том, что nVidia планирует выпустить новые графические драйверы, оптимизированные под Oblivion, облетела Интернет со скоростью молнии. Но переход с версии 81.98 на 84.21 не дал улучшений производительности. Впрочем, обновление драйверов никогда не повредит. К сожалению, на момент тестирования мы не смогли проверить бета-версию драйвера 84.43. Да и бета-версии мы предпочитаем не использовать.
На нашей тестовой системе с GeForce 5900 XT обновление привело к проблемам. После установки драйверов игра “вылетала” каждый раз при запуске Oblivion. Проблему решила повторная инициализация разрешения экрана. Кроме того, игровая производительность на этой карте снизилась. После установки новых драйверов следует удалить все файлы *.ini в папке “My Files/My Games/Oblivion”. Игра создаёт эти файлы автоматически при запуске, но придётся вводить все настройки вручную.
Catalyst 6.3 в паре с Radeon X1900 XTX демонстрируют очень приятные эффекты воды, которых нет у конкурентов на основе GeForce. HDR-эффекты выглядят очень хорошо, но у персонажей иногда наблюдаются ошибки в тенях и освещении.
Очень интересна информация в файле RenderInfo. Именно здесь присутствует информация о проходах RenderPath 2.0 A (GeForce 6800 GT) и 2.0 B (Radeon X1900 XTX), хотя обе карты поддерживают пиксельные шейдеры 3.0.
Новые графические эффекты в Oblivion
Конечно, лучше всего эффекты пиксельных шейдеров в современных играх заметны на воде и в отражениях. Для вывода воды используются шейдерные эффекты, включающие карты нормалей (normal map), карты отражений (specular map) и параллакс-карты (parallax map). Технология отображения неровностей (bump mapping) уже забыта. 3D-эффекты отверстий, царапин, неровностей и т.д. выглядят и ведут себя по-разному. В тёмных подвалах и арках неровные стены и камень выглядят устрашающе, но при дневном свете поверхность кажется несколько гладкой и не такой эффектной, тем более что текстуры травы тоже заметны.
Одним из самых значимых эффектов в игре можно назвать HDR-освещение, поскольку именно оно позволяет освещению и рассеиванию света выглядеть реалистично. Ярко освещённые или светлые поверхности сами излучают свет, а броня и оружие блестят на солнце. Когда персонаж поворачивается, эффект бликов усиливается или снижается, в зависимости от источников освещения в виртуальном мире.
Мимика лица и движения тела игровых персонажей проработаны великолепно. Губы хорошо синхронизируются с произносимой речью. Движок Havoc заставляет объекты плавать и тонуть в воде, да и физика мёртвого тела проработана “на ура”.
Блики и тени зависят от условий освещения.
Как включить “режим бога”?
Чтобы насладиться виртуальным миром Oblivion, не отвлекаясь на монстров, можно прибегнуть к кодам. Конечно, удовольствия лучше получать через нормальную игру, но на всякий случай вот вам код. Необходимо выйти в консоль с помощью клавиши “~”, после чего ввести “TGM” (без кавычек). Вы станете бессмертным, ограничение по весу носимых предметов снимется, а стрелы и магия кончаться не будут. Чтобы получить 1000 золотых, введите в консоль строку “player.additem 00000F 1000” (без кавычек). Число в конце строки можно менять – оно обозначает количество. Если вы хотите открывать любой замок с первого раза, то для получения Skeleton Key можно набрать “player.additem 000000A 1000” (без кавычек).
Полезно будет изменить максимальный уровень гаммы. Для этого следует открыть файл Oblivion.ini, который находится в каталоге “My Files/My Games/Oblivion”, с помощью “Блокнота” или любого другого редактора. Там в разделе [Display] следует увеличить значение гаммы до “fGammaMax=0.1000”. После этого движок позволит регулировать яркость в более широких пределах, так что даже в самом тёмном подземелье будет светло.